Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В АРМИИ РОССИИ XVII - НАЧАЛА XIX ВВ.'

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В АРМИИ РОССИИ XVII - НАЧАЛА XIX ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИИ / ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шутько Д.В.

В работе рассматривается значение религиозного фактора в армии России XVII - начала XIX вв. Опре- делено значение военного духовенства в развитии морального духа армии и достижении ею победы. Раскрыты особенности духовной поддержки верующих военнослужащих военными священниками. Ав- тор делает вывод о том, что в этот период военное духовенство стало уникальным институтом, возникшим на стыке двух различных государственных структур своего времени - Церкви и армии - и входившим в общую систему государственного управления. При этом православие являлось основой ценностей русского человека, оно формировало готовность идти на подвиг, укрепляло воинский дух в бою. Исследование религиозного аспекта в армии России XVII - начала XIX вв. показывает, что он яв- лялся духовной основой воинского служения и определял нравственные нормы поведения воинов России в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIGIOUS ASPECT IN THE ARMY OF RUSSIA OF THE XVII - THE EARLY XIX CENTURIES

The paper is examined the importance of the religious factor in the army of Russia of the XVII - the early XIX centuries. The value of the military clergy in the development of the army morale and its achieving victory has been determined. Special aspects of spiritual support of military chaplains to the faithful soldiers have been discovered. The author concludes that during that period the military chaplaincy was becoming a unique institution, which was being created at the junction of two different state structures of the time \ as the Church and the army, included in the general system of public administration. Thus, Orthodoxy being the core value of the Russian people, it was forming by a willingness to perform a feat, strengthening the fighting spirit in field. A study of the religious aspect in the army of Russia of the XVII - the early XIX centuries approves that it was being the spiritual basis of military service, determining moral norms of behavior of the Russian soldiers in the period under review.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В АРМИИ РОССИИ XVII - НАЧАЛА XIX ВВ.»

УДК 371

Шутько Д.В.,

кандидат педагогических наук, докторант, преподаватель кафедры педагогики Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В АРМИИ РОССИИ XVII - НАЧАЛА XIX ВВ.

В работе рассматривается значение религиозного фактора в армии России XVII - начала XIX вв. Определено значение военного духовенства в развитии морального духа армии и достижении ею победы. Раскрыты особенности духовной поддержки верующих военнослужащих военными священниками. Автор делает вывод о том, что в этот период военное духовенство стало уникальным институтом, возникшим на стыке двух различных государственных структур своего времени - Церкви и армии и входившим в общую систему государственного управления. При этом православие являлось основой ценностей русского человека, оно формировало готовность идти на подвиг, укрепляло воинский дух в бою. Исследование религиозного аспекта в армии России XVII - начала XIX вв. показывает, что он являлся духовной основой воинского служения и определял нравственные нормы поведения воинов России в рассматриваемый период.

Ключевые слова: воспитание военнослужащих, потенциал религии, военное духовенство

Shut'ko D.

PhD in Pedagogy, Doctoral student, Lecturer of Chair of Pedagogy of Military University of the Ministry

of Defense of the Russian Federation, Moscow

THE RELIGIOUS ASPECT IN THE ARMY OF RUSSIA OF THE XVII -

THE EARLY XIX CENTURIES

The paper is examined the importance of the religious factor in the army of Russia of the XVII - the early XIX centuries. The value of the military clergy in the development of the army morale and its achieving victory has been determined. Special aspects of spiritual support of military chaplains to the faithful soldiers have been discovered. The author concludes that during that period the military chaplaincy was becoming a unique institution, which was being created at the junction of two different state structures of the time \ as the Church and the army, included in the general system of public administration. Thus, Orthodoxy being the core value of the Russian people, it was forming by a willingness to perform a feat, strengthening the fighting spirit in field. A study of the religious aspect in the army of Russia of the XVII - the early XIX centuries approves that it was being the spiritual basis of military service, determining moral norms of behavior of the Russian soldiers in the period under review. Keywords: education of soldiers, religion potential, military clergy

Религиозность народов России была одним из факторов побед ее армии. Защищая Отечество, воины защищали свою Веру. Православие являлось основой ценностей русского человека, оно формировало готовность воина на подвиг, укрепляло воинский дух в бою.

Использование потенциала религии в работе с военнослужащими увеличилось после введения постоянного духовного обеспечения в войсках. Появление в русской армии особых священнических должностей непосредственно связано с формированием частей регулярного отечественного войска. При этом военное духовенство стало уникальным институтом, возникшим на стыке двух различных государственных структур своего времени - Церкви и армии и входившим в общую систему государственного управления. Он представлял собой часть Церкви, выполняя функции и задачи церковной организации, по обширности и значению равной епархии, но деятельность его была направлена на определенную часть войска. Он подчинялся особым законам, функционировал в особых условиях, коренным образом отличных от условий жизни обычных епархий, и вынужден был приспосабливаться к армейской и флотской жизни как мирного, так и военного времени [8].

В уставе «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» (1647 г.) впервые упоминается полковой священник [16; С. 42]. Также в уставе подчеркивался религиозный аспект в подготовке воина к ведению боевых действий и развитии профессиональных знаний и нравственных качеств [5; С. 17-34]. В уставе подчеркивается роль веры для воинов: «Надобе им Господа Бога в сердцы своем имети...» [16; С. 34].

Во времена правления Федора Алексеевича (1676-1682 гг.) организация церковной службы в полках проходила под непосредственным руководством и при участии царя. Нередко сам царь, минуя патриарший приказ, назначал в полки священнослужителей [9; С. 82]. Так, в разрядных книгах 1679 г. упоминается, как Царь предписывал Патриаршему приказу назначить священников и «отписать в разряд к дьякам о священнике, дьяконе и количестве церковной утвари, отправленных в полк». В иных случаях царь мог сам определять причт: «Указал Свивского монастыря архимандрита Маркела, да Успенского Большого собора ключаря Якова, да попа Гавриила» назначить в полк боярина князя Черкасского [8].

Для выплаты жалования полковым священникам со всех церквей был назначен особый сбор - по гривне с церкви «подможных» денег. Эти сборы упоминаются с 1695 г., но, очевидно, они существовали значительно раньше. В 1695 г. патриарх Иоаким указал «в московских шести сороках церкви многоприходные, средние и малоприходные росписать и подможные деньги, которые забирывались прежде сего на службу священником, в равенстве расположить, кроме церквей, которые в стрелецких слободах» [8].

В 1695 г. Петр I создает два пехотных полка - Преображенский и Семеновский, послуживших основанием российской армии. В 1700 г. в связи с упразднением стрелецкого войска было образовано 27 пехотных полков. В ходе реформ Петра установилась новая организационная структура армии, вводились новые штаты. Основной тактической единицей в пехоте и кавалерии являлся полк, соответственно множилось и число полковых священнослужителей [9; С. 83].

Петр Алексеевич осознавал значение религиозного фактора в развитии морального духа армии и достижении ею победы. Примером реализации религиозного потенциала в боевой деятельности является обращение к своему войску накануне Полтавской битвы: «Воины! .... Не помышляйте, что сражаетесь за Петра, но за государство, Богом Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Веру и Церковь. ...» [3; С. 64]. Формируя регулярную армию, Петр I в деле духовного воспитания реализовывал отечественный и зарубежный опыт. На основании его указаний и приказов всесторонне развивается институт военного духовенства. Основные положения о религиозном воспитании воинов Петром Алексеевичем закреплялись в разрабатываемых под его руководством уставных документах. Так, 6 мая 1715 г. в Российском государстве был издан «Артикул воинский», который состоял из 24 глав и был разделен на 209 артикулов (статей). В

«Артикуле воинском» религиозному воспитанию отводились глава первая - «О страхе Божьем» и глава вторая - «О службе Божьей и о священниках». В артикуле Петр I вводит текст «Военной присяги или обещания людей всех воинских чинов» и закрепляет ритуал ее принятия, тем самым переводит ее из традиции в ранг государственного закона [2]. Артикул требовал проводить «службу Божию» каждое утро, полдень и вечер с пением и молением. «Всем офицерам и рядовым, - указывалось в Артикуле, - надлежит священников любить и почитать... Кто против того погрешит, имеет по изобретению его преступления... наказан быть» [2].

Первоначальными органами руководства полковым духовенством были обер-поле-вые священники, которые по своему положению, правам и обязанностям в точности соответствовали флотским обер-иеромонахам. Первые сведения о должности обер-полевого священника содержатся в 29-й главе воинского Устава от 30 марта 1716 г. (а потом в инструкции от 28.08.1797) [10; С. 181]. Таким образом, обер-полевой священник сухопутной армии, наравне с флотским обер-иеромонахом, являлся полноправным представителем духовно-административной власти в Вооруженных Силах государства.

Петром I была организована подготовка офицеров в военных учебных заведениях. В них были созданы условия реализации потенциала религии в обеспечении идей патриотизма, служения Родине, нерушимости воинского долга, верности трону, присяге и идеалам церкви.

В результате введенных реформ в Вооруженных Силах Петром I был заложен новый принцип военной службы - за Веру, Царя и Отечество.

Большую роль в решении религиозно-воспитательных задач играли церковные храмы, которые являлись мощным средством религиозного воспитания военнослужащих. По мере развития экономической мощи государства началось строительство армейских храмов, сначала деревянных, а затем каменных. Так, первая деревянная церковь была построена в 1748 г. для гвардейского Семеновского полка недалеко от его казармы. В честь полковой иконы церковь получила наименование «Введение во храм Пресвятой Богородицы» [7; С. 26]. Первая каменная полковая церковь была построена по высочайшему повелению в 1764 г. для Преображенского гвардейского полка. [6; С. 137].

Прослеживая идеи реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих России в послепетровскую эпоху, необходимо отдать должное генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. Он знал, каким могучим двигателем, какой вдохновляющей силой для русского народа является православие. А.В. Суворов старался воздействовать на душу солдата, обращаясь к православным истинам. Именно вера пробуждала в солдатах благородные чувства, без которых душа черствеет в жестокостях войны. Прекрасно сознавая цену истинного благочестия русского солдата и будучи сам глубоко верующим, А.В. Суворов всеми силами поддерживал в воинах религиозное настроение. Он учил солдат не бояться смерти, смотреть ей прямо в глаза, ибо они отдают жизни за «Дом Богородицы», какою всегда виделась русскому человеку родная земля. Поэтому, будучи еще командиром полка (сначала Астраханского, а затем Суздальского), наряду со строевыми занятиями, он заботится и о религиозно-нравственном воспитании солдат.

А.В. Суворов строил церкви, а для солдат составил молитвенник и краткий катехизис [5; С. 310]. На богослужении А.В. Суворов всегда присутствовал сам и по возможности со всем своим штабом: бывал на всенощных и обеднях, даже в военное время в походной церкви. Такое постоянное участие с нижними чинами военного начальства в богослужении само по себе не могло не действовать благоприятно на солдат [5; С. 314].

А.В. Суворов, стремясь укрепить в своих войсках веру в Бога, все военные действия начинал и оканчивал молитвою. О том, как готовились воины суворовской армии к битве, гово-

рит следующий пример: перед штурмом Праги в польскую кампанию 1794 г. с наступлением ночи солдаты одели чистое белье и, поставив у костров ротные и полковые образа (своего покровителя в лице святого угодника имел каждый полк), молились об укреплении сил на предстоящее дело и о даровании победы.

Многие приказы и наставления А.В. Суворова включали потенциал религии в воспитательном аспекте, укрепляя моральный дух войска. Так, в наставлениях указывалось, что «...Грех напрасно убивать! - они такие же люди! - умирай за дом Богородицы! - За Матушку! - За пресветлейший дом! - Кто остался жив, тому честь и слава. Обывателя не обижай! - Он нас поит и кормит. - Солдат не разбойник». «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву! - Молись Богу! - от Него победа! - Чудо, богатыри! - Бог нас водит; - Он нам Генерал!» «Помилуй Бог! Мы русские, - Богу молимся: Он нам и помощник; Царю служим: он на нас и надеется, - и нас любит, и нас наградит. Кого из нас убьют: царство небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы: нам честь, нам слава, слава, слава!». Такие и подобные суворовские приказы читались солдатам по несколько раз, чтобы они лучше могли усвоить и запомнить их.

Но не только в ходе подготовки к войне и в ходе нее привлекался потенциал религии в воспитании военнослужащих. После ведения боевых действий, поощряя за одержанные победы генералов и офицеров, удостоенных монарших милостей, А.В. Суворов собственноручно в церкви возлагал знаки отличия, после того как священник в алтаре окропит их святой водою.

К исходу XVIII в. армия и церковь уже представляли собой единый отлаженный организм. Военному духовенству отводилась задача патриотического, нравственного и воинского воспитания офицеров, солдат и матросов в целях формирования у них высоких моральных и боевых качеств. [1; С. 7]. Это достигалось созданием в подразделениях и частях особой атмосферы, которая подчеркивала святость воинского долга. На первое место среди многих задач, решаемых военным духовенством, выступало стремление воспитать в русском воине любовь к Богу, верность православию, духовно-нравственные силы, сделать его человеком, проникнутым истинно христианским настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а по совести и глубокому убеждению в святости воинского долга. Военные священники заботились о воспитании в войсках духа веры, благочестия и воинской дисциплины, терпения, мужества и самопожертвования.

Во время правления Павел I (06.11.1796-12.03.1801), обративший особое внимание на переустройство русской армии, не мог проигнорировать и вопрос об условиях функционирования военного духовенства. Высочайшими повелениями от 4, 9, 22 и 28 апреля и 9 мая 1800 г. была учреждена особая, с непосредственным подчинением Святейшему Синоду и с непременным правом состоять членом Синода, должность обер-священника армии и флота, на которую возлагались полномочия по самостоятельному управлению всем гвардейским, армейским и флотским духовенством [11]. Так, 4 апреля 1800 г. до столичного митрополита Амвросия была доведена монаршия воля, согласно которой обер-полевые священники «не только в военное время и когда войска в движении, но и в мирное время имели в своем ведении всех священников армии» [11].

Понимая значение образовательного уровня полковых священников, Павел I утвердил в июне 1800 г. проект создания армейской духовной семинарии, которая включала в себя два отделения: высшее и низшее. В высшем отделении курс учения разделяется следующим образом: два года - для класса словесных наук, к которым присоединяется всеобщая История; два года - для класса философских наук, к коим присоединяется математика и физика; два года - для Богословских наук, к коим присоединяется Церковная История; языки - гре-

ческий, немецкий и французский - преподаются все 6 лет, а еврейский - в последние 4 года; несколько часов в неделю отводилось изучению военного устава и артикулов, а также медицине. В низшем отделении полагается также три класса. В первом классе изучалось чтение и письмо на российском и латинском языках, сокращенный катихизис, начало нотного пения, начала российской грамматики, четыре первые правила арифметики. Во втором классе изучались российская и славянская грамматика, арифметика, Церковное обихотное, и отчасти партесное пение с уставом церковным, пространный катихизис, начала языка латинского, начала языка греческого. В третьем классе изучались предметы: продолжение пространного катихизиса, греческий и латинский языки, священная история, география всеобщая и российская, повторение арифметики, усовершенствование в нотном пении. Продолжительность обучения в армейской семинарии составляла шесть лет [9; С. 105-106].

В подготовке будущих офицеров во второй половине XVIII в. уделялось большое внимание духовно-нравственному воспитанию. Проводником и инициатором многих новшеств екатерининской эпохи в подготовке офицерских кадров являлся генерал-поручик Иван Иванович Бецкой. В результате его деятельности и изменились условия формирования духовно-нравственных качеств, которые были целью подготовки к реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих. Главными средствами нравственного воспитания И.И. Бецкой считал «вкоренение страха божия», изоляцию воспитанников от окружающей среды, а также положительные примеры, на которых строилось воспитание. Одним из нововведений И.И. Бецкого явилось введение малолетнего отделения (мальчики 5-6 лет), где, кроме воспитателей, находился священник с дьяком, которые проводили церковные службы и занятия по Закону Божьему. Одним из основных учебных предметов, влияющих на духовно-нравственное состояние воспитанников в военно-учебных заведениях России, как свидетельствуют материалы исследования, был Закон Божий. В учебных планах на первом месте стояло изучение катехизиса, или Закона Божьего. Главной целью указанных дисциплин являлось усвоение истины веры и нравственности в духе православной Церкви. Изложение христианских обязанностей должно состоять не столько в научении, сколько в том, чтобы возбудить и расположить обучающихся к христианскому православному образу жизни, развить и укрепить в них христианское настроение и добрые навыки [11]. В процессе освоения предмета изучались история Церкви, история богослужений, заучивались молитвы, духовные песнопения, догматический курс - основы вероучения, элементы нравственного и сравнительного богословия. В 1804 г. в ряде кадетских корпусов по ходатайству митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского вводятся штатные должности законоучителей. В их обязанности входило христианское назидание кадетов, изложение материала в соответствии с программой, создание искомого духовного настроения.

Важным этапом в истории воспитательной работы с верующими военнослужащими явилась Отечественная война 1812 г. Она потребовала от русского народа гигантского напряжения всех духовных и физических сил для борьбы с армией Наполеона. Ее история изобилует фактами, свидетельствующими об огромном значении православной веры как неисчерпаемого источника духовных сил [5; С. 369]. Воспитательная работа с военнослужащими в этот период осуществлялась под воздействием военного духовенства на дух солдат, основываясь на крепкой вере в Бога, безграничной преданности царю и любви к своему Отечеству. В одной из инструкций военным пастырям, составленной первыми обер-священника-ми, отмечалось: «Главная задача военных пастырей, проповедуя слово Божие перед военными людьми, наставлять их в неизменных обязанностях воина, в благочестии, беспредельной верности государю, повиновении начальству и усердии к службе...». Реализация потенциала

религии в этот период явилась важным фактором в достижении победы. Использовались различные методы ее реализации, особенно при непосредственной подготовке войск к сражению. Так, накануне Бородинского сражения по войскам носили Чудотворную икону Смоленской Божией Матери, вывезенную из города, оставленного неприятелю. Был осуществлен общий молебен. В нем все воинство русское с Кутузовым во главе молилось о защите и покровительстве Божией Матери и о даровании победы.

Духовная поддержка военных священников во время боя являлась мощным воздействием на верующих военнослужащих. Священники, находясь среди воинов, поощряли и воодушевляли сражавшихся, перевязывали раненных, напутствовали тяжело раненных. С крестом в руках шли впереди полка и своими наставлениями и примером мужества вдохновляли воинов поражать врагов и крепко стоять за Веру, Царя и Отечество. Самоотверженность их доказана бесстрашным исполнением долга под огнем неприятельским, множеством подвигов, многими ранами и контузиями.

Войска, планомерно отступая, оказывали неприятелю героическое сопротивление. Но постоянное отступление, даже после удачных боев, раздражало и волновало солдат, не понимающих цели отступления. Надо было, не прибегая к строгим мерам, их успокаивать и дисциплинировать. Военные священники в этом деле оказывали неоценимую услугу, увещевали и беседовали, примером собственного мужества и человеколюбия поддерживали дух солдата.

Влияние пастырей на дух войска было засвидетельствовано императором Александром I и военачальниками, украсившими отличившихся в войне священников многочисленными наградами. Среди армейских священников были такие, которые заслужили в боях орден Святого Георгия за проявленное личное мужество. Военная экспедиция упоминает священника 19-го егерского пехотного полка Василия Васильковского, героя 1812 г., отличившегося в бою 15 июня под Витебском, в сражении под Малым Ярославцем и скончавшегося от ран во время похода на Францию.

Трепетно относились военнослужащие к православным святыням. Так, пример благочестия и христианской добродетели являет собой письмо главнокомандующего русской армией М.И. Кутузова митрополиту Амвросию: «Благословите сей дар, приносимый воинами Подателю победы. Храбрые Донские казаки возвращают Богу похищенное из храмов Его сокровище. На меня возложили они обязанность доставить Вашему Высокопреосвященству сие серебро, бывшее некогда украшением Святых ликов, потом доставшееся в добычу нечестивых хищников, и наконец храбрыми Донцами из когтей их исторгнутое. Предводитель войска Донских казаков граф Матвей Иванович Платонов и вместе с ним все его воины и я желаем, чтобы сии слитки, составляющие сорок пудов серебра, были обращены в изображения четырех Евангелистов и служили украшением церкви Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Все издержки, нужные на изваяние сих священных ликов, принимаем мы на свой счет» [5; С. 369].

Не без воли Божией прошла война «двенадцатого года» - так думал и государь, и русский народ, победу славную приписав не себе, а силе Божией: «Не нам, не нам, а имени Твоему» было выбито на медали в память войны 1812 г. Фельдмаршал М.И. Кутузов после войны отмечал, что если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то Слава будет вечным их спутником, и горе злодею, покусившемуся на хранимую Богом святую Русь [4; С. 313].

Таким образом, исследование религиозного аспекта в армии России XVII - начала XIX вв. показывает, что он являлся духовной основой воинского служения и определял нравственные нормы поведения воинов России в рассматриваемый период.

Список литературы

1. Алехин И.А., Иванов В.П. Формирование военного духовенства в русской армии XVIII в. // Мир образования - образование в мире. 2013. № 3.

2. Артикул воинский с кратким толкованием. СПб., 1735 (Электронный ресурс) // URL: http:// militera.lib.ru/regulations/russr/1715_artikul/index.html

3. Григорьев А.Б. Вера и Верность: очерки из истории отношений Русской Православной Церкви и Российской армии. М.: Кучково поле, 2005. - 472 с.

4. ЖилинП.А. Кутузов. Жизнь и полководческая деятельность. М.: Воениздат, 1978. - 399 с.

5. Золотарев О.В. Стратегия духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988-2005 гг. Антология: 2-е изд., доп.: В 2-х кн. Кн. 1. Челябинск: Социум, 2006. - 736 с.

6. Иванов В.П. Становление и развитие системы религиозного воспитания военнослужащих Русской армии в XVIII - начале XX века: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014. - 608 с.

7. Исакова Е.В. Храмы - памятники русской воинской доблести // Знание. Серия «История». 1991. № 11.

8.Исакова Е.В. Периодизация истории Института военного духовенства (Электронный ресурс) // URL: http://www.sedmitza.ru/text/406641.html

9. Котков В.М. Военное духовенство России. Страницы истории: монография. СПб, 2004 (Электронный ресурс) // URL: http://pobeda.ru/biblioteka/kotkov_1.zip

10. Павлов А.С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002. - 384 с.

11. Учение и хитрость ратного строя пехотных людей (1647 г.). СПб.: Типография «Бережливость», 1904. - 357 с.

Reference list

1. Alekhin I., Ivanov V. The formation of military clergy in the Russian army of the XVIII century // World of education - education in world. 2013. № 3.

2. Article the military with a brief interpretation. SBR., 1735. (Electronic resource) // URL: http:// militera.lib.ru/regulations/russr/1715_artikul/index.html

3. Doctrine and cunning of military order of infantry men (1647). SBR.: Printing house "Berezhlivost' ", 1904. P. 357.

4. Grigor'evA. Belief and Allegiance: The historical sketches about relations between the Russian Orthodox Church and the Russian army. M.: Kuchkovo pole, 2005. P. 472.

5. Ivanov V. The formation and development of the system of religious education of soldiers of the Russian army in the XVIII - the early XX centuries: Thesis of Doctor of Pedagogy. M., 2014. P. 608.

6. IsakovaE. Periodization of the history of the military clergy institution. (Electronic resource) URL: http://www.sedmitza.ru/text/406641.html

7. Isakova E. Temples - monuments of the Russian military valiancy // Knowledge. Series "The History". 1991. № 11.

8. Kotkov V. The military clergy of Russia. Pages of history: Monograph. SBR., 2004 (Electronic resource) // URL: http://pobeda.ru/biblioteka/kotkov_1.zip

9. Pavlov A. The course of church law. SBR.: Lan', 2002. P. 384.

10. Zhilin P. Kutuzov. Life and work generalship. M.: Voenizdat, 1978. P. 399.

11. ZolotarevO. Strategy of the spirit of the army. The army and the Church in the Russian history, 988-2005. Anthology: 2nd edition, completed: In 2 books. Book 1. Chelyabinsk: Sotsium, 2006. P. 736.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.