Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ РПЦ / ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ В ВОИНСКОЙ СРЕДЕ / МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кравец Виктор Иванович

В статье предложен обзор миссионерской деятельности православного духовенства среди представителей ОВД России и духовного окормления сотрудников ВС РФ. Выводом является утверждение о том, что в настоящее время, в условиях политической, экономической и духовно-нравственной турбулентности, данная миссия имеет актуальный характер и приносит определенные плоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX MISSION AMONG REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN ARMED FORCES AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES

The article offers an overview of the missionary activity of the Orthodox clergy among the representatives of the Russian IAB and the spiritual accompaniment of the RF Armed Forces. The conclusion is the statement that at the present time, in conditions of political, economic and spiritual-moral turbulence, this mission is relevant and bears certain fruit.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

УДК 266.3

Протоиерей Виктор Иванович Кравец магистрант 2 курса БПДС, храм во имя прп. Серафима Саровского (Россия, Белгород)

Православная миссия среди представителей Вооруженных сил России и

правоохранительных органов

Аннотация: в статье предложен обзор миссионерской деятельности православного духовенства среди представителей ОВД России и духовного окормле-ния сотрудников ВС РФ. Выводом является утверждение о том, что в настоящее время, в условиях политической, экономической и духовно-нравственной турбулентности, данная миссия имеет актуальный характер и приносит определенные плоды.

Ключевые слова: миссия РПЦ; православная миссия в воинской среде; миссионерское служение Белгородской епархии.

Archpriest Victor Ivanovich Kravets, 2st year Master's student of Belgorod Orthodox Theological Seminary, Church of St. Seraphim of Sarov (Russia, Belgorod),

Orthodox mission among representatives of the Russian Armed Forces and law

enforcement agencies

Abstract: The article offers an overview of the missionary activity of the Orthodox clergy among the representatives of the Russian IAB and the spiritual accompaniment of the RF Armed Forces. The conclusion is the statement that at the present time, in conditions of political, economic and spiritual-moral turbulence, this mission is relevant and bears certain fruit.

Key words: mission of Russian Orthodox Church; Orthodox mission in military environment; missionary service of Belgorod diocese.

Как говорил император Александр III, «у России есть только два союзника -армия и флот» [15, с.177] - две составляющие одного организма, который обеспечивает на протяжении столетий защиту России и при необходимости подтверждает ее могущество. В настоящее время духовное окормление, воцерковление военнослужащих является одним из главных приоритетов служения военного духовенства и одной из задач миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [9, с.42].

Патриарх Алексий II задал следующие направления взаимодействия РПЦ с Вооруженными Силами страны: необходимо создавать такие условия, в которых возможна была бы постоянная, беспрепятственная христианская проповедь; также следует создавать храмы, которые были бы передвижными, походными, строить моделируемые храмы-трансформеры, которые возможно при необходимости собрать и перевезти на иное место вместе с военной частью, при этом нужны и стационарные храмы на территориях военчастей, у которых постоянное место дислокации. Необходимо уделить внимание и распространению духовной литературы соответствующей тематики [1, с.218], наполненной христианским содержанием и отражающей именно христианские нравственные и этические нормы и принципы; пастырское служение в войсках; окормление военнослужащих; сотрудничество с правоохранительными органами и Вооруженными Силами в деле патриотического воспитания молодого поколения.

В настоящее время, в условиях политической турбулентности на мировой арене, глобализационных процессов с антихристианскими тенденциями, в условиях военных мировых конфликтов, специальной военной операции на территории Украины мы можем наблюдать рост неоязыческих движений, деструктивных религиозных групп, псевдохристианских объединений, которые подрывают духовную безопасность российского социума. В этой связи именно многовековые, неискаженные, подлинные христианские устои, ценности, нравственные и этические нормы и правила помогут противостоять разрушающим идеологиям и религиозным направлениям.

На фоне духовного кризиса мирового сообщества, разрушения традиционных ценностных ориентиров, трансформации духовной парадигмы, экспансии западного либерального мировоззрения, которое основывается на антихристианских принципах, вопрос христианизации Вооруженных Сил, правоохранительных органов приобретает особое значение.

Следует отметить, что еще в XVIII веке политики, дипломаты, представите- ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И

ли силовых ведомств Российской империи понимали, насколько важно духовно-нравственное воспитание органов правопорядка, военных в рамках православной аксиологии, а потому в империи постепенно складывались христианские традиции воинского воспитания [2, с.58]. Временем рождения и становления военного духовенства стоит считать именно Петровские времена, когда Петр I «положил начало организационного оформления военно-религиозной службы» [14, с.42].

Как отмечает А.Б. Каменский, 1800 г. стал годом, в который началось создание постоянного штата военных капелланов в российских войсках, а также учреждение управленческого отдела, который должен курировать, контролировать деятельность духовенства. Главой управления назначался ответственный священник [6, с.191]. С 90-х годов XIX века военные священники стали подчиняться тому епископу, в пределах епархии которого они находились, а епископы, в свою очередь, стали более серьезно вникать в их нужды.

Следует отметить, что в России в 1911 г. из тысячи новобранцев более половины имели разрозненные и обрывочные знания о религии, поэтому необходимо было снизить теологическую безграмотность. Здесь особую роль играли приходские библиотеки и церковно-приходские школы для нижних чинов, которые были центрами религиозно-нравственного образования военнослужащих. Там преподавали богословские дисциплины, грамоту, культурологические начала Российской империи и прочие предметы. Военное духовенство преследовало своей целью привитие русскому воинству православного, церковного, молитвенного духа, а также духовно-нравственное совершенствование силовиков в рамках православного вероучения, православной аскетики, аксиологии [7, с.11]. Также военные священники старались привить благочестие представителям Силовых структур, укрепить их дух, привить терпение, мужество, самопожертвование.

Для достижения определенных целей и решения поставленных задач в деле миссии священники вели и ведут сегодня как богослужебную деятельность, так и внебогослужебную. Первая включает в себя проведение богослужений, молеб-ных пений, совершение проповедей, освящение военной техники, оружия, военных сооружений.

Вторая, внебогослужебная, деятельность подразумевает, в частности, проведение бесед о необходимости борьбы со страстями, о вреде алкоголизма, много внимания уделяется благотворительному деланию, мероприятиям по патриотическому воспитанию военных, по укреплению дисциплины в рядах силовиков, предупреждению правонарушений [10]. Внебогослужебная деятельность пасты- ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И

рей в силовых ведомствах направлена на привлечение силовиков к участию в патриотических проектах, привитие традиционных духовных и нравственных ценностей. Пастырь должен сосредоточить свое внимание на повышении информированности военнослужащих о традиционных религиозных объединениях России, на формировании мотивации сознательного отношения к военной службе на основе знания и уважения религиозных традиций.

Священники, совершающие свое служение в военных частях, всегда старались искоренять нравственные недуги военнослужащих, подвигнуть их на борьбу со страстями. Так, в конце XIX - XX вв. было много случаев пьянства в армейских рядах, так называемой «дедовщины» и других нелицеприятных моментов службы, с которыми боролись разными методами: священнослужители проводили беседу, взывали к совести человека, его чести и достоинству, объясняли постыдность поступка, наделяли провинившегося военнослужащего определенным послушанием. Одним из важных методов пастырского служения и воздействия на военнослужащих в российской армии (помимо бесед, лекций, печатной продукции и образовательных мероприятий) всегда был личный пример.

Если до революционных событий ХХ столетия Русская Православная Церковь вела работу с российскими военнослужащими, с представителями правопорядка, то после революции эта работа практически сошла на «нет», институт военного духовенства был упразднен. С падением богоборческого режима и со сменой идеологических установок РПЦ снова получила возможность вести миссионерскую деятельность в стране и, соответственно, в армии, флоте, правоохранительных структурах. Осенью 1992 г. в Военной академии Генштаба «была проведена научно-практическая конференция, которая стала первой попыткой теоретического обоснования необходимости тесного сотрудничества с Церковью» [13, с.9].

В 1995 г. был учрежден Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями, деятельность которого направлена, в частности, на разработку рекомендаций и методик совершения пастырского служения в воинской среде, на регулирование духовно-просветительской и пастырской деятельности среди силовиков, а также на поддержание членов их семей [16].

Благодаря сотрудничеству, взаимодействию и положительным диалогам с Силовыми структурами во многих воинских частях появились храмы, комнаты для совершения молебнов, панихид, таинства Крещения, священники ездили в Чечню, Косово, и сегодня совершают поездки в другие места с целью духовного

окормления, поддержки православных солдат. На данный момент Отдел включает в себя секторы по взаимодействию с ВМФ, Сухопутными войсками, ВВС, ВДВ, Внутренними войсками МВД, Пограничной службой ФСБ России и другими Силовыми Ведомствами.

В 2009 г. институт военного духовенства был снова возрожден для того, чтобы, в частности, возродить христианские традиции воспитания военнослужащих (в рамках православного вероучения), а также проанализировать дореволюционный опыт взаимодействия Церкви и Силовых структур, который был сформирован в Российской империи, и применить этот опыт в современной практике, переосмысливая его в контексте нынешних условий [8]. Церковь считает, что следование долгу защиты Отечества является спасительным для каждого православного верующего, если он живет и действует в соответствии с заповедями Божиими о любви к Богу и ближним, что предполагает самопожертвование ради другого человека, готовность отдать свою жизнь «за други своя» (Ин.15:13) [10].

Возрождение института военного духовенства стало в современных условиях началом формирования нового облика российских силовых структур [3]. Ввиду того, что сегодня, благодаря либеральным идеологам, меняются местами понятия «подвиг» и «отвратительный поступок», в обществе снижается истинное чувство патриотизма, национального самосознания и самосохранения, особо остро чувствуется необходимость возрождения духовных, христианских основ воинского служения. Военнослужащие, исполняющие свой священный долг, не должны быть лишены духовного, пастырского окормления и возможности слышать Евангельскую проповедь.

Сотрудничество РПЦ и государственного аппарата в деле духовного просвещения военнослужащих привело к тому, что сегодня в Вооруженных Силах РФ организована система работы с войсковым и флотским духовенством, постепенно наращивается материальная, методическая база по миссионерской работе с ВС, правоохранительными силами, совершенствуется работа с военнослужащими в полевых условиях.

Сегодня, в условиях политической и военной нестабильности в мире, в условиях СВО, те священнослужители, которые желают совершать свое пастырское служение в ВС РФ или желают принять участие в СВО на территории Украины, должны иметь высшее образование, быть гражданами РФ, не иметь иного гражданства, не иметь медицинских противопоказаний, обязательно иметь хотя бы минимальную специальную военную подготовку, иметь опыт пастырского слу-

жения, духовного окормления паствы, также должны сами быть духовно стойкими, уметь переносить лишения, трудности (как в моральном, так и в физическом плане), так как личный пример любого человека, а уж тем более пастыря, особенно в критические моменты, представляет собой эффективный и действенный способ воздействия на окружающих, в данном случае на военнослужащих [10].

Священник должен разбираться не только в богословских вопросах, но и иметь глубокие знания в области общественно-государственной подготовки, истории Вооруженных Сил своей страны и опыта иностранных армий, уметь провести информирование и беседы с солдатами. Важным моментом в воспитании военнослужащих является объяснение им воинских традиций, которые помогают вновь прибывшим бойцам ответить на многие вопросы, вызывающие у них непонимание.

Полковые батюшки, работающие непосредственно с православными верующими личного состава, поддерживают бойцов не только Божьим Словом, но и делом, тем самым показывая пример мужества русского духа, и нередко на совместных встречах военнослужащие благодарят священников, которые разделяют с ними все тяготы военной жизни, поддерживают их и корректируют моральное состояние бойцов, напрямую влияющее на исход определенных военных действий.

Следует отметить, что в настоящее время РПЦ совместно с МО РФ разрабатывает Закон о военных пастырях. Этот вопрос весьма актуален в условиях СВО. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными органами иерей Олег Овчаров считает, что закон необходим, т.к. сегодня священники едут в зоны военного конфликта фактически «за свой счет, суточных им не выплачивают. А если они гибнут, то у них даже страховки нет, поэтому нужна социальная защита капелланов и их семей... Пока же священники направляются на СВО не централизованно от Патриархии, а непосредственно от епархий, и на добровольных началах» [5].

Александр Ходаковский, командир батальона «Восток», заместитель начальника Главного управления Росгвардии по ДНР, утверждает, что военные священники, полковые пастыри крайне необходимы для стабилизации духовного состояния силовиков, т.к. то, с чем им приходится сталкиваться в жизни, на передовой, те нелицеприятные «картины», которые они видят своими глазами, весь ужас войны крайне негативно влияет на их психику, на сознание. Он утверждает, что солдаты доверяют священникам так, как больше никому не доверяют, а потому воен- ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И

ные пастыри, капелланы «крайне необходимы на передовой» [5], они помогают поддерживать боевой настрой, дух солдат, а также правильно мотивировать их, объясняют необходимость следования долгу, поэтому «практику взаимодействия воинских подразделений со священниками следует расширять и поощрять» [5]. При этом современное российское общество все больше осознает, что воспитать полноценного защитника Отечества, бойца, крепкого духом, можно на основе подлинного, неискаженного христианского вероучения [12].

Необходимо отметить схожие элементы военной и церковной организаций: строгая иерархичность управления, определенная методика служения, дисциплина, регламентированная особая форма одежды, специфическая «атрибутика, своеобразные режимы секретности (таинственности)» [9, с. 45], хранения особой информации, что облегчает работу священников в среде военнослужащих.

На сегодняшний день можно наблюдать тенденцию увеличения количества военнослужащих не только по призыву, но и по контракту. Большой приток воинов с разной жизненной позицией и вероисповеданием создают разрозненное общество, боеспособность которого находится на низком уровне. В этой связи Церковь должна проявить свои способности по консолидации общества, поддержанию веротерпимости, межрелигиозного мира в воинских частях, профилактике проявлений религиозного экстремизма.

В настоящее время миссия православного духовенства в силовых ведомствах России, работа с правоохранительными органами расценивается как источник духовной крепости, физической и моральной силы военнослужащих, усиления обороноспособности страны, укрепления российской боевой структуры [9, с.45]. В рамках осуществления миссионерского служения среди военнослужащих, органов правопорядка принимаются различные меры по повышению православной культуры силовиков. Так, например, в Свято-Тихоновском богословском институте «создан учебно-методический центр духовного образования военнослужащих, в Военной академии им. Петра Великого действует факультет православной культуры» [9, с.47], выходят в свет различные журналы, газеты, отражающие опыт взаимодействия Вооруженных Сил РФ и РПЦ (в частности, издание «Армия и религия», газета «Красная звезда») [9, с.47]. Параллельно проводится работа по повышению уровня образования духовенства в сфере военного дела.

В настоящее время отношения силовых ведомств и религии в целом регулируют такие документы, как:

1) Федеральный закон «О статусе военнослужащих» 1998 г. № 76-ФЗ (статья

8), в котором, кроме прочего, говорится о том, что «военнослужащие в свободное от военной службы время имеют право участвовать в религиозных церемониях, религиозные обряды на территории воинских частей могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира» [17];

2) закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. говорит о том, что командный состав воинских частей не должен чинить препятствия для подчиненных, если они желают участвовать в богослужениях и иных религиозных обрядах [18].

Между тем, несмотря на позитивное развитие взаимоотношений Церкви и силовых структур, стоит сказать о такой проблеме, как сопротивление присутствию РПЦ в военной среде страны либерально настроенной части общества, которая скептично отзывается о служении в силовых структурах священников-капелланов и утверждает, что современное присутствие РПЦ в ВС является избыточным, лишним. Препятствием в деле миссии иногда является и личное негативное отношение командиров к пастырям.

Необходимо сказать о Белгородской митрополии, духовенство которой находится в плотном контакте для обмена необходимой информацией со многими силовыми структурами (ГУВД, МВД и др.), проводит миссионерскую деятельность в рядах ВС. Также деятельность Белгородской митрополии проявляется в сотрудничестве со специальными родами войск. Следует отметить, что автор данной статьи, протоиерей Виктор Кравец, является председателем Комиссии Белгородской и Старооскольской епархии по работе с Вооруженными Силами и связям с Правоохранительными организациями.

В рамках взаимодействия митрополии и ВС РФ члены Комиссии совершают богослужения, благодарственные молебны в воинских частях, посещают СевероКавказские регионы (с целью духовного окормления сотрудников ОВД и ВС), благословляют сотрудников, командированных, например, в горячие точки.

Не обходит митрополия стороной и учебный центр ВКС МО РФ №357. Настоятель Смоленского собора и архиерейского подворья протоиерей Павел Вейн-гольд, сотрудник Комиссии, принимает участие в торжественном приведении молодого пополнения к военной присяге, на котором поздравляет военнослужащих с этим важным для бойцов моментом в их жизни. Кроме этого на территории войсковой части расположен домовой храм архиерейского подворья во имя св. бл. кн. Александра Невского, в котором еженедельно совершаются Литургии,

встречи с представителями духовенства, просмотры и обсуждения фильмов христианского содержания. С военнослужащими, изъявившими принять Крещение, в храме проводятся огласительные беседы и совершается само таинство. Одной из совместных традиций Белгородской митрополии и силовых ведомств является совершение панихиды по воинам, погибшим в военных конфликтах.

Необходимо отметить деятельность Российского клуба православных меценатов (РКПЦ), который осуществляет взаимодействие и сотрудничество с Вооруженными Силами России. В рамках сотрудничества в военных частях проводятся богослужения, организуются различные мероприятия для военного состава в горячих точках: например, концерты, раздача икон и молитвословов, книг христианского содержания, патриотической тематики, в военные части и подразделения привозят ковчежцы с частицами мощей православных. РКПЦ также сотрудничает с телерадиокомпаниями «Спас» и «Союз», которые, кроме прочего, затрагивают темы патриотического воспитания и духовно-нравственной безопасности военнослужащих и служащих правоохранительных органов РФ. Представители Клуба развивают проекты в сфере «социальной поддержки сотрудников МВД, ветеранов, их семей. Клуб разрабатывает совместный с МВД проект по профилактике алкоголизма и наркомании в молодежной среде» [11].

Таким образом, в настоящее время взаимодействие Вооруженных Сил, правоохранительных органов и РПЦ в России базируется на «целенаправленной и скоординированной правовой деятельности органов военного управления и религиозных объединений, использовании оптимальных средств, методов и форм морально-психологического влияния на добровольной основе с учетом специфических условий и задач воинской службы» [4]. Особенность пастырского служения в войсковой части заключается в совмещении катехизаторской работы с планом боевой подготовки части. Пастыри прививают солдатам, представителям силовых структур несокрушимый, высокий и крепкий христианский дух, стремятся придать воинской службе духовный смысл на основе Православной веры, утверждают бойцов в вере и благочестии, любви к Богу, преданности Отечеству. Комиссия по работе с Вооруженными Силами и связям с правоохранительными организациями как структурная единица Белгородской епархии направлена на формирование системы духовно-нравственной безопасности, христианского мировоззрения и православной культуры в Вооруженных Силах и правоохранительных органах России, на развитие патриотизма у молодежи и военнослужащих.

В условиях политической и духовно-нравственной турбулентности, право- ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И

славная миссия среди российских силовиков, в военной среде имеет актуальный характер и приносит свои плоды. При формировании системы отношений РПЦ и Вооруженных Сил РФ, методологии пастырского служения в Силовых структурах необходимо учитывать нормативно-правовую неупорядоченность всей системы этих отношений. Сегодня существует необходимость использовать опыт прошлых столетий, учитывая современные реалии, и определить перспективы дальнейшего развития отношений РПЦ и силовых ведомств РФ с целью укрепления национальной, духовной безопасности страны, а также ее боевой мощи.

Библиография

1. Алексий II, Патриарх. Русская Православная Церковь на рубеже веков // Безопасность Евразии, №2. - М.: Фонд поддержки исследования проблем «Безопасность Евразии, 2000. - 674с.

2. Белоусов И.И. Духовно-нравственные аспекты воспитания военных кадров российской армии и флота в XVIII веке // Вестник Военного университета. - М.: Изд-во ВВУ, 2008. - № 1 (13). - С. 56-64.

3. Бунцевич М., Кудрявцев З., Татаренко Н. Полковые священники [Электронный ресурс] // V открытая научно- практическая конференция «Ивашевские чтения». Ульяновск, 2016. - URL: https://ulgsvu.ru/docs/ivash_2015/Tezis_Ivash.pdf (дата обращения 28.04.2023).

4. Денисов С., Ворков В., Платонов И., Щербаков Д. Использование воспитательного потенциала религии в ходе учений Вооруженных Сил РФ [Электронный ресурс] // V открытая научно- практическая конференция «Ивашевские чтения». Ульяновск, 2016. - URL: https://ulgsvu.ru/docs/ivash_2015/Tezis_Ivash.pdf (дата обращения 28.04.2023).

5. Закон о военных священниках готовят РПЦ и МО РФ [Электронный ресурс] // Новостной канал. 19.04.2023. - URL: https://irp.news/zakon-o-voennyh-svjashhennikah-gotovjat-rpc-i-mo-rf/ (дата обращения 28.04.2023)

6. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). - М.: РГГУ, 2001. - 575с.

7. Котков В.М, Коткова Ю. Военное духовенство России. Страницы истории. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2003. - 187с.

8. Министр Обороны пообещал приумножить духовные традиции в армии [Электронный ресурс] // Православный ресурс. - URL: https://pravoslavie.

ru/57984.html (дата обращения 28.04.2023).

9. Осьмачко С.Г. Русская православная церковь и Вооруженные силы РФ // Ярославский педагогический вестник. - 2013 - № 1. - 42-52с.

10. Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Московской Патриархии. -URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481010.html (дата обращения 28.04.2023).

11. Проект: взаимодействие с Министерством Внутренних Дел [Электронный ресурс] // Сайт РКПМ. - URL: https://rkpm.ru/armiya-mvd/mvd/ (дата обращения 28.04.2023).

12. Ратники Христовы [Электронный ресурс] // ЦНЦ «Православная энциклопедия». Седмица. - URL: http://www.sedmitza.ru/text/413378.html (дата обращения 28.04.2023).

13. Рогоза В. Жизнь положить за друзей своих. Русская православная церковь и безопасность государства: история и современность // История. Приложение к газете «Первое сентября». - М., 2003. - № 29. - 45 с.

14. Саенко П. Русское Православие и защита Отечества [Электронный ресурс] // Православная газета. Екатеринбург. - URL: http://orthodox-newspaper.ru/ numbers/at184 (дата обращения 28.04.2023).

15. Семенов Н.Ю. Управленческая элита Российской Империи (1802-1917). -СПб.: Лики России, 2008. - 311с.

16. Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Цели, задачи и полномочия Отдела [Электронный ресурс]. - URL: http://kapellan.biz/content/view/1856/353/ (дата обращения 28.04.2023).

17. Статья 8. Свобода совести и вероисповедания. 1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица [Электронный ресурс] // Юридический портал «Зона Закона». - URL: https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/33816/ (дата обращения 28.04.2023).

18. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ [Электронный ресурс] // Юридический портал «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения 28.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.