О.Г. Тюрбеев - аспирант 3 года обучения, направление подготовки 38.06.01 Экономика. Направленность «Экономическая теория» Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Го-родовикова, [email protected],
0.G. Tyurbeev - post-graduate student 3years of study, direction of Economics. Economic theory Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov.
РОЛЬ ВНЕШНИХ ФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ THE ROLE OF EXTERNAL FORMAL INSTITUTIONAL FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS
Аннотация. В статье проведен институциональный анализ влияния внешних формальных факторов на развитие региональных экономических систем. Целью исследования является определение первостепенного значения тщательно проработанной и ясной федеральной правовой базы как первоочередного институционального фактора, оказывающего влияние на развитие региональной экономики извне. Научная новизна представленного исследования заключается в обосновании первоочередности федерального законодательства как внешнего формального институционального фактора, оказывающего влияние на региональные экономические системы. Помимо этого, важным фактором является стабильность и прозрачность системы государственного управления региональной экономической системы, а также независимость и объективность судебной системы. В результате исследования делается вывод о то, что для устойчивого развития региональных экономических систем необходима устойчивость федеральной нормативной правовой базы, так как именно она определяет важнейшие правила взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона.
Annotation. The development and functioning of regional economic systems is directly influenced by a number of institutional factors. Among these factors, the most important is the Federal regulatory framework. At the same time, it is necessary to note the extremely frequent changes in the basic Russian legislation, which is reflected in the activities of economic entities of all regional economic systems, and these reflections can be both positive and negative. It is the elaboration of Federal legislation that ensures transparency and stability of relations between all economic entities. Another important factor is the stability and transparency of the public administration system of the regional economic system, as well as the independence and objectivity of the judicial system. For the sustainable development of regional economic systems, the stability of the Federal regulatory framework is necessary, since it determines the most important rules of relations between economic entities in the region.
Ключевые слова: Институциональное развитие, региональная экономика, экономическая система, институциональные факторы.
Keywords: Institutional development, regional economy, economic system, institutional factors.
Функционирование любой экономической системы происходит под воздействием ряда различных по своей природе факторов. Среди этих факторов наиболее заметное и существенное влияние оказывают институциональные факторы, которые можно подразделить на формальные и неформальные, внешние и внутренние. Очевидно, что именно от характера воздействия этих факторов в большей степени зависит вектор развития всей региональной экономической системы.
Рассмотрим алгоритм влияния внешних формальных институциональных факторов на региональную экономику. Данная группа факторов представлена совокупностью институтов, установленными федеральным законодательством.
Система формальных институциональных факторов, оказывающих влияние на развитие региональных экономических систем, включает следующие:
1. Национальная правовая система. Без сомнения, именно этот институциональный фактор оказывает значительное воздействие на все сферы развития и функционирования региональной экономической системы. В связи с тем, что включает в себя проработанную систему нормативных и правовых актов, обеспечивающих формальные «правила игры» для всех субъектов региональной экономической системы, и инструментарий для решения и соблюдения договоров с наименьшими издержками [7, 9].
2. Действенная и эффективная система государственного управления. Становление предоставленного фактора гарантирует всем субъектам региональной экономической системы одинаковый доступ к ресурсам, а еще содействует спецификации прав собственности [5].
3. Судебная система. Ведущей задачей представленной системы считается снижение уровня трансакци-онных затрат, в числе которых можно выделить издержки оппортунистического поведения, защиты прав собственности, защиты легитимных прав предпринимателей и другие.
На каждом уровне экономической системы, включая региональную, определяющим фактором становится функционирующее государственное право, при этом именно федеральное законодательство становится отражением основных институциональных перемен во всей экономической системе, так как является результатом деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти общества. Именно в их руках право законодательной инициативы и право на участие в законотворческом процессе.
В числе внешних формальных институциональных факторов, оказывающих влияние на функционирование и развитие региональных экономических систем, можно выделить следующие:
- федеральная нормативная правовая база общей направленности, оказывающая регулятивное воздействие на все сферы функционирования и развития региональных экономических систем;
- региональная нормативная правовая база, оказывающая непосредственное регулятивное воздействие на региональную экономическую систему.
К федеральной нормативной правовой базе общей направленности следует отнести те законодательные акты, которые оказывают регулятивное воздействие на деятельность всех экономических субъектов любых региональных экономических систем России:
- Конституция Российской Федерации, главной задачей которой является определение правил поведения всех экономических субъектов на территории всей Российской Федерации, состоящей из ряда региональных экономических систем;
- система федерального законодательства, оказывающая регулятивное воздействие на основные аспекты развития и функционирования региональных экономических систем, включая воздействие на налоговую и финансовую системы, бюджетные отношения и др.;
- указы Президента Российской Федерации, оказывающие регулятивное воздействие на особо значимые проблемы жизнедеятельности субъектов региональной экономической системы и общества;
- система нормативных правовых актов, издаваемых Правительством Российской Федерации, оказывающая регулятивное воздействие на поведение экономических субъектов в рамках региональных экономических систем;
- нормативные правовые акты органов исполнительной власти федерального уровня, прежде всего Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ и другие.
В связи с тем, что региональную экономическую систему можно представить как совокупность различных экономических агентов, осуществляющих свою деятельность на ее территории (домашние хозяйства, органы государственной и муниципальной власти, предприятия различных сфер деятельности: промышленности, сельского хозяйства, торговли, социальной сферы, транспорта, услуг связи и т.д.) [6], то такой внешний формальный институциональный фактор, как федеральная нормативная правовая база, оказывает существенное влияние на развитие и функционирование всех сфер региональной экономической системы.
Федеральной нормативной правовой базой регулируются наиболее значимые отношения, складывающиеся между экономическими агентами в региональной системе. В связи с тем, что данный формальный институциональный фактор не зависит от состояния и деятельности региональной экономической системы и оказывает воздействие на нее извне, то он становится внешним по отношению к ней и может привести к разностороннему влиянию на деятельность всех экономических субъектов. При этом сама региональная экономическая система в данном случае выступает как объект управления и ей приходится адаптироваться к изменениям. Воздействие данного институционального фактора приводит к возникновению как отрицательных так и положительных экс-терналий.
Проанализируем положительные и отрицательные внешние эффекты воздействия изменений в федеральной нормативной правовой базе на развитие региональной экономической системы.
Изменение в Налоговом кодексе, в частности, повышение НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года затронуло как физических, так и юридических лиц. Несомненно, для населения региональной экономической системы последствия повышения НДС оказались негативными. Это объясняется тем, что произошло повышение цен на множество товаров, а уровень заработной платы и пенсии, как правило, остался прежним, что, несомненно, отразилось на всех участниках региональной экономической системы [13].
В некоторых сферах федеральной нормативной правовой базы изменения происходят достаточно часто. Например, в налоговое законодательство ежегодно вносятся изменения. 2020 год не стал исключением. Изменения уже утвердили практически по всем налогам, в том числе по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц. Также 2020 год обещает стать последним годом существования такого режима налогообложения как единый налог на вмененный доход.
Как правило, изменения в налоговой сфере федеральной нормативной правовой базы призваны стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, увеличить пополнение доходной части бюджетов всех уровней и другие позитивные преобразования. При этом воздействие этих изменений связано с рядом трансакционных издержек всех субъектов региональных экономических систем, связанных с изменением действующих правил и адаптации к ним, что поначалу оказывает негативное воздействие на региональные экономические системы [11].
Одним из важнейших сфер федеральной нормативной правовой базы является трудовое законодательство, оказывающее непосредственное воздействие на социально-экономические отношения между работодателями и работниками. Основным законом, регламентирующим данную сферу социально-экономических отношений, является Трудовой кодекс Российской Федерации, который содержит все институциональные нормы взаимоотношений в сфере трудовых отношений и оказывает защищающее воздействие всех субъектов данных процессов, в частности: организацию труда и управление трудом; порядок трудоустройства; вопросы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений и многое другое. Очевидно, что
любые изменения в Трудовом кодексе оказывают прямое воздействие на все субъекты региональных экономических систем, в связи с тем, что система трудовых отношений касается всех членов общества [12].
Последним изменением, произошедшим в трудовом кодексе Российской Федерации, является вступление с 1 января 2020 года в силу Федерального закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». В связи с изменениями, внесенными в законодательство с 1 января 2020 года, минимальный размер заработной платы составит 12130 рублей в месяц. Эти изменения также окажут непосредственное влияние на деятельность экономических субъектов региональной экономической системы [12].
Необходимо отметить, что федеральная нормативная правовая база, как внешний формальный институциональный фактор, оказывает регулятивное воздействие не только на экономические субъекты, осуществляющие свою деятельность в пределах региональной экономической системы, но и на всю систему управления. Например, такое воздействие оказывают изменения в федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В 2017 году закон о государственных служащих претерпел существенные изменения. С этого момента к кандидатам на поступление на службу предъявляются более высокие требования. У граждан, которые претендуют на получение более высокой должности, должно быть высшее образование уровня не ниже магистратуры. В декабре 2018 года в федеральный закон были внесены некоторые изменения. В основном они коснулись порядка проведения расчета стажа гражданской службы и упразднения такого понятия, как правоохранительная служба. Очевидно, что подобные изменения автоматически ведут к внедрению изменений в систему государственного управления региональной экономической системы.
Необходимо отметить, что рассматривая нормативную правовую база как формальный институциональный фактор, нельзя отрицать, что именно недостаточная проработанность формальных норм, ведет к распространению правовых пробелов и коллизий, выполняющих роль неформальных правил и норм, которые выражают, как правило, локальные интересы. При этом, неформальные нормы и правила, «заполняющие» правовые пробелы и коллизии, как правило отражают интересы групп, имеющих относительное силовое превосходство [2, 8].
Недостаточная проработанность нормативной правовой базы имеет крайне негативные последствия, заключающиеся в том, что все заинтересованные стороны начинают трактовать правовые пробелы в свою пользу, а неформальные договоренности как следствие переговорного процесса, могут быть в любой момент нарушены под воздействием изменяющихся обстоятельств без риска понести ответственность за нарушение договоренностей.
Таким образом, можно констатировать, что именно проработанная нормативная правовая база является залогом стабильного и прозрачного функционирования региональной экономической системы, гарантирует наличие обратной связи, доступности и универсальности правовых норм для всех экономических субъектов, функционирующих на территории региональной экономической системы и за ее пределами [3, 4].
Еще одним немаловажным формальным институциональным факторов является эффективная и действенная система государственного управления. Именно этому фактору отводится важнейшее место, так как именно он гарантирует всем субъектам региональной экономической системы равный доступ к ресурсам, а также содействует спецификации прав собственности.
Немаловажным фактором является то, что эффективность и действенность государственного управления имеет прямую зависимость от полноты удовлетворения общественных потребностей и обратную зависимость от возможностей применения механизмов власти в интересах отдельных социальных групп идущих в противовес общественным.
Еще одним фактором, оказывающим воздействие на целесообразность и действенность государственного управления является эффективность взаимодействия органов государственной власти региональной экономической системы и ее хозяйствующих субъектов. Немаловажное значение оказывает стабильность региональных политических институтов, устойчивость региональной экономической политики [10].
Любой инвестор нуждается в прозрачных и понятных правилах игры, что многие региональные экономические системы часто не могут гарантировать. Нередко в региональных экономических системах возникают ситуации, в которых инвесторы могут либо выиграть либо проиграть по-крупному. Поэтому для стратегически крупных инвесторов такие обстоятельства неприемлемы, им требуются четкие и доверительные отношения между их бизнесом и региональной экономической системой [5, 6].
Важнейшим направлением деятельности судебной системы как внешнего формального институционального фактора, становится минимизация трансакционных издержек, включая издержки оппортунистического поведения, спецификации прав собственности и другие.
Коллизии источников российского права в контексте определенности их иерархии не может не оказывать отрицательного воздействия на всю судебную систему в целом [1]. Для российской нормативной правовой базы это чрезвычайно актуально, в связи с тем, что нередко законодательные органы власти вместо того, чтобы консолидировать весь законодательный массив, издают нормативные правовые акты в геометрической прогрессии, что приводит к разочарованию всех субъектов региональной экономической системы.
Непредвзятость судебной системы напрямую зависит от независимости суда как института власти и независимости судей как носителей власти. Институциональная независимость судебной системы может анализироваться в двух направлениях:
- степень материально-технической и финансовой обеспеченности судебной системы;
- уровень коррумпированности судебной системы, а также характер взаимоотношений судебной власти с другими государственными и общественными структурами, в частности наличие или отсутствие различных форм воздействия на суды со стороны органов исполнительной и законодательной власти, прокуратуры, средств массовой информации, общественного мнения, криминальных структур.
Проведенный институциональный анализ влияния внешних формальных факторов на развитие региональных экономических систем показал, что первостепенное значение имеет тщательно проработанная и ясная федеральная правовая база, являющаяся первоочередным институциональным фактором, оказывающим влияние на развитие региональной экономики извне. Именно проработанность федерального законодательства обеспечивает прозрачность и стабильность взаимоотношений всех экономических субъектов. Еще одним важным фактором является стабильность и прозрачность системы государственного управления региональной экономической системы, а также независимость и объективность судебной системы. Таким образом, для устойчивого развития региональных экономических систем необходима устойчивость федеральной нормативной правовой базы, так как именно она определяет важнейшие правила взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона.
Источники:
1. Boettke P.J., Coyne Ch.J., Leeson P.T. Institutional stickiness and the new development economics // American Journal of Economics and Sociology. -2008. - vol. 67. - № 2. - Pp. 331-358.
2. Mantaeva E.I., Goldenova V.S., Slobodchikova I.V. Cluster development as a factor to increase the investment attractiveness of the region // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Т. 6. - № 5 S2. - С. 358-361. -https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n5s2p358.
3. Волошина Е. Ф. Место и роль внешних формальных институциональных факторов в развитии региональной экономической системы // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - №2(34). -https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-2-18.
4. Волошина Е. Ф. Роль институциональных факторов в развитии экономики региона // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - № 5(34)
5. Голденова В.С., Мантаева Э.И., Савченко-Бельский К.А. Инвестиционная привлекательность и доходы регионального бюджета // Финансы. - 2016. - № 10. - С. 57-60.
6. Мантаева Э.И., Болаев А.В., Голденова В.С. Прямые иностранные инвестиции и их влияние на внедрение зарубежных технологий в странах-реципиентах . - Элиста. - 2015.
7. Мантаева Э.И., Голденова В.С., Слободчикова И.В. Роль университета в формировании инновационной экосистемы региона // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2019. - Т. 218. - № 4. - С. 497-504.
8. Мантаева Э.И., Савченко-Бельский К.А., Голденова В.С. Промышленный кластер как фактор устойчивого эколого-экономического развития региона // Экономика и управление в машиностроении. - 2017. - № 4. - С. 24-27.
9. Слободчикова И.В., Голденова В.С., Петрова А.А., Болдырева З.В., Бамбукова К.Б. Финансовые аспекты реализации государственной экологической политики на региональном уровне (на примере Республики Калмыкия) // Финансовая экономика. - 2018. - № 5. - С. 234-237.
10. Татаркин А. И., Котлярова С. Н. Региональные институты развития как факторы экономического роста // Экономика регионов. - 2013. - №3. - С.9-18.
11. Тищенко Т.В. Анализ деятельности российских институтов развития по стимулированию инноваций // Креативная экономика. - 2019. - Том 13. - № 1. - С. 105-114. - https://doi.org/10.18334/ce.13.1.39731.
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019г.) // СПС Консуль-тантПлюс.
13. Шарыпова И.В., Сафина З.З. Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2020 года // Journal of Economy and Business. - 2019 - Vol. 11-3 (57).
Sources:
1. Boettke P.J., Coyne Ch.J., Leeson P.T. Institutional stickiness and the new development economics. American Journal of Economics and Sociology. - 2008. - №2(67). - Рр. 331-358.
2. Mantaeva E.I., Goldenova V.S., Slobodchikova I.V. Cluster development as a factor to increase the investment attractiveness of the region. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. - №5(2). - Рр. 358-361. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n5s2p358.
3. Voloshina E.F. The place and role of outside formal institutional factors in the development of regional economic system. Modern Research of Social Problems. 2014. - №2(34). https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-2-18.
4. Voloshina E.F. The role of institutional factors in the development of the region's economy. Modern Research of Social Problems. 2014. - №5(34).
5. Goldenova V.S., Mantaeva E.I., Savchenko-Belskiy, K.A. Investment Attractiveness and Regional Budget Revenues. Finance. - 2016. - №10, - Рр. 57-60.
6. Mantaeva E.I., Bolaev A.V., Goldenova V. S. Foreign direct investment and its impact on the introduction of foreign technologies in recipient countries. 2015.
7. Mantaeva E.I., Goldenova V.S., Slobodchikova I.V. The role of the University in the formation of the innovation ecosystem of the region. Scientific Works of the VEO of Russia. 2019. - №218(4). - Рр. 497-504.
8. Mantaeva E.I., Savchenko-Belskiy K.A., Goldenova V.S. Industrial cluster as a factor of sustainable ecological and economic development of the region. Economics and Management in Mechanical Engineering. - 2017. - №4. - Рр. 24-27.
9. Slobodchikova I.V., Goldenova V.S., Petrova A.A., Boldyreva Z.V., Bambukova K.B. Financial aspects of implementation of the state environmental policy at the regional level (on the example of the Republic of Kalmykia). Financial Economics. - 2018. - №5. - Рр. 234-237.
10. Tatarkin A.I., Kotlyarova S.N. (). Regional development institutions as factors of economic growth. Regional Economy. - 2013. - №3. - Рр. 9-18.
11. Tishchenko T.V. (). Analysis of the activity of Russian development institutions in innovations stimulation. Creative Economy. - 2019. - №13(1). - Рр. 105-114. https://doi.org/10.18334/ce.13.1.39731.
12. Labour code of the Russian Federation (16.12.2019).
13. Sharypova I.V., Safina Z.Z. Changes in tax legislation from 1 January 2020. Journal of Economy and Business. -2019. - Vol. 11-3(57).
О.Б. Угурчиев - доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
O.B. Ugurchiev - doctor of Economics, Professor of the Department of Management, Ingush state University»;
Т.В. Фурсова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, налогообложение и финансовый учет» АОЧУ ВО «Московский финансовый юридический университет»,
T.V. Fursova - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Finance, taxation and financial accounting, Moscow financial law University».
РАЗРАБОТКА ИНДИКАТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
DEVELOPMENT OF INDICATIVE PARAMETERS FOR ANALYZING AND DIAGNOSING THE ECONOMIC STABILITY OF INNOVATION AND INVESTMENT PROCESSES
Аннотация. Специфические особенности сельскохозяйственного производства в любой стране и на любом уровне управления сопряжены с необходимостью существенной государственной поддержки, обязательного задействования собственных и внешних инвестресурсов.
Для большинства текущих проблем инновационно-инвестиционной деятельности АПК характерны несовершенство действующего механизма управления инновационными проектами, отсутствие интегрированных подходов оценки инновационно-инвестиционных процессов, неразвитость методического инструментария анализа и диагностирования жизненного цикла инновационного процесса и др.
Общеизвестно, что основная цель эффективной реализации инновационного проекта есть обеспечение заданного коммерческого эффекта. Нам представляется, что в качестве обобщающего критерия для оценки коммерческого эффекта инновационного проекта, воздействия инновационно-инвестиционных процессов на развитие сельскохозяйственного предприятия (СХП) целесообразно рассматривать экономическую устойчивость, ибо этот показатель выражает позицию и рейтинг хозяйствующего субъекта среди остальных сравниваемых СХП на соответсвующем рынке.
Все вышеуказанное и стало мотивацией нашего исследования и выбора темы.
Annotation. Specific features of agricultural production in any country and at any level of management are associated with the need for significant state support, mandatory use of own and external investment resources.
For most of the current problems of innovation and investment activity of the agro-industrial complex, the imperfection of the existing mechanism for managing innovative projects, the lack of integrated approaches for evaluating innovation and investment processes, the lack of methodological tools for analyzing and diagnosing the life cycle of the innovation process, etc. are characteristic.
It is well known that the main goal of effective implementation of an innovative project is to ensure the desired commercial effect. It seems to us that as a generalizing criterion for evaluating the commercial effect of an innovative project, the impact of innovation and investment processes on the development of an agricultural enterprise, it is advisable to consider economic stability, since this indicator expresses the position and rating of an economic entity among the other compared agricultural enterprises in the corresponding market.
All of the above became the motivation for our research and choice of topic.
Ключевые слова: экономический кризис, спад сельскохозяйственного производства, инновационно-инвестиционная деятельность, анализ и диагностика, индикативные параметры, экономическая устойчивость.
Keywords: economic crisis, decline in agricultural production, innovation and investment activity, analysis and diagnostics, indicative parameters, economic stability.
Анализ и обобщение специальной литературы по рассматриваемой нами в данной статье проблематике позволяет нам провести локальное сравнение мнений и подходов к показателю «экономическая устойчивость».
Так, в работе [15] автор рассматривает данные показатели в качестве способности хозяйствующего субъекта поддерживать обыденное или приобретать новое устойчивое положение в условиях воздействия внутренней и окружающей среды.
В ряде работ авторы рассматривают финансовую отчетность как основной элемент экономической отчетности [7,12,14,16]. Нам представляется, что это односторонняя трактовка, ибо при всей значимости финансовой устойчивости, она отражает всего лишь финансовый аспект многогранной деятельности СХП.