DOI: 10.12731/2218-7405-2014-2-18 УДК 332.1
МЕСТО И РОЛЬ ВНЕШНИХ ФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Волошина Е.Ф.
В статье исследуются внешние формальные институциональные факторы, влияющие на развитие региональной экономической системы.
Цель: Выявить влияние внешних формальных институциональных факторов на развитие региональной экономической системы.
Метод и методология проведения работы: Использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода.
Результаты: Дано понятие внешних институциональных факторов развития региональной экономической системы. Рассмотрены три основных внешних формальных институциональных фактора: законодательство и правовая система; система управления на государственном и региональном уровнях; судебная система.
Ключевые слова: региональная экономическая система, институциональные факторы, внешние формальные институциональные факторы, законодательство и правовая система, система управления, судебная система, положительные и отрицательные экстерналии.
THE PLACE AND ROLE OF OUTSIDE FORMAL INSTITUTIONAL FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEM
Voloshinа E.F.
This article investigates formal external institutional factors affecting the development of the regional economic system.
Purpose: To determine the effect of external factors on the formal institutional development of the regional economic system.
Methodology: We used scientific methods: analysis and synthesis, comparison, generalization, systematic approach.
Results: A concept of foreign institutional factors in the development of the regional economic system. Three main external formal institutional factors: the law and the legal system, the system of governance at the national and regional levels; judicial system.
Keywords: regional economic system, institutional factors outside the formal institutional factors, the law and the legal system, the control system, the judicial system, positive and negative externalities.
На развитие любой экономической системы, в том числе региональной, оказывают влияние большое количество факторов. Эти факторы по своей природе существенно различаются между собой. Это могут быть природные, финансовые, инвестиционные и другие факторы.
Особое место в системе факторов развития региональной экономической системы принадлежит институциональным факторам. Данные факторы по своей природе могут быть формальными или неформальными, внешними или внутренними. От степени учета использования этих факторов системой управления экономикой региона зависит вектор ее развития.
Внешние формальные институциональные факторы представлены институтами (нормы, правила), установленными Федеральным законодательством. Структура данных факторов включает в себя, прежде всего, следующее:
1. Законодательство и правовая система Российской Федерации. Данный фактор оказывает существенное влияние на все сферы развития экономической системы региона, так как включает в себя проработанную систему законодательных и иных актов, обеспечивающих экономических субъектов, действующих в региональной экономической системе, необходимым инструментарием для заключения и соблюдения контрактов с минимальными затратами.
2. Эффективную систему управления на государственном и региональном уровнях. Развитие данного фактора обеспечивает всем субъектам экономической деятельности равный доступ к ресурсам, а также способствует спецификации прав собственности.
3. Судебную систему. Основной задачей данной системы является снижение трансакционных издержек (издержек оппортунистического поведения, защиты интересов предпринимателей, от третьих лиц, пытающихся нарушить их законные права).
На любом уровне экономической системы, в том числе и региональном, основным комплексом формальных правил является действующее национальное законодательство, так как «сферой формирования национального законодательства, отражающего процесс институциональных изменений, является деятельность высших органов представительной и исполнительной государственной власти. Именно они обладают правом законодательной инициативы и участвуют в процессе принятия законов» [3, с. 10].
К внешним формальным институциональным факторам, которые оказывают влияние на эффективность функционирования региональной экономической системы можно отнести:
- нормативные правовые акты общего характера, регулирующие вопросы развития региональной экономики;
- нормативные правовые акты специального характера, непосредственно регулирующие региональную экономику.
К нормативным актам общего характера относятся следующие законодательные акты, которые регулируют взаимодействие экономических субъектов в рамках региональной экономической системы:
- Конституция Российской Федерации, устанавливающая основы экономического поведения и взаимодействия всех субъектов Российской Федерации, как в рамках региональной экономической системы, так и за ее пределами;
- Федеральные законы, регулирующие отдельные экономические вопросы развития региональной экономической системы (налоговой и финансовой систем, бюджетные отношения и др.);
- Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие особо важные вопросы жизнедеятельности региональной экономической системы и общества, проживающего и осуществляющего свою деятельность в рамках региональной экономической системы;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, всесторонне и оперативно регулирующие экономические и финансовые отношения в пределах региональных экономических систем;
- ведомственные нормативные акты (прежде всего Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и т. д.).
В силу того, что региональная экономическая система представлена совокупностью различных экономических субъектов осуществляющих в ее рамках свою деятельность: промышленные предприятия, предприятия сельского хозяйства, торговые предприятия, предприятия социальной сферы, малый и средний бизнес, транспортные предприятия, предприятия оказывающие услуги связи и прочие, то, такой формальный институциональный фактор, как законодательство Российской Федерации, будет играть существенную роль в развитии
региональной экономической системы, так как, он будет воздействовать на все ее сферы.
Законодательством регулируются наиболее значимые отношения между экономическими субъектами, возникающие в региональной экономической системе. Но так как данный формальный институциональный фактор будет являться внешним фактором по отношению к региональной экономической системе, то она не может влиять на него, а это значит, что ей придется принимать и адаптироваться как к положительным, так и к отрицательным экстерналиям, которые будет вызывать данный фактор.
Рассмотрим положительные и отрицательные экстерналии законодательства на развитие региональной экономической системы и приведем ряд примеров.
Недавно Президент Российской Федерации подписал закон "Об образовании в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 сентября 2013 года. С вступлением в силу данного закона, сферу российского образования ожидают большие изменения и, на наш взгляд, не в лучшую сторону, так как данный закон фактически сделает платными детские сады, уменьшит число школ для особо одаренных детей и количество бюджетных мест в вузах [5].
В некоторых областях законодательство постоянно претерпевает множество изменений. Например, в налоговое законодательство, в 2012 году были внесены свои коррективы. Основная масса поправок была направлена на стимулирование развития малого бизнеса, а также сельскохозяйственного производства. В связи с этим были усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) и введен новый - патентная система налогообложения, которая призвана заменить действующую УСН на основе патента, применяемую индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ. Кроме того, ряд важных изменений коснулся налога на прибыль, налога на имущество организаций и госпошлин. Следует также выделить введение дополнительных тарифов страховых взносов для некоторых ка-
тегорий плательщиков и повышение страховых взносов для предпринимателей
[4].
Эти изменения в налоговом законодательстве призваны стимулировать развитие малого бизнеса и сельскохозяйственного производства в регионах. В тоже время единственным минусом этих изменений является тот факт, что введение новых правил потребует от экономических субъектов определенных трансакционных издержек, а это отрицательно скажется на их экономических результатах.
Среди внешних формальных институциональных факторов развития региональной экономической системы необходимо назвать и трудовое законодательство. Известно, что трудовое законодательство Российской Федерации регулирует основные вопросы, связанные с защитой прав и интересов работников и работодателей. Основным документом, регулирующим данную область экономических отношений, является «Трудовой кодекс РФ», в котором обозначены те институциональные рамки, которые создают необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по вопросам:
- организации труда и управлению трудом;
- трудоустройству у данного работодателя;
- профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
- социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
- участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
- материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
- государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- разрешению трудовых споров;
- обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами [6].
Последним изменением, произошедшим в трудовом кодексе Российской Федерации, является вступление с 1 января 2013 года в силу закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в ред. от 03.12.2012). В связи с изменениями, внесенными в законодательство с 03 декабря 2012 года, минимальный размер заработной платы составит 5 205 рублей в месяц. Эти изменения также оказывают влияние на деятельность экономических субъектов региональной экономики.
Подчеркнем, что законодательство и правовая система Российской Федерации, как формальный институциональный фактор, оказывает влияние не только на экономических субъектов, действующих в рамках региональной экономической системы, но и на всю ее систему управления. В качестве примера можно привести закон Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с изменениями, внесенными Федеральными законами от 30.12.2012 N 295-ФЗ, 30.12.2012 N 327-ФЗ «федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет».
Так же, рассматривая законодательство как формальный институциональный фактор, следует учитывать, что недостаточное развитие формальных норм, провоцирует распространение неформальных норм, т. е. правил которые выражают, как правило, локальные интересы. Неформальные нормы и правила, «заполняют» институциональные пустоты, обычно, отражая интересы групп, имеющих сравнительное силовое преимущество.
Недостаточная развитость законодательства приводит к тому, что каждая сторона, участвующая в экономическом или политическом контракте начинает трактовать неурегулированные ситуации в свою сторону, а неформальная договоренность, достигнутая вследствие переговоров, всегда может быть нарушена при изменившихся обстоятельствах меняющих распределение издержек и выгод между партнерами, без боязни понести за это ответственность [1].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что законодательство и правовая система как внешний формальный институциональный фактор региональной экономической системы, оказывает влияние на: прозрачность, стабильность, наличие обратной связи, ясность, открытость, доступность и универсальность законотворческих правил для всех экономических субъектов, действующих как в рамках региональной экономической системы, так и за ее пределами.
Следующий формальный институциональных фактор - обеспечение эффективной системы управления на государственном и региональном уровнях. Данный фактор занимает важное место, так как он, обеспечивает всем субъектам экономической деятельности равный доступ к ресурсам, а также, способствует спецификации прав собственности.
Следует отметить, что эффективность регионального и государственного управления тем выше, чем полнее оно удовлетворяет общественные потребности и чем меньше существует возможностей использовать механизмы власти в собственных интересах отдельным социальным группам. Тем более, когда эти групповые интересы противоречат общественным.
Таким образом, становится очевидным, что проблема взаимодействия региональных властей и экономических субъектов, а именно ее целесообразность и эффективность, зависит от состояния аппарата управления региональной экономической системой, его качества, структуры и применяемых методов. К перечисленным характеристикам эффективного регионального аппарата управления следует добавить еще стабильность его институтов, устойчивость по отношению к политическим потрясениям.
Частному капиталу нужна стабильность и последовательность, чем региональные экономические системы не отличаются. Так как за одни и те же прегрешения можно, либо серьезно пострадать, либо крупно выиграть. Для серьезного стратегического капитала такие условия неприемлемы. Ему требуются постоянные правила игры, которые помогут установить более доверительные отношения между частным бизнесом и региональной системой управления [2].
Основной задачей судебной системы, как внешнего формального институционального фактора, является снижение трансакционных издержек (издержек оппортунистического поведения, защиты от третьих лиц и других).
Избыточная нормативность и сложная иерархичность источников законодательства оказывает негативное воздействие на всю судебную систему в целом. Итальянский правовед Бруно Леони на страницах своей книги «Свобода и закон» еще в 1961 г. пришел к выводу, что главным препятствием для реализации принципа верховенства права является избыточное законодательство. Для российской системы права это более чем актуально, так как законодатель вместо консолидации всей нормативной базы, лихорадочно множит нормативно-правовые акты в геометрической прогрессии, что приводит к фрустрации не только людей «с улицы», но и профессиональных юристов.
Независимость судебной системы будет зависеть от: самостоятельности суда как института власти и независимости судей как носителей власти. Институциональная независимость судов должна исследоваться в двух аспектах:
- уровень обеспеченности судов необходимыми ресурсами, в частности материально-техническими (помещения, оборудование и пр.) и финансовыми (текущее финансирование судов и обеспечение судей соответствующим денежным содержанием);
- характер взаимоотношений судебной власти с другими государственными и общественными структурами, в частности наличие/отсутствие различных форм воздействия на суды со стороны исполнительной и законодательной властей, прокуратуры, СМИ, общественного мнения, криминальных структур, а также уровень коррумпированности судебной системы.
Независимость судей как носителей власти, или содержательная независимость, предполагающая беспристрастность в отправлении правосудия и подчинение только закону, включает в себя:
- уровень квалификации судейского корпуса, включающий в себя такие характеристики, как профессионализм, компетентность, продолжительность работы судей, а также общие аспекты кадровой политики;
- наличие/отсутствие социального и материального обеспечения судей и качество этого обеспечения;
- обеспечение/необеспечение неприкосновенности и безопасности судей;
- ответственность судей, то есть возможность привлечения их к административной и дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства, профессиональные, судебные ошибки, а также несоблюдение Кодекса этики судей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что внешние формальные институциональные факторы влияют на региональные экономические системы по всем направлениям их функционирования. Чтобы экономика региона развивалась устойчиво и динамично, преобразование в первую очередь надо начинать с институтов федерального уровня, так как они определяют основные правила взаимодействия между экономическими субъектами региона.
Список литературы
1. Василенко Н. В. Потенциал институционального подхода к управлению современной организацией // Российское предпринимательство 2008. № 9 Вып. 1 (118). С. 128-132;
2. Исаева С. А. Роль институциональных факторов в повышении эффективности государственного управления экономикой // Проблемы современной экономики. Вопросы экономической теории. Макроэкономика. N 1 (33), 2010;
3. Кирдина С. Г., Рубинштейн А. А., Толмачева И. В., Некоторые количественные оценки институциональных изменений: опыт исследования российского законодательства // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 3. С. 8-22;
4. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года. Доступ с правовой системы «Консультант Плюс»;
5. Салтыкова М. Новые сады станут платными, а за место в вузе придется драться URL: http://mn.ru/society_edu/20121226/334082780.html (дата обращения 15.05.2013);
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1 октября 2007 г.), часть1, раздел 1, глава1, статья 1.
References
1. Vasilenko N. V. Rossiyskoepredprinimatel'stvo, no 9 (2008): 128-132;
2. Isaeva S. A. Problemy sovremennoy ekonomiki. Voprosy ekonomicheskoy teorii. Makroekonomika, no 1, 33 (2010);
3. Kirdina S. G., Rubinshteyn A. A., Tolmacheva I. V., TERRA ECONOMICUS, no 8, 3 (2010): 8-22;
4. Prakticheskiy kommentariy osnovnykh izmeneniy nalogovogo zakonodatel'stva s 2013 goda. Dostup s pravovoy sistemy «Konsul'tant Plyus» [Prac-
tical Commentary major tax law changes in 2013. Access to the legal system "Consultant Plus"];
5. Saltykova M. Novye sady stanut platnymi, a za mesto v vuze pridetsya drat'sya [M. Saltykov new gardens will be paid, and for a place in the university will have to fight]. http://mn.ru/society_edu/20121226/334082780.html (accessed May 5, 2013);
6. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii [The Labour Code of the Russian Federation]
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Волошина Елена Федоровна, аспирант кафедры региональной экономики и менеджмента
Воронежский институт экономики и социального управления ул. Помяловского, д.27, г. Воронеж, 394036, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Voloshina Elena Fedorovna, postgraduate student of the Regional Economy and Management Department
Voronezh Institute of Economy and Social Management 27, Pomjalovskogo street, Voronezh, 394036, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Мещеряков Д.А, проректор по научной работе и развитию, доктор экономических наук, профессор, МАУ ВПО «Воронежский институт экономики и социального управления»