Научная статья на тему 'РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
641
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КАНАЛЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Людмила Николаевна

Современные реалии развития государства и гражданского общества, значительные перемены и новшества в экономической, социальной и политической сферах повлекли существенное осложнение и криминогенной обстановки в нашем государстве. В связи с этим, актуальности набирает вопрос совершенствования профессиональной подготовки специалистов для правоохранительной системы. Считаем, что особое внимание следует обратить на формирование специальных знаний, умений и навыков по визуальному выявлению лиц, имеющих противоправные намерения. В данной статье проведен анализ необходимости применения методов визуальной диагностики в правоохранительной деятельности. Непосредственное наблюдение и интерпретация поведения человека по его вербальным проявлениям и невербальным признакам позволит повысить эффективность и результативность проводимых оперативно-розыскных и следственных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF VISUAL DIAGNOSTICS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS

The modern realities of the development of the state and civil society, great changes and innovations in the economic, social and political spheres have caused a significant complication of the crime situation in our state. Due to this the issue of improving the professional training of specialists for the law enforcement system is gaining relevance. We consider that special attention should be paid to the formation of special knowledge, skills and abilities to visually identify persons with illegal intentions. This article analyzes the need to apply visual diagnostic methods in law enforcement. Direct observation and interpretation of human behaviour based on his verbal manifestations and non-verbal signs will increase the efficiency and effectiveness of the ongoing operational-search and investigative measures.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Таким образом, учитывая вышеизложенное, следует отметить, что студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, развивают в себе такие важные качества, как творческое мышление, чувство ответственности и умение отстаивать собственное мнение.

Литература:

1. Алиев, Т.А. Академические работы в вузах [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов / Т.А. Алиев, Т.А. Заболотская. - М.: С.-Петерб. ун-та, 2017. - С. 83-85

2. Вяткин, Л.Г. Уровни познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов [Текст] / Л.Г. Вяткин, А.Б. Ольнева, Г. Д. Турчин // Актуальные вопросы региональной педагогики: Сб. науч. тр. - Саратов, 2018. - С. 35-38.

3. Ивин, А.А., Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2017. - 1072 с.

4. Крутов, В.И. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Глушко, В.В. Попов и др.; под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. - М.: Высшая школа, 1989. - 399 с.

5. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления / Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 333 с.

6. Кукаркин, А.В. Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. / А.В. Кукаркин. - М.: Политиздат. 1985. - 399 с.

7. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - Москва: Наука, 1978. - 127 с.

8. Петренко, Т.В. Роль интерактивных методов обучения в развитии креативности студентов: EurasiaScience. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: Научно-издательский центр «Актуальность. РФ». -2019. - С. 122- 123.

9. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. - М., 1972. - 311 с.

10. Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. - Сост. К.В. Сельченюк. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2018. - 344 с.

11. Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теоретическое взаимодействие): монография / В.Г. Рындак. - М.: Педагогический вестник, 2019. - 244 с.

12. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 - педагогика и психология / А.И. Савенков. - Москва: Ось-89, 2005 (Чехов (Моск. обл.): Чеховский полиграфкомбинат). - 479 с.

13. Сурженко, Л.В. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза как психологопедагогическая проблема // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Отв. за вып. А.Г. Кощаев. - 2016. - С. 549-550.

14. Тарасов, О.Ю. Социально-психологические проблемы распространения религиозных культов западной ориентации в современной России // Психолого-педагогические проблемы образования в гуманитарном Вузе. Материалы научно-практической конференции. 2-я часть. 12-14 февраля 2003 года. - Хабаровск. - 2013. - С. 25-29.

15. Торгашина, Т.И. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Т.И. Торгашина. - Волгоград, 1999. - 209 с.

16. Черноусов, Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности в высшей школе: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Изд-во Казан. ун-та, 2013. - 215 с.

17. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2015. - 315 с.

18. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 368 с.

Педагогика

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Никитина Людмила Николаевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Современные реалии развития государства и гражданского общества, значительные перемены и новшества в экономической, социальной и политической сферах повлекли существенное осложнение и криминогенной обстановки в нашем государстве. В связи с этим, актуальности набирает вопрос совершенствования профессиональной подготовки специалистов для правоохранительной системы. Считаем, что особое внимание следует обратить на формирование специальных знаний, умений и навыков по визуальному выявлению лиц, имеющих противоправные намерения. В данной статье проведен анализ необходимости применения методов визуальной диагностики в правоохранительной деятельности. Непосредственное наблюдение и интерпретация поведения человека по его вербальным проявлениям и невербальным признакам позволит повысить эффективность и результативность проводимых оперативно-розыскных и следственных мероприятий.

Ключевые слова: визуальная диагностика, сотрудники органов внутренних дел, каналы получения информации, профилактика, противоправное поведение.

Annоtation. The modern realities of the development of the state and civil society, great changes and innovations in the economic, social and political spheres have caused a significant complication of the crime situation in our state. Due to this the issue of improving the professional training of specialists for the law enforcement system is gaining relevance. We consider that special attention should be paid to the formation of special knowledge, skills and abilities to visually identify persons with illegal intentions. This article analyzes the need to apply visual diagnostic methods in law enforcement. Direct observation and interpretation of human behaviour based on his verbal manifestations and non-verbal signs will increase the efficiency and effectiveness of the ongoing operational-search and investigative measures.

Keywords: visual diagnostics, employees of the internal affairs agencies, law enforcement, information channels, prevention, illegal behaviour.

Введение. На сегодняшний день психологическая практика имеет в своем распоряжении большой арсенал средств, позволяющих определять устойчивые индивидуально-психологические особенности человека. Особый интерес вызывают методы, основанные на непосредственном наблюдении и интерпретации поведения человека по его невербальным признакам. В данном случае речь идет о визуальной психодиагностике.

Именно такой подход позволяет получить информацию о респонденте в условиях дефицита времени, или невозможности проведения полноценного психодиагностического исследования. То есть, мы говорим о комплексе методов,

способствующих объективно и быстро создать психологический портрет изучаемого лица, наблюдая и анализируя его внешность, манеру говорить, жесты, мимику, походку, привычки и т.д. Такой формат экспрессдиагностики достаточно интересен и актуален в правоохранительной деятельности. Ведь сотрудник полиции в большинстве своем работает в экстремальных условиях, когда общение с оппонентом происходит в нестандартных и психически напряженных ситуациях, оно зачастую ограничено по времени и не позволяет полноценно подготовиться к предстоящему взаимодействию. То есть, правоохранитель должен обладать не только высокой стрессоустойчивостью, стойкостью, решительностью, ответственностью, владеть навыками саморегуляции, но и при необходимости профессионально и умело использовать специальные знания и умения визуально оценивать поведение оппонента, на основе чего прогнозировать его намерения и дальнейшие действия. Это очень важно с позиции предупреждения противоправного поведения и определения желания у правонарушителя скрыть оперативно-важную информацию.

Анализ статистических данных и результаты практической деятельности правоохранительных органов по охране правопорядка и обеспечению безопасности в России и зарубежных странах свидетельствуют о том, что традиционные мероприятия по предупреждению, пресечению и профилактике преступлений, проводимые органами безопасности и правопорядка, являются необходимыми, однако недостаточно эффективными. Исходя из этого, предпринимаются попытки внедрения в деятельность субъектов правоохранительной системы средств и методов психофизиологической идентификации лиц, причастных к противоправной активности [2, 6, 7].

Целью данной работы является анализ эффективности использования методов визуальной психодиагностики в правоохранительной деятельности для выявления сотрудниками полиции лиц, имеющих противоправные намерения.

Изложение основного материала статьи. Тема визуальной психодиагностики берет свое начало на пересечении XIX и XX веков. Само понятие впервые было введено психологом Г. Щекиным в 1989 г. и трактовалось как научно-обоснованный метод психологии о познании людей по внешним признакам (пол, возраст, телосложение, особенности мимики, походки, жестикуляции и др.). Автор считал, что специалисты, которые постоянно взаимодействуют с людьми и диагностируют их личностные качества в своей профессиональной деятельности не могут обходиться без данных методов [8].

Научные исследования в рамках данной проблемы также проводили Ю.А. Еремина, В.А. Лабунская, О.П. Грибунов, А.С. Душкин, Л.Н. Костина, О.М. Овчинников, Ю.В. Трофимова, И.В. Упорникова, Н.В. Чудина-Шмидт.

Визуальная психодиагностика предполагает идентификацию психологического состояния человека посредством восприятия информации через зрительный анализатор, на основании чего формируется соответствующий образ оппонента. Визуальная психодиагностика дает возможность провести изучение личности без использования тестовых или анкетных методик сбора психологической информации. В качестве «инструмента» выступает сам наблюдатель. И для эффективного анализа он должен владеть необходимым комплексом знаний, а также уметь применять их на практике.

Отметим, что особенность человеческого восприятия состоит в том, что вся поступающая информация воспринимается в совокупности, обобщенно, а не как последовательно сменяющиеся картинки. То есть воспринимается целостный образ человека, который состоит из множества слившихся в единое целое мгновенных впечатлений. По мнению ученых, первично внимание обращается на телосложение, позу, мимику, жестикуляцию, движения. В последующем, в поле зрения попадает интонация, мелодия голоса, ритм языка, сила звука, возможная диалектная окраска речи.

Невербальное общение несет в себе очень много информации о человеке. По данным проведенных исследований в этой области, около 70% информации передается с помощью невербальных средств общения. Это обычно неосознанные проявления, которые мало, или вообще не поддаются сознательному контролю человека.

Визуальная психодиагностика включает в себя несколько разделов:

1. Психологию телесности, которая предполагает диагностику черт личности по конституционным признакам, то есть, по особенностям телосложения, походки и т.п. (О. Лоуэн, Е. Кречмер, В. Райх, В. Шелдон).

2. Визуальную характерологию - определение по визуальным признакам типа темперамента и характера (М.Е. Бурно, О.Ф. Лазурский, К. Леонгард, М.М. Обозов, Т. Рибо, К. Юнг, П. Экман).

3. Психологию невербальных коммуникаций, которая включает диагностику психологического состояния по невербальным проявлениям личности (П. Колетт, О. Нельсон, А. Пиз, Р. Розентайль).

4. Цветовую диагностику, использующую цветопредпочтения для диагностики эмоциональных особенностей и психофизиологического состояния человека (В. Вунд, И. Гете, М. Люшер, Г. Роршах, О.М. Эткинд).

Общепринято выделять следующие невербальные средства общения: кинестетические (жесты, мимика, пантомимика, поза), паралингвистические (произношение, тембр голоса, высота, громкость), экстралингвистические (паузы, покашливания, смех, плач, речевые ошибки), проксемические (организация пространства общения по дистанционным зонам: интимная, личная, социальная и публичная), такесические (рукопожатие, похлопывание по плечу, прикосновения).

Учитывая то, что способность считывать невербальные сигналы присуща меньшей части населения, то чаще всего человеку свойственно направлять свое внимание, прежде всего, на произносимые слова, то есть на вербальную составляющую коммуникации. Этот психологический прием могут использовать и мошенники, хорошо продумывая не только линию своего поведения, но и речь, с целью осуществления своих манипулятивных или преступных замыслов.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел протекает в постоянном контакте и общении с окружающими. Получение оперативно-значимой информации и выявление противоправных намерений в ходе взаимодействия с преступным элементом являются важным аспектом правоохранительной деятельности. Зачастую от умения считывать и анализировать поступающую информацию будет зависеть ее результативность.

В процессе получения информации посредством использования методов визуальной психодиагностики, главным образом, задействован орган зрения. Тем не менее, в случае исследования голосовых и речевых признаков наблюдаемой личности, необходимо использовать так же орган слуха с целью более полного изучения особенностей речи лица и их сопоставления с иными поведенческими проявлениями. Вербальная коммуникативная составляющая ровным счетом как и невербальные проявления несет также массу важной информации, даже если оппонент пытается схитрить или дает ложные показания. Но данный аспект требует специальных познаний в сфере глубинной психологии для анализа и истинного толкования словестного послания. Формирование таких знаний у сотрудников полиции не представляется возможным, поскольку это предполагает наличие базового психологического образования и изучение полного курса отдельных направлений психологии. В то время, как использование визуальной психодиагностики и формирование познаний в рамках невербальной коммуникации является более доступной сферой для изучения правоохранителями.

Отметим, что в большинстве случаев, первично воспринимаются пол, возраст и телосложение оппонента. Далее в поле зрения попадают уже более мелкие детали, а именно: конфигурация головы, черты лица, походка, жесты, движения, одежда, макияж и т.д. То есть, восприятие человека человеком осуществляется от общего к конкретному, от целого к частному.

Таким образом, основные особенности восприятия человека человеком, основные каналы визуального восприятия можно представить в следующем виде:

1. Общие параметры: пол, возраст, тип телосложения, тип темперамента, характер, возможный вид профессиональной деятельности.

2. Уточняющие параметры: мимические движения, походка, жестикуляция, голос, дистанция, поза, имидж, особенности оформления жизненного пространства (дом, комната, кабинет), особенности течения физиологических реакций (покраснение, бледность, частота дыхания, потливость), почерк.

Как видим, существует довольно много дополнительных каналов визуальной диагностики (параметров невербальной коммуникации), которые дают возможность сформировать психологический портрет личности.

Необходимо учитывать, что при использовании методов визуальной диагностики необходимо опираться не только на личный опыт и опыт коллег, но и на объективно существующие, научно обоснованные закономерности функционирования организма и психики человека. Самый доступный и наиболее широко применимый путь получения информации о личности - это применение метода наблюдения [1, С. 49].

Согласно психологической литературе, наблюдение представляет собой целенаправленную деятельность по изучению личности, основанную на зрительном восприятии ее действий и поступков в естественных условиях жизнедеятельности [3, С. 195]. Характерными принципами метода наблюдения выступают: целенаправленность, систематичность, планомерность. Наблюдение является одним из наиболее давних и универсальных средств получения информации. Оно может выступать самостоятельным инструментом визуальной психодиагностики или объединяться с другими методами -беседой, опросом, изучением документов и т.д. Возможности наблюдения определяются тем, что в нем удачно объединяются простота применения, выборочность и надежность [4, С. 103].

Наибольшим преимуществом этого метода выступает его синхронность с исследованием явления или процесса, т.е. возможность в реальном времени («здесь и сейчас») непосредственно изучать поведение личности в обществе или в конкретных условиях. Что же касается недостатков, то главным из них выступает трудоемкость проводимой работы и значительные временные затраты. Некоторые сложности могут заключаться в невозможности повторения отдельных деталей наблюдения в случаях, если по тем или иным объективным/субъективным причинам наблюдателю не удалось зафиксировать необходимые черты, элементы действий, которые уже состоялись и представляли оперативный интерес. Еще одним недостатком метода является его субъективность, то есть влияние эмоций и недостаточный профессионализм наблюдателя, что в значительной мере может исказить получаемую о наблюдаемом лице информацию.

Характеризуя профессиональную наблюдательность, необходимо подчеркнуть, что она является профессионально важным качеством [5] и состоит из следующих компонентов: зрительной чувствительности, восприятия и памяти.

Профессиональная зрительная чувствительность обеспечивает ощущение цвета, формы, размеров, взаимного расположения, перемещения объектов и лиц, которые представляют служебный интерес. Профессиональное зрительное восприятие предполагает формирование целостного образа воспринимаемого объекта во время служебной деятельности. Осмысленность и развитое внимание обеспечивают выборность восприятия, то есть, выделение предмета, или человека среди других и сосредоточенность на появлении или исчезновении отдельных признаков, элементов в воспринимаемом объекте. Не менее значимым является распределение внимания и одновременное восприятие нескольких объектов, быстрое переключение внимания и восприятие действий, поступков со стороны граждан, с которыми взаимодействуют сотрудники в процессе служебной деятельности.

Профессиональная зрительная память представляет собой выборочную, точную фиксацию, максимально полное отображение и воплощение существенной информации в виде образов, объектов, событий. Такие зрительные образы могут быть конкретными (наглядными) и обобщенными (типичными) и обеспечивать соответственно узнавание отдельного объекта, лица или их характеристик и идентификацию - соотношение с определенной группой, классом по общему признаку. Например, запрещенные предметы или татуировки, как признак определенной характеристики преступления (вида, срока наказания и т.п.).

Именно узнавание и идентификация как элементы зрительной памяти наиболее активно «работают» на профессиональную наблюдательность. Профессионально важными их показателями являются скорость, безошибочность и достаточность (минимальная продолжительность зрительного восприятия во времени и количестве признаков, обеспечивающих точность опознания и идентификации).

Основными умственными действиями, которые включены в профессиональную наблюдательность являются волевое ассоциативное припоминание - установление связи между увиденным и удерживаемым в памяти «банком данных» в условиях трудностей (дефицит времени, динамичность ситуации, препятствующие со стороны правонарушителей поступки, недостаточный объем базы данных и др.) и рассуждение - поиск и установление неочевидной, нелогичной с формальной точки зрения связи. Припоминание и рассуждение как составные профессиональной наблюдательности играют значительную роль во время общения с правонарушителями, особенно, при определении их намерений, прогнозировании возможных поступков и действия агрессивного, противоправного характера.

Выводы. Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что целью визуальной диагностики является зрительный анализ личности посредством использования совокупности специальных методов и соответствующих каналов информации, в результате чего возможно составить психологический портрет физического лица и спрогнозировать его дальнейшее поведение, а также личностно-индивидуальные особенности.

Существует тесная взаимосвязь внешнего и внутреннего, благодаря чему психологические особенности человека можно определить путем анализа внешних поведенческих проявлений. Методы визуальной диагностики позволяют довольно быстро собрать информацию о человеке, составить его психологический портрет, спрогнозировать его поступки. Наиболее популярным и эффективным является метод наблюдения. Также при наличии специальных познаний могут использоваться и такие методы визуальной диагностики, как биографический, психогеометрический, графологический, морфологический и ферологический анализ.

Отметим, что коммуникация сотрудников ОВД с различными категориями граждан зачастую происходит в условиях конфликтного взаимодействия. Исходя из этого, сотрудники ОВД должны ориентироваться в нестандартных ситуациях, грамотно подходить к решению нетипичных вопросов, правильно устанавливать психологический контакт с собеседником, оказывая правомерное психологическое воздействие.

Литература:

1. Беребин М.А., Кондратенков С.Н. Клинические (экспертные) методы психологической диагностики в профессиональном отборе сотрудников правоохранительных органов (на примере решения задач подразделений специального назначения) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2012. - №19 (278). - С. 47-57.

2. Буткевич С.А., Коноплева А.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях (общетеоретический анализ) / Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - № 1 (31). -С. 212-216.

3. Костина Л.Н. Визуальная психодиагностика как метод познания и предварительной оценки личности в профессиональной деятельности психолога // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - №6. - С. 195-196.

4. Носс И.Н. Проективная психодиагностика: учебное пособие. - М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2014. - С. 103.

5. Перков А.А. Профессиональная наблюдательность как основа личной безопасности сотрудника Госавтоинспекции // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - №5. - С. 275-276.

6. Светличный Е.Г., Польской И.П., Хаустов И.О. Инновационные технологии, применяемые в правоохранительных органах / В сборнике: Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД: сборник научных трудов сотрудников кафедры. Сборник научных статей II-й Всероссийской конференции. - 2019. - С. 247-251.

7. Чудина-Шмидт Н.В., Бабий В.О. Особенности профайлинга лиц, склонных к террористической и экстремистской деятельности, в работе сотрудника органов внутренних дел / В книге: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2020. - С. 84-87.

8. Щекин Г.В. Основы визуальной психодиагностики / Г.В. Щекин. - К., 1989. - 153 с.

Педагогика

УДК 37

преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования Окунева Полина Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования Угренинова Мария Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И МУЗЫКИ

Аннотация. В статье проводится аналитическое исследование связей науки и музыки, актуальное для современного музыкального педагога. Исследование имеет целью изучить понятия «наука» и «музыка», и их аспекты взаимодействия, определить необходимость использования научных достижений в развитии музыки. В рамках работы проводится анализ аспектов взаимодействия науки и музыки. В заключении дан краткий вывод о значимости проведенного анализа взаимодействия науки и музыки.

Ключевые слова: наука, музыка, взаимодействие, анализ.

Annotation. The article presents an analytical study of the connections between science and music, relevant for a modern music teacher. The research aims to study the concepts of "science" and "music", and their aspects of interaction, to determine the need to use scientific achievements in the development of music. Within the framework of the work, the analysis of aspects of the interaction of science and music is carried out. In conclusion, a brief conclusion is given about the significance of the analysis of the interaction of science and music.

Keywords: science, music, interaction, analysis.

Введение. Актуальность исследования связей науки и музыки для современного музыкального педагога обусловлена возрастающей ролью междисциплинарных связей в обучении, примером может служить проникновение цифровизации во все области жизни ныне живущего человека, в том числе и в область музыкальной деятельности. Исследователи считают, что современный социум обуславливает необходимость междисциплинарного подхода и взаимодействия в связи с пониманием междисциплинарного взаимодействия в качестве необходимого условия успешной исследовательской работы [8]. Музыка приобретает новые виды и формы, которые раньше невозможно было представить, благодаря развитию научных знаний.

На протяжении веков обществом рассматриваются отношения в системе наука-искусство. Это легко объяснимо, ведь деятельность в обеих сферах сопровождает человека с момента его существования. Для того, чтобы понять, что их связывает, рассмотрим определение терминов «наука» и «искусство».

Изложение основного материала статьи. Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности [1].

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение «литература и искусство») и т.п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности [6].

Как видим, и наука и искусство представляют собой формы общественного сознания, способы познания человеком окружающего мира, но наука ориентирована на объективное познание, а искусство отличает важный момент необъективного, индивидуального познания. Еще одно важное различие кроется в форме отражения действительности: наука - область теоретического отражения окружающих нас закономерностей, в то время как искусство - это художественное отражение восприятия автора.

Музыка же являет собой составную часть искусства и существует со времени создания мира в виде звуков. Большая советская энциклопедия определяет термин «музыка» следующим образом: «Музыка Музыка (от греч. musikе, буквально -искусство муз) - вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты; см. Звук музыкальный). М. - специфическая разновидность звуковой деятельности людей». [10] Ученые с давних времен пытались познать природу окружающих их созвучий. И наука помогает раскрывать законы распространения звука, но не законы создания этих звучаний. Таким образом, рассмотрим музыку и в качестве составной части науки, с помощью которой человек познает природу звука вокруг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.