Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И МУЗЫКИ'

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1162
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / МУЗЫКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Окунева Полина Эдуардовна, Угренинова Мария Александровна

В статье проводится аналитическое исследование связей науки и музыки, актуальное для современного музыкального педагога. Исследование имеет целью изучить понятия «наука» и «музыка», и их аспекты взаимодействия, определить необходимость использования научных достижений в развитии музыки. В рамках работы проводится анализ аспектов взаимодействия науки и музыки. В заключении дан краткий вывод о значимости проведенного анализа взаимодействия науки и музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Окунева Полина Эдуардовна, Угренинова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INTERACTION BETWEEN SCIENCE AND MUSIC

The article presents an analytical study of the connections between science and music, relevant for a modern music teacher. The research aims to study the concepts of "science" and "music", and their aspects of interaction, to determine the need to use scientific achievements in the development of music. Within the framework of the work, the analysis of aspects of the interaction of science and music is carried out. In conclusion, a brief conclusion is given about the significance of the analysis of the interaction of science and music.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И МУЗЫКИ»

3. Костина Л.Н. Визуальная психодиагностика как метод познания и предварительной оценки личности в профессиональной деятельности психолога // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - №6. - С. 195-196.

4. Носс И.Н. Проективная психодиагностика: учебное пособие. - М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2014. - С. 103.

5. Перков А.А. Профессиональная наблюдательность как основа личной безопасности сотрудника Госавтоинспекции // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - №5. - С. 275-276.

6. Светличный Е.Г., Польской И.П., Хаустов И.О. Инновационные технологии, применяемые в правоохранительных органах / В сборнике: Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД: сборник научных трудов сотрудников кафедры. Сборник научных статей II-й Всероссийской конференции. - 2019. - С. 247-251.

7. Чудина-Шмидт Н.В., Бабий В.О. Особенности профайлинга лиц, склонных к террористической и экстремистской деятельности, в работе сотрудника органов внутренних дел / В книге: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2020. - С. 84-87.

8. Щекин Г.В. Основы визуальной психодиагностики / Г.В. Щекин. - К., 1989. - 153 с.

Педагогика

УДК 37

преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования Окунева Полина Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования Угренинова Мария Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И МУЗЫКИ

Аннотация. В статье проводится аналитическое исследование связей науки и музыки, актуальное для современного музыкального педагога. Исследование имеет целью изучить понятия «наука» и «музыка», и их аспекты взаимодействия, определить необходимость использования научных достижений в развитии музыки. В рамках работы проводится анализ аспектов взаимодействия науки и музыки. В заключении дан краткий вывод о значимости проведенного анализа взаимодействия науки и музыки.

Ключевые слова: наука, музыка, взаимодействие, анализ.

Annotation. The article presents an analytical study of the connections between science and music, relevant for a modern music teacher. The research aims to study the concepts of "science" and "music", and their aspects of interaction, to determine the need to use scientific achievements in the development of music. Within the framework of the work, the analysis of aspects of the interaction of science and music is carried out. In conclusion, a brief conclusion is given about the significance of the analysis of the interaction of science and music.

Keywords: science, music, interaction, analysis.

Введение. Актуальность исследования связей науки и музыки для современного музыкального педагога обусловлена возрастающей ролью междисциплинарных связей в обучении, примером может служить проникновение цифровизации во все области жизни ныне живущего человека, в том числе и в область музыкальной деятельности. Исследователи считают, что современный социум обуславливает необходимость междисциплинарного подхода и взаимодействия в связи с пониманием междисциплинарного взаимодействия в качестве необходимого условия успешной исследовательской работы [8]. Музыка приобретает новые виды и формы, которые раньше невозможно было представить, благодаря развитию научных знаний.

На протяжении веков обществом рассматриваются отношения в системе наука-искусство. Это легко объяснимо, ведь деятельность в обеих сферах сопровождает человека с момента его существования. Для того, чтобы понять, что их связывает, рассмотрим определение терминов «наука» и «искусство».

Изложение основного материала статьи. Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности [1].

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение «литература и искусство») и т.п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности [6].

Как видим, и наука и искусство представляют собой формы общественного сознания, способы познания человеком окружающего мира, но наука ориентирована на объективное познание, а искусство отличает важный момент необъективного, индивидуального познания. Еще одно важное различие кроется в форме отражения действительности: наука - область теоретического отражения окружающих нас закономерностей, в то время как искусство - это художественное отражение восприятия автора.

Музыка же являет собой составную часть искусства и существует со времени создания мира в виде звуков. Большая советская энциклопедия определяет термин «музыка» следующим образом: «Музыка Музыка (от греч. musikе, буквально -искусство муз) - вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты; см. Звук музыкальный). М. - специфическая разновидность звуковой деятельности людей». [10] Ученые с давних времен пытались познать природу окружающих их созвучий. И наука помогает раскрывать законы распространения звука, но не законы создания этих звучаний. Таким образом, рассмотрим музыку и в качестве составной части науки, с помощью которой человек познает природу звука вокруг.

На первый взгляд, наука и музыка кажутся совершенно непохожими и несвязанными между собой сферами. Наука апеллирует точными понятиями, формулами, а музыка представляется чем-то абстрактным, воздушным, не имеющим к научной точности никакого отношения понятием. Но, если изучить этот взаимодействие глубже, то становится ясно, что в музыке помимо исполнительской составляющей и творческой деятельности, есть и научная составляющая. Это сфера музыкознания, которая представляет собой совокупность научных и учебных дисциплин. Доктор искусствоведения, профессор М.Ш. Бонфельд в своем учебнике "Введение в музыкознание" раскрывает основные сферы знания, составляющие суть музыкознания как науки. Также в учебнике очерчивается круг смежных областей науки, так или иначе соприкасающихся с музыкознанием, таких как естественные науки и гуманитарные науки. М.Ш. Бонфельд подчеркивает неотделимость музыкознания от музыкальной деятельности:"...чтобы вникнуть в сочинение, его нужно воспринять, т.е. прослушать, а лучше - и прослушать и самому исполнить; в то же время для специалиста-музыковеда чрезвычайно полезно испробовать свои силы в сочинении музыки. Поэтому выделение музыкознания из сферы музыкальной деятельности весьма условно и осуществлено исключительно для удобства его специального рассмотрения" [4].

Музыкознание как научная дисциплина имеет свои методологию, инструментарий, категориально-понятийный аппарат. Это в полной мере позволяет рассматривать музыкознание (в частности), а музыкальную деятельность (в целом) как род исследовательской деятельности.

Касаемо музыки проблема заключается в ее специфике: к какой категории наук отнести музыкальную деятельность? Любая наука предполагает точность, выверенность математическими (или другими) формулами, так или иначе научные исследования любой сферы предполагают конечный единственно верный научный результат. Касаемо же музыкальной деятельности нельзя ожидать такой стопроцентной точности. Даже наоборот музыкознание позволяет анализировать, воспринимать музыку, трактовать, понимать музыкальные законы, по которым создается музыкальное произведение, а это, в свою очередь, дает возможность для существования множественности точек зрения на одно и то же музыкальное произведение. Это главное отличие музыки от науки.

Связывающим механизмом выступает то, что музыка заимствует инструменты из науки: в музыке также есть правила и законы, по которым она пишется, композитор также пользуется числовыми обозначениями интервалов, которые показывают числовое расстояние между нотами (как в математике интервалы обозначают расстояние). Неоспоримо и применение законов точных наук в музыке, например, законов физики применительно к музыке: форма, размер, толщина струн инструмента влияют на качество издаваемого им звука и распространение звуковых волн, отличным примером здесь служит и качество выдаваемого фортепиано звука в зависимости от напряжения или расслабленности кисти руки играющего на инструменте.

Стоит отметить общность науки и музыки в наличии творческого начала, озарения, присутствующего в научной и музыкальной деятельности. Всем известна история об открытии знаменитым математиком, физиком, алхимиком, историком и астрономом Исааком Ньютоном закона притяжения - упавшее на голову яблоко помогло родиться озарению, способствовавшему важнейшему открытию.

Баланс и единство в естественных науках встречается, например, в физике - в 3ем законе Ньютона, законе сохранения массы, законе сохранения импульса, в математике - в понятии равенства, в экономике - в законе спроса и предложения, а в музыке - закон практического музыкального исполнительства: при исполнении музыкального произведения, замедляя темп исполнения в предыдущем такте, в следующем такте необходимо вернуть его в равных пропорциях.

Различие же науки и музыки выражается в следующем: обилие уточняющих данных в научном исследовании гарантирует точность конечного результата, в музыке мы наблюдаем противоположную ситуацию - каждый конкретный музыкант, исполняя уже известное произведение, трактует его по-своему, добавляя личное отношение, переживания в новых красках и контексте на момент исполнения, а это, в конечном итоге, расширяет границы восприятия публикой этого музыкального шедевра.

Музыкознание сочетает в себе инструменты научно-исследовательской деятельности, т.к. использует законы схожие с законами точных наук, синтезирует логическое математическое знание до XX в., а с другой стороны имеет необходимое пересечение с другими видами наук, в частности в XX в. происходит синтез музыки с гуманитарными науками (например, неразрывность сочинения и восприятия музыкальных произведений с историческими событиями эпохи, а также связи с философией, лингвистикой, семиотикой, эстетикой, психологией искусства) и естественными науками (акустические и биоакустические исследования, тесно связанными с музыкальной акустикой), не позволяющий окончательно отделить одну науку от другой.

В рамках исследования необходимо проанализировать значение музыки в жизни ученых на примере влияния музыкальной деятельности на научную деятельность отечественных ученых современности.

Рождение электронной музыки стало закономерным процессом усовершенствования цифровых технологий. Авторы современной популярной музыки - тоже композиторы, но уже в современном значении, применяющие для сочинения музыки весь спектр цифровых новшеств. Неудивительно, что и теперь, возможно в каком-то смысле даже в большей степени предсказуемо, они часто оказываются связанными с самыми разными отраслями наук.

Среди российских ученых встречаются одаренные музыканты: Мочалов Константин Евгеньевич — научный сотрудник Института биоорганической химии РАН имени М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, (лаборатория протеомики), кандидат технических наук. Занимается разработкой зондово-оптических методик и играет в группе, исполняющей классическую рок-музыку, на барабанах.

Ефимов Антон Евгеньевич - старший научный сотрудник Институт транспланталогии. Занимается зондовыми методиками, разрабатывает сканирующий зондовый микроскоп, совмещенный с ультрамикротоном, и играет в музыкальной группе на гитаре, выступает на концертных площадках.

Бобровский Алексей Юрьевич - доцент кафедры высокомолекулярных соединений МГУ, старший научный сотрудник, кандидат химических наук. Занимается жидкокристаллическими фоточувствительными полимерами, пассивными оптическими средами, ведёт фундаментальную работу в области дизайна, синтеза, изучения фазового поведения, оптических и фотооптических свойств таких систем. Заинтересовавшись игрой на «шумовых» инструментах (барабанах, цимбалах и др.), в течении нескольких лет создал мощную ударную установку (2002), этот музыкальный инструмент полностью уникален и состоит из расположенных полукругом более двадцати пяти барабанов, множества цимбал, двадцати педалей, позволяющих музыканту создавать ритмический рисунок ногами, освобождая руки для мелодии. Долгие часы ученый посвящает музыкальным занятиям на своем инструменте, однако не интересуется публичными выступления и не стремится к демонстрации своего исполнительского мастерства.

Доктор биологических наук, профессор Института психологии РАН и блестящий вокальный педагог Московской государственной консерватория имени П.И. Чайковского Владимир Петрович Морозов (род. 1929) всю жизнь посвятил изучению биоакустики, психофизиологии голоса, защитивший кандидатскую и докторскую диссертации на темы «Роль вибрационной чувствительности в регулировании голосовой функции человека в процессе речи и пения» (1960) и

«Биофизические характеристики вокальной речи (пения)» (1972). В.П. Морозов разработал Резонансную Теорию Пения, применяющуюся во всем мире вокальными педагогами [9].

Помимо отдельных фактов в биографиях ученых-музыкантов современных деятелей науки волнует вопрос о взаимосвязи музыки и науки, они проводят большое количество различных исследований, позволяющих определить насколько сильно развитие музыкальных способностей оказывает влияние на развитие обучающегося в точных науках, таких, например, как математика. Можно привести в пример исследования Питера Гузуасиса (Peter Gouzouasis) из университета Британской Колумбии (Канада), опубликованные в 2019 году в Journal of Educational Psychology. Масштабные наблюдения за старшеклассниками канадских школ (более 100 тысяч выпускников) показали, что школьники, помимо основного образования получающие дополнительное музыкальное образование, обгоняют по успеваемости своих одноклассников, не занимающихся музыкой. Ученым также удалось установить взаимосвязь обратного порядка - дети, хорошо проявляющие себя в изучении точных наук, показывают большие способности в игре на инструменте и изучении музыкальных дисциплин. В наибольшей степени это проявляется в изучении следующих предметов: математика, изучение иностранных языков, физика, биология, гуманитарные науки. Питер Гузуасис (Peter Gouzouasis) из университета Британской Колумбии (Канада) считает, что "...уроки музыки и искусств часто отодвигаются на самый задний план и финансируются по остаточному принципу, так как чиновники считают, что они мешают детям осваивать математику, естественные науки и язык. Мы показали, что это не так - чем больше дети занимались музыкой, тем лучше они учились".

Интересным фактом, касающимся данного исследования, служит существование профессии «музыкальный терапевт» (научно обоснованное лечение музыкой). В 1944 г. Мичиганский университет (США) открыл программы подготовки специалистов данной специальности, затем это направление получило развитие в масштабах всей страны, а позже и в Европе, странах Латинской Америки, Австралии, Японии. По всему миру существуют ассоциации специалистов, федерации музыкальной терапии, публикуются периодические научные издания по данной проблематике (например, «Journal of Music Therapy», «Nordic Journal of Music Therapy», «Music Therapy Perspectives»), постоянно проводятся конференции с целью обмена научными знаниями и опытом в этой области медицины, в этой области ведется активная научно-исследовательская работа, в том числе и в России. В настоящее время профессия «музыкальный терапевт» в США является вспомогательной профессией системы здравоохранения страны и даже в отдельных случаях входит в страховку граждан. На практике музыкальные терапевты работают в хосписах, центрах неврологической реабилитации, домах с квалифицированным уходом, родильных домах, частных центрах различной направленности. Стоит отметить, что эта специальность находится на стыке сразу нескольких наук - медицины, музыки, психологии и педагогики [11].

А. Апрелева-Коломейцева Сертифицированный музыкальный терапевт (MT-BC), неврологический музыкальный терапевт (NMT), руководитель клинической практики студентов музыкального колледжа Беркли (Бостон, США)) в своем цикле лекций о музыкальной терапии определяет суть этой профессии: «музыкальная терапия - это клиническое использование музыки для работы над физическими, эмоциональными, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями и целями человека, осуществляемые сертифицированными специалистами в рамках терапевтических решений» [12].

В России музыкотерапия пока не нашла столь активного практического применения в системе здравоохранения государственного уровня, но применяется в отдельных применяется в отдельных учреждениях, например, в Центре лечебной педагогики (г. Москва).

Музыкотерапия базируется на серьезных научных исследованиях как наших соотечественников, так и зарубежных ученых: исследования И.Р. Тарханова, экспериментальная работа В.М. Бехтерева, специальные исследования С.С. Корсакова, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, Г.П. Шипулина, работы по музыкальной психологии выходят у Теплова Б.М., Выготского Л.С., научные труды Блаво Р., Велентиновой З., Менегетти А., Мозгота В.Г., Шушарджана С.В., Яковенко Т.Е., Л.С. Брусиловского, В.Ю, Завьялова, К. Швабе, Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной, Т.С. Кузьменко, И.С. Константиновой, М.Н. Искандерова, Г.-Г. Декер-Фойгта, Е.И. Нисневич, А.Л. Битовой и др.

Выводы. В результате проведенного исследования взаимосвязи между научными исследованиями и музыкальной деятельностью можно сделать вывод о неоспоримом взаимодействии этих двух дисциплин в познании человеком мира и себя самого на основе существования дисциплины «музыкознание», которая сочетает в себе инструменты научно-исследовательской деятельности, т.к. использует законы схожие с законами точных наук, синтезирует логическое математическое знание до XX в., а с другой стороны имеет необходимое пересечение с другими видами наук, в частности в XX в. происходит синтез музыки с гуманитарными и естественными науками. Как музыка использует научные методы познания и результаты научных достижений человечества для своего развития, так и наука использует музыку и звуки в качестве инструмента прямо или косвенно влияющего на свои достижения в области знания человека и мира, что является важным для понимания образовательного процесса современного музыкального педагога. Таким образом, стоит отметить не только большой вклад этих двух дисциплин друг в друга, но и необходимость дальнейшего использования научных достижений в изучении и развитии музыкальной деятельности, так же, как и необходимость дальнейшего использования музыки в науке.

Литература:

1. Алексеев И.С. Наука // Большая советская энциклопедия: 3-е изд. Т. 17. - М.: Изд. "Сов. энц.", 1971.

2. Анфилов Г.Б. «Физика и музыка» - Москва: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1962

3. Апрелева А. Музыкант как волонтёр: терапевтическое применение музыки в медицинских и социальных учреждениях, 2017

4. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.: ноты. ISBN 5-691-00731-9

5. Визгин В.П. Вернер Гейзенберг о соотношении искусства и науки // Наука и искусство. - М.: ИФ РАН, 2005

6. Каган М.С. Искусство // Большая советская энциклопедия: 3-е изд. Т. 10. - М.: Изд. "Сов. энц.", 1971.

7. Рыбина, Е.М. Современная музыка в системе приоритетов педагога-музыканта / Е. М. Рыбина, В. А. Карнаухова // Культура, образование и искусство: традиции и инновации: Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов, преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, аспирантов, студентов научно-практической конференции, посвященной 110-летию нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, 22 апреля 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 59-63.

8. Лабзина, П.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза / П.Г. Лабзина, С.Г. Меньшенина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2(35). - DOI 10.26795/2307-12812021-9-2-2.

9. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М.: МГК, ИП РАН, Центр "Искусство и Наука", 2008. - 592 с.

10. Сохор А.Н. Музыка // Большая советская энциклопедия: 3-е изд. Т. 17. - М.: Изд. "Сов. энц.", 1971.

11. Gouzouasis, Peter; Guhn, Martin; Kishor, Nand «The predictive relationship between achievement and participation in music and achievement in core Grade 12 academic subjects» (Journal «Music Education Research». - Volume 9, 2007. - Issue 1, P. 81-92)

12. Лечить музыкой: лекции о музыкальной терапии Алисы Апрелевой. Часть 1. - Милосердие.ш (miloserdie.ru)

13. МузТерапевт.Ру - Информационно-образовательный ресурс о музыкальной терапии (muzterapevt.ru)

Педагогика

УДК 377.352

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Омельченко Галина Леонидовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В статье представлена программа опытно-экспериментальной работы, целью которой является проверить эффективность организационно-педагогических условий взаимодействия мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, обеспечивающих результативность их использования в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих швейного профиля.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин, организационно-педагогические условия, программа эксперимента.

Annоtation. The article presents a program of experimental work, the purpose of which is to check the effectiveness of the organizational and pedagogical conditions of interaction between masters of industrial training and teachers of special disciplines, ensuring the effectiveness of their use in vocational training of qualified workers of the sewing profile.

Keywords: pedagogical interaction, master of industrial training, teacher of special disciplines, organizational and pedagogical conditions, experiment program.

Введение. Основой решения проблемы педагогического взаимодействия на уровне образовательного учреждения среднего профессионального образования (СПО), как многоаспектной, является внедрение современной системы научных, методических, организационных, кадровых усилий и материально-технических ресурсов учебного заведения. Управление системой СПО должно строиться на основе закономерностей и научных принципов, с учетом организационно-педагогических условий в интересах достижения высоких результатов образования, отвечающих соответствующим профессиональным стандартам.

Функционирование системы образовательного процесса в СПО будет качественным только при условии взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательной деятельности. Для обеспечения качественной подготовки квалифицированных рабочих и служащих необходимым является создание комплекса организационно-педагогических условий взаимодействия мастеров производственного обучения (МПО) и преподавателей специальных дисциплин (ПСД) в профессиональных образовательных учреждениях (ПОУ).

Изложение основного материала статьи. Вопросы развития профессионального образования, эффективности управления качеством образования, формирования профессиональной готовности педагогов ПОУ к педагогическому взаимодействию, современные аспекты в подготовке рабочих и специалистов среднего звена, в контексте стандартизации образования поднимаются в исследованиях: В.И. Блинова, Е.А. Корчагина, А.В. Леонтьева, Г.Е. Муравьевой, Г.В. Мухаметзяновой, Ф.Ш. Мухаметзяновой, А.М. Столяренко, А.М. Новикова, И.М. Реморенко, Г.М. Романцева, В.А. Скакуна, Ю.Г. Татура, А.А. Факторович. А.В. Хуторского и др. Ученые предлагают инновационные педагогические технологии, ориентированные на достижение высокого уровня профессионального образования. Технология педагогического взаимодействия является одной из таких инновационных технологий.

Педагогическое взаимодействие в психологической науке рассматривается, как взаимодействие, имеющее интерактивную сторону общения. Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, А.А. Реана, Г.И. Щукиной и др. Кроме того, делаются попытки изучения взаимодействия как самостоятельной категории (А.В. Брушлинский, В.А. Горянина, Н.Н. Обозов и др.), обладающей собственным содержанием, целями, мотивами и смыслом. Педагогическое осмысление понятие «педагогическое взаимодействие» получило в работах JI.B. Байбородовой,

B.Н. Белкиной, В.И. Загвязинского, Х.Й. Лийметса, М.И. Рожкова, С.А. Смирнова, Е.Н. Шиянова и др.

На современном этапе развития СПО проводится комплекс мероприятий по поиску эффективных педагогических технологий, методов и форм работы коллективов ПОУ и соответствующих условий, основанных на партнерстве, творческом сотрудничестве, диалоге и коллегиальности и т.п.

Исследованию отдельных вопросов обеспечения профессиональной готовности педагогов к организации учебно-воспитательного процесса в современных условиях посвящен ряд диссертационных работ. Так, диссертация

C.Ю. Мальгиной выполнена на тему «Педагогические условия реализации профессионального модуля в учреждениях профессионального образования» [4]; М.А. Измайлова исследовала проблему педагогического взаимодействия как фактора повышения качества подготовки специалистов в среднем специальном учебном заведении [3]. В исследовании Т.Г. Глазыриной определены и апробированы организационно-педагогические условия развития инновационной деятельности педагогов колледжа [2]. Предметом исследования в диссертационной работе В.Д. Родионовой стал комплекс организационно-педагогических условий научно-методического обеспечения деятельности педагогов в системе СПО [5]. В работе Л.Г. Богдановой представлены педагогические условия, обеспечивающие успешность процесса формирования готовности педагогов профессиональных образовательных организаций к реализации ФГОС СПО [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.