Е.Ю. Усенкова
РОЛЬ УПРАЖНЕНИЙ ПО МАКЕТИРОВАНИЮ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА
Работа содержит результаты изучения учебно-методических комплексов и учебных программ преподавания дисциплины «Макетирование костюма», результаты наблюдений за ходом аудиторных практических занятий, и результаты исследований творческой деятельности студентов в ходе учебно-творческого процесса. Автором статьи изложены некоторые принципы и методы организации учебного процесса, повышающие качество образования и уровень профессиональной подготовки студентов - будущих дизайнеров костюма. Ключевые слова: принципы, методы, организация учебного процесса, макетирование костюма, дизайнер.
The work contains the results of studying educational complexes and programs of teaching the discipline «Suit Modeling», the results of observation of practical lessons and the results of researching of creative activity of students during their lessons. The author of this article tells us about some methods of organization of learning process increasing the quality of education and professional level of the students - future fashion designers. Keywords: principles, methods, organization educational process, breadboarding, Suit Modeling.
«Макетирование костюма» — одна из специальных дисциплин, дающих студентам творческую свободу для создания самых разнообразных форм современной одежды и влияющих на формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров костюма. Студенты, в процессе спланированных аудиторных занятий, учатся решать профессиональные и творческие задачи: постоянно экспериментируя с формой, создают макеты одежды сложных форм без предварительных расчётов и создания конструкций, учатся проводить примерки, приобретают навыки выполнения технических рисунков моделей. Программа обучения данной дисциплине, построена на освоении большого объёма учебной информации о правилах и способах макетирования костюма.
Объяснительно-репродуктивный вид обучения программе «Макетирование костюма» преобладает и даёт прекрасные результаты в освоении знаний макетирования базовых форм одежды. Он обеспечивает студентам ускоренный характер усвоения учебной информации, прочность усвоения, возможность для быстрого формирования практических навыков в процессе коллективных занятий.
Специфика дисциплины «Макетирование костюма» заключается в том, что она включает в себя два вида работы: упражнения и учебно-творческие задания, взаимосвязанные между собой и являющиеся звеньями одной цепи образовательной системы. Оба вида работы объединены единой целью - обеспечить прочное усвоение материала на теоретическом и практическом уровне. Но на пути реализации этой цели их роли различны. Основная роль упражнений заключается в подготовке студентов к самостоятельному выполнению учебно-творческих заданий. Таким образом, учебно-творческая работа являйся результатом освоения изучаемой темы.
Программированное обучение, являющееся разновидностью репродуктивного вида обучения, активно используется в ходе освоения макетирования. Его основной принцип - поэлементное изложение материала, завершёнными, удобными и доступными для студентов порциями. Упражнения позволяют сделать сложный материал доступным пониманию студентов при передаче его небольшими порциями. В результате проведения практических и лабораторных занятий, студенты изучают приёмы макетирования простых и сложных форм костюма, выполняя многочисленные задания по выполнению частей и деталей костюма различных форм:
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (28) 2009 г.
лифов, юбок, рукавов, воротников, знакомятся с пластическими возможностями макетного материала. Разбивая на несколько составляющих блоков программу макетирования базовой формы поясных и плечевых изделий и постепенно усложняя материал в процессе освоения, мы строим обучение в соответствии с основными дидактическими принципами последовательности, систематичности и посильно-сти целей и задач обучения, а также данный принцип работы облегчает преподавателю оперативный контроль усвоения материала и позволяет работать в оптимальном темпе.
Рациональная организация упражнений по макетированию костюма требует правильного сочетания и специального закрепления отдельных, особенно сложных его частей и целостного выполнения действия. Конкретный способ их сочетания и мера, которая должна быть при этом соблюдена, зависит от особенностей материала и индивидуальных особенностей студентов.
Только благодаря упражнениям, закрепляется и совершенствуется способ действия. Указывая на необходимость систематических упражнений в процессе обучения, многие педагоги отмечают, что упражнения должны быть специально организованными и регулярными. От простого приёма макетирования к сложному, постепенно, шаг за шагом, осваиваются известные способы создания формы и находятся новые. Существует множество приёмов наколки. Некоторые из них почти не поддаются описанию и передаются от преподавателя студенту при непосредственном контакте в процессе практической работы.
В результате упражнений формируются навыки, дающие возможность студенту качественно выполнять то или иное задание. Умения и навыки в работе с текстильными материалами в процессе создания костюма, должны совершенствоваться до уровня мастерского владения ими. Мастерство всегда основано на упорном труде. Мастерское выполнение даже учебной работы на аудиторных практических занятиях, успешная работа по овладению умениями и навыками макетного способа создания формы костюма на каждом из этапов обучения, создаёт ситуацию успеха, рождает у студентов чувство удовлетворения результатами своей деятельности. Это становится источником вдохновения, активизирует стремление к совершенствованию и является одним из лучших способов создания творческой обстановки в ходе учебной деятельности.
Упражнения выполняют большую обучающую роль, ведут от незнания к знанию. Это происходит постепенно и поэтапно, благодаря чётко спланированной и выверенной системе. В основе системы упражнений лежит принцип движения от простого к сложному. Например, демонстрируя способы выполнения сложной драпировки в виде каскада фалд, преподаватель в процессе объяснения заостряет внимание на правилах расположения нитей основы и утка макетной ткани, вызывая интерес студентов возможностью эффектного применения способа в современном вечернем платье. Задача преподавателя не ограничивается демонстрацией, необходимо объяснить с теоретической точки зрения данную закономерность для возможности использования приёма в подобных драпировках. Необходимо научить студентов видеть и распознавать этот приём в работах дизайнеров, создающих костюм методом макетирования. Затем необходимо закрепление этого приёма в процессе выполнения тренировочных упражнений по наколке сложной драпировки и выработка навыка применения полученных теоретических знаний и умений в дальнейшей творческой деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что упражнения готовят студентов к осознанному ведению учебно-творческой деятельности. Условием для подготовки студентов к успешной учебно-творческой работе является правильно выбранная методика обучения макетированию костюма, основанная на наличии целей и задач в процессе каждого занятия. Студенты должны уметь подбирать методы, средства и приёмы
ведения учебной работы в соответствии с поставленными задачами. Такая самостоятельность выбора методов решения задачи предполагает наличие знаний и опыта подобной работы в инструментарии студентов. Именно систематические упражнения дают необходимые знания, вырабатывают умения и доводят полученные умения до состояния навыка, который может быть использованным студентом в процессе выполнения самостоятельной практики.
Упражнения служат связующим звеном между теорией и практикой, руководством как именно применить теорию на практике и средством закрепления навыка. С помощью демонстрационно-иллюстративных и обучающих упражнений преподаватель тренирует обучаемых в применении теоретических знаний на практике в различных условиях, несхожих между собой, формируя мышление студентов. Упражнения — наиболее короткий путь от теории к практике применения секретов мастерства наколки к практике их использования при выполнении макета современного костюма. Упражнения способствуют прочному освоению учебного материала. Только на практических примерах студенты смогут глубже усвоить закономерности выполнения основных способов создания объёмных форм современного костюма, прочно закрепить полученный материал и развить его в дальнейшей учебно-творческой деятельности.
С помощью упражнений, в процессе выполнения контрольных семестровых заданий легко осуществлять контроль успеваемости студентов и степень усвоения сложного материала, выявить индивидуальные особенности и степень заинтересованности, выявить и оказать помощь отстающим студентам.
Упражнения макетированием костюма помогают студентам развить природные способности — такие, как чувство стиля, умение видеть красоту линий и пропорций костюма, пластику формы. Упражнения оказывают неоценимую помощь в формировании профессиональной компетентности будущих дизайнеров костюма: дают знания законов и способов создания гармоничной формы костюма, учат работать с различными видами материалом и создавать идеальную посадку моделей современного костюма на фигуре, развивают у студентов умения и навыки практической работы проектировщика костюма.
Примечания
1. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В.С. Кузин. - М.: АГАР, 1998. - 336 с.
2. ЛернерИ. Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
3. Матузова Е. Мода и крой / Е. Матузова, Р. Соколова, Н. Гончарук. - М.: АНОО «Институт Индустрии Моды», 2001. - 192 с.
5. НеменскийБ. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. -255 с.
5. Организация экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях г. Москвы. Выпуск 6 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержание образования в Москве / отв. Редактор Л. Е. Курнешова. - М.: Центр «Школьная книга». 2002. -360 с.
6. Плотникова Е. В. Сборник учебных программ / Е.В. Плотникова, Т.В. Ганова, Е.Ю. Усенкова. - М.: МГПУ, 2006. - 130 с.
7. Проблемы методов обучения в современной образовательной школе / под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э. И. Моносзона; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1980. - 224 с.