Научная статья на тему 'О роли профессионально-ориентированной мотивации в процессе подготовки современного молодого специалиста'

О роли профессионально-ориентированной мотивации в процессе подготовки современного молодого специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / THE CREATIVE POTENTIAL OF PERSONALITY / PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Е. В.

Статья повествует о значимости проблемы профессиональной мотивации в контексте инновационных технологий современного профессионального образования, направленных на формирование творческого и личностного потенциала будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Material narrates about the significance of the problem of professional motivation in the context of the innovation technologies of contemporary vocational education, directed toward molding of the creative and personal potential of future specialist.

Текст научной работы на тему «О роли профессионально-ориентированной мотивации в процессе подготовки современного молодого специалиста»

О РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО

СПЕЦИАЛИСТА

КОЛЕСНИКОВА Е.В.

Статья повествует о значимости проблемы профессиональной мотивации в контексте инновационных технологий современного профессионального образования, направленных на формирование творческого и личностного потенциала будущего специалиста.

Material narrates about the significance of the problem of professional motivation in the context of the innovation technologies of contemporary vocational education, directed toward molding of the creative and personal potential of future specialist.

В результате модернизации и реформирования всех сфер жизнедеятельности за последнее столетие в корне изменилась действительность. В современных условиях к специалисту предъявляются особые требования. Работающие на небольших предприятиях профессионалы должны быть подготовлены комплексно, уметь многое: быть технологами, конструкторами, дизайнерами, знать менеджмент и маркетинг. Спрос - на универсальность. Кроме того, в современных реалиях профессионал - это не только человек «знающий», но и потенциально способный к интеллектуальной инициативе, обеспечению интеграции знания и универсальности, ориентирующийся в информационном пространстве. Важно также понимание, что на данном этапе, когда ведущая роль дифференциации профессиональной деятельности сменяется господством интеграционных процессов, массовое профессиональное творчество из факта ускорения неизбежно превращается в фактор торможения социального и экономического развития. Поэтому на кафедре «Дизайн и технология изделий легкой промышленности» учебный процесс направлен на формирование нового специалиста, способного адаптироваться к меняющейся сложной организационно-экономической деятельности.

Процессуальная сторона формирования определена психологическими предпосылками, как субъекта, так и объекта взаимодействия: мотивационными, интеллектуальными и эмоционально-волевыми. Мотивационные и эмоционально-волевые личностные качества обучаемого предопределяют как успех в усвоении знаний, умений и профессиональных навыков, так и опыта творческой деятельности будущего специалиста.

Этот процесс имеет следующие этапы:

- этап формирования знаний, умений и навыков;

- этап формирования личностного отношения к получаемой информации как основы развития личности, синтеза и интеграции ее творческого потенциала. На данном этапе обучения мы определяем развитие личности учащегося через инициативность, творчество, самостоятельность решения в получении и интерпретации знаний.

Поскольку владение знаниями, умениями и навыками само по себе не гарантирует проявление творческих способностей, необходима соответствующая организация учебного процесса будущих специалистов.

В соответствии с этапами выстраивается модель взаимодействия студента и преподавателя, формируются и выстраиваются методы обучения, существующие в вузе, состоящие в модификации существующих традиционных видов учебной деятельности. Состав учебной деятельности определяется исходя из анализа способов освоения обучаемыми значимых видов деятельности, как с точки зрения специальных дисциплин, так и целостного образовательного процесса.

В соответствии с характером деятельности учащихся оптимально применение диалогических методов обучения, находящихся на стыке коммуникативной и познавательной деятельности. Диалогические методы имеют ряд преимуществ, так как способствуют получению не только прочных опе-

ративных, практически ориентированных знаний и умений, но и творческому их применению, развитию критических интеллектуальных качеств, креативности мышления в выработке собственных позиций [1].

Преподаватель может дополнить и модифицировать традиционные виды учебной деятельности исходя из специфики работы. В рамках специальной подготовки по курсу «Конструированию одежды» можно выделить следующие дополнительные виды учебной деятельности студентов, организуемой преподавателем: разработка коллекций моделей одежды; создание сложных форм и драпировок из макетной ткани методом наколки; решение расчетно-аналитических и графических заданий с целью поиска новых решений заданных объемно-пространственных разнообразных форм, силуэтов, покроев, моделей костюма в соответствии с основами композиции костюма, направлением моды, свойствами материалов и так далее.

Учебные задачи решаются на личностном уровне (субъект-субъектная форма учебного взаимодействия), что в свою очередь мобилизует инициативность, формирует установку, как на коллективное, так и индивидуальное творчество, а также развивает самостоятельность мышления в интерпретации знаний. Дифференцированный личностно-ориентированный подход к организации всего учебного процесса способствует созданию максимально комфортных условий для самовыражения обучаемых, для приобретения ими практических навыков и умений. Процесс приобретает черты непроизвольности, состязательности, сотрудничества, методологической рефлексии, содержит соревнование и экспертную оценку результата, обостряет состояние состязательности, в том числе и с самим собой. Оптимальный характер деятельности студентов - творчески деятельный.

Ведущей целью обучения творческой инженерно-технической и художественной деятельности в процессе промышленного проектирования одежды мы определяем развитие профессиональной и личностной мотивации потенциального специалиста, формирование умения усваивать и анализировать научную информацию, креативно мыслить, определяя творческую индивидуальность. На данном этапе учебного процесса значительно возрастает роль субъективной части методической системы, обусловленной личностью преподавателя и особенностями учащегося. Обучение основывается на признании универсальности каждой личности, и в данном контексте главной задачей преподавателя становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала.

Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой труднообъяснимое, явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно проследить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на заданную тему, и каким образом достигается результат.

Технология индивидуально-творческой подготовки студентов в процессе обучения по курсу специальных дисциплин и дисциплин специализации предполагает формирование мотивационных, познавательных и эмоционально-волевых компонентов на высоком уровне сформированности. В контексте мотивационных особенностей задачей преподавателя, по нашему мнению, является формирование:

- целей и ценностей профессионального образования;

- полного и адекватного представления об общественной значимости будущей профессии;

- стимулов поведения с ориентацией на полезный для субъекта результат;

- способность работать в группе;

- побуждающих мотивов личностного профессионального роста.

При таком подходе к организации образовательного процесса развитие свободной творческой индивидуальности студентов инициирует формирование личности будущих профессионалов нового типа. Вместе с тем, под воздействием внешней и личностной внутренней профессионально-ориентированной мотивации формируется определенная тенденция. Взятые за основу принципы личностно-ориентированной подготовки будущего молодого специалиста определяют формы и объем рационального усвоения необходимой информации, формируют механизм развития потребностей в самосовершенствовании. И, как следствие, соответствующим

образом меняется традиционный набор личностно-профессиональных качеств специалиста. Социальная и информационная ограниченность профессионалов, со свойственным им творческим эгоизмом и ограниченными способностями к продуктивному труду в условиях мобильности производственных комбинаций творческой деятельности, должны уступить место высокому профессиональному мастерству универсальной творческой личности, основными качествами которой призваны стать умение применять усвоенные знания в любых ситуациях, осуществлять поиск нестандартных, новых способов решения поставленных задач, по-новому комбинировать имеющиеся знания, что позволяет легко ориентироваться в меняющейся обстановке.

Таким образом, процесс обучения посредством стимулирования творческой активности в сфере авторской предметно-практической дизайнерской деятельности, направленной на повышение внешней и внутренней профессиональной мотивации создает возможность формирования профессионального опыта будущего специалиста.

Библиографический список:

1. Ситаров В.А. Дидактика. : изд. ACADEMIA. Москва, 2002.

2. Федякина Л.В. Профессионально-ориентированная подготовка специалистов социальнопедагогического профиля // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 4. С. 34-36.

Ключевые слова: творческий потенциал личности, профессиональная мотивация. Keywords: the creative potential of personality, professional motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.