Научная статья на тему 'Построение теоретической модели формирования картографической грамотности студентов в вузе средствами профессионально ориентированной технологии обучения'

Построение теоретической модели формирования картографической грамотности студентов в вузе средствами профессионально ориентированной технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ / A RATING SYSTEM OF ESTIMATING STUDENTS' KNOWLEDGE / CARTOGRAPHIC LITERACY / THE TECHNOLOGICAL APPROACH / THE PROFESSIONAL ORIENTED TECHNOLOGY OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санкова Е. А.

В статье речь идет о сущности технологического подхода, о построении теоретической модели формирования картографической грамотности как одной из основных профессиональных компетенций будущего специалиста. Для формирования картографической грамотности в вузе предлагается профессионально ориентированная технология обучения, рассматриваются этапы ее проектирования. Акцент делается на индивидуализации, дифференциации и личностно ориентированном подходе в обучении. Одной из составляющих технологии является балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санкова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение теоретической модели формирования картографической грамотности студентов в вузе средствами профессионально ориентированной технологии обучения»

Е.А. САНКОВА, доцент кафедры географии Орловского государственного университета

alena7orel@yandex.ru

ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В статье речь идет о сущности технологического подхода, о построении теоретической модели формирования картографической грамотности как одной из основных профессиональных компетенций будущего специалиста. Для формирования картографической грамотности в вузе предлагается профессионально ориентированная технология обучения, рассматриваются этапы ее проектирования. Акцент делается на индивидуализации, дифференциации и личностно ориентированном подходе в обучении. Одной из составляющих технологии является балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.

Ключевые слова: картографическая грамотность, технологический подход, профессионально ориентированная технология обучения, балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.

Современные требования к качеству образования приводят к формированию новых запросов к компетенциям специалиста (базовым знаниям, умениям, навыкам, опыту деятельности), которые включает в себя государственный образовательный стандарт третьего поколения.

В практике российского образования компетентностный подход рассматривается как один из наиболее перспективных с точки зрения оценивания эффективности профессиональной подготовки студентов, в соответствии с которым критериями готовности к профессиональной деятельности являются компетентность и входящие в нее компетенции.

С этих позиций картографическая грамотность выступает неотъемлемой частью профессиональной компетентности студентов ряда естественнонаучных специальностей, одной из основных профессиональных компетенций. Поэтому ее формированию в вузе, прежде всего на занятиях по картографии, топографии и геодезии, уделяется серьезное внимание.

Картографическая грамотность студента факультета естественных наук вуза -это система знаний, умений и навыков в области картографии и топографии, а также совокупность профессионально значимых способностей, обеспечивающих возможность реализации этих знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности.

Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности студентов факультета естественных наук, детализируем знания, умения и навыки в области картографии по группам в соответствии с необходимостью готовности студентов к определенным видам деятельности (табл.1).

© Е.А. Санкова

Таблица 1

Виды деятельности Необходимые знания, умения, навыки

1. Создание картографических произведений различного вида и степени сложности. Знание языка карты (способов изображения явлений, системы условных знаков, приемов генерализации), сущности и видов картографических проекций, методов составления и оформления картографических произведений; знание технологии создания геоизображений и умение выполнять авторские разработки карт.

2. Прикладное использование картографических произведений. Знание содержания и специфических свойств основных видов геоизображений; знание расположения, относительных размеров, формы важнейших объектов на земной поверхности; умение ориентироваться в современных картографических фондах.

3. Анализ карты, составление описаний по картографическим источникам. Знание схемы анализа карты, языка карты; умение выполнять анализ карты с применением средств картометрии и математической статистики и извлечение из геоизображений нужной информации.

4. Выполнение по картам различных измерений. Знание теоретических основ картометрических работ, умение выполнять по картам измерения: длин линий различной конфигурации, площадей, объемов, углов, географических и прямоугольных координат, высот, превышений, уклонов местности; владение приемами картометрии.

5. Выполнение топографических съемок местности. Знание теоретических основ съемок местности, устройства и принципов работы геодезических приборов и инструментов, умение работать с ними; умение выполнять геодезические измерения и натурные съемки местности.

К профессионально значимым способностям в области картографии и топографии отнесем такие, как:

- развитие географического пространственного мышления;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей в связи с картографическим моделированием и познанием образно-графического языка карты;

- формирование особого, «картографического» мировоззрения;

- способность к решению мировоззренческих проблем, исследовательских и творческих задач в области картографии;

- формирование умения рациональной организации труда и исследовательской работы по картографии.

В профессиональной деятельности преподавателя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Технологии стали областью психолого-пе-дагогических наук, исследующей наиболее рациональные пути организации образования в конкретных условиях.

В современных условиях технологический подход в наибольшей степени отвечает целям и задачам подготовки студентов. Для формирования картографической грамотности в вузе на занятиях по

картографии и топографии целесообразно применять профессионально ориентированную технологию обучения. Это определенная последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения. Эта технология ориентирована на подготовку специалиста с определенными профессионально значимыми качествами личности, обладающего соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Педагогический процесс формирования картографической грамотности студентов вуза обосновывают следующие показатели «технологичности»:

- гарантированная результативность педагогического процесса, выраженная в заранее заданных уровнях знаний, умений и навыков обучающихся по учебным дисциплинам «Картография», «Топография», «Геодезия». Это предполагает государственную стандартизацию высшего образования, определенную этапность и логику организации педагогического процесса, нацеленного на выполнение норм государственного образовательного стандарта по специальности и квалификационных требований к выпускнику;

- целевая направленность на формирование у студентов вуза картографической грамотности;

- системность и целостность, проявляющиеся

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

во взаимосвязанности и взаимообусловленности применения в учебной, воспитательной и методической работе типовых форм, методов, средств и процедур обучения;

- динамизм, рассматриваемый с позиции поиска и реализации новых рациональных форм, методов, средств и процедур учебной деятельности, используемых в решении текущих и перспективных задач учебной, воспитательной и методической работы, что обеспечивает высокий уровень обученности выпускников;

- стандартизация, структурированность и воспроизводимость педагогического процесса, позволяющие проектировать определенную структурнологическую последовательность процесса обучения будущего специалиста конкретного профиля на основе конкретных профессиональных образовательных программ; предъявлять к каждому обучающемуся типовые квалификационные требования, определяемые государственным образовательным стандартом; воспроизводить процесс подготовки специалистов по одним и тем же учебным планам и программам.

Все это достаточно полно характеризует педагогический процесс подготовки будущего специалиста как реализацию определенной технологии, которая, с одной стороны, гарантирует достижение заданного уровня картографической грамотности, а с другой -в определенной степени формализует учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Технология обучения - это:

- системная организация взаимодействия всех элементов данного процесса на всех его этапах;

- организация и реализация процесса обучения, которые определяют основные операции;

- четкое определение параметров и характеристик участников процесса;

- разграничение функций и действий участников процесса;

- гарантированное достижение поставленных целей обучения.

Изложенное выше позволяет констатировать, что сущность технологического подхода к обучению заключается в следующем:

- в предварительном проектировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике;

- в специально организованном целеобразова-нии, предусматривающем возможность объективного контроля качества достижения поставленных дидактических целей;

- в структурной и содержательной целостности технологии обучения, то есть в недопустимости внесения изменений в один из ее компонентов, затрагивающих другие;

- в выборе оптимальных методов, форм и средств, диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов технологии обучения;

- в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения [1].

Внедрение технологий резко изменяет дидактический ландшафт современной высшей школы и требует смены ее методической парадигмы. В первую очередь это касается смены целевых приоритетов.

Таким образом, создание и реализация профессионально ориентированной технологии обучения картографии, геодезии, топографии становятся средством формирования картографической грамотности студентов. Так как технология обучения рассматривается как процесс, естественной становится необходимость создания условий, без реализации которых достижение поставленных целей становится невозможным. Принимая во внимание само понятие картографической грамотности и условия для ее формирования, специально разработанная технология обучения картографии, геодезии, топографии будет включать в себя как педагогические, так и психологические аспекты.

Их создание и реализация в педагогическом процессе вуза дают возможность преподавателю гарантированно достигать поставленных им целей в обучении. В рамках реализации данной технологии предполагается использовать следующие педагогические условия:

- профессионально ориентированную направленность учебной деятельности. Это условие бу -дет способствовать развитию мотивации студентов, без наличия которой усвоение учебного материала на должном уровне, необходимом для профессионала, не представляется возможным;

- отбор и структурирование содержания учебного материала; выбор форм, методов и средств обучения. Эти два условия могут быть объединены, так как способствуют формированию интереса к содержанию учебной деятельности. Предъявление специально отобранного учебного материала с помощью наиболее удачных форм, средств и методов его изучения не может не сказываться на эффективности обучения и формирования интереса к приобретаемым профессионально важным знаниям;

- технологический подход к организации учебной деятельности;

- осуществление адаптации студентов к учебному процессу вуза. Это условие способствует более успешному усвоению учебного материала и формированию картографической грамотности через индивидуализацию, дифференциацию и лич-ностно ориентированный подход в обучении;

- обеспечение межпредметных связей. Это ведет к формированию интереса к практическому применению знаний. При реализации данного условия у студентов появляется возможность использовать полученные на одной дисциплине знания в курсе многих других дисциплин профессиональной направленности;

- осуществление выбора форм, методов и средств обучения, способствующих формированию картографической грамотности у студентов путем использования вариативности и гибкости их применения, учитывая особенности взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Одним из подходов, используемых при проектировании технологии обучения, является лич-ностно ориентированный подход. Современному вузу необходима новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности студентов. Поэтому на данном этапе развития образования характерен переход от традиционной авторитарной системы образования к личностно ориентированному подходу в обучении и воспитании студентов. В его основе лежит гуманистическая психология и педагогика. При этом в центре познавательного процесса находится личность студента. Вот какое определение дает педагогический энциклопедический словарь: личностный подход - это «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного воздействия» [3].

Такие ученые-педагоги, как В.В. Давыдова, И.А. Зимняя , А.И. Леонтьева и др., занимаются разработкой личностно ориентированной модели образования.

В теории личностно-деятельностного подхода И. А. Зимней дается такое определение: «В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активацию внутренних резервов, профессиональ-

но компетентной личности. Личностный компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъект-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.» [2].

В традиционной системе обучения заботой педагога, целью обучения является формирование определенных черт гармонически развитой личности. Эти черты формируются под воздействием обучающего, всей системы обучения. Задачей личностно ориентированного обучения является раскрытие потенциала обучающегося, развитие его индивидуальности, предоставление возможности личностного роста. Ее необходимо решать с помощью адекватных данному подходу методов, технологий обучения, акцентируя внимание на деятельности студента, создавая условия для его самостоятельной познавательной деятельности в рамках, определенных стандартами и базовым учебным планом программы, обращая особое внимание на отношения преподавателя и студентов и студентов между собой.

При использовании личностно ориентированного подхода в обучении преподаватель становится не просто носителем знаний и информации, он призван не только передавать опыт, но и выступать в роли помощника в обучении, что естественным образом меняет отношение преподавателя к себе и студентам. Условие личностно ориентированного подхода также диктует изменения в критерии оценки, характере управления познавательной деятельностью обучающихся.

Следовательно, личностно ориентированный подход в учебном процессе вуза означает: внимание к каждому отдельно взятому студенту; развитие его индивидуальности, на основе которой происходит обучение. Это сотрудничество, помощь, внимание, совместная деятельность, в условиях которой авторитаризм, полное подчинение не могут существовать.

Результатом данного подхода является изменение позиции преподавателя и обучающегося, о чем говорилось выше. Для студента становится намного важнее совместная деятельность с преподавателем и одногруппниками, чем получение оценки. Создаются условия активного овладения обучающимися картографическими знаниями, умениями и навыками, развиваются соответствующие способности.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В связи с тем, что дисциплины картография, топография и геодезия изучаются на младших курсах, одной из задач профессионально ориентированной технологии обучения является адаптация студентов к учебному процессу в вузе. Актуальность этой проблемы обусловлена сложившейся ситуацией.

В России в последние годы обострилось противоречие между потребностью общества и государства в высоком качестве высшего профессионального образования и недостаточной готовностью абитуриентов к обучению в новых условиях взаимодействия с образовательной средой вуза.

При явно выраженном росте интереса молодёжи к получению высшего образования наблюдается снижение требований к отбору абитуриентов. Это вызвано острой демографической ситуацией в стране, проявляющейся в уменьшении числа абитуриентов, и тяжёлым финансовым положением российских вузов. В итоге часто в вузы принимаются абитуриенты с низким уровнем готовности к обучению в высшей школе. В частности, при обучении картографии и топографии отмечается отсутствие элементарных школьных знаний: студенты плохо читают, не знают определения географических координат, не могут сложить положительное и отрицательное числа, не умеют пользоваться транспортиром и даже линейкой (начинают измерять не от 0, а от 1). Не знают, что такое измеритель. Не умеют считать в столбик, не знают, что 10= 607 и т.п., не говоря уже о тригонометрии. Отмечается не только общее снижение подготовки, но и большое расслоение студентов одной группы по исходным уровням обученности, способностям к обучению и мотивации, что также осложняет работу преподавателя.

Студенты первого курса, попадая в университетскую систему обучения, часто оказываются не подготовленными к новым условиям. Сталкиваясь с новым содержанием, формами и методами обучения, более жесткими требованиями, резким увеличением объема учебного материала, иным режимом работы, коллективом преподавателей и т.д., первокурсники испытывают большие трудности в приобретении знаний как по общеобразовательным, так и по специальным дисциплинам.

Причина этих трудностей кроется в неумении студентов младших курсов адаптироваться к новым условиям.

Адаптация первокурсников к обучению в вузе -это процесс приспособления студентов к учебному процессу вуза: новой структуре (новым формам,

методам учебной деятельности), новой социальной среде - учебному коллективу вуза (студенческой группе, коллективу преподавателей), к изучению картографии и других учебных дисциплин.

Адаптация студентов младших курсов важна еще и потому, что в это время формируется общекультурный фундамент их будущей профессиональной деятельности, отношение к учебе, продолжается активный поиск себя и возможностей самореализации.

Выпускники школ приходят учиться в вуз, имея разный уровень подготовки, различные способности и особенности усвоения знаний. Поэтому особенно важно на начальном этапе применить дифференциацию и индивидуализацию в обучении.

Дифференцированный подход к студентам как система управления их познавательной деятельностью с учётом как индивидуальных психологических различий отдельных обучаемых, так и формирующих особенностей групп студентов является ведущим направлением личностно ориентированного обучения всякой учебной дисциплине, в том числе картографии и топографии.

Учитывая это, одной из особенностей проектируемой технологии является адресность, обеспечивающая индивидуализацию, дифференциацию и личностно ориентированный подход в обучении.

Обобщая сказанное, уточним и конкретизируем понятие «технология обучения будущего специалиста в вузе»: это научно обоснованная и нормированная по целям, содержанию образования система форм, методов, средств и процедур, используемая при проектировании, организации и осуществлении совместной учебной деятельности педагогов и обучающихся для формирования картографической грамотности в рамках изучения ими дисциплин «Картография», «Топография», «Геодезия».

Использование профессионально ориентированной технологии обучения, направленной на формирование картографической грамотности в вузе, с учетом технических и человеческих ресурсов позволяет педагогу гарантированно достигать поставленных целей, сформировать картографическую грамотность студентов. Система управления процессом формирования картографической грамотности обучающихся включает в себя следующие этапы:

1. Этап определения целей обучения - обеспечивает определение целей и задач обучения.

2. Этап отбора и структурирования содержания учебного материала.

Структурными элементами данного этапа в рассматриваемой технологии являются знания по основ-

ным разделам картографии, топографии и геодезии, соответствующие умения и практические навыки.

3. Этап выбора и обоснования методов, форм и средств обучения.

4. Этап контроля и оценки - связан с потребностью организации обратной связи между преподавателем и студентами - реализуется путем периодической проверки хода педагогического процесса, оценки его результатов, мониторинга формирования картографической грамотности у студентов вуза.

Основываясь на том, что обучение картографии, топографии и геодезии - это процесс, кото -рый имеет компоненты, делаем вывод, что для гарантированного достижения педагогом поставленных целей обучения не представляется возможным изменение, коррекция или отсутствие одного из них. Следовательно, создание и применение перечисленных выше компонентов является важнейшим из условий использования технологии обучения картографическим дисциплинам, в противном случае достижение поставленных в учебном процессе целей и задач происходит частично или не происходит вообще.

При проектировании профессионально ориентированной технологии обучения целью является формирование картографической грамотности студентов. Достижение этой цели проверяется наличием на выходе у обучающихся знаний, умений и навыков по картографии и топографии, а также соответствующих способностей, входящих в понятие картографической грамотности.

Отбор содержания учебных дисциплин «Картография», «Топография» и «Геодезия» производился на основе ГОС ВПО в соответствии со следующими критериями:

- целостное отражение в содержании обучения задач формирования всесторонне развитой личности;

- высокая научная и практическая значимость содержания;

- соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям обучающихся;

- соответствие объема содержания времени, выделяемому на изучение данных дисциплин;

- соответствие содержания имеющимся технической и материально-технической базам кафедры.

При отборе содержания учитывались пожелания коллег, ведущих смежные дисциплины. Некоторые темы и задания были введены с учетом необходимости наличия у студентов соответствующих знаний и умений для успешного дальнейшего их обучения другим дисциплинам.

В основу структурирования содержания учебного материала положен системный подход. Была построена структурно-логическая схема учебных дисциплин «Картография», «Геодезия» и «Топография». В соответствии с возможностями пропускной способности каналов восприятия и памяти обучающихся учебный материал был распределен на соответствующие разделы, модули, темы, учебные занятия, исключающие перегрузку студентов учебной работой на различных этапах обучения.

Следующим этапом проектирования были диагностика исходного уровня обученности студентов и задание требуемых уровней усвоения изучаемого материала.

Для диагностики исходного уровня обученности была разработана анкета, определяющая наличие у студентов-первокурсников необходимых знаний и умений в соответствии со школьной программой.

Что касается требуемых уровней, было определено три уровня усвоения содержания учебного материала:

1) узнавание объектов и процессов (знания-зна-

комства);

2) репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения информации о ранее усвоенной ориентировочной основе (знания-копии);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) продуктивные действия - деятельность по образцу на некотором множестве объектов (знания-умения).

Для контроля качества усвоения знаний создана система тестовых заданий.

Обучение картографии, топографии и геодезии проводится на основе контекстного подхода. Высокую эффективность его применения обнаруживает создание коммуникативных ситуаций в учебном процессе. Активизации учебного процесса в рамках профессионально ориентированной технологии обучения способствуют все виды коммуникативных ситуаций (фронтальные, коллективные, групповые и дидактические).

В начале семестра студентам определяется цель, выдается лекционный материал в виде «Методических указаний» по картографии, геодезии или топографии и даются пояснения и рекомендации по работе с ним. Для обеспечения ритмичной работы выдается график сетевого планирования выполнения работ. Он определяет темы, упражнения, задания, лабораторные работы, контрольные работы, тесты и т.п.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Одной из сторон профессионально ориентированной технологии выступает балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Это система индивидуальной оценки качества подготовки обучающихся, основанная на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности по основной образовательной программе, соответствующей специальности высшего профессионального образования.

К основным преимуществам балльно-рейтинговой системы следует отнести:

- возможность управления познавательной деятельностью студентов с использованием целостной системы рейтинговых баллов;

- использование шкалы с унифицированными рейтинговыми градациями позволяет в зависимости от потребности управлять познавательной деятельностью, осуществлять мониторинг успешности обучения студентов учебному предмету, а также вычислять индивидуальный рейтинг каждого из них за определенный период обучения (месяц, семестр и т.д.);

- широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большинства студентов, прежде всего из-за возможности сопоставления результатов своей учебы с результатами товарищей. При этом повышаются мотивация к обучению, состязательность, активизируются амбиции субъекта обучения, что способствует формированию такого важного для обучающегося качества, как умение рационально, с учетом своих сил распоряжаться имеющимся ресурсом времени;

- возможность при оценке успеваемости обучающегося отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течение всего периода обучения, учитывая при этом ее напряженность и результативность, а также своевременно выявлять и корректировать причины снижения успеваемости;

- использование метода педагогического тестирования в условиях рейтинговой системы оценки и контроля знаний, навыков и умений обучающихся позволяет резко снизить при начислении рейтинговых баллов влияние таких субъективных факторов, как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т. п.

В рамках профессионально ориентированной технологии разработана соответствующая система для контроля знаний студентов по дисциплинам «Картография», «Топография» и «Геодезия» для каждой специальности.

Внедрение этой системы позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуаль-

ные способности обучающегося, а с другой - увеличить состязательность учения, объективировать оценки, учитывая не только одноразовые результаты контроля, но и особенности работы в течение семестра. Это позволяет студентам проводить самодиагностику, используя критериально-оценочный аппарат балльно-рейтинговой системы.

Сформированность картографической грамотности характеризуется следующими критериями и раскрывающими их показателями:

- Мотивационно-ценностный критерий:

1) выраженность учебных, профессиональных и познавательных мотивов;

2) мотивационно-ценностное отношение к дисциплинам «Картография», «Топография» и «Геодезия»;

3) текущая и сессионная успеваемость по данным дисциплинам;

4) удовлетворенность процессом обучения картографическим дисциплинам;

5) стремление решать задачи различной степени сложности;

6) профессиональный рост и саморазвитие;

7) творческая активность при освоении изучаемых дисциплин.

- Когнитивный критерий:

1) знание языка карты (способов изображения явлений, системы условных знаков, приемов генерализации), сущности и видов картографических проекций, методов составления и оформления картографических произведений;

2) знание содержания и специфических свойств основных видов геоизображений; знание расположения, относительных размеров, формы важнейших объектов на земной поверхности;

3) знание схемы анализа карты;

4) знание теоретических основ картометрических работ;

5) знание теоретических основ съемок местности, устройства и принципов работы геодезических приборов и инструментов.

- Деятельностный критерий:

1) создание картографических произведений различного вида и степени сложности;

2) прикладное использование картографических произведений;

3) анализ карты, составление описаний по картографическим источникам;

4) выполнение по картам различных измерений;

5) выполнение топографических съемок местности;

6) развитие интеллектуальных и творческих способностей;

7) формирование умения рациональной организации труда и исследовательской работы по картографии.

Для определения степени наличия тех или иных показателей используется следующий инструментарий:

- опрос студентов и преподавателей;

- беседа;

- анкетирование;

- тестовые задания;

- система текущих заданий;

- итоговая контрольная работа;

- экспертная оценка.

После проверки по ряду показателей производится распределение студентов по уровням сфор-мированности картографической грамотности.

Целесообразно выделить три уровня сформи-рованности картографической грамотности студентов в вузе.

а) Высокий - характеризуется наличием глубоких и системных знаний по картографическим дисциплинам, умением выполнять различные виды картографических и топографических работ, развитием соответствующих способностей, яркой выраженностью учебных, профессиональных и познавательных мотивов, проявлением творческой активности при освоении изучаемых дисциплин, высокой успеваемостью и удовлетворенностью процессом обучения.

б) Достаточный, характеризующийся наличием в необходимом объеме большинства карто-гра-фических знаний, умений и навыков, а также способностей, присутствием учебных, профессиональных и познавательных мотивов, периодическим проявлением творческой активности при освоении

изучаемых дисциплин, достаточной успеваемостью и в целом удовлетворенностью процессом обучения.

в) Для третьего - недостаточного уровня

сформированности картографической грамотности будущего специалиста характерны следующие признаки: недостаточный уровень владения картографическими знаниями, отсутствие необходимых умений в области картографии и топографии, слабое развитие соответствующих способностей, отсутствие творческой активности на занятиях и недостаточная успеваемость.

В результате применения профессионально ориентированной технологии с включенной в нее балльно-рейтинговой системой оценки знаний повышается ритмичность и системность в работе студентов; индивидуализация обучения приобретает конкретные формы и содержание; уровень учебной самоорганизации характеризуется развитием инициативы и творчества обучающихся при подготовке к занятиям. Это ведет к существенной интенсификации деятельности преподавателей и студентов, повышению мотивации к изучению картографии и топографии; способствует процессу развития интеллекта обучающегося, способности к самообучению и самообразованию.

Внедрение профессионально ориентированной технологии приводит к достижению гарантированного результата обучения - подготовка специалиста с определенными профессионально значимыми качествами личности, обладающего соответствующими знаниями, умениями и навыками в области картографии и топографии, ведет к формированию картографической грамотности студентов вуза.

Библиографический список

1. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2008. - 270 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Изд. второе, доп., испр. и перераб [Текст]. - М.: Логос, 2001. - 384 с.

3. http://www.dictionary.flo.ru

E.A. SANKOVA

The article deals the essence of the technological approach, the construction of the theoretical model of the cartographic literacy as one of the basic professional competences of a future specialist. For forming the cartographic literacy at a higher educational institution the professional oriented technology of teaching is suggested, the stages of its projection are regarded. The individualization, differentiation and personal oriented approach in teaching are accented. One of the constituents of the technology is a rating system of estimating students’ knowledge.

Key words: cartographic literacy, the technological approach, the professional oriented technology of teaching, a rating system of estimating students’ knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.