Научная статья на тему 'Использование метода проектов в ходе практических занятий по макетированию костюма'

Использование метода проектов в ходе практических занятий по макетированию костюма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усенкова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов в ходе практических занятий по макетированию костюма»

духовной жизни, сколько бы носители российской духовной культуры не старались посвятить их в нее (2, с. 135).

Изучая иностранный язык, мы создаем определенные представления о носителях языка и культуры; они могут быть или обобщенными, или реализованными и слишком пестрыми, однако при этом речь идет и об отношении, имеющем место как с одной, так и с другой стороны.

Представления и отношения существуют в сознании коммуникантов и являются субъективными категориями, и потому не могутрассматриваться как свидетельство объективного отображения вещей, но помогают ориентироваться в мире иноязычной культуры.

Примечания

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 2000 - 165 с.

2. Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — СПб., 2001. — 38 с.

3. Ильясов И.О. Английскии язык в многонациональной школе: Методика. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1999. — 335 с.

4. Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культур страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 4. — С. 12—18.

5. Lippman W. Public Opinion. — New York: The Free Press; London: Collier — Machillan, 1965. — 272 p.

Е.Ю. Усенкова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАКЕТИРОВАНИЮ КОСТЮМА

Представленная статья является обращением к молодым специалистам в системе высшего и среднего профессионального образования в целях повышения научно-методической квалификации начинающих преподавателей вузов, колледжей, учителей средних школ и других учебных заведений по ключевому направлению «Искусство».

На современном этапе перед преподавателями учебных заведений стоят не только задачи образования молодёжи, но и сложнейшие задачи воспитания всесторонне развитой личности. Это развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы студентов, их творческого потенциала, художественного вкуса, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Современные студенты должны обладать определёнными качествами: творчески мыслить и генерировать новые идеи, самостоятельно трудиться над развитием собственного культурного уровня, интеллекта, нравственности. Студенты должны уметь грамотно работать с информацией, анализировать проблемы, обобщать и выдвигать гипотезы их решения, стремиться приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем. Сегодня особенно важно уметь критически мыслить, увидеть возникающие проблемы и самостоятельно искать пути их рационального преодоления, используя современные технологии.

Основным направлением в развитии систем современного образования является использование в практике обучения и воспитания компетентного подхода, обеспечивающего высокое качество образования и конкурентоспособность выпускников различных образовательных учреждений. Для решения поставленных задач необходимо пересмотреть устаревшие принципы образования и воспитания, обновить содержание и методы обучения, найти и всячески способствовать внедрению новых прогрессивных технологий и гибких организационных форм, эффективных способов индивидуального подхода к личности обучаемого. Сегодня особенно велика значимость профессионального потенциала преподавателя. Педагогическое мастерство определяется умением мыслить творчески, экспериментировать, применять современные педагогические технологии обучения.

Одним из наиболее прогрессивных и действенных способов обучения является метод проектов, возникший в мировой педагогической практике ещё в начале XX века. Основатели этого педагогического направления в образовании предлагали строить обучение на

активной основе, через целесообразную деятельность ученика, в зависимости от его личного интереса в этом знании. Отсюда вытекала необходимость показать обучаемым их собственную заинтересованность в новых знаниях, которые должны впоследствии пригодиться им в жизни. Учитель подсказывал источники информации, а ученики должны были самостоятельно или совместно решать возникшую проблему и получать результат, применив новые знания. Таким образом, решение проблемы приобретало контуры проектной деятельности. Сегодня метод проектов стал интегрированным компонентом в системе современного образования, но его суть осталась прежней - стимулирование интереса обучаемых с целью получения новых знаний, показывая их практическое применение в решении самых разнообразных проблем.

Современная система образования уделяет большое внимание предметам эстетического цикла, дающим студентам знания классического и современного искусства. Направление «Изобразительное искусство» знакомит с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры, обучает практическим умениям и навыкам художественно-творческой деятельности, формирует устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. Направление «Технология» включает студентов в разнообразные виды технологической деятельности, помогает в освоение технологических знаний и умений, необходимых для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, развивает техническое мышление.

Именно на стыке этих двух направлений - «Искусство» и «Технология» - мы и разработали свою экспериментальную программу по макетированию исторического костюма с использованием метода проектов, апробированную на базе Московского городского педагогического университета. Программа рассчитана на аудиторную деятельность студентов вузов, внеурочные занятия студентов средних специальных учебных заведений и факультативы учащихся старших классов средних школ, обладающих способностями и профессиональным интересом к искусству создания костюма. Метод проведения занятий рассчитан на самостоятельную или групповую деятельность и даёт интегрированные знания в разных сферах деятельности. Особенностями преподавания дисциплины «Макетирование костюма» по методу проектов является:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска.

2. Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Групповая и самостоятельная деятельность студентов.

4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.

5. Использование исследовательского метода предполагает определённую последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования (статистических и экспериментальных); оформление конечного продукта (просмотры, выставки, презентации); сбор, систематизация и анализ полученных результатов; подведение итогов;

выводы и выдвижение новых проблем исследования.

Применение метода проектов в процессе проведения занятий по макетированию исторического костюма даёт вполне реальный практический результат: повышается творческая активность студентов, формируются знания стилевых направлений в искусстве создания костюма, развиваются объёмно-пространственное мышление, воображение, прививаются вкус и чувство меры. Разработанная система заданий учит самостоятельно мыслить, анализировать, искать оптимальные пути решения сложных творческих задач.

Программа дисциплины «Макетирование костюма» включает два этапа:

Первый этап - детальное изучение формообразования костюма разных эпох и выбор объекта макетирования. Для выполнения задания необходимы объяснения педагога, используется учебная литература, журналы, каталоги выставок, фотографии, альбомы с репродукциями исторических костюмов из коллекций музеев мира. Задачи первого этапа работы включают:

1. Сбор необходимой информации о стилевых направлениях, влияющих на внешний вид исторического костюма разных эпох.

2. Анализ формы, пропорциональных соотношений, особенностей конструкции и декора костюмов разных исторических стилей.

3. Выполнение зарисовок, эскизов и технического рисунка модели костюма, избранного для макетирования.

4. Выбор и подготовка материалов, необходимых для создания макета исторического костюма.

Метод работы с исторической и технической литературой способствует многократной обработке учебной информации. На данном этапе работы происходит ознакомление и осмысление усвоенных теоретических знаний по истории костюма: идёт процесс сбора новой информации, наблюдений, впечатлений, анализа материала и обобщения полученных знаний для определения концепции будущего макета. В процессе поиска наиболее интересной и эффектной модели выполняются многочисленные конструктивные зарисовки (рабочие эскизы) костюмов разных эпох, что требует анализ формы и кроя исторического костюма. Затем отбирается наиболее понравившийся по форме, конструкции и декору исторический костюм. Опыт работы показал, что выбор объекта макетирования студентами очень разнообразен и охватывает исторические стили с XIV по XX век. Степень сложности костюма определяется студентом самостоятельно, являясь отражением его эстетических притязаний и уровня самооценки.

Следующее задание - выполнение технического рисунка копируемой модели. Как правило, изображение подаётся в двух-трёх ракурсах, на одном листе формата А 4, где компонуются два изображения - вид спереди и вид сзади, если характерная деталь конструкции находится сбоку, требуется ещё одно изображение. Правила подачи технических эскизов включают: наличие оси симметрии, чёткое пропорциональное деление фигуры на части (соответствие пропорций фигуры в историческом образце и техническом рисунке), чёткое изображение конструктивных особенностей деталей костюма и декорирующих его элементов. Фигура в техническом рисунке всегда статична. Членение фигуры на конструктивные пояса осуществляется на следующих участках: уровень плеча, груди, талии, бёдер, колена, что помогает правильно передать пропорциональные соотношение формы и деталей костюма. Изображаемая фигура должна соответствовать параметрам модной фигуры копируемого периода и перед исполнителем стоит исследовательская задача анализа фигуры по первоисточникам. Правильности пропорциональных соотношений элементов можно добиться только при проведении соответствующих измерений и сравнений (например, сколько раз голова укладывается в фигуре). Затем, когда пропорциональное соотношение частей костюма найдено, полученный результат переносится на технический рисунок. Далее следует изображение стабильных элементов (лифа, юбки или брюк, рукавов) и мобильных элементов, то есть подвергающихся частым изменениям (формы и членений деталей, элементов кроя, дополнений). На данном этапе чрезвычайно важно сохранить особенности композиции исторического костюма, пропорциональные членения и масштаб деталей костюма относительно фигуры и форм между собой. Технический рисунок исполняется в технике линеарного рисунка фломастером, чёрным или простым карандашом, как правило, в чёрно-белом изображении. Технический рисунок исторического костюма должен быть не только правильным, с точки зрения конструктивного решения, но и выразительным, цельным, имеющим гармонично завершённую форму.

Это задание готовит к будущей профессиональной деятельности, так как в процессе работы над техническим рисунком шлифуются умения и навыки быстрой и грамотной графической подачи идеи. Задания по изучению стилевых особенностей костюма разных исторических эпох возбуждает сильный познавательный интерес и стимулирует творческую активность студентов в обучении.

Второй этап - выполнение макета-копии исторического костюма на манекене. Для выполнения задания используется технический рисунок модели, манекен, материал для сохранения формы макета (синтепон, параллон), макетный материал (желательно, однотонный светлой х/б или льняной ткани), булавки, иглы, нитки и другие поделочные материалы и инструменты. Задачи второго этапа работы включают:

1. Выбор материала и определение последовательности выполнения наколки исторического костюма.

2. Уточнение пропорциональных членений фигуры в соответствии с высотой фигуры копируемой эпохи, используя технический рисунок костюма.

3. Изготовление удерживающих форму конструкций (каркаса или накладок) для передачи точной формы костюма.

4. Уточнение гармоничной и выразительной силуэтной линии изделия (манекена) в соответствии с выбранной эпохой.

5. Разметка манекена конструктивными поясами (тесьмой) и местоположения основных объёмов костюма.

6. Уточнение пропорций деталей создаваемого макета и выполнение костюма методом наколки деталей на заготовленную форму.

Одно из самых интересных и увлекательных заданий - подготовка манекена, изготовление каркаса будущей конструкции. Для выполнения работы по макетированию исторического костюма может быть использован мягкий манекен, небольшой выставочный манекен или манекен, созданный руками школьников самостоятельно, из пенопласта или любого поделочного материала, хорошо сохраняющего форму фигурки человека. Высота такого манекена выбирается произвольно. Работа включает придание манекену соответствующего роста и силуэта (в соответствии с копируемой эпохой), определение расхода и вида макетного материала, материалов для создания конструкций удерживающих форму, а также определение последовательности выполнения этапов наколки.

Подготовка манекена к макетированию важна и ответственна, с этого задания начинается формообразование и пластическая организация будущего костюма. В процессе работы перед учащимися встают сложные и интересные творческие задачи. На этом этапе работы возникает больше всего дискуссий, сомнений, обсуждений вариантов решения сложных задач. Начало работы характеризуется возникновением проблемной ситуации в процессе определения замысла - актуализации собственного багажа знаний, эмоционально эстетических впечатлений, знаковых ассоциаций, наблюдений, художественно - эстетического опыта. Занятия проходят особенно активно.

Создавая форму макета будущего костюма, мы прослеживаем изменение стиля, с точки зрения его влияния на способ формообразования костюма. Эти знания и умения способствуют развитию объёмно - пространственного мышления, логики, навыков восприятия объёмных форм и фантазии. Например, для выполнения макета женского костюма конца XIX века - стиля модерн, необходимо создать объёмную устойчивую конструкцию на бёдрах. Поставленная задача творческая, она рассчитана не на получение знаний в готовом виде, а на открытие новых материалов и способов создания формы экспериментальным методом. Этот тип задач имеет несколько решений, и учащиеся сталкиваются с необходимостью выбора наиболее простого и экономичного решения. Работа связана с поиском способов материализации замысла, она стимулирует познавательную деятельность, углубляет знания и умения. На практике осуществляется опыт работы с текстильными и неткаными материалами.

Работа предполагает чёткое выполнение законов и последовательности операций наколки элементов исторического костюма, под руководством преподавателя, но с большой долей самостоятельности. Поэтапно, в соответствии с программой занятий, выполняются детали макета костюма, с точной передачей пластики, пропорций, элементов кроя избранного исторического стиля. Для придания большей декоративности в макет костюма аккуратно, не мешая цельности формы, вводиться фактура, эмитирующая декор и отделку платьев копируемой эпохи. Далее осуществляется завершающая отделка деталей костюма. Готовый макет представляет собой не только копию исторического костюма, с предельно точной передачей конструкции платьев исторического стиля, но и продукт творческой деятельности студентов, в котором отражается чувство стиля, красоты и гармонии. Завершённый макет исторического костюма выставляется на просмотр комиссии, может украшать учебную аудиторию, выставку или послужить отличным подарком. Удачно завершённая работа вызывает у студентов чувство глубокого удовлетворения и становится хорошим стимулом для получения новых заданий.

Обучение студентов включает частично-поисковый, или эвристический, метод обучения. В ходе работы возникает целый ряд проблемных ситуаций, в которых обязательна корректирующая помощь преподавателя. Успешность выполнения задания зависит от способности анализировать проблему, применять на практике ранее полученные знания и выработанные способы решения задач, умения самостоятельно творчески мыслить. Положительные результаты предложенной программы - в быстрой передаче опыта макетной работы и закреплении знаний о закономерностях развития структуры костюма в зависимости от законов формообразования, тренировке зрительной памяти, развитии

творческого воображения. Опыт макетирования исторического костюма способствует развитию образного мышления, фантазии, помогает в поиске новых проектных образов. Применение метода проектов в программе обучения макетированию костюма - активная исследовательская и творческая работа, выполняющая образовательную и развивающую функцию в процессе обучения и делающая большой вклад в профессиональное совершенствование будущих специалистов.

Примечания

1. Загрекова Л. В., Николина В. В. Теория и технология обучения М.: Высшая школа, 2004. 157 с.

2. Заёнчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.

3. Кузин В. С. Психология М.: АГАР, 1999. 304 с.

4. Плотникова Е. В., Ганова Т. В., Усенкова Е. Ю. Сборник учебных программ. М.: МГПУ, 2006.

5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии системе образования. М.: Академия, 2008. 272 с.

6. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006. 176 с.

7. Сластёнин В. А. Педагогика профессионального образования. М.: Академия, 2006. 368 с.

В. И. Кравчук

РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Термин «социализация» не имеет однозначного толкования (2).

Обобщенно социализацию понимают как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум определяют социализацию как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта (7, с. 123).

Г. М. Андреева понимает процесс социализации как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» (1).

В данном понимании социализации фиксируются процесс социальной ориентировки, усвоение социальных нормативов, а также момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения.

Выделяются следующие смысловые доминанты, позволяющие анализировать процесс социализации (2).

В первой доминанте «акцент в анализе социализации может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации» (6, с. 46).

Процесс социализации может быть понят как процесс усвоения, интернализа-ции социального опыта, в этом случае акцентируется содержание усвоенного и механизмы усвоения.

В третьей доминанте акцентируется анализ возможных результатов социализации, рассматривая социализацию как адаптацию.

И, наконец, в четвертой доминанте анализа процесса социализации акцентируется активность субъекта социализации, проявляющаяся в приверженности разным ценностям, в выборе ролей, в используемых способах разрешения ролевых конфликтов, в выборе способов самопрезентации и т. д. Акцент делается на рассмотрении социализации как процесса социального конструирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.