Научная статья на тему 'Роль управления в повышении благополучия населения Удмуртии в потреблении молочных продуктов'

Роль управления в повышении благополучия населения Удмуртии в потреблении молочных продуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль управления в повышении благополучия населения Удмуртии в потреблении молочных продуктов»

КОМЫШЕВ А. Л.

А. Л. Комышев

канд. экон. наук г. Ижевск, Россия

РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ УДМУРТИИ В ПОТРЕБЛЕНИИ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Благополучие населения любой страны и региона определяется множеством факторов: экология природной среды, чистый воздух, жилье, производство продуктов питания, правильное питание, безработица, водоснабжение и санитария, состояние здравоохранения и образования, состояние производства, экономики и системы управления всеми процессами, обеспечивающими необходимый уровень качества жизни каждого человека.

В данной статье основное внимание уделяется уровню удовлетворения потребностей населения в молочных продуктах и роли управления в повышении благополучия каждого жителя Удмуртии.

Потребление молока и молочных продуктов на душу населения в год составило в 2010 году по Российской Федерации 256 кг, по Приволжскому федеральному округу - 266 кг, по Республике Башкортостан - 368 кг, по Республике Татарстан - 363 кг, по Удмуртской Республике - 266 кг при норме, обоснованной Институтам питания РАН в количестве 392 кг. Для отдельных регионов, в том числе и для Удмуртии, эта норма составляет 420 кг.

Как видим, уровень удовлетворения потребности в молочных продуктах в разных регионах различен и требуется принятие управленческих решений по увеличению, прежде всего, производства молока. За последние годы наблюдается тенденция снижения производства молока за счет уменьшения поголовья коров в сельскохозяйственных организациях и в личных подсобных хозяйствах населения. Это требует увеличения импорта молочных продуктов. Поэтому для решения проблем повышения благополучия населения страны, каждый регион должен обратить особое внимание на увеличение производства молока.

Для решения данной проблемы необходимо целенаправленное управленческое воздействие, осуществление необходимых функций управления на основе разработанного управленческого решения. Под управлением в известной нам литературе различные авторы понимают:

а) Карл Маркс установление согласованности между индивидуальными работами и выполнение общих функций [1,с.342];

б) В.И.Ленин уменье практически организовать [2,с.172];

в) Г.М.Лоза организацию деятельности людей для обеспечения производительного использования материальных ресурсов с целью выполнения поставленных задач и получения необходимых производственных результатов [3,с.4];

г) И.Г. Ушачев и Х.О. Репп постоянное свойство, присущее человеческому обществу на любой ступени его развития [4,с.5];

д) М.К.Бочаров определение цели и факт достижения цели с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий [5,с.13];

е) А.Г.Голубкова как практическую деятельности 6,с.325].

Как видим, в данных определениях управлениях отражаются различные точки зрения, но объединяет

156

их идея повышения организованности деятельности людей для достижения поставленных целей.

Поэтому первую роль, которую выполняет управление — это выбор цели, объективно необходимой в деятельности конкретной организации или сложившейся ситуации. При этом цель управления рассматривается как желаемый полезный результат. При производстве молочных продуктов целью является удовлетворение потребностей населения в качественных молочных продуктах при всем его многообразии.

Вторую роль, которую должно выполнить управление, это осуществить объективно необходимые функции управления производством, реализацией и потреблением молочными продуктами по осуществлению поставленной цели или дерева целей: анализ сложившейся обстановки, прогнозирование, планирование, организация, координация всех участников этих процессов, объективный учет результатов, контроль, документационное обеспечение управления и снова анализ. Эта последовательность функций управления формируют замкнутый цикл, который объективно необходим при осуществлении любого вида деятельности.

Третья роль управления состоит в том, что достижение каждой цели, выполнение функции управления требует принятия рационального управленческого решения. И какую бы должность в аппарате управления не занимал работник, его основное предназначение участвовать в разработке, принятии управленческих решений и их оперативной реализации. Управленческие решения составляют содержание деятельности управленческого персонала, а их предметом труда выступает информация в различных видах. Только на основе объективной, оперативной информации можно разработать и реализовать оптимальное решение.

Поэтому для потребления молочных продуктов на уровне рекомендованных норм можно выдвинуть несколько вариантов решений:

а) снизить норму потребления на уровне страны или региона;

б) увеличить поголовье крупного рогатого скота;

в) увеличить продуктивность дойного стада коров;

г) увеличить долю импортной продукции и потерять продовольственную безопасность по данным видам продукции и др.:

Указанные варианты не являются определяющими, но в то же время, они наиболее часто встречаются в практике деятельности органов управления страны и отдельного региона.

Заслуживает внимания сложившееся положение с реализацией принятых решений. Разрабатываются целевые программы, издаются указы Президента, постановления Правительства, которые не доводятся до конкретных исполнителей, широко не обсуждаются и не разъясняются и в результате в установленные сроки не выполняются.

В1СНИК ЕКОНОМ1ЧНО! НАУКИ УКРА1НИ Ф

УСМОНОВА Д. И.

Примером могут служить майские Указы Президента РФ 2012 года, когда ни в 2013, ни в 2014 годах Правительство не смогло отчитаться об их выполнении. Например, в Указе от 7 мая 2012г.№601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в пункте и) до 1 января 2013г. обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих установление критериев и порядка оценки гражданами эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, органов местного самоуправления, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. К сожалению, данное положение не выполнено.

Не случайно, А.А.Голиков из Челябинского государственного университета разработал систему показателей экономического и социального благополучия региона: заработная плата и доходы, собственность и имущество, жильё, доступность образования, обеспеченность работой, здоровье и медицинское обслуживание, преступность, жилищно-коммунальные услуги, общественный транспорт и др.[7]. К этим показателям, на наш взгляд, следовало бы добавить: качество продуктов питания, нормы питания, качество питьевой воды, воздуха и др.

Четвертая роль управления состоит в обосновании принципов управленческой деятельности, методов и стилей воздействия на исполнителей для достижения поставленных целей, выполнения функций и реализации управленческих решений.

В конечном итоге управленческая деятельность при осуществлении перечисленных ролей направлена на полное удовлетворение потребностей людей в молочных продуктах высокого качества, как и других всё возрастающих потребностей населения.

Список использованных источников

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд.2, Т. 23. - М.: Политиздат,19б0. — 907 с.

2. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч.Т 36. — М.: Изд. Политической литературы, 1974. — 741 с.

3. Управление в совхозах и колхозах / под ред. Г. М. Лозы. — М.: Колос,1972. — 327 с.

4. Ушачев И.Г. Управление сельскохозяйственным производством / И.Г. Ушачев, Х.О. Репп. — М.: Колос, 1980. — 304 с.

5. Бочаров М.К. Учителям географии об управлении / М.К. Бочаров. — М.: Просвящение, 1979. — 128 с.

6. Голубкова Л. Г. Управление предприятием / Л.Г. Голубкова, В.М. Разин. — Йошкар-Ола: МГТУ, 2010. — 608 с.

7. Голиков А.А. Концептуальные основы динамики благополучия населения в регионе [Электронный ресурс] / А.А. Голиков. — Режим доступа: //Ы±р : //www.pablications.csu.ru / ёос.2008/4- 1.html.

Д. И. Усмонова

г. Самарканд, Республика Узбекистан

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Поступательное развитие экономики Республики Узбекистан способствует повышению жизненного уровня населения и уровня потребления товаров и услуг. Так, в 2013 году розничный товарооборот увеличился по сравнению с предыдущим годом на 14,8% и составил 47010,8 млрд сум. [1] Развитие сферы услуг в сельской местности является одним из важнейших направлений решения стратегической задачи сближения уровня жизни городского и сельского населения.

Вместе с тем, достигнутый уровень и качество предоставляемых услуг, особенно в сельской местности, еще не соответствуют уровню экономически развитых стран, реальным потребностям населения республики, имеющимся ресурсам и возможностям. [2]

Особое значение приобретает повышение уровня торгового обслуживания сельского населения, обеспечение свободного доступа к потребительским товарам и повышение качества торговых услуг. К 2016 году предусмотрено увеличение объема предоставляемых сельскому населению услуг в 1,8 раза, в том числе услуг торговли и общественного питания — в 2 раза. Для этого предусмотрено создание в сельской местности 4,1 тыс. предприятий розничной торговли и 1,1 тыс. предприятий общественного питания.

Следует отметить, что потребление товаров и услуг в сельской местности значительно отстаёт от аналогичного показателя в городах. К объективным

причинам недостаточной эффективности торгового обслуживания можно отнести распределённость спроса, связанная с особенностями расселения сельских жителей, большая доля приусадебных участков и дехканских хозяйств в удовлетворении спроса на потребительские товары, особенности формирования товарно-денежных отношений среди населения. В условиях Узбекистана размещение сельских населённых пунктов формируется исходя из сложившихся традиций, максимального приближения к земельным участкам, сохранения близких отношений между членами семьи, что объясняет характерность в размерах и структуре населения в каждом конкретном населённом пункте. Важной особенностью потребительского спроса в сельской местности является тяготение населения к городам, как культурным центрам. Не нужно забывать, что приобретение потребительских товаров имеет значительно большее социально-психологическое значение, чем механическое приобретение необходимого товара. Поэтому, сельское население предпочитает регулярно посещать город для прогулки по магазинам.

В связи с этим, в систему торгового обслуживания сельского населения включаются различные элементы, которые в условиях города не играют такой решающей роли. Многообразие форм и методов организации торгового обслуживание сельского населения можно условно объединить в три основные

£ 2014/№3

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.