Научная статья на тему 'Основные формы торгового обслуживания населения в сельской местности'

Основные формы торгового обслуживания населения в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные формы торгового обслуживания населения в сельской местности»

Примером могут служить майские Указы Президента РФ 2012 года, когда ни в 2013, ни в 2014 годах Правительство не смогло отчитаться об их выполнении. Например, в Указе от 7 мая 2012г.№601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в пункте и) до 1 января 2013г. обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих установление критериев и порядка оценки гражданами эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, органов местного самоуправления, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. К сожалению, данное положение не выполнено.

Не случайно, А.А.Голиков из Челябинского государственного университета разработал систему показателей экономического и социального благополучия региона: заработная плата и доходы, собственность и имущество, жильё, доступность образования, обеспеченность работой, здоровье и медицинское обслуживание, преступность, жилищно-коммунальные услуги, общественный транспорт и др.[7]. К этим показателям, на наш взгляд, следовало бы добавить: качество продуктов питания, нормы питания, качество питьевой воды, воздуха и др.

Четвертая роль управления состоит в обосновании принципов управленческой деятельности, методов и стилей воздействия на исполнителей для достижения поставленных целей, выполнения функций и реализации управленческих решений.

В конечном итоге управленческая деятельность при осуществлении перечисленных ролей направлена на полное удовлетворение потребностей людей в молочных продуктах высокого качества, как и других всё возрастающих потребностей населения.

Список использованных источников

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд.2, Т. 23. - М.: Политиздат,19б0. — 907 с.

2. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч.Т 36. — М.: Изд. Политической литературы, 1974. — 741 с.

3. Управление в совхозах и колхозах / под ред. Г. М. Лозы. — М.: Колос,1972. — 327 с.

4. Ушачев И.Г. Управление сельскохозяйственным производством / И.Г. Ушачев, Х.О. Репп. — М.: Колос, 1980. — 304 с.

5. Бочаров М.К. Учителям географии об управлении / М.К. Бочаров. — М.: Просвящение, 1979. — 128 с.

6. Голубкова Л. Г. Управление предприятием / Л.Г. Голубкова, В.М. Разин. — Йошкар-Ола: МГТУ, 2010. — 608 с.

7. Голиков А.А. Концептуальные основы динамики благополучия населения в регионе [Электронный ресурс] / А.А. Голиков. — Режим доступа: //Ы±р : //www.pablications.csu.ru / ёос.2008/4- 1.html.

Д. И. Усмонова

г. Самарканд, Республика Узбекистан

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Поступательное развитие экономики Республики Узбекистан способствует повышению жизненного уровня населения и уровня потребления товаров и услуг. Так, в 2013 году розничный товарооборот увеличился по сравнению с предыдущим годом на 14,8% и составил 47010,8 млрд сум. [1] Развитие сферы услуг в сельской местности является одним из важнейших направлений решения стратегической задачи сближения уровня жизни городского и сельского населения.

Вместе с тем, достигнутый уровень и качество предоставляемых услуг, особенно в сельской местности, еще не соответствуют уровню экономически развитых стран, реальным потребностям населения республики, имеющимся ресурсам и возможностям. [2]

Особое значение приобретает повышение уровня торгового обслуживания сельского населения, обеспечение свободного доступа к потребительским товарам и повышение качества торговых услуг. К 2016 году предусмотрено увеличение объема предоставляемых сельскому населению услуг в 1,8 раза, в том числе услуг торговли и общественного питания — в 2 раза. Для этого предусмотрено создание в сельской местности 4,1 тыс. предприятий розничной торговли и 1,1 тыс. предприятий общественного питания.

Следует отметить, что потребление товаров и услуг в сельской местности значительно отстаёт от аналогичного показателя в городах. К объективным

причинам недостаточной эффективности торгового обслуживания можно отнести распределённость спроса, связанная с особенностями расселения сельских жителей, большая доля приусадебных участков и дехканских хозяйств в удовлетворении спроса на потребительские товары, особенности формирования товарно-денежных отношений среди населения. В условиях Узбекистана размещение сельских населённых пунктов формируется исходя из сложившихся традиций, максимального приближения к земельным участкам, сохранения близких отношений между членами семьи, что объясняет характерность в размерах и структуре населения в каждом конкретном населённом пункте. Важной особенностью потребительского спроса в сельской местности является тяготение населения к городам, как культурным центрам. Не нужно забывать, что приобретение потребительских товаров имеет значительно большее социально-психологическое значение, чем механическое приобретение необходимого товара. Поэтому, сельское население предпочитает регулярно посещать город для прогулки по магазинам.

В связи с этим, в систему торгового обслуживания сельского населения включаются различные элементы, которые в условиях города не играют такой решающей роли. Многообразие форм и методов организации торгового обслуживание сельского населения можно условно объединить в три основные

группы: деятельность стационарной розничной торговой сети, деятельность дехканских (вещевых) рынков, предпринимательская деятельность отдельных граждан, имеющая неорганизованный характер.

В настоящей статье мы акцентировали внимание на анализе деятельности дехканских (вещевых) рынков как главного конкурента стационарных розничных торговых предприятий на рынке торговых услуг.

Стационарная розничная торговая сеть сельской местности представляет собой совокупность розничных торговых предприятий расположенных в специализированных зданиях и помещениях непосредствен-

К сильным сторонам стационарных розничных торговых предприятий можно отнести:

1. Непосредственная близость к покупателям. Розничная торговая сеть охватывает все населенные пункты без исключения, то есть небольшие расстояния до торговых предприятий делают их доступными в любой момент времени. Кроме того, существуют небольшие торговые точки расположенные непосредственно в жилых домах.

2. Благоприятный режим работы. В сельской местности характер деятельности и условия проживания населения приводит к тому, что они работают в продлённый рабочий день. Дехканские (вещевые) рынки функционируют по определённым дням недели, так как требует скопления большого количества продавцов и покупателей.

3. Постоянное наличие товарного ассортимента. Розничные торговые предприятия в целях нормального функционирования постоянно поддерживают ассортиментных минимумов в зависимости от местонахождения, размеров и зоны обслуживания. Ассортимент может несколько меняться, однако наличие определённых групп социально-значимых товаров гарантируется.

4. Гарантия качества товаров. Розничные торговые предприятия обеспечиваются товарами из официальных источников товароснабжения, оптовых предприятий, дилеров и т.д. и они несут ответственность за поставку и реализацию некачественных товаров (т.е у них имеется лицензии и сертификаты качества поставляемых товаров). На дехканских и вещевых рынках товары поступают из различных источников, и ответственность производителей и дилеров не распространяется на качестве этих товаров.

5. Предоставление торговых услуг. В розничных торговых предприятиях в соответствии с возложенными на них функциями оказываются все преду-

но в населённом пункте и предназначенных для выполнения основных функций розничной торговли.

Чтобы определить основные проблемы торгового обслуживания населения необходимо сопоставить деятельность розничных торговых предприятий и дехканских (вещевых) рынков. В экономической науке разработаны специальные методы анализа, одним из которых является SWOT-анализ, суть которого заключается в выделении сильных и слабых сторон анализируемых объектов. Проведённые исследования позволили нам оценить розничные торговые предприятия по указанной методике и получить следующие результаты (рис. 1).

смотренные правилами торговли торговые услуги (подбор товара, сортировка, фасовка, упаковка и т. д.). Кроме того, покупатель может заказать необходимый товар с доставкой через определённое время.

6. Профессионально-квалификационный состав персонала. Розничные торговые предприятия имеют стабильный персонал, который проходит необходимую подготовку в профессиональных колледжах, региональных центрах повышения квалификации и т. д. Кроме того, постоянная, профессиональная деятельность способствует формированию необходимых навыков в сфере услуг. На дехканских и вещевых рынках постоянная смена ассортимента и видов деятельности не способствуют формированию соответствующих навыков. Важным условием качества торгового обслуживания является систематический государственный и общественный контроль, что включает в себя практическую помощь в формировании товарных ресурсов.

К слабым сторонам стационарных розничных торговых предприятий можно отнести более высокие издержки, по сравнению с индивидуальными предпринимателями и внемагазинными формами торговли, большие объемы товарных запасов для поддержания необходимого ассортимента, относительно низкий объем спроса в связи с привязанностью к конкретному населённому пункту.

Развитие и широкое распространение дехканских (вещевых) и специализированных рынков в сельской местности объясняется несколькими причинами.

1. Дехканские (вещевые) рынки являются источником дополнительных доходов для населения, так как там можно реализовать продукцию собственного производства, а так же товары, привезенные небольшими партиями для реализации. В настоящее время дехканские рынки являются основной формой

Сильные стороны 1. Непосредственная близость к покупателям. 2. Благоприятный режим работы. 3. Постоянное наличие товарного ассортимента. 4. Гарантия качества товаров. 5. Предоставление торговых услуг. 6.Профессионально-квалификацион ный состав персонала. Слабые стороны 1. Высокие издержки по сравнению с другими субъектами торговли 2. Более высокие товарные запасы 3. Относительно низкий объем спроса

Возможности 1. Расширение торговых услуг 2. Снижение издержек через управление ими. 3. Кооперация с производителями 4. Расширение влияния через сеть филиалов Угрозы 1. Расширение деятельности дехканских рынков 2. Повышение качества обслуживания со стороны основных конкурентов

Рис. 1. SWOT-анализ стационарных розничных торговых предприятий

развития предпринимательской деятельности для различных слоёв сельского населения.

2. Рынки продолжают играть социальные роли в жизни сельского населения, так как являются центром обмена информации, проведение досуга и общественных мероприятий в данном регионе. Регулярное посещение дехканских рынков является традиционным занятием для большинства жителей

К сильным сторонам дехканских (вещевых) рынков можно отнести:

1. Доступные цены - на рынках разные подходы к ценообразованию, возможна реализация собственных продуктов. Продавцы при реализации продукции сами устанавливают цены исходя из текущей конъюнктуры.

2. Большой поток покупателей — для рынков сельской местности установлены определенные дни работы. В эти дни все покупатели направляются на рынок, чтобы осуществить все виды покупок как продовольственные, так и непродовольственные. Во многих случаях покупатели посещают рынок целыми семьями, что объясняется разнообразием спроса.

3. Широкий ассортимент — наличие большого количества покупателей стимулирует продавцов расширить предложение товаров.

4. Относительно низкие издержки — продавцы дехканских (вещевых) рынков несут расходы только на аренду торгового места, расходы на транспорт и налоги минимальны, в связи с этим издержки приходятся на единицу товара ниже, чем в розничных торговых предприятиях.

5. Жёсткий график — одним из принципов деятельности продавца на рынке является определение места, времени и объёмов потенциального спроса. Дехканские рынки соответствуют этим принципам, в связи, с чем объявление о графике работы можно отнести к сильным сторонам деятельности. В определённые дни и часы на сравнительно короткий срок социальная инфраструктура территории (транспорт, общественное питание, организация свободного времени, бытовой сервис) может быть ориентирована на

3. Относительно низкие цены на товары и услуги. Концентрация большого количества продавцов и покупателей на небольшом пространстве позволяет снизить издержки на реализацию, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей.

Для объективной оценки потенциала дехканских рынков необходимо применить точно такой же подход к анализу их сильных и слабых сторон (рис. 2).

рынок. Для розничных торговых предприятий такая концентрация ресурсов невозможна.

Дехканские рынки также имеют достаточно слабых сторон, что мешает им доминировать на рынке потребительских товаров. К ним можно отнести низкое качество обслуживания, низкая ответственность продавцов, отсутствие стимулов профессионального развития, дублирование торговли в различных торговых точках рынка, жёсткий график функционирования. Кроме того, дехканские (вещевые) рынки не обеспечивают необходимого качества торгового обслуживания, так как в них отсутствует система защиты прав потребителей.

Учитывая роль дехканских рынков в повышении эффективности торгового обслуживания сельского населения органами государственного управления осуществляются мероприятия по повышению качества обслуживания и защите прав потребителей. Важным нормативно-правовым документом, регулирующим деятельность дехканских рынков является распоряжение Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2009 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности дехканских рынков и торговых центров». Во исполнение данного распоряжения на местах осуществляется оптимизация системы управления дехканскими рынками, благоустройство торговых площадей, оснащение торговых точек необходимым торговым оборудованием. Например, в Самаркандской области в результате оптимизации деятельности дехканских, скотных, вещевых и специализированных рынков и их филиалов значительно изменилась структура размещения рынков (табл. 1).

Таблица 1

Сведения о рынках, функционирующих в Самаркандской области_

№ Наименование районов области Количество рынков, шт. Количество торговых точек

на 1.01. 2010 г. на 1.01. 2014 г. на 1.01. 2010 г. на 1.01. 2014 г.

1 2 3 4 5 6

1. г. Самарканд 8 15 388 1301

2. г. Каттакурган 3 4 75 243

3. Акдарьинский район 2 2 61 0

4. Булунгурский район 3 2 73 145

5. Джамбайский район 2 1 21 40

Сильные стороны 1. Доступные цены. 2. Большой поток покупателей. 3. Широкий ассортимент. 4. Относительно низкие издержки. 5. Жёсткий график. Слабые стороны 1. Низкое качество обслуживания 2. Низкая ответственность продавцов 3. Отсутствие стимулов развития 4. Дублирование торговли. 5. Жёсткий график.

Возможности 1. Обустройство торговых точек 2. Расширение предоставляемых услуг 3. Набор квалифицированных кадров Угрозы 1. Ориентация клиентов на другие форму торговли 2. Потери, связанные с изменением предпочтений потребителей

Рис. 2. SWOT-анализ дехканских (вещевых) рынков

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6

6. Иштиханский район 4 3 86 454

7. Каттакурганский район 4 4 26 120

8. Кушрабатский район 6 4 1 50

9. Нарпайский район 3 2 89 304

10. Пайарыкский район 6 4 156 159

11. Пастдаргомский район 5 5 121 293

12. Пахтачинский район 3 2 16 0

13. Самаркандский район 2 2 31 24

14. Нурабадский район 4 3 0 0

15. Тайлякский район 2 2 88 37

16. Ургутский район 6 5 595 1333

Всего по области 63 60 1827 4503

Уменьшение общего числа рынков связано с ликвидацией мелких нерентабельных рынков, которые не в состоянии обеспечить необходимый уровень качества и соблюдение правил розничной торговли. Осуществлено обустройство территории рынков, что привело к увеличению торговых точек на их территории более чем в 2,5 раза. Большое внимание уделено оснащению торговых точек контрольно-кассовым оборудованием, современной торговой мебелью, внедрению различных торговых услуг. Вместе с тем, важной научно-методической проблемой остаётся дальнейшее совершенствование культуры торговли и определение роли дехканских рынков в повышении эффективности торгового обслуживания сельского населения.

Список использованных источников

1. Узбекистан в цифрах. Статистический сборник. — Т.: Госкомстат, 2014.

2. О программе развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012-2016 годы. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-1754 от 10 мая 2012 г.

3. Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2009 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности дехканских рынков и торговых центров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.