Научная статья на тему 'Совершенствование оценки эффективности торгового обслуживания населения'

Совершенствование оценки эффективности торгового обслуживания населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRADING SERVICES / RETAIL TRADE TURNOVER / THE EFFICIENCY OF TRADING SERVICES / CUMULATIVE COSTS OF THE POPULATION / ТОРГОВЫЕ УСЛУГИ / РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРГОВЫХ УСЛУГ / СОВОКУПНЫЕ ИЗДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усмонова Дилфуза Ильхомовна

В данной статье рассматриваются вопросы оценки эффективности оказания торговых услуг населению в Республике Узбекистан. Предложена методика определения показателя совокупных издержек населения и его использования в оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the assessment of the efficiency of trading services of the population

This article dedicated to the questions of assessing of trading services efficiency for the population, in the context of the Republic of Uzbekistan. The method of determining the key measurement indicators for cumulative costs of the population and its use in the evaluation are presented.

Текст научной работы на тему «Совершенствование оценки эффективности торгового обслуживания населения»

Section 7. Regional economy

Usmonova Dilfuza Ilhomovna, Samarkand Institute of Economic and services, Senior teacher of "Marketing" Faculty of Economics and Management E-mail: [email protected]

Improving the assessment of the efficiency of trading services of the population

Abstract: This article dedicated to the questions ofassessing oftrading services efficiency for the population, in the context of the Republic of Uzbekistan. The method of determining the key measurement indicators for cumulative costs of the population and its use in the evaluation are presented.

Keywords: trading services, retail trade turnover, the efficiency of trading services, cumulative costs of the population.

Усмонова Дилфуза Ильхомовна Самаркандский институт экономики и сервиса Старший преподаватель кафедры «Маркетинг» факультета экономики и менеджмента E-mail: [email protected]

Совершенствование оценки эффективности торгового обслуживания населения

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы оценки эффективности оказания торговых услуг населению в Республике Узбекистан. Предложена методика определения показателя совокупных издержек населения и его использования в оценке.

Ключевые слова: торговые услуги, розничный товарооборот, эффективность торговых услуг, совокупные издержки населения.

В Республике Узбекистан проводится последовательная политика в сфере повышения уровня жизни населения, в которой большое значение уделяется развитию сферы услуг и совершенствованию потребительского спроса. В результате осуществления комплекса мер, доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте страны в 2015 году достигла 54,5%. [1,1] Важное место в реализации социально-экономической политики занимают услуги розничной торговли, основной функцией которых является удовлетворение спроса на потребительские товары.

В настоящее время основной проблемой совершенствования торговых услуг является повышение развитие розничной торговли в сельской местности.

Это связано не только с размещением розничной торговой сети, но и с модернизацией отношений в сфере формирования и удовлетворения потребностей населения.

Социально-экономическая эффективность торгового обслуживания сельского населения представляет собой сложную и многогранную экономическую категорию, включающую множество аспектов. Повышение эффективности оказания торговых услуг населению в сельской местности предполагает совершенствование методики оценки эффективности. В связи с этим, в целях полного раскрытия сущности данной категории, мы посчитали необходимым использование комплексного аналитического подхода,

Бес^оп 7. Яедюпа! есопоту

основанного на совокупности показателей, характеризующих отдельные аспекты и стороны оказания торговых услуг сельскому населению.

Использование данного подхода обосновывается тем, что эффективность оказания торговых услуг должна учитывать экономические интересы всех заинтересованных сторон. В определении этого показателя можно выделить региональный, потребительский и предпринимательский аспекты. Региональный аспект призван отражать особенности организации розничных торговых услуг населению в конкретном регионе. Предпринимательский аспект направлен на оценку привлекательности розничной торговли для субъектов бизнеса. Потребительский аспект оценки эффективности должен охарактеризовать насколько существующие розничные торговые отношения способствуют удовлетворению потребностей населения региона.

В настоящее время при оценке эффективности розничной торговли основывается, как правило, на региональный аспект, через показатель розничного товарооборота, и предпринимательский аспект, через объем оказанных торговых услуг населению. В статистике оказания торговых услуг Узбекистана основными показателями являются объем розничного товарооборота и объем предоставленных услуг торговли. В качестве относительных показателей наблюдается динамика изменения указанных показателей по сравнению с предыдущим годом.

Одним из аспектов повышения эффективности торгового обслуживания является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в потребительских товарах и услугах. Как известно, в рыночной экономике каждая семья представляет собой социально-экономический механизм, эффективность которого определяется соотношением доходов и расходов, что в результате определяет уровень потребления и накопления. Любая покупка отражает экономический выбор покупателя, решение альтернативных вариантов распределения семейного бюджета. До настоящего времени потребительский аспект торгового обслуживания не имеет количественного выражения и не участвует в его оценке. Однако этот аспект является одним из важных сторон социальной эффективности, так как характеризует издержки покупателей, что не может быть отражено в других показателях. Это особенно важно для оценки торгового обслуживания в сельской местности, где формы торгового обслуживания приобретают характер торговых систем.

Например, стационарная торговая сеть, дехканские рынки и торговые комплексы теоретически отражая формы обслуживания покупателей, на практике представляют основных конкурентов розничной торговли в регионе.

Принимая эффективность торгового обслуживания в качестве интегрального показателя, мы можем выделить в его составе ряд обобщающих показателей, которые в свою очередь состоят из частных показателей. Мы считаем, что применение данного подхода для анализа состояния торгового обслуживания сельского населения, при обеспечении комплексности исследования, позволит наиболее полно изучить данную проблему.

Как показывает анализ научной литературы, эффективность торгового обслуживания рассматривается многими авторами только с точки зрения конкретных покупателей, то есть оказание торговых услуг рассматривается как единовременный акт в процессе осуществления сделки купли-продажи товара. Однако до прихода в торговое предприятие потенциальным покупателем осуществляется важный процесс принятия решения о путях и способах удовлетворения спроса, то есть фактически речь идёт о торговом обслуживании населения региона. В связи с этим, в процессе исследования возникла необходимость уточнить показатели эффективности торгового обслуживания населения.

В результате проведённых теоретических и практических исследований мы пришли к выводу, что к обобщающим показателям эффективности торгового обслуживания населения следует отнести следующие:

— розничный товарооборот на душу населения (РД), который отражает степень развития розничной торговли, как элемента сферы услуг в регионе;

— экономическая эффективность деятельности торговых предприятий (Э), отражающая экономические интересы субъектов оказания торговых услуг;

— совокупные покупательские издержки населения (ПИ), которые отражают социально-экономические интересы потребителей.

В свою очередь обобщающие показатели выражаются частными показателями, так как их сложность и многогранность не позволяет выразить их одним выражением. С небольшой долей приближения можно сказать, что каждый обобщающий показатель является функцией нескольких аргументов, каждый из которых представляет собой частный показатель торгового обслуживания, то есть

рД = / (а,, ^ а3, ..., а); Э =/(Ъ, Ь2 Ьг. Ь);

ПИ = /(С1, Ч с^ ..., сп).

В данной формуле использованы следующие условные обозначения:

a,, а^ а3, ..., ап—частные показатели, которые участвуют в оценке розничного товарооборота на душу населения.

b, Ъ,, Ъ3,.. Ъп — частные показатели, участвующие в оценке экономической эффективности оказания торговых услуг. Данные показатели выражают результативность и привлекательность розничных торговых услуг для представителей бизнеса.

c,, с2 с3, ..., сп — частные показатели, характеризующие функцию удовлетворения потребительских ожиданий населения, которые могут быть выражены как отдельные элементы совокупных покупательских издержек.

В результате проведённых исследований мы пришли к выводу, что наиболее существенными частными показателями эффективности торгового обслуживания являются:

a) Структура розничного товарооборота, доля торговли в общих расходах населения, обеспеченность населения торговыми площадями;

b) Валовые доходы торговых предприятий, объём и структура товарных запасов, удельный товарооборот на единицу торговых площадей, рентабельность, оборачиваемость активов;

c) Издержки, связанные с формированием потребительского спроса, издержки, связанные с поиском товаров, издержки, связанные с совершением сделки купли-продажи, издержки, связанные с послепродажным обслуживанием.

Особенность каждого обобщающего показателя как функции заключается в том, что влияние показателей нельзя определить путем простого сложения, так как в их основе лежат сложные социально-экономические отношения. Эта же причина требует при оценке эффективности торговых услуг использовать относительные показатели, а не абсолютные.

Мы выяснили, что абсолютная величина розничного товарооборота на душу населения в разрезе регионов колеблется в широких пределах, однако это не может свидетельствовать об уровне удовлетворенности потребительского спроса. Например, в 2014 году розничный товарооборот на душу населения в Самаркандской области составил 1415,0 тыс. сум, а в Навоийской области — 2378,0 тыс.сум. Вместе с тем, можно с уверенностью сказать, что уровень

оказания услуг розничными торговыми предприятиями в Самаркандской области не хуже, чем в Наво-ийской области.

Точно также, отличия в экономических показателях различных розничных торговых предприятий не могут быть критерием общего уровня организации торгового обслуживания сельского населения. Валовые доходы субъектов оказания торговых услуг зависят от множества факторов, среди которых качество услуг не является ведущим. Более того, повышение уровня оказания торговых услуг предполагает более высокие удельные расходы торговых организаций на единицу торговых площадей.

В оценке эффективности торгового обслуживания населения важное место занимает показатель совокупных потребительских издержек населения. В результате исследований было выявлено, что он может быть оценён через время, затрачиваемое на весь цикл совершения покупки, то есть общественно необходимое время для удовлетворения потребности. Нами разработана и апробирована анкета опроса домохозяйств, при помощи которой можно количественно выразить совокупные покупательские издержки и предпочтения населения в удовлетворении спроса на потребительские товары и услуги. Данная анкета позволяет, на примере выбранной фокус-группы, систематизировать мнение представителей населения об эффективности деятельности розничных торговых предприятий. В исследовании домохозяйств могут быть использованы методические положения по обследованию домашних хозяйств, которые используются статистическими органами при оценке других качественных показателей.

Исходя из этого, мы предлагаем осуществить оценку интегрального показателя эффективности торгового обслуживания населения на основе динамических, а не статических показателей, то есть в основе оценки должны лежать изменения в обобщающих показателях, происходящие по итогам реализации социально-экономической политики, проводимой в регионе.

Таким образом, в оценке мы акцентируемся на определении изменений социально-экономической эффективности торгового обслуживания населения (ЭТОН) за определённый период. По результатам исследований мы пришли к выводу, что её можно выразить следующим образом

ЭТОН = ДРД*ДЭ *ДПИ

Section 7. Regional economy

где: АРД — годовые темпы изменения розничного товарооборота на душу населения в регионе,%;

АЭ — годовые темпы изменения экономических показателей розничных торговых организаций (например, валовых доходов),%;

АПИ — показатели изменения покупательских издержек за отчётный год, который определяется повторным опросом фокусной группы,%.

Предлагаемый подход к комплексной оценке социально-экономической эффективности оказания торговых услуг характерен тем, что исходя из конкретных целей оценки, можно использовать различные комбинации частных показателей, которые будут участвовать в оценке. Это позволит использовать результаты для решения различных социально-экономических задач развития региона.

Список литературы:

1. Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. - Народное слово, 17 января 2016 г.

Sherkunov Sergey Aleksandrovich, Candidate of economic studies, Associate Professor FSBEI HE «Russian academy of national economy and state service under President of the Russian Federation», Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Model of innovation-oriented cluster of supra-regional level «textile and garment manufacture» with the center in Ivanovo

Abstract: This work presents the model ofinnovation-oriented cluster «Textile and garment manufacture» formed within «Regional cooperation» that includes five subjects of the Russian Federation — Yaroslavl, Ivanovo, Kostroma, Vladimir ad Ryazan regions.

Keywords: cluster, cluster approach, textile and garment manufacture, inter-regional interrelations, import substitution.

Шеркунов Сергей Александрович, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО «<Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации», г. Москва, Россия

E-mail: [email protected]

Модель инновационно-ориентированного кластера надрегионального уровня «текстильное и швейное производство» с центром в городе Иваново

Аннотация: В настоящей работе представлена модель инновационно-ориентированного кластера «Текстильное и швейное производство», сформированного в пространстве «Региона сотрудничества», включающего пять субъектов Российской Федерации — Ярославскую, Ивановскую, Костромскую, Владимирскую и Рязанскую области.

Ключевые слова: кластер, кластерный подход, текстильное и швейное производство, межрегиональные взаимосвязи, импортозамещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.