Научная статья на тему 'Оценка эффективности услуг розничной торговли Свердловской области'

Оценка эффективности услуг розничной торговли Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
835
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / УСЛУГА / УСЛУГА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / RETAIL TRADE / SERVICE / SERVICE OF RETAIL TRADE / EFFICIENCY / STRATEGIC DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карх Дмитрий Андреевич

В статье рассматриваются особенности и тенденции развития розничной торговли Свердловской области в период 2004-2008 гг., проведен анализ факторов, влияющих на эффективности её услуг. Сформулированы приоритетные направления развития розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The estimation of efficiency of the retail trade services in sverdlovsk area

In article features and tendencies of development of retail trade of Sverdlovsk area in 2004 2008 are considered, the analysis of the factors influencing on efficiency of its services is carried out. Priority directions of development of retail trade are formulated.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности услуг розничной торговли Свердловской области»

УДК 658.6

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛУГ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

THE ESTIMATION OF EFFICIENCY OF THE RETAIL TRADE SERVICES IN SVERDLOVSK AREA

Д.А. Карх D.A. Karh

Уральский государственный экономический университет, г. Свердловск

В статье рассматриваются особенности и тенденции развития розничной торговли Свердловской области в период 2004-2008 гг., проведен анализ факторов, влияющих на эффективности её услуг. Сформулированы приоритетные направления развития розничной торговли.

In article features and tendencies of development of retail trade of Sverdlovsk area in 2004 - 2008 are considered, the analysis of the factors influencing on efficiency of its services is carried out. Priority directions of development of retail trade are formulated.

Ключевые слова: розничная торговля, услуга, услуга розничной торговли, эффективность, стратегические направления.

Key words: retail trade, service, service of retail trade, efficiency, strategic directions.

Изучение рынка торговых услуг и оценка их эффективности на современном этапе требует анализа ресурсного потенциала торговли и выявление важнейших экономических тенденций, характеризующих их развитие. В процесс оказания торговых услуг вовлечено в сложное переплетение экономических и социальных процессов, происходящих на макро-, мезо- и микроуровне, каждый из которых характеризуется определенным количественно оцениваемым эффектом.

Свердловская область - пятый по величине в России и крупнейший регион Урала,

расположенный на границе между Европой и Азией с площадью 194,3 тыс. кв. км. Население области составляет 4,64 млн человек. Областной центр - Екатеринбург (1320,7 тыс. жителей). В области 47 городов. Главными экономическими центрами, помимо Екатеринбурга, являются Нижний Тагил (400 тыс. жителей), Каменск-Уральский (195 тыс. жителей), Первоуральск (165 тыс.), Асбест (118 тыс.), Серов (103 тыс. жителей). Показатели общего развития Свердловской области представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели, характеризующие развитие Свердловской области

Показатель Год

2004 2005 2006 2007 2008

ВВП, млрд руб. 420,8 507,1 650,0 806,0 968,0

Численность постоянного населения, тыс. чел. 4448,1 4428,2 4409,7 4399,7 4386,5

Объем производства промышленной продукции, млрд руб. 1120,9 1224,9 1719,3 2407,1 3369,9

Средняя заработная плата, руб. 6928,4 8675,9 10772,3 13986,9 18060,9

Уровень бедности, % 14,1 13,3 11,1 9,3 7,73

Уровень безработицы, % 0,70 0,89 0,93 0,95 0,98

Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. 75,9 96,45 133,78 180,26 242,88

Оборот розничной торговли, млрд руб. 179,0 236,86 303,4 401,0 512,07

Оборот оптовой торговли, млрд руб. 460,0 619,8 878,7 1159,2 1603,8

Оборот общественного питания, млрд руб. 9,8 12,4 15,3 20,7 24,8

Объем платных услуг населению, млрд руб. 55,43 68,65 88,2 112,75 144,15

Сводный индекс потребительских цен (в % к прошлому году) 109,4 111,9 109,2 107,2 105,2

Примечание: рассчитано автором по [1].

© Карх, Д. А., 2010

Область формирует около 3,5 % налоговых поступлений в бюджетную систему страны и имеет выгодное географическое положение, является одним из крупнейших в стране транспортных узлов, находиться на пересечении важнейших торговых путей, располагает сетью автодорог, имеет крупный международный аэропорт, разветвленную железнодорожную сеть.

Торговля, как звено территориально-хозяйственного комплекса, вовлечена в сложное пе-

реплетение международных, межтерриториаль-ных, межотраслевых и внутриотраслевых связей. Они находят свое проявление в показателях развития услуг торговли, торгового обслуживания населения, которые характеризуются определенным эффектом (объемом товарооборота, числом торговых предприятий, численностью работников, занятых в торговле), т. е. важнейшими показателями развития отрасли (таблица 2).

Таблица 2

Характеристика территориальной торговли Свердловской области в 2004 - 2008 гг.

Показатель Год

2004 2005 2006 2007 2008

Оборот всего, млрд руб. 648,8 869,0 1197,4 1580,9 1942,5

в том числе оборот розничной торговли, млрд руб. 179,0 236,8 303,4 401,0 527,2

Оборот оптовой торговли, млрд руб. 460,0 619,8 878,7 1159,2 1370,0

Оборот общественного питания, млрд руб. 9,8 12,4 15,3 20,7 27,3

Число предприятий и организаций торговли всего, тыс. 60,1 72,3 71,4 69,3 68,5

по формам собственности: государственная и муниципальная, тыс. 0,90 0,93 0,86 0,76 0,75

частная, тыс. 58,2 70,3 69,8 67,9 66,65

смешанная форма, тыс. 1,02 1,01 0,62 0,61 0,6

Численность занятых в торговле, тыс. чел. 363,7 359,6 362 372,8 375,7

Примечание: составлено автором по [2].

Приведенные данные свидетельствуют, что торговля Свердловской области в развитии не отстает от национальной торговли, последовательно наращивая товарооборот и ресурсный потенциал, а по некоторым показателям развивается даже быстрее, чем в целом по Российской Федерации. Вместе с тем в развитии потребительского рынка выявлено несоответствие уровня взаимодействия розничных субъектов и покупателей возможностям и требованиям территориального рынка. Данные социологического исследования позволяют подтвердить наличие существенных резервов повышения эффективности торговых услуг в регионе. Так было определено, что 80 % респондентов удовлетворены состоянием предложения товаров и услуг и степенью насыщенности рынка ими. Отмечено, что 53 % респондентов предпочитают совершать покупки в торговых центрах из-за возможности совершения комплексной покупки, благоприятной атмосферы, получения развлекательных услуг; 45 % респондентов предпочитают получение услуг в фирменных магазинах и бутиках в виду широкого ассортимента эксклюзивных сервисных услуг, высокого уровня торгового обслуживания. Больше всего ответов о причине отказа в

совершении покупки (примерно 60 % опрошенных) связано с отдаленностью и неудобством месторасположения предприятий торговли, незнакомым ассортиментом товаров, непривычностью форм обслуживания, очередями в узлах расчета, отказом в принятии пластиков банковских карт при оплате покупок, отсутствием ответственности торгового предприятия за сохранность сданных на хранение личных вещей.

Разработка концепции и стратегии развития услуг розничной торговли нуждается в изучении факторов, которые необходимо учитывать на данном уровне управления. Наибольшее воздействие на территориальную торговлю оказывают внутриотраслевые факторы, так как они в полной мере учитывают особенности региона и перспективы его развития. К таким факторам можно отнести:

1. Торгово-отраслевые факторы: политика в области развития органов местного самоуправления торговли и направления регулирования деятельности субъектов отрасли; численность, состав и структура предприятий торговли на территории; численность и состав торговых работников; формы и методы торгового обслуживания, уровень внедрения НТП и

НТР; культура торговли и уровень качества торгового обслуживания; степень концентрации торгового капитала и развитие интеграционных процессов.

2. Рыночные факторы: объем производства потребительских товаров (местного производства); ввоз, вывоз, экспорт, импорт потребительских товаров (характеристика товарных потоков на основе межтерриториального и межгосударственного развития); логистическая система (система распределения товаров); структура и качество ресурсов потребительских товаров; объем денежных доходов населения, их покупательная способность; различия в объеме и структуре спроса населения различных социальных групп по доходам; уровень цен на товары и услуги; уровень инфляции; степень конкуренции в сфере потребительского рынка.

3. Территориальные факторы: площадь территории, численность и плотность населения; распределение населения по городам и сельским поселениям; особенности производственно-хозяйственного комплекса; инфраструктура (социальная, транспортная, научная

и т. д.); стандарт жизни и потребления населения территории (уровень культуры, уровень семейного положения); природно-климатические характеристики региона.

Проследить непосредственное воздействие каждого из этих факторов, оценить обусловленную их воздействием результативность собственно торговых услуг однозначно невозможно, однако изучение количественных показателей, характеризующих сами факторы, тенденции и динамику их развития является необходимым дополнением к оценке экономической эффективности. Последовательное увеличение численности объектов розничной торговли одновременно свидетельствует и об усилении конкуренции между ними и об интенсивности интеграции трудовых и финансовых ресурсов в торговле.

Территориальная торговля и эффективность оказываемых ею услуг оценивается через анализ развития сети розничных предприятий и их соответствие требованиям населения территории (таблица 3)

Таблица 3

Динамика развития торговой сети розничной торговли Свердловской области

Показатель Год

2005 2006 2007 2008

Магазинов всего, ед. 13650 15100 16704 18780

Обеспеченность торговыми площадями, м2/1000 жителей 422 513 680 864

В том числе магазины, торгующие продуктами питания, ед. 5187 5526 5887 6271

Обеспеченность торговыми площадями, м2/1000 жителей 160 188 221 259

Магазины, торгующие непродовольственными товарами, ед. 6347 7308 8414 9688

Обеспеченность торговыми площадями, м2/1000 жителей 196 248 314 397

Примечание: рассчитано автором по [3]

Из таблицы 3 видно, что в области растет не только число предприятий, но и обеспеченность населения торговыми площадями. В 2007 г. общее количество магазинов области составило 16 704 единиц, а в 2008 г. - уже 18 780. Обеспеченность торговыми площадями по сравнению с 2005 г. (422 м2 на 1000 жителей) возросла в 2008 г. на 442,0 м2 на 1000 жителей и составила 864,0 м2 на 1000 жителей. Для области характерно также увеличение доли непродовольственных магазинов по сравнению с продовольственными и соответственно повышение обеспеченности их торговыми площадями, что свидетельствует не только о концентрации и диверсификации торгового капитала, но и росте социально-экономической эффективности региональной торговли. В 2010 г. число магазинов, реализующих непродоволь-

ственные товары, возможно, сократится, что вызвано мировым финансовым кризисом в экономике и снижением доходов населения. Возрастет спрос на продовольственные товары. При этом произойдет вымывание из ассортимента дорогостоящих продовольственных и непродовольственных товаров, а также осуществление реконцепции торговых предприятий.

В последние десятилетия развитие рынка услуг территориальной торговли характеризовалось значительным повышением уровня монополизации, в которой элементы свободной конкуренции долгое время играли более заметную роль, чем в других отраслях экономики. В результате крупный торговый капитал, сосредоточив в своих руках основную массу оборотов и прибыли, оттесняет мелких торговцев на второстепенные сегменты рынка. Мелкие пред-

приятия остаются преобладающим по численности элементом организационной структуры торговли, однако их доля будет сокращаться за счет вытеснения из городов области мелкорозничной торговли.

Широкое развитие в розничной торговле Свердловской области получило оказание услуг, что напрямую воздействует на эффективность торговли и является перспективным направлением её развития. С каждым годом растет количество торговых сетей (с 246 в 2005 г. до 508 в 2009 г.) и количество объектов, входящих в сетевые компании (с 2400 ед. в 2005 г. до 4147 ед. в 2008 г.) Увеличивается удельный вес магазинов сетевых компаний в общем количестве розничных объектов области (примерно на 2 % в год). Наблюдается также рост совокупной торговой площади торговых сетей области, ее удельный вес в 2008 г. составил более 70 % всей торговой площади региона. Эффективное развитие хозяйственного комплекса Свердловской области, рост доходов населения сохраняют её привлекательность для торговых сетей федерального и международного уровня.

В последние годы в продовольственном сегменте розничной торговли Свердловской области доминирующее положение занимают региональные розничные сети. Конкурентное преимущество данных сетей проявляется в их устойчивом положении в крупных и средних городах области и весомой доли занимаемого рынка. На 10 наиболее крупных региональных сетей приходится около 6 % торговой сети и 25-29 % оборота продовольственной торговли области.

На эффективность услуг розничной торговли области оказывает воздействие процесс инновационного развития её предприятий. Доля магазинов в Свердловской области, применяющих современные формы торгового обслуживания, в 2008 г. составляла 26 %, а в 2007 г. - 23 %. Из 4299 магазинов самообслуживания 1739 применяют штриховое кодирование, 1575 работают с применением дисконтных карт, более 1000 оказывают услуги по пластиковым картам. В сельской местности также продолжает развиваться прогрессивная форма оказания услуг - самообслуживание, количе-

ство предприятий торговли, применяющих его, составляет 100 единиц (против 77 в 2007 г.), отделов - 35 (против 23) в 26 городских округах и муниципальных районах области. Доля магазинов, отделов в магазинах, работающих по методу самообслуживания, в общем количестве магазинов сельских населенных пунктов составляет в настоящее время 4 % (в 2007 г. -3 %) [4].

Расходы на покупку товаров и оплату услуг с каждым годом увеличиваются, что характеризует положительную динамику роста розничного товарооборота и степень удовлетворения спроса, однако, учитывая большую долю в товарообороте потребительских кредитов, эффективность услуг торговли по охвату покупательского спроса на территориальном розничном рынке недостаточна.

Изучение эффективности услуг торговли Свердловской области позволило выявить следующие ее важные тенденции развития:

• взаимопроникновение и переплетение национальных и территориальных интеграционных процессов в торговле;

• возникновение межгосударственных связей в сфере товарного обращения; радикальные изменения в экономике и инфраструктуре отрасли;

• формирование новых форматов торговли и быстрое развитие интегрированных структур, необходимость целенаправленного регулирования услуг торговли.

1. Россия в цифрах. 2008 г.: крат. стат. сб. / ред. кол.: В.Л. Соколкин (председатель), Э.Ф. Баранов, М.И. Гельвановский, Л.И. Гох-берг [и др.]; Федеральная служба гос. статистики. - М., 2009. - 510 с.

2. Социально-экономическое положение Свердловской области январь-декабрь 2008 г. / Свердловский обл. комитет гос. статистики. -Екатеринбург, 2009. - 80 с.

3. Тенденции и итоги развития розничной торговли Свердловской области / Свердловский обл. комитет гос. статистики. - Екатеринбург, 2008.

4. Карх Д.А., Гаянова В.М. Интеграционные процессы в розничной торговле. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2008. - 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.