Серия «Науки о Земле» 2012. Т. 5, № 1. С. 108-117
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 911.3:528.91
Картографирование сферы услуг города
М. А. Григорьева (margri@irigs.irk.ru), В. Н. Богданов (k405@irigs.irk.ru)
Аннотация. Обоснована важность атласного картографирования сферы услуг города, дана характеристика отраслей сферы услуг (розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания) г. Иркутска, показаны внутригородские различия в размещении предприятий сферы услуг и обеспеченности ими населения на уровне административных округов, приведены фрагменты авторских карт.
Ключевые слова: сфера услуг, город, тематические карты, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание.
Введение
Атласное картографирование базируется на системном представлении сюжетов, взаимосвязанных в единой концепции. Атлас городского развития как базовое комплексное произведение является результатом обобщения знаний фундаментальных и прикладных наук о городе.
Современный атлас представляет собой не только набор иллюстративных картографических материалов, но и совокупность связанных баз данных, сформированных при их подготовке на единой концептуальной и методической основе [1].
«Атлас развития Иркутска» [2], выпущенный Институтом географии им. В. Б. Сочавы СО РАН в 2011 г., объединил в себе наиболее современные представления о факторах и условиях развития города в единой пространственной базе, последовательно раскрывая в каждом разделе различные сферы жизни города. Он отображает сведения о природных условиях, состоянии городской среды, экономико-инфраструктурном и социальнодемографическом потенциале города.
Во втором разделе атласа, посвященном экономическому развитию города, представлен блок тематических карт, характеризующий состояние отдельных отраслей сферы услуг, таких как розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Составленные карты показывают внутригородские различия в размещении предприятий сферы услуг и обеспеченности ими населения. По каждой отрасли сферы услуг были выбраны показатели, важные именно для данного объекта картографирования. Обеспеченность населения предприятиями сферы услуг (на 1000 жителей) показана способом картограммы, размещение различных предприятий -значковым способом, картодиаграммой. Для создания базы данных пред-
приятий сферы услуг были использованы материалы департамента потребительского рынка Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области.
Сфера услуг как объект картографирования
Для географического изучения сферы услуг большое значение имеет картографический метод, при помощи которого выявляются ее территориальные особенности и связи с природными, социально-экономическими условиями, расселением и т. д. [3]. Становление картографирования сферы услуг в нашей стране связано с картографированием населения. Развитие этого направления по ряду отраслей позже выйдет за рамки обслуживания населения.
В советское время картографирование сферы услуг чаще всего рассматривалось в связи с созданием комплексных географических атласов -национальных, региональных и городов, имевших важное научносправочное значение. Наряду с общими вопросами по картографированию сферы услуг развивались исследования по отдельным его отраслям: по картографированию здравоохранения, образования, культуры, торговли, бытового обслуживания и др. Карты торгового и бытового обслуживания создавались главным образом в комплексных региональных атласах, в которых конкретизировались пространственные характеристики с помощью количественных и качественных показателей. В городских атласах для характеристики этих видов сферы услуг использовался в основном значковый способ, показывающий конкретное размещение отдельных объектов.
Повсеместные рыночные преобразования в нашей стране привели к тому, что сфера услуг стала одним из первых индикаторов трансформационных процессов в стране, регионе, городе. С середины 90-х гг. прошлого века возрос интерес к изучению влияния быстрорастущей роли сферы услуг на реструктуризацию городского пространства. И, как результат, применение картографических методов в изучении сферы услуг города усиливается в исследовательских работах. Меняются тематика карт (к традиционным добавляются новые сюжеты), набор количественных и качественных показателей (зависит от уровня развития муниципальной статистики), технологии картографирования. Использование современных геоинформа-ционных методов позволяет создавать новейшие базы данных для решения задач тематического картографирования, в том числе и картографирования сферы услуг.
Краткая характеристика отраслей сферы услуг Иркутска
Сфера услуг играет важную роль в обеспечении уровня и качества жизни населения города. Ее развитие имеет большое экономическое и социальное значение.
В 2010 г. оборот розничной торговли, как и оборот общественного питания, по сравнению с 2005 г. вырос в 2,2 раза и составил соответственно 91 584,2 и 3535,2 млн руб. Объем реализации бытовых услуг населению за этот период вырос лишь в 1,7 раза. Динамика развития объемов оборота данных отраслей характеризуется как небольшими подъемами, так и спадами (рис. 1).
%
130 120 110 100 90 80
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 1. Динамика развития отраслей сферы услуг (в % к предыдущему году)
1 - розничная торговля, 2 - общественное питание, 3 - бытовое обслуживание
Иркутск как региональный центр, помимо оттягивании на себя материальных, финансовых, людских и иных ресурсов, характеризуется повышенной аттрактивностью для ведения бизнеса в отраслях сферы услуг, усилением обслуживающих функций своего региона. На долю города приходится 46,4 % оборота розничной торговли области (в 2005 г. - 40,5 %), 46,1 % оборота общественного питания (в 2005 г. - 38,9 %), 49,4 % объема бытовых услуг населению (в 2005 г. - 51,1 %).
Ежедневно в городе продается товаров на сумму 250,9 млн руб. (в 2005 г. - 115,4 млн руб.). Объем оборота розничной торговли на одного жителя в 2010 г. составил 156 тыс. руб. (в 2009 г. - 150, 8 тыс. руб.), что в 1,9 раза больше, чем в среднем по области. Продукции общественного питания на одного жителя реализовывается на 6021 руб. (в 2009 г. - 5836 руб.), бытовых услуг - на 4271 руб., что соответственно в 1,9 и 2,1 раза выше среднеобластного уровня.
Уровень износа основных фондов в розничной торговле не превышает 30 %, что положительным образом сказывается на объемах инвестиционных вложений в строительство и реконструкцию объектов торговли. В 2008-2010 гг. введено в эксплуатацию 77 новых объектов торговой площадью 90,4 тыс. кв. м (табл.). Основным источником средств для открытия новых предприятий массового питания являются собственные средства
организаций и частных инвесторов. Объем инвестиций в основной капитал в 2008-2010 гг. составил 196,8 млн руб. В сфере бытовых услуг в 20082010 гг. освоено 23,2 тыс. кв. м производственных площадей, организовано 470 рабочих мест.
Таблица
Развитие предприятий сферы услуг г. Иркутска
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Розничная торговля
Введено торговых площадей, кв. м 26 900 29 171,5 34 312
Создано рабочих мест, ед. 387 944 535
Открыто торговых объектов, ед. 32 33 22
Вложено инвестиций, млрд руб. н.д. 1,25 1,54
Общественное питание
Введено посадочных мест, ед. 1324 н.д. 1454
Открыто предприятий общественного питания, ед. 36 24 27
Создано рабочих мест, ед. 300 216 н.д.
Вложено инвестиций, млн руб. 70 24 102,8
Бытовое обслуживание
Создано рабочих мест, ед. 86 167 217
Освоено производственных площадей, кв.м 7000 5900 10 250,5
Вложено инвестиций, млн руб. 4,3 4,5 11,5
Каждая из рассматриваемых отраслей сферы услуг имеет свои особенности и территориальную структуру.
Блок карт «Сфера услуг»
Розничная торговля
Существующая структура розничной торговли города в 2010 г. включала в себя 1119 магазинов (574 продовольственных и 545 непродовольственных), 423 киоска и 741 павильон, 56 торговых центров (из них 2 торгово-развлекательных центра), 22 розничных рынка. Обеспеченность торговыми площадями в целом по городу составила 559 кв. м на 1000 жителей (норматив - 280 м2) и характеризуется неравномерностью. Наиболее высокий показатель - в Правобережном округе, здесь на 1000 жителей приходится более 1000 кв. м торговых площадей. В 2011 г. для г. Иркутска утвержден суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в 655 м2. По сравнению с 2004 г. объем торговых площадей увеличился в 1,5 раза.
На карте «Розничная торговля» в масштабе 1:100 000 по округам города в динамике на 1988 г., 2001 г. и 2010 г. была показана видовая структура торговых объектов (автозаправочные станции, аптеки, рынки, торговые центры, продовольственные магазины, непродовольственные магазины), обеспеченность населения торговыми объектами. Выявлено, что в структуре торговых объектов Ленинского, Октябрьского, Свердловского
округов преобладают продовольственные магазины, в Правобережном -непродовольственные. Наиболее обеспечен предприятиями розничной торговли Правобережный округ, который сохраняет свои привилегированные позиции для развития бизнеса с советских времен.
На карте «Торговые центры, рынки» в масштабе 1:100 000 показаны размещение и размер торговых центров и розничных рынков, действующих в Иркутске. Большинство их (53,6 % торговых центров, 41 % рынков) сосредоточено в центре города - в Правобережном округе (рис. 2, 3).
Рис. 2. Торговые центры по округам города 1 - численность населения, 2 - количество торговых центров, 3 - торговая площадь торговых центров, 4 - численность занятых в торговых центрах
Рис. 3. Рынки по округам города:
1 - численность населения, 2 - количество рынков, 3 - торговая площадь рынков, 4 - количество торговых мест на рынках
На территории города зарегистрированы и действуют 8 крупных местных сетевых структур, состоящие из 198 объектов с общей торговой площадью 47,2 тыс. кв. м (30,4 % от общегородской торговой площади всех продовольственных магазинов города). Реализацию товаров в рознич-
ной сети через сеть супермаркетов осуществляют: группа компаний «Кентавр» («О'Кеу», «Цезарь»), ООО «Маяк» («Слата», «Славный»), ООО «Сибирская компания» («Багира»), ООО «АМИК Кэш энд Кэрри» («Бонус», «Поляна»). Через фирменную торговую сеть реализуют продукцию: ОАО Мясокомбинат «Иркутский», ОАО «Иркутский масложиркомбинат», ЗАО «Иркутский хлебозавод», СХ ОАО «Белореченское».
В сегменте промышленных товаров действуют крупные торговые розничные сети: «Эльдорадо» (ООО «Эльдорадо-Забайкалье»), «М.Видео» (ОАО «Компания «М.видео»), «Сибвез» (ООО «Сибвез»), «Л’Этуаль» (ООО «Этуаль», ООО «Дельта-2001»), «Шенэ ювелир» (ООО «Якутская торговая компания»), «Алмаз» (ООО «Ювелирный сад», ООО «Алмаз»), «Продалитъ» (Книготорговая группа «Продалить») и др. Крупные федеральные сетевые компании недостаточно представлены в Иркутске.
На карте «Торговые сети» в масштабе 1:100 000 показано распределение основных торговых розничных сетей, их масштаб (федеральный, региональный, местный), специализация (продовольственная, непродовольственная) и формат входящих в них торговых объектов (гипермаркет, супермаркет, магазин) (рис. 4). Во всех округах города значительная часть торговых объектов принадлежит местным сетям (от 71 % в Правобережном до 94 % в Ленинском), наименьшая - федеральным сетям (от 0,4 % в Ленинском до 4 % в Правобережном). По количеству сетевых торговых объектов лидирует Свердловский округ, в котором проживает 33,2 % всех жителей города, отстает - Ленинский.
На карте «Мелкорозничная торговля» в масштабе 1:150 000 по округам города показаны виды деятельности стационарных предприятий мелкорозничной торговли (розничная торговля, бытовые услуги, общественное питание, реализация мороженого, реализация печатной продукции), их занимаемые площади, обеспеченность населения мелкорозничной торговлей. Во всех округах преобладающий вид деятельности павильонов и киосков - розничная торговля. Наибольшая площадь предприятий мелкорозничной торговли на 1000 жителей приходится на Правобережный округ, наименьшая - на Свердловский, хотя последний и лидирует по количеству предприятий мелкорозничной торговли.
Общественное питание
На начало 2011 г. в городе осуществляли деятельность 877 предприятий общественного питания на 39,4 тыс. посадочных мест, из них общедоступных - 594 объекта, что составляет 67,5 % от общегородской сети, в том числе 55 ресторанов, 294 кафе, 148 баров, 97 закусочных, кафетериев и магазинов кулинарии. На предприятия общедоступной сети приходится 26,5 тыс. посадочных мест. Обеспеченность населения предприятиями общественного питания (открытая сеть) составила 45 посадочных мест на 1000 жителей (норматив - 40). 35 % в общедоступной сети занимают предприятия быстрого питания.
В городе функционируют 207 предприятий фастфуда. Среди них можно выделить кафе «МакФуд^», «Пиноккио», «Мамочка», «Пикассо»,
сеть столовых «Бонжур» и др. Стационарные точки фастфуда чаще всего являются сетевыми предприятиями. В настоящее время в городе действуют 10 сетей быстрого обслуживания. Среди них присутствуют известные международные бренды. Наиболее успешно развиваются сети: «Бростер Фуд», «Subway», «Papa John's», «12 месяцев», «Пицца Домино» и др. В городе сохранена сеть социально-ориентированных предприятий (214 или 24 % от общего количества), обеспечивающих питанием школьников, студентов, рабочих и служащих.
На карте Общественное питание в масштабе 1:150 000 по округам города показаны виды общедоступных предприятий общественного питания (рестораны, бары, кафе, закусочные), количество посадочных мест в них, обеспеченность населения общественным питанием, оборот общественного питания на душу населения (рис. 5). Большая часть крупных предприятий, прежде всего ресторанов (62,3 %), расположена в центре Иркутска, на территории Правобережного округа, где сосредоточены основные транспортные и пешеходные потоки. По количеству посадочных мест в видовой структуре общедоступных предприятий общественного питания преобладают кафе. Городские округа обеспечены общественным питанием неодинаково. Если в Правобережном округе число посадочных мест на 1000 жителей существенно выше установленной нормы, то в Ленинском -ниже. Соответственно, и оборот общественного питания на душу населения в Правобережном округе выше в 3,6 раза, чем в Ленинском.
Бытовое обслуживание
На начало 2011 г. количество стационарных объектов, оказывающих бытовые услуги, возросло на 90 единиц, с учетом 22 закрывшихся, и составило 1227 (в 2005 г. - 895). Это увеличение идет в основном за счет развития парикмахерских услуг, доля которых в общем количестве предприятий приближается к 31 %. Значительная роль в росте стационарной сети исполнителей бытовых услуг продолжает принадлежать индивидуальным предпринимателям, хотя их доля в структуре исполнителей бытовых услуг по сравнению с 2005 г. сократилась и составила в 2010 г. более 70 % (в 2005 г. - 86 %). В сфере бытовых услуг с учетом предпринимателей занято 6583 чел., что на 884 чел. больше, чем в 2005 г.
На карте Бытовое обслуживание в масштабе 1:150 000 по округам города показаны количество предприятий бытовых услуг, их структура по видам, обеспеченность населения бытовыми услугами (рис. 6). В городских округах представлены все виды бытовых услуг, за исключением Свердловского и Ленинского, где отсутствуют предприятия, занимающиеся изготовлением и ремонтом мебели. Во всех округах преобладают парикмахерские услуги (от 25 % в Ленинском до 34 % в Октябрьском), а также техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (от 14 % в Правобережном до 26 % в Ленинском). Наибольшая обеспеченность населения бытовыми услугами сложилась в Правобережном округе, где сосредоточено 33,7 % от всех предприятий бытовых услуг города, наименьшая - в Ленинском.
Формат и специализация торговых объектов
• региональный > местный
НП
ПР - продовольственная НП - непродовольственная
Специали-
Формат
ПР НП
О □ гипермаркет
о □ супермаркет
Рис. 4. Фрагмент карты «Торговые сети»
Виды общедоступных Количество посадочных Оборот общественного питания Обеспеченность населения
предприятий общественного питания мест, ед. (2010 г. руб./чел.) общедоступными предприятиями
-12963 общественного питания
(число посадочных мест на 10ОО жителей)
Рестораны
Кафе
Закусочні
-13786
117
30
І I 39 І I Рис. 5. Фрагмент карты «Общественное питание»
Виды бытовых услуг Ремонт, окраска и пошив обуви
Количество предприятий бытовых услуг
Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий Услуги парикмахерских Услуги предприятий по прокату Услуги бань и душевых
► техническое обслуживание и ремонт Обеспеченность населения предприятиями ми и бЫТОВЫХ УСЛУГ
(число рабочих мест на 10ОО жителей)
занспортных средств, № оборудования Изготовление и ремонт и
Ритуальные услуги Прочие услуги 10 количество предприятий
Рис. 6. Фрагмент карты «Бытовое обслуживание»
Заключение
В «Атласе развития Иркутска» представленные карты блока «Сфера услуг» как с традиционными, так и новыми сюжетами отображают современное состояние розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, показывают обеспеченность населения этими услугами. Методика составления тематических карт этого блока использует общепринятый способ картографического изображения - картограммы, картодиаграммы и др. Комплекс количественных показателей позволяет оценивать обеспеченность населения города предприятиями сферы услуг, сравнивать административные округа по уровню развития отдельных отраслей.
Сопоставление карт, характеризующих различные отрасли сферы услуг, позволяет составить представление о внутригородских различиях. Структурно-территориальные различия на уровне административных округов выражаются в ориентации розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания на специфику городской среды (функционально-морфологическая и транспортно-планировочные структуры, размещение населения). Сложившаяся территориальная структура отраслей сферы услуг отражает современные трансформационные и посттрансфор-мационные процессы их организации и функционирования, показывает усилившуюся роль городского центра.
Список литературы
1. Батуев А. Р. Тематическое картографирование региональных систем развития / А. Р. Батуев, Д. А. Галес // География и природные ресурсы. - 2007. - № 3. -С. 42-48.
2. Атлас развития Иркутска. - Иркутск : Ин-т географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2011. - 131 с.
3. Евтеев О. А. Картографирование общественного обслуживания / О. А. Ев-тееев // Г еография СССР. Г еография сферы обслуживания. - 1974. - Т. 11. - С. 86-94.
Mapping of the service sector of the city
M. A. Grigoryeva, V. N. Bogdanov
Annotation. The importance of the atlas mapping services sector of the city is substantiated, service industries (retail trade, catering, domestic services) of the Irkutsk is outlined, intraurban differences in the distribution of service industries and provision of services of the population are shown at a level of city's administrative districts, fragments of copyright maps are presented.
Key words: Services sector, city, thematic maps, retail trade, catering, domestic services.
Григорьева Марина Александровна кандидат географических наук научный сотрудник Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН
664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 тел. (3952) 42-82-75
Богданов Виктор Николаевич кандидат географических наук старший научный сотрудник Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН
664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 тел.: (3952) 42-79-97
Grigoryeva Marina Alexandrovna
Ph. D. of Geography
Research Scientist
Institute of Geography SB RAS
1, Ulan-Batorskaya st., Irkutsk, 664033
tel.: (3952) 42-82-75
Bogdanov Victor Nicolaevich
Ph. D. of Geography
Senior Research Scientist
Institute of Geography SB RAS
1, Ulan-Batorskaya st., Irkutsk, 664033
tel.: (3952) 42-79-97