ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
79
ЭКОНОМИКА 2007. №2
УДК 64.01 + 658.7
О.Н. Зуева
ИЗДЕРЖКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ УЧАСТНИКОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Рассматривается роль издержек потребления в повышении эффективности текущих затрат участников логистической системы. Утверждается, что в основе потребительского поведения лежат эффект дохода и замещения, закон убывающей предельной полезности, повышение экономической ценности времени. Сопоставлены издержки потребления с логистическими издержками, даны авторское определение издержек потребления, моральных издержек, их типология и классификация, сделан вывод, что издержки потребления домашних хозяйств в новых рыночных условиях требуют более углубленной оценки.
Ключевые слова: издержки потребления, логистика, домохозяйство, потребители, размещение, товар, жизненный цикл, классификация, потребности, торговое обслуживание, семейный бюджет.
С позиций народнохозяйственной эффективности текущие затраты торговых организаций в практической деятельности рассматриваются в отрыве от проблемы повышения эффективности всего общественного производства. Вместе с тем существует взаимосвязь между текущими затратами торговых организаций, промышленных предприятий и издержками потребителей. Принципы логистики должны использоваться для оценки эффективности текущих затрат каждого из участников процесса товародвижения, взятого в отдельности, с учетом изменения соответствующих затрат всех участников этого процесса. Только сокращение их совокупной величины, при условии своевременного и полного обеспечения производства материально-техническими ресурсами, может рассматриваться как свидетельство эффективности текущих затрат всех участников логистической системы.
Прогресс общества, рост объемов производства обеспечивают возможность удовлетворения растущих потребностей каждого потребителя, стимулируют удовлетворение потребностей общества в целом. В марксистско-ленинской политической экономии был сформулирован общий для всех формаций закон возвышающихся потребностей, который означает количественный и качественный рост потребностей общества, изменение структуры потребностей (в масштабах общества в целом, а не отдельного индивидуума). Действие закона признается и современными учеными: «Возвышение человеческих потребностей неизбежно ведет к росту масштабов и номенклатуры предоставляемых благ. Повышаются требования к жизни» [1. С.148]. Рост потребностей отдельных индивидуумов и общества в целом не адекватен росту платежеспособного спроса и опережает последний. Кроме объема предполагаемого платежеспособного спроса существует и другой фактор увеличения совокупной потребности общества в матери-
альных благах (товарах) - численность населения. Следовательно, имеет место следующая зависимость:
(п • АП\ -(ч • АЧ)=у(п • АП),
где (п • АП )1 - потребность отдельного индивидуума и ее прирост; (ч • АЧ) - общая численность населения (региона, государства);
У (п • АП) - общая потребность населения (региона, государства) в материальных благах, товарах, продуктах [2. С.27].
Актуальность развития теории издержек потребления обусловлена рядом факторов. Во-первых, необходимостью распределения существующего денежного дохода домохозяйств между приобретением различных товаров и использованием разнообразных услуг, которые максимизировали бы удовлетворение их потребностей. В данном случае в основе потребительского поведения лежат эффект дохода и замещения, а также закон убывающей предельной полезности [3. С.32-37]. Эффект дохода заключается в том, что снижение цены продукта позволяет потребителю купить большее его количество при прежней величине денежного дохода. Эффект замещения указывает на то, что снижение цены продукта делает его относительно более привлекательным и увеличивает склонность потребителя к замещению им других продуктов. Согласно закону убывающей предельной полезности, начиная с определенного момента, дополнительные единицы каждого продукта приносят потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение.
Во-вторых, увеличением экономической ценности времени. Как производственная, так и потребительская деятельность имеют одну общую черту: они требуют времени, а время представляет собой ценный экономический ресурс, причем не только на стадии приобретения, но и на протяжении всего жизненного цикла товара, то есть в процессе эксплуатации, хранения, возможного ремонта, утилизации. По мнению исследователей, высокая производительность труда, характерная для развитых обществ, придает времени высокую рыночную ценность, в то время как для менее развитых стран справедливо обратное. Поскольку производительность труда имеет историческую тенденцию роста по мере экономического развития страны, постольку время на рынке труда становится более ценным. Иными словами, время, затрачиваемое на потребительскую деятельность и на досуг, становится более дорогим.
В-третьих, как для организации, так и для потребителя важное значение имеет решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции. Мировой опыт, обобщенный в международных стандартах МС ИСО 9004-1 [4. С.24], свидетельствует о том, что:
а) в вопросах, связанных с достижением экономического эффекта (прибыли), -
• в отношении потребителя: уделять внимание сокращению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия;
• в отношении организации: повышать рентабельность и увеличивать контролируемую долю рынка;
б) в вопросах, связанных с затратами, -
• в отношении потребителя: уделять внимание затратам на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат на техническое обслуживание, издержек вследствие простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;
• в отношении организации: уделять внимание издержкам вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, включая некачественную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;
в) в вопросах, связанных с рисками, -
• в отношении потребителя: уделять внимание таким рискам, которые связаны со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия;
• в отношении организации: уделять внимание рискам, связанным с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета или репутации, уменьшению рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, растрачиванию человеческих и финансовых ресурсов.
Категория «издержки потребления» многопланова. В толковом словаре экономических терминов издержки потребления - это затраты времени (в денежной форме), связанные с приобретением товаров населением. Различают необходимые (в условиях нормальной организации торговли) и излишние (обусловленные плохой работой торговли и промышленности) издержки потребления [5]. Главной составляющей этого определения являются затраты времени покупателей на приобретение товаров:
Т = *п + ^,
где Т - общее время, затрачиваемое покупателем на совершение покупки; ^ - время в пути (до магазина и обратно); ^ - время торгового обслуживания (или время нахождения внутри магазина).
Следует отметить, что часть затрат времени на совершение покупки (время в пути) в ряде случаев можно измерить и в стоимостном выражении. В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой все в большей степени получают развитие различные формы послепродажного обслуживания покупателей, к которым относится, например, и доставка приобретенных товаров на дом. Покупатель может доставить товар традиционным способом, то есть самостоятельно, или получить его дома при доставке транспортом продавца. При этом действуют два вида цен: БОБ (покупатель сам доставляет приобретенный им товар) и С1Б (стоимость доставки включена в цену товара). Другая составляющая издержек потребления также может быть измерена в стоимостном выражении (затраты на общественный и личный транспорт, затраты на упаковочные материалы и т.п.) [2. С.221]. Таким образом, в традиционном понимании для покупателя полная цена товара включает в себя расходы на передвижение от места проживания (работы) до магазина и затраты его времени на приобретение товаров.
Социальный аспект развития рыночных отношений в сфере товарного обращения связан с удовлетворением разнообразных интересов потребите-
лей, возникающих в процессе купли-продажи товаров. Критерием удовлетворения этих интересов, по мнению ученых [6. С.92], является качество торгового обслуживания. У отечественных экономистов нет единого подхода к определению сущности этого понятия. При этом некоторые из них отождествляют культуру обслуживания покупателей, уровень торгового обслуживания и качество торгового обслуживания.
Качество торгового обслуживания включает состояние материальнотехнической базы розничной торговли, применение прогрессивных, удобных для населения форм продажи товаров и методов обслуживания, соблюдение правил торговли, установление удобного для покупателей режима работы торговых предприятий, содержание и качество рекламы и информации покупателей. Под понятием «культура обслуживания» подразумевается организация обслуживания покупателей. При характеристике «культуры торговли» говорится: «Покупатель должен сделать все покупки с наименьшими затратами времени» [7]. Следует отметить, что разделение этих трех понятий касается деятельности конкретных торговых предприятий.
В современных условиях качество торгового обслуживания - важнейшая характеристика развития торговли, когда на первом месте стоят проблемы поиска эффективных методов торгового обслуживания, улучшения режима работы торговых предприятий, дальнейшего повышения уровня обслуживания населения, сокращения затрат времени покупателя на приобретение товаров.
Качество торгового обслуживания как характеристика деятельности отдельного предприятия оценивается системой показателей. Например, Т.И. Николаева [6. С. 110-114] предлагает апробированную методику, по которой объективно характеризуется качество торгового обслуживания предприятия любой хозяйствующей единицы в сфере торговли. Рекомендуемая система показателей позволяет дать как комплексную оценку качества торгового обслуживания, так и его отдельных элементов (табл.). По сути, все предлагаемые показатели качества торгового обслуживания отражают одну или несколько сторон издержек потребления и направлены на удовлетворение спроса населения.
В данной методике показатель «Издержки потребления» включает затраты времени покупателя на приобретение товара. Их классифицируют следующим образом: затраты времени на дорогу в магазин и обратно (связаны с размещением и специализацией магазинов); затраты времени на повторное посещение магазина или посещения нескольких магазинов (в случае отсутствия необходимого товара); затраты времени на ожидание, ознакомление с товаром в магазине и его отбор; расчет за покупку и получение выбранного товара. В конкретном магазине затраты времени покупателей связаны с ожиданием обслуживания, степенью соблюдения режима работы, наличием товара, организацией торгово-технологических процессов, уровнем организации труда продавцов, кассиров и других категорий работников. Чем шире ассортимент, тем больше времени занимают ознакомление с ассортиментом и выбор товара. Вместе с тем по мере улучшения технических средств рекламы, расширения организационных форм показа товара, повышения качества консультаций время, затрачиваемое на выбор товара, уменьшается.
ЭKОНОMИKА 2001. №2
Система показателей качества обслуживания покупателей на предприятиях розничной торговли [6. С.111]
Показатель Способы оценки
Устойчивость и широта ассортимента товаров в магазине Коэффициент стабильности ассортимента данного товара на определенный отрезок времени
Соблюдение технологии обслуживания покупателей Соответствие фактической технологии обслуживания нормативам определенного типа магазина (коэффициент соответствия)
Издержки потребления Средний объем затрат времени покупателями на ожидание обслуживания в часы пик, мин.
Активность продажи товаров, профессиональное мастерство работников, обслуживающих покупателей Уровень профессионального мастерства работников секции, отдела, смены, установленный на основе роста оценки профессиональной подготовки продавцов и материалов аттестации
Организация торговой рекламы и информации Качество оформления витрин, выкладки товаров, наличие аннотаций на товары, правильное оформление ценников, информации
Завершенность покупки Доля покупателей, совершивших покупки, в общей численности покупателей, проявивших интерес к товару (за определенный отрезок времени)
Предоставление покупателям дополнительных услуг Количество видов торговых и других услуг, оказываемых покупателям, и их соответствие предусмотренным стандартам предприятия
Качество обслуживания покупателей Оценка качества торгового обслуживания по результатам опроса покупателей
Покупателю небезразлично, сколько времени он затратит на покупку необходимых товаров. Множество конфликтных ситуаций возникает из-за длительного пребывания покупателей в очередях. Как показывают исследования, люди, находясь в очереди более пяти минут, становятся раздражительными, а те, кто не имеет запаса времени, покидают магазин, не сделав нужной покупки. В результате покупатель теряет время, а магазин - доход. Наиболее низкие затраты времени в магазинах самообслуживания, где определяющим является нахождение в очереди при расчете за покупку. Издержки потребления — это оптимальное отношение по уровню затрат труда, денежных средств, времени и других ресурсов домохозяйств на проведение отдельных операций в течение жизненного цикла товаров или услуг в сфере по-
требления, выраженное временными и стоимостными показателями, а также определенной степенью удовлетворения в виде моральных издержек.
Исследуя издержки потребления, очень важно сопоставить их с логистическими издержками [2. С.224]. Некоторые ученые считают, что движение товаров после осуществления акта их продажи розничным торговым предприятием покупателю не может рассматриваться как предмет логистики. Мотивируется это тем, что эффективность данного процесса зависит в основном от факторов, лежащих за пределами логистики. Рациональная организация потоков в процессе розничной продажи, конечно же, необходима, считают сторонники данной точки зрения. Но здесь значимость ее гораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального потока. В большинстве научных публикаций по проблемам товародвижения и логистики не уделяется внимания роли домашних хозяйств.
Другие ученые считают иначе [2;8;9]. При этом в качестве замыкающих звеньев в составе логистических цепей рассматривают домашние хозяйства. Методически такая задача сопоставления логистических и потребительских издержек не отработана. Проблема заключается в неоднозначности трактовки состава издержек потребления и сложности их приведения к сопоставимому виду с точки зрения используемых единиц измерения. На рис. 1 представлена схема движения товара из сферы торговли в сферу потребления и адекватные этим процессам издержки.
Сфера Торговля Потребление
Движение товара
Операции Логистические Потребительские
Доставка, приемка, разгрузка, хранение, продажа Покупка, доставка на дом, подготовка к потреблению
Издержки Логистические Потребительские
Адекватны соответствующим операциям
Рис. 1. Взаимосвязь торговли потребительскими товарами и начальной фазы их потребления [2. С.225]
Если логистические издержки измеряются в стоимостном выражении, то издержки потребления в одной части определяются временем, затрачиваемым на приобретение товаров, в другой - деньгами, израсходованными на дорогу в магазин и обратно, стоимостью упакованных материалов. Однако привести полностью издержки потребления к стоимостной оценке трудно. По мнению А.В. Зырянова, главными компонентами издержек потребления следует считать затраты времени в минутах и часах на приобретение товаров [2. С.224].
При выборе тех или иных издержек в качестве критерия для обоснования, например, местоположения розничного предприятия и его размера, не-
ЭКОНОМИКА 2007. №2
обходимо обязательно учитывать типы товарных групп. Для товаров повседневного спроса более предпочтительным является критерий минимизации издержек потребления. Покупатель, как показали результаты исследований [10], пойдет за ними в ближайший магазин. А критерием для дорогостоящих товаров и предметов роскоши лучше считать минимизацию логистических издержек. Покупатель, не считаясь со временем, будет приобретать такие товары в крупных центральных магазинах. Прослеживается прямая зависимость издержек потребления и управления ассортиментом на основе потребительских комплексов, взаимодополняющих товаров, категорийного менеджмента. В конечном счете, коммерческий успех, прибыль торговых организаций или индивидуальных предпринимателей определяется привлечением в магазин максимального числа покупателей, что, в свою очередь, обусловлено издержками потребления.
Различные подходы к определению издержек потребления, по нашему мнению, не полностью отражают ряд положений, характеризующих данную область исследования. В частности, не учитываются следующие моменты:
• издержки потребления должны быть рассчитаны не только с учетом отдельных индивидов (потребителей), но и отражать затраты домохозяйства в целом;
• общепринятое в хозяйственной практике определение издержек потребления основывается преимущественно на затратах, связанных с приобретением товаров населением, без учета издержек в течение жизненного цикла товаров, то есть в процессе эксплуатации, хранения, возможного ремонта, утилизации;
• существующая оценка затрат издержек потребления имеет в основе преимущественно временные и стоимостные показатели, без учета затрат труда и моральных издержек, выражающихся в определенной степени удовлетворения;
• издержки потребления должны учитываться не только для сферы обращения и потребления (эксплуатации) товаров, но и в сфере предоставления потребительских услуг.
С учетом этих дополнений в авторской трактовке издержки потребления - это оптимальные по уровню затраты труда, денежных средств, времени и других ресурсов домохозяйств на проведение отдельных операций в течение жизненного цикла товаров или услуг в сфере потребления, выраженные временными, стоимостными показателями, а также определенной степенью удовлетворения в виде моральных издержек.
Данное определение отражается в разработанной нами типологии издержек потребления, которая включает номенклатуру, статьи, виды оценки издержек потребления (рис. 2).
Важное значение для понимания роли издержек потребления в определении народнохозяйственной эффективности текущих затрат каждого из участников логистического процесса товародвижения занимает их классификация, позволяющая обобщить, систематизировать множество характеристик объекта исследования. Издержки потребления можно классифицировать по различным признакам, в авторской трактовке их насчитывается более 25. При этом рассмотренный перечень классификационных признаков и группировок
может дополняться и совершенствоваться. Группировка классификационных признаков позволяет выделить девять блоков.
Первый блок включает классификационные признаки, отражающие издержки потребления по составу и возрасту домохозяйства, по ценности свободного времени отдельных его членов, по специфике (социальной адресности) обслуживаемого контингента покупателей.
Второй блок составляют издержки потребления при приобретении товаров или использовании услуг с учетом их производства в личных подсобных хозяйствах или в организациях государственной и частной собственности.
Третий блок представлен видами и категориями затрат потребителей, в частности временными, денежными, трудовыми затратами, моральными издержками, а также затратами собственного труда и времени, затратами на привлеченных работников, в том числе страховых служб, электроэнергию, газ, воду, нефтепродукты, расходные материалы.
Четвертый блок включает издержки потребления на различных стадиях жизненного цикла товаров с учетом физического и морального износа (утрата потребительских качеств, технико-эксплуатационных свойств, уменьшение ценности вследствие появления более эффективных и привлекательных аналогов).
Пятый блок составляют издержки потребления в зависимости от места нахождения объекта торговли или услуги с учетом транспортной или пешеходной доступности и своевременности оказания услуг.
Шестой блок включает настоятельность (приоритетность) потребности, конкретный вид товара или услуги, степень их обеспеченности, предоставляемые комплексы взаимодополняющих товаров и услуг.
Седьмой блок ориентирован на информативность и степень восприятия информации о предлагаемых товарах и услугах и форму контактов при непосредственном или косвенном взаимодействии.
Восьмой блок отражает места осуществления покупки (издержки потребления при покупке товара в магазине или при доставке товара на дом) и существующие форматы торговых организаций (универмаг, супермаркет, специализированный или неспециализированный продовольственный или непродовольственный магазин, магазин-склад, мелкорозничная сеть, рынок, почтовая, посылочная торговля, торговые автоматы, телемагазины и компьютерные сети (Интернет, электронный магазин).
Девятый блок представляют издержки потребления в зависимости от условий организации продажи товаров и предоставления услуг, наличия удобств для покупателей, степени рационализации (организации) торгового процесса, способа расчета, компетентности обслуживаемого персонала.
Рассмотрим издержки потребления в зависимости от состава и возраста домохозяйства. Различают издержки потребления несемейных, молодых супругов, семей с несовершеннолетними детьми, семей пожилых супругов без детей. Каждая из этих групп имеет свои особенности в структуре издержек потребления.
Издержки потребления как фактор повышения эффективности. S1 ЭKОНОMИKА 2001. №2
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Для одиноких людей характерна специфика способов и форм удовлетворения различных потребностей. В структуре издержек потребления значительную долю занимают затраты на поиск и покупку продовольственных товаров и посещение объектов общественного питания, так как для данной группы покупателей нехарактерно приготовление пищи дома либо ассортимент блюд ограничен группами продуктов, не требующих длительной кулинарной обработки. Домохозяйства с одним членом семьи больше, чем другие, пользуются услугами предприятий общественного питания, расходы на которые у них в несколько раз выше средних. Это находит отражение и по группе непродовольственных товаров, к которым предъявляются повышенные требования по универсальности, совместимости, ремонтопригодности, экономичности. Для них в большей степени необходимы услуги по доставке товаров на дом, их сборке, подключению и возможности минимального ухода. Недостаточно изучены издержки потребления, связанные с утилизацией товаров, и место таких издержек.
В молодых семьях заметны стремление к самовыражению, большая смелость в приобретении и апробации новых товаров, которые могут выступать в качестве средств самоутверждения. Для них в структуре издержек потребления будет велика доля затрат, связанных с поиском товаров, затратами на доставку и установку.
Для домохозяйств, состоящих из супругов средних лет, характерен устоявшийся тип совместного проживания. Потребности в товарах у них сложившиеся и конкретные, направленные на определенные виды, к которым предъявляются следующие доминирующие требования: высокое качество, функциональное назначение, долговечность, декоративное оформление.
Домохозяйства с членами семьи в пожилом возрасте также имеют свои особенности: затраты на покупку продуктов питания и на приобретение непродовольственных товаров значительно меньше, чем в более молодых семьях, перечень основных товаров давно сформировался, и они приобретаются в основном на замену выбывшим из употребления. Следует учитывать также и то, что пожилые люди более консервативны и постоянны в своих привязанностях, поэтому они с трудом переключаются на новый ассортимент товаров.
С увеличением размера семьи в результате рождения детей существенно изменяются ее жизненные цели и потребности. Основными требованиями к применяемым изделиям становятся универсальность, возможность многопланового использования.
Эффективность экономики для конкретного потребителя определяется существующим уровнем цен или стоимостью жизни в соотношении с его доходом [11]. Выбор между выходом на рынок в качестве покупателя и реализацией для этого возможностей вторичной занятости или активизацией деятельности в качестве производителя в рамках домашнего хозяйства продуктов и услуг для непосредственного натурального потребления решается, прежде всего, исходя из той жизненной ситуации, в которой находится семья (домохозяйство). Классификация издержек потребления по месту производства товаров или услуг в значительной степени зависит от конкретных усло-
ЭКОНОМИКА 2007. №2
вий места проживания: особенностей региона; принадлежности к городской или сельской местности; характера поселения. Так, в крупных городах и их пригородах преобладает вторичная занятость, а также имеется возможность сбыта продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах. В сельской местности это, как правило, работа в личных подсобных хозяйствах, преимущественно ради натурального обеспечения семьи и минимальной зависимости от колебаний или снижения стабильности внешней экономики и надежности правовой среды. По многим видам растениеводства и животноводства, а особенно по отдаче с единицы земельной площади, личные подсобные хозяйства и приусадебные крестьянские хозяйства намного превосходят коллективные хозяйства. Кроме того, в данном случае недостаточно исходить только из показателей эффективности производства как такового, необходимо принимать в расчет издержки потребления всего хозяйственного цикла - от производства до конечного потребления через фазу реализации, включая транспортировку, хранение, услуги торговли. При таком расчете домашние хозяйства получают еще дополнительные преимущества в подобных сопоставлениях.
Актуальность введения более широкого понятия издержек потребления обусловлена наличием того эффекта от приобретения товаров или услуг, который определяется покупателем в каждом конкретном случае. Как правило, покупка совершается под влиянием целого комплекса различных покупательских мотивов с той или иной приоритетностью.
Мотивы покупки могут быть логическими, психологическими, а иногда и иррациональными. Например, Г.Дж. Болт [12. С.112] выделяет три вида:
1) общие мотивы покупки - бережливость, сохранение средств, прибыль, одобрение других, зависимость, экономия на издержках, безопасность, надежность, престиж, простота, комфорт, удобство в обращении, современность и т. д.;
2) производственные мотивы покупки - низкие цены, снижение трудовых затрат, низкая стоимость обслуживания, безопасность операций и т.д.;
3) мотивы покупки, связанные с обслуживанием, — снижение риска, рекомендации по использованию, продление жизненного цикла, увеличение производительности и т.д.
Потребности и, следовательно, мотивы покупки обусловлены личностью потребителя, конкретной ситуацией и внешними условиями. Превратятся они в практические действия или нет, зависит от настоятельности потребности, ее приоритетности в списке покупательских предпочтений, индивидуальных финансовых и других видов ресурсов, а также от способности представителей торговли показать, что предлагаемые товары и услуги способны удовлетворить соответствующие потребности и решить проблемы. Сопоставление потребностей и покупательских мотивов со свойствами и основными характеристиками предлагаемых товаров и услуг воспринимается покупателем как реальность и возможность получить предлагаемые выгоды. Свои потери по совершению покупки покупатель может представлять в денежной форме или как потерю времени, неэффективность и т.д. Этот подход, по мнению Г.Дж.
Болта [12.С.114], выглядит следующим образом: характерная черта продукции (услуги) + выгода + причины + слабые места складывающейся ситуации или конкурирующей продукции + понесенный ущерб.
В нашей классификации издержек потребления учитываются не только затраты домохозяйств, которые можно оценить временными, стоимостными показателями, затратами труда, но и моральные издержки, выражающиеся в определенной степени удовлетворения или неудовлетворения. Использование в деятельности домохозяйств данного показателя обусловлено рядом особенностей.
Во-первых, вопросы охраны чести и достоинства личности являются составной частью общей проблемы взаимоотношений, возникающих между личностью и обществом. Честь и достоинство - это непременные атрибуты человеческой личности, которые относятся к числу моральных ценностей, занимающих высшее положение в системе духовных ценностей, играющих важную роль в жизни общества. С провозглашением тезиса о построении правового государства, проблеме обеспечения прав и интересов личности стало уделяться значительное внимание [13].
Помимо понятий чести и достоинства в законодательстве появился новый термин «деловая репутация», обусловленный сложившимся о человеке мнением, основанным на оценке его общественно значимых качеств. В нынешних социальных условиях понятие деловой репутации, прежде всего, связывается с предпринимательской деятельностью и определяется как сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественного сознании. Моральные издержки потребления в первую очередь влияют на деловую репутацию торговых и других организаций, предоставляющих различные виды услуг.
Во-вторых, законом РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителей на просвещение в области защиты своих прав посредством организации системы информации. Законом РФ «О техническом регулировании» предусмотрено принятие технических регламентов, в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, причем это касается не только продукции, процессов производства, но и процессов эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
В-третьих, в исследованиях по издержкам потребления внимание уделяется обычно временным и денежным затратам, связанным с приобретением товаров населением. При этом, как правило, не учитывается ущерб неимущественного характера, хотя уклонение от удовлетворения законных требований потребителя о расторжении договора купли-продажи в связи с возвратом товара ненадлежащего качества или его ремонта, о затягивании решения спорных вопросов во внесудебном порядке, также является обстоятельством, приводящим к моральным издержкам.
Под моральными издержками мы понимаем нравственные огорчения, выраженные в определенной степени удовлетворения (неудовлетворения), причиненные в результате действия (бездействия) на принадлежа-
ЭКОНОМИКА 2007. №2
щие потребителю товарно-материальные ценности со стороны организаций торговли и услуг, представителей сервисных, экспертных, консультационных и иных служб, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, обеспечивающих выполнение законных прав потребителей. По нашему мнению, восстановление имущественных прав не освобождает от обязанности с помощью экономических и неэкономических мер загладить последствия нравственных страданий потребителя, связанных с нарушением его права собственности, или значительной потерей времени, или упущенной выгодой (неполучение доходов, которые мог бы получить потребитель, если бы его право не было нарушено).
При определении моральных издержек, размера компенсации, как и морального вреда, необходимо учитывать характер и степень физических и нравственных страданий и переживаний с учетом психологических особенностей личности потребителя; степень вины нарушителя; все фактические обстоятельства дела, а также требования объективности и справедливости.
Таким образом, учет моральных издержек направлен на соблюдение неотъемлемых личных благ человека, норм нравственности, государственных гарантий, обеспечивающих уважение личности.
В целом можно сделать вывод, что взаимосвязь между текущими затратами торговых организаций, промышленных предприятий, а также издержками потребителей непременно должна учитываться при оценке народнохозяйственной эффективности текущих затрат коммерческих организаций. В то же время издержки потребления домашних хозяйств в новых рыночных условиях требуют более углубленной, более «социологизированной» оценки. Механическое перенесение на сферу потребления представлений об издержках, принятых для общественного производства, не может считаться оправданным.
Более широкая трактовка издержек потребления домашних хозяйств отражает особый характер многих видов домашнего труда и отдыха, высокую степень осознания его необходимости и важности, воспитательного значения. В своем семейном функционировании население, как правило, неуклонно стремится к минимизации материально-финансовых затрат, во многом за счет больших затрат живого труда, что, конечно, приводит к серьезным деформациям бюджета времени семьи и тем самым к ухудшению характеристик качества жизни населения. В этом состоят главные издержки потребления в домашнем хозяйстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чернышев М. А. Муниципальная экономика: логистическая концепция. Рос-тов-н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 1998. 230 с.
2. Зырянов А.В. Размещение торговых предприятий: Учеб. пособие. М.: Эко-номистъ, 2006. 250 с.
3. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992. Т. 2. 400 с.
4. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОАО «Изд-во "Экономика"», 1998. 639 с.
5. Толковый словарь экономических терминов http ://slovari.vandex. ru
6. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1995. 168 с.
7. Аванесов Ю.А. Организация торговли. М.: Экономика, 1984.
8. Баскин А. Логистика домашнего хозяйства//Логистика. 2002. №2. С.32,33.
9. Зырянов А.В., Зуева О.Н. Домашнее хозяйство - важное звено логистической цепи // Вестн. Удм. ун-та, 2005. №3 С. 65-78.
10. Зырянов А.В. Потребительские запасы - сущность и подход к анализу // Вопр. статистики. 2004. №8. С.84-86.
11. Жеребин В.М., Романов А.Н. Экономика домашних хозяйств. М.: Финансы; ЮНИТИ, 1998. 231 с.
12. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом/Пер. с англ. М.: МТ-Пресс, 2001. 268 с.
13. Марогулова И. Л. Защита чести и достоинства личности. М.: Правовое просвещение, 1998. 128 с.
Поступила в редакцию 18.11.06
O.N. Zueva
Costs of consumption as the factor of increase of efficiency of the current expenses of participants of logistical system
The role of costs of consumption in increase of efficiency of the current expenses of participants of logistical system is considered. Affirms, that in a basis of consumer behaviour lay: an income effect and replacements, the law of decreasing limiting utility, increase of economic value of time. Comparison of costs of consumption to logistical costs is carried out. Author's definition of costs of consumption, moral costs, their typology and classification is given. It is judged, that costs of consumption of household in new market conditions demand more profound estimation.
Зуева Ольга Николаевна
Уральский государственный экономический университет
620219, Россия, г. Екатеринбург
ул. 8 Марта, 62
Тел. (343)2571112
E-mail: zuevaon@mail. ru