Научная статья на тему 'Роль университета в социально-экономическом и культурном развитии региона'

Роль университета в социально-экономическом и культурном развитии региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2131
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИИ И ОСОБЫЕ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТОВ / UNIVERSITY / REGION / REGIONAL DEVELOPMENT / FUNCTIONS AND SPECIAL MISSIONS OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аккиева С.И., Сампиев И.М.

В статье рассматривается роль университетского образования в региональном социокультурном пространстве. Доказывается, что взаимовлияние университета и региона выступает одним из ведущих факторов регионального развития. Раскрыты функции университета и их значение в условиях глобализации. Показано, что вуз, с одной стороны, является частью мирового культурнообразовательного сообщества, а с другой ведет работу по сохранению и развитию культуры народов региона, являясь частью местной, национальной и глобальной общественной систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of universities in socio-economic and cultural development of the region

The article discusses the role of university education in the regional socio-cultural space. It is proved that the mutual interaction of universities and a region is one of the leading factors of the regional development. It is shown that the university has important functions, which increase with the development of globalization. The authors believe that university, on the one hand, is a part of the world's cultural and educational community, on the other hand, it deals with the preservation and development of the culture of peoples living in the region, being a part of local, national and global social systems.

Текст научной работы на тему «Роль университета в социально-экономическом и культурном развитии региона»

УДК 93/94

Аккиева Светлана Исмаиловна

Akkieva Svetlana Ismailovna

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований

Сампиев Исрапил Магометович

D.Phil. in History, Leading Research Associate, Institute for Humanities Researches, Kabardino-Balkaria Research Centre, Russian Academy of Sciences

Sampiev Israpil Magometovich

доктор политических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института социальных исследований при Ингушском государственном университете

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА [1]

D.Phil. in Political Science, Professor, Director at Social Research Institute, Ingush State University

THE ROLE OF UNIVERSITIES IN SOCIO-ECONOMIC AND CULTURAL DEVELOPMENT OF THE REGION [1]

Аннотация:

В статье рассматривается роль университетского образования в региональном социокультурном пространстве. Доказывается, что взаимовлияние университета и региона выступает одним из ведущих факторов регионального развития. Раскрыты функции университета и их значение в условиях глобализации. Показано, что вуз, с одной стороны, является частью мирового культурно-образовательного сообщества, а с другой - ведет работу по сохранению и развитию культуры народов региона, являясь частью местной, национальной и глобальной общественной систем.

Ключевые слова:

университет, регион, региональное развитие, функции и особые миссии университетов.

Summary:

The article discusses the role of university education in the regional socio-cultural space. It is proved that the mutual interaction of universities and a region is one of the leading factors of the regional development. It is shown that the university has important functions, which increase with the development of globalization. The authors believe that university, on the one hand, is a part of the world's cultural and educational community, on the other hand, it deals with the preservation and development of the culture of peoples living in the region, being a part of local, national and global social systems.

Keywords:

university, region, regional development, functions and special missions of universities.

В известном лозунге «Развитие через образование» заключена квинтэссенция исторической роли университета в различных эпохах, странах и регионах. Неудивительно, что во многих странах основание университета рассматривается как первый шаг к экономическому и культурному развитию [2, с. 20]. В России университеты формировались на протяжении достаточно долгого времени и процесс их становления был не легок.

В советский период открытие университета рассматривалось одновременно и как достижение само по себе, и как переход на более высокий уровень социально-экономического и культурного развития. Университет и регион влияли друг на друга, открытие университета повышало статус регионального центра, поднимало авторитет и усиливало потенциал региона. Такие взаимозависимость и взаимовлияние сохраняются и в настоящее время. Связь между регионом и вузом весьма глубока и прочна и потому многие исследователи говорят об университете как о ведущем факторе регионального образовательного пространства [3].

В современной России имеется три типа университетов: столичный, федеральный и региональный. И «каждый университет имеет свой ареал влияния, определяемый его интеллектуальным, научным, культурным потенциалом» [4, с. 15]. Региональный тип университетов остается самым многочисленным в Российской Федерации. Большинство таких вузов было создано во второй половине XX в. Их главной задачей было развитие науки и образования в автономных республиках, краях и областях страны. Они формировались в основном на базе бывших педагогических институтов или же формировались фактически «с нуля» ввиду острой необходимости подготовки кадров для научных учреждений, преподавателей по общенаучным дисциплинам для вузов и средних специальных учебных заведений и специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Важнейшую роль в образовании этих университетов играли региональные органы власти, благодаря инициативе и усилиям которых университеты и были фактически созданы.

Региональные университеты обеспечивали упрощенный доступ молодежи региона к высшему профессиональному образованию. И эта их роль в настоящее время не только сохраняется,

но и приобретает особую актуальность, учитывая социально-экономические перемены в обществе и резкую дифференциацию населения по уровню доходов. Снижение уровня жизни и материальных возможностей для получения высшего образования в крупных образовательных центрах делает региональные вузы важнейшим каналом интеллектуального, научного и культурного развития.

Северный Кавказ - регион со сложной социально-экономической ситуацией: географически удален от центра, экономически депрессивен, отчего особенно важна роль местных вузов в увеличении человеческого капитала в регионе. По этому поводу можно привести тезис немецких ученых: «Отсталый регион, независимо от причины его отсталости, будь то из-за устаревшей промышленности или же из-за постоянной структурной слабости - может быть оздоровлен только путем мобилизации эндогенных потенциалов и, тем самым, возвратить свою притягательность для живущих там людей» [5, с. 65-66].

Значительную роль высших учебных заведений в развитии человеческого и интеллектуального потенциала регионов отмечают Г.Ф. Шафранов-Куцев, Т.М. Чурекова, Н.Ф. Сафронов, В.П. Ковалевский, О.П. Долженко, В.М. Журавлев, В.Е. Третьяков и др. Так, Г.Ф. Шафранов-Куцев подчеркивает, что «именно классические университеты обеспечивают кадрами новые направления развития науки и техники хотя бы в силу того, что в таком вузе подготовка молодых специалистов ведется не по узким профессиям, а по широким специальностям, по сути направлениям подготовки: физик, химик, биолог, математик и т.п., а профессиональное самоопределение происходит на старших курсах через специализации» [6, с. 17]. По мнению Т.М. Чурековой, особая миссия региональных учебных заведений как центров науки, культуры и образования состоит в стабилизации процесса воспроизводства кадрового потенциала, подготовке кадров высшей категории; создании системы непрерывного образования, в том числе профессионального; сохранении социокультурных традиций (поддержке процессов восстановления местных промыслов, изучении особенностей языка этнического состава региона) [7].

Университет обеспечивает приток в регион молодежи и из других (соседних или удаленных) районов, что ведет к увеличению числа молодых (а, следовательно, энергичных) экономически активных людей [8, с. 29]. По своей природе молодые люди больше ориентируются на новое, у них ярче выражен творческий характер мышления, им присущи высокая социальная и экономическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание усвоить систему новых ценностей, они легче обучаются и усваивают знания. Молодежь больше склонна к риску, в том числе и в предпринимательской сфере, более активно включается в новые сферы экономики. Отсюда следует, что по уровню концентрации активного и креативного человеческого капитала и его потенциалу университет не имеет себе равных. Наличие университета - это, однозначно, фактор, повышающий привлекательность и конкурентоспособность региона.

На практике ни один вуз, научное учреждение или центр культуры не в состоянии на региональном уровне конкурировать с местным университетом. Он выступает ведущим фактором регионального образовательного пространства. Такая роль для университетов не нова и уходит корнями в прошлое, в период становления системы российского государственного образования (начало XIX в.). В 1803-1804 гг. образовательное пространство Российской империи было разделено на шесть округов по числу университетов: Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Петербургский и Харьковский, а также предусматривалась организация подведомственных университетам гимназий во всех губернских городах и уездных училищ во всех уездных городах. Ответственность за состояние просвещения в этих округах была возложена на университет [9, с. 89].

Авторитет университета определяется, прежде всего, его кадровым составом: личностью руководителя вуза, уровнем его компетенции и качеством научно-педагогического состава. В классических университетах в сравнении с другими типами вузов, как правило, работают более квалифицированные преподаватели; эти вузы имеют более широкий спектр направлений подготовки по естественным, техническим, социальным и гуманитарным наукам. Это дает возможность при необходимости вводить новые специализации и создавать условия, позволяющие студентам получать вторую, «рыночную» специальность. Имея в штате ученых в области фундаментальных наук, университеты легче организуют подготовку специалистов для наукоемких производств, способных осваивать высокие технологии. Этому способствует и то, что классические университеты дальше всех вузов продвинулись в реализации принципа интеграции высшего профессионального образования и фундаментальной науки [10, с. 16].

Реальность российского образования такова, что основной состав преподавателей университета является его выпускниками. В университетах республик Северного Кавказа и Поволжья от 70 до 90 % работников - их бывшие выпускники. Преобладание местных кадров позволяет говорить о прочной укорененности университета в местный социум, историю, культуру и политику региона [11, с. 19]. Такая укорененность превращает университет в потенциально влиятельную

структуру и при этом сочетается с достаточно высоким образовательным цензом, особой университетской корпоративной культурой и более прогрессивными взглядами.

Влиятельность университета определяется и тем, что практически во всех отраслях экономики, в управленческих, научных и образовательных сферах региона выпускники местного университета представлены достаточно широко и у большинства из них сохраняется и с годами укрепляется романтическое и теплое отношение к alma mater [12].

Университет самим фактом своего существования оказывает воздействие на окружающий его культурно-образовательный ландшафт, экономику и социокультурные процессы, протекающие в регионе. Это воздействие проявляется не только в подготовке кадров, но и в потенциале университета, как средоточия особой атмосферы (университетского духа), источника культуро-творческих импульсов, места концентрации людей с высоким уровнем образования, особым статусом, а зачастую и отличным от других мироощущением, критическим восприятием реальности.

Университету присущи три важные функции: образовательная, научная и социально-культурная. По мере углубления процессов глобализации роль этих функций возрастает, университет становится центром формирования социальных и культурообразующих особенностей региона, что принимает особенно большое значение в силу многообразности российских регионов, их этнического и человеческого капитала. Именно в региональных университетах сосредоточивается основной объем исследований археологических, демографических, этнических, конфессиональных, этнополитических, этносоциологических и других проблем, имеющих принципиальное значение для устойчивого социально-экономического и культурного развития региона [13, с. 16]. А потому развитию кафедр по этим направлениям в региональных университетах должно быть уделено особое внимание. Следует также отметить, что региональные университеты накопили большой материал по изучению археологии, языков, демографии и истории местных сообществ. Вместе с тем, науки, призванные изучать современные проблемы общества (в первую очередь социология и политология), в северокавказских региональных вузах не нашли должного отражения, и на сегодня это остается одной из важнейших проблем, требующей незамедлительного решения. Региональные университеты необходимы для устойчивого развития отдельных регионов и, следовательно, всей Российской Федерации.

Целью университетов во все эпохи было образование. Но главная задача первых университетов состояла не в обучении школяров, а в подготовке преподавательских кадров. На протяжении тысячелетней истории развитие университетов шло по экстенсивному пути, но - и это важно - основной вектор развития у всех был общим. Средневековый книгочей в буквальном смысле вгрызался в тексты авторитетов, пытаясь постичь всю глубину премудрости, которая стояла за ними. Авторитет предполагал буквальное следование изучаемому тексту. До недавних пор почти так же обстояло дело и в науке, и в образовании: классики задали основы, а наше дело -внести уточнение в нарисованную ими картину, распространить сказанное на новые области знания. Доминировала идея прогресса [14, с. 56]. Образовательная роль университета сохраняется и в настоящее время, представляя собой подготовку просвещенных кадров с высокой квалификацией. Элементы университетской системы построены так, чтобы формировать базовые и профессиональные компетенции.

Университет способен быстро ориентироваться на нужды региона и готовить востребованных в регионе специалистов, может поставить перед молодежью задачу овладения новыми специальностями. В современных условиях университет как образовательное учреждение способен организовать систему малых образовательных форм по профессиональной подготовке и переподготовке населения, в том числе путем создания профессиональных курсов как части послевузовского образования.

Важной миссией университета является просвещение. Издавна университетская традиция выдвигала на первый план «просвещение» человека, выражавшееся в приобщении его к культуре времени, открытии перед ним мира, в котором «человек должен так организовать свою жизнь, чтобы обрести подлинность» [15, с. 55].

Научная функция университета осуществляется за счет деятельности его сотрудников, образующих мощный научный коллектив, способный разрабатывать наиболее сложные и фундаментальные научные проблемы. А исследовательский потенциал университета, реализуемый, прежде всего, в районе расположения, оказывает благотворное влияние на инновационный климат региона. Вузы постепенно активизируют инновационную деятельность, участвуя в выполнении прикладных исследований по грантам федерального и регионального уровня, совместным проектам с НИИ, предприятиями инновационного бизнеса. Перспективными направлениями развития инновационной деятельности вузов являются создание технопарков, инновационных центров, технополисов на базе вуза, а также активизация взаимодействия с малым, средним и крупным бизнесом посредством выполнения хоздоговорных работ [16].

Любой университет является местом концентрации людей, знаний, социокультурных установок, вырабатывает определенные нормы и образцы поведения и т. д.

Преподаватели и студенты - это наиболее просвещенная часть общества. Они составляют основную публику театра, посещают выставки, концерты. Они - наиболее устойчивый контингент библиотек. Преподаватели вузов задают тон интеллектуальной и культурной жизни региона. Все это формирует пейзаж регионального культурного пространства.

Социокультурная функция университета в отличие от других функций обладает более широким спектром направлений, качественная реализация которых имеет огромное личностное, общественное и государственное значение. Влияние университета на развитие региональной культуры проявляется через:

- формирование профессиональных, этических и эстетических качеств личности обучающихся;

- способствование развитию интеллектуальной активности населения, формированию и умножению региональных элит;

- сохранение, развитие, приумножение, переосмысление и модернизацию общенациональных, региональных и этнических культурных традиций.

Являясь центром регионального образовательного пространства и значимым региональным культурным феноменом, университет выступает проводником новых идей и веяний, средоточием позитивных перемен в культуре общества. Но для того чтобы быть таким проводником, университет нуждается в поддержке и помощи.

В наши дни современные российские университеты не имеют возможности самостоятельно нести на себе ношу культуросозидательной миссии, так как для этого не достает ресурсов. Способствует ресурсному дефициту и осуществляемая ныне в области высшего образования политика, направленная на уничтожение творческого начала университета, его интеллектуального и культурного потенциала и сохранение только обучающей (узкопрофессиональной) функции.

Таким образом, реализация культуросозидающей функции университета состоит в формировании социального слоя, который, вобрав в себя определенные знания, навыки и умения, потенциально может стать региональной технократической, административной, творческой, педагогической и бизнес-элитой региона. В идеале этот слой благодаря своей высокой интеллектуальной и общегуманитарной активности должен вывести регион на более высокий уровень экономического, технологического и информационного развития, повысить уровень функционирования сферы материальной и духовной культуры, развития идей гражданского общества.

Особая культуросозидающая роль университета в пространстве региональной культуры весьма деятельна и многогранна. При этом вуз, с одной стороны, является частью мирового культурно-образовательного сообщества, с другой - ведет работу по сохранению, развитию и распространению культуры народов региона как в традиционном, так и инновационном смысле.

Все вышесказанное применимо к Ингушскому государственному университету, которому в этом году исполняется 20 лет. Несомненно, если говорить о времени, которое необходимо любому университету для того, чтобы его образовательный, научный и культурообразующий потенциал проявился в полной мере и университет зазвучал в полный голос, 20 лет - это очень малый срок. Но в человеческом измерении 20 лет - это возраст грандиозных планов, уверенности, что любая высота может быть взята, возраст максимализма, веры в свои силы и способности и время дерзания. Этот человеческий возрастной фактор применим и к Ингушскому университету.

За 20 лет он изменился как внешне, и внутренне: построены учебные корпуса, здания студенческого городка, залы и спортзалы; выросла и окрепла материально-техническая база университета: библиотека с самым большим книжным фондом в республике, обеспечен интернет-доступ к ведущим цифровым библиотекам России, студенты и преподаватели имеют возможность работать в 18 компьютерных и лингафонных залах, оборудованных современной техникой. В ИнгГУ обучаются 10 тыс. студентов - это население небольшого города и его главное отличие от других городов в том, что все жители этого города молоды.

Среди преподавателей Ингушского университета есть известные и уважаемые, молодые креативные и талантливые ученые. Ректор, с одной стороны развивает университет в классическом понимании, с другой стороны открыт новому и обладает широким кругозором. Подавляющее большинство преподавателей Ингушского университета имеют степень доктора и кандидата наук. Они активны и мобильны, их доклады звучат на международных, общероссийских и региональных конференциях. В ИнгГУ ежегодно проводится несколько десятков конференций, круглых столов и семинаров, в которых принимают активное участие ученые России, стран СНГ и Европы, Азии, а также студенты и аспиранты Республики Ингушетии.

Значение региональных университетов в социально-экономической и социокультурной сферах развития региона велико, и можно полностью согласиться с мнением Д. Чарльза, согласно которому роль университета в развитии местного сообщества носит как философский, так и методологический характер. Университеты не являются учреждениями, существующими вне общественной системы - они представляют собой взаимодействующие элементы, локализованные в пространстве. Точнее, университеты встроены в различные типы сообществ, одна часть которых имеет местное значение, а другая - глобальное. С этой точки зрения университеты являются частью местной, национальной и глобальной общественной систем, формирующих часть того, что принято называть обществом [17, с. 218].

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания образовательным организациям высшего образования на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности на 2015 г. Проект № 3434 «Мониторинг межнациональных отношений и религиозной ситуации; исследование проблем зарубежных северокавказских диаспор, в т. ч. черкесской в аспекте обеспечения стабильности и безопасности России в Ставропольском крае и в Северо-Кавказском федеральном округе; анализ проблем этнокультурного и исторического образования; анализ языковой политики в регионах Северо-Кавказского федерального округа.

2. Сафронов Н.В. Четвертая миссия университета в пространстве региона // Совет ректоров. 2014. № 4. С. 16-25.

3. Шабалин Ю.Е. Модернизация высшей школы: место и роль регионального университета // Совет ректоров. 2012. № 6. С. 10-26.

4. Шафранов-Куцев Г.Ф. Современному обществу - современный университет // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 14-25.

5. Лисовская И.М. Роль регионального университета в воспроизводстве человеческого капитала // Фундаментальные исследования. 2007. № 1. С. 66-68.

6. Шафранов-Куцев Г.Ф. Указ. соч.

7. Чурекова Т.М. Миссия университета в решении региональных проблем // Университетское управление. 2004. № 2 (30). С. 50-53.

8. Шабалин Ю.А. Миссия университета в мире, стране и регионе: развитие инноваций и предпринимательства // Совет ректоров. 2013. № 9. С. 17-19.

9. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX - начале XX века. Т. 1. Политическая история российского образования. М., 2011.

10. Шафранов-Куцев Г.Ф. Указ. соч.

11. Сафронов Н.В. Указ. соч.

12. Там же.

13. Шафранов-Куцев Г.Ф. Указ. соч.

14. Долженко О.В. Миссия современного университета: от традиций и опыта прошлого к вызовам будущего // Научно-педагогический поиск. 2013. № 2 (26). С. 50-62.

15. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / под ред. М.А. Гусаковского. Минск, 2005.

16. Анисимов Ю.П., Шапошников С.В. Роль вузов в инновационном развитии региона // Инновационное развитие регионов. 2008. № 1. С. 8-11.

17. Charles D.R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place NIACE, 2005. Цит. по: Бараблина С.В., Мехришвили Л.Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций. 2012. № 1 (38).

References and notes:

1. The article was prepared within the framework of the state task of educational institutions of higher education to perform public works in the sphere of scientific activity for 2015 Project № 3434 "Monitoring of international relations and religious situation; study of the problems of the North Caucasian diasporas abroad, Circassian in terms of ensuring stability and security of Russia in the Stavropol region in the North Caucasus Federal District; analysis of the problems of ethno-cultural and historical education; analysis of the language policy in the regions of the North Caucasus Federal District.

2. Safronov, NV 2014, 'The fourth mission of the university in the space', Region Council of Rectors, no. 4, p. 16-25.

3. Shabalin, YE 2012, 'Modernization of higher education: the place and role of regional university', The Council of Rectors, no. 6, p. 10-26.

4. Shafranov-Kutsev, GF 2005, 'Modern society - modern university', University Management: Practice and Analysis, no. 5, p. 14-25.

5. Lisovskaya, IM 2007, 'The role of the regional university in the reproduction of human capital', Basic Research, no. 1, p. 66-68.

6. Shafranov-Kutsev, GF 2005, 'Modern society - modern university', University Management: Practice and Analysis, no. 5, p. 14-25.

7. Churekova, TM 2004, 'The mission of the university in solving regional problems', University Management, no. 2 (30), p. 50-53.

8. Shabalin, YE 2013, 'The university's mission in the world, the country and region: the development of innovation and entre-preneurship', Board of rectors, no. 9, p. 17-19.

9. Dneprov, ED 2011, Russian education in the XIX - early XX century. Vol. 1. Political history of Russian education, Moscow.

10. Shafranov-Kutsev, GF 2005, 'Modern society - modern university', University Management: Practice and Analysis, no. 5, p. 14-25.

11. Safronov, NV 2014, 'The fourth mission of the university in the space', Region Council of Rectors, no. 4, p. 16-25.

12. Safronov, NV 2014, 'The fourth mission of the university in the space', Region Council of Rectors, no. 4, p. 16-25.

13. Shafranov-Kutsev, GF 2005, 'Modern society - modern university', University Management: Practice and Analysis, no. 5, p. 14-25.

14. Dolzhenko, OV 2013, 'The mission of the modern university, from tradition and experience of the past to the challenges of the future', Scientific and Pedagogical search, no. 2 (26), p. 50-62.

15. Ortega y Gasset, J 2005, University Mission, Minsk.

16. Anisimov, YP & Shaposhnikov, SV 2008, 'The role of universities in the innovative development of the region', Innovative Development of Regions, no. 1, p. 8-11.

17. Charles, DR 2005, 'Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities', Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place NIACE. Cit. by: Barablina, SV & Mekhrishvili, LL 2012, 'Social responsibility: the role of institutions of higher education', Bulletin of international organizations, no. 1 (38).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.