УДК 371
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ В АВТОРСКИХ ШКОЛАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Аннотация. В статье рассматривается роль учителя-воспитателя в авторских школах второй половины XIX в., приводятся примеры. Данные исторические сведения могут оказаться полезными для современных учителей авторских школ Ключевые слова: авторские школы, учитель-воспитатель, личность учителя, Л. Толстой, Н. Неплюев.
CONTRIBUTION OF THE FORM TEACHER IN THE AUTHOR'S SCHOOLS IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY
Annotation. The article describes contribution of the form teacher in the author's schools in the second half of the XIX century, examples are provided. Such historical information can be useful for teachers currently working in the author's schools.
Keywords: author's schools, form teacher, teacher'spersonality, L. Tolstoy, N. Nepluev.
Изменения в системе образования Российской империи во второй половине XIX в. были обусловлены социально-экономической ситуацией в стране, ростом числа промышленных предприятий, возросшим интересом к школе со стороны выдающихся мыслителей того периода. Теоретико-педагогическую базу для образовательных реформ подготовили философы 40-50-х гг. XIX в., в числе которых были В.Ф. Одоевский, представители западничества (А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.) и славянофильства (А.С.Хомяков, И.В. Киреевский и др.) Развернувшиеся между ними дискуссии отразили основное требование философов к реформированию системы образования - создание школ нового типа для народа и формирование учителя-воспитателя, для которого одной из главных ценностей стала бы личность ребенка. Так, например, В.Ф. Одоевский в своих трудах отмечал: «если воспитание и есть воздействие воспитателя на психику ребенка, то это не механическое насильственное воздействие, а воздействие продуманное, проникнутое уважением к личности ребенка, согласованное с процессом его естественного развития....» [3, с. 30]. Предлагая гуманно - демократическую модель построения взаимоотношений между учителем и учеником, он тем самым противопоставлял ее существующей в казенной школе парадигме, и это, в частности, привело общественность к мысли о необходимости создания не только нового типа школы, но и усиления в ней роли учителя-воспитателя.
Различаясь в видении преобразований в системе обучения и воспитания подрастающего поколения, западники и славянофилы сходились, однако, в том, что школа не должна отрываться от национальных основ, семьи и что основной целью учителя-воспитателя такой школы должно стать создание условий для формирования духовно-нравственной личности, что не практиковалось в государственных школах того периода. Реформирование системы образования началось после отмены крепостного права в 1861 г. Появилось Положение о начальных народных училищах (1864 г.), а также увидели свет периодические журналы о воспитании и обучении, среди них «Педагогический сборник» (1864), «Семья и школа» (1871), «Русская школа» (1888) и др. Сложившаяся ситуация благотворно повлияла на формирование личности учителя-воспитателя нового типа. Большинство таких педагогов работало в школах нового типа, получивших впоследствии название «авторские».
Дефиниция «авторская школа» получила распространение в восьмидесятые годы XX в. Ее создатель А.И. Адамский подразумевал под ней сообщество педагогов, «которые придумали школу для себя и своих учеников» [1, с. 1]. Авторская школа, по мнению А.И. Адамского, не претендует на ти© Фейзрахманова Е.Б., 2015
Т.Б. Фейзрахманова
Taira Feyzrakhmanova
Вестник Университета № 12, 2015
ражируемость, но включает в себя как обязательный элемент особый коллектив педагогов-единомышленников, который создает свою концепцию обучения и воспитания детей. Нам представляется важным также тот факт, что учитель-воспитатель в авторской школе, прежде всего, опирается на гуманистические основы в своей воспитательной деятельности, ориентируется на уважение к личности ребенка, ненасильственное развитие учеников и их тесное взаимосотрудничество с педагогами.
В отличие от казенных учебных заведений учитель-воспитатель в авторской школе второй половины XIX в., основываясь на философско-педагогической концепции, создавал особую школьную среду, характеризующуюся высоким уровнем самоуправления учеников и педагогическим творчеством учителей. Следует отметить, что к концу XIX столетия в отечественной педагогике постепенно складывается устойчивое идейно-теоретическое ядро гуманистической парадигмы образования, которое вобрало в себя наиболее значимые положения, выражавшие кредо тогдашнего педагогического сообщества. К ним можно отнести: признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности; трактовка интересов развивающейся личности как приоритетных образовательных целей, носящих характер самобытности; акцентирование важности расширения границ свободы развивающегося ребенка с учетом его изменяющихся по мере взросления прав и жизненных перспектив и др.
Заслуга в решении этих проблем принадлежит учителям-воспитателям, работавшим в авторских школах. В отличие от школ нового типа учитель в казенных учебных заведениях находился в зависимом от администрации положении, был скован в проявлении своего творческого потенциала и чаще всего выполнял функцию надзирателя. Он был вынужден в точности следовать всем требованиям циркуляров и всевозможных правил, что было закреплено в ряде нормативно-правовых документов, например, в «Уставе гимназий и прогимназий» (1864 г.) Кроме того, 4 мая 1874 г. Министерство народного просвещения утвердило «Правила о взысканиях», которые предлагали разные виды наказания для учеников: оставление без обеда, карцер и т.д., что было неприемлемо для учителей авторских школ. Жесткие рамки, в которые был заключен учебно-воспитательный процесс государственных школ, надзирательный характер деятельности не позволял учителю проявить себя как личность, стать примером для воспитанников.
Совсем иным было положение учителя-воспитателя в авторских школах: творческая компонента выходила на передний план, а умение пробудить познавательный интерес у воспитанников высоко ценилось. Прогрессивная общественность понимала значение личности педагога, его влияние на подрастающее поколение, об этом писали и говорили все мыслящие люди того времени. Например, известный русский педагог К.Д. Ушинский отмечал в своих работах: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [4, с. 1]. Именно поэтому личности учителя авторской школы уделялось большое внимание.
Педагогическая деятельность в условиях авторской школы предполагала наличие у учителя особых личностных качеств, характеризующих любую творческую личность, независимо от рода деятельности, эрудированности, новаторства, способности к анализу и самоанализу, гибкости мышления, активности, воли, развитого воображения и т.д. Личность педагога выступала и источником развивающего влияния обучения, и образцом, эталоном отношения к делу, преданности идее, и инструментом убеждения и внушения, т.е. играла определяющую роль в решении всех педагогических задач. С личностью педагога теснейшим образом связана и творческая сторона обучения. Педагогическое творчество немыслимо без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремленности учителя к поиску более совершенных систем обучения, что было характерно для учителей-воспитателей авторской школы.
Направленность личности педагога в условиях авторской школы определяется, прежде всего, его мировоззрением, политическими и нравственными идеалами. Это обуславливает наличие таких
способностей педагога как умение чутко улавливать требования времени, понимать социальный заказ в данный исторический момент. Творческой личности учителя присуща определенная педагогическая увлеченность, нацеленность на оптимальные результаты обучения и воспитания, глубокое уважение к личности ребенка, вера в его возможности. Педагогическая увлеченность - одна из важнейших предпосылок педагогического творчества учителя в условиях авторской школы.
Именно таким педагогом-воспитателем был Л.Н. Толстой, чью школу в Ясной поляне мы считаем возможным отнести к числу авторских. Писатель сам проводил уроки в школе, развивал познавательный интерес у детей и писал вместе с ними сочинения. Он строил занятия в форме свободных бесед, это увлекало учеников и воспитывало в них любовь к слову. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренни в своих отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний, самостоятельно мыслить и работать. Коллектив учителей школы, как и сам Толстой, относился к детям гуманно и являл собой уникальное педагогическое явление той поры. Кроме того, Толстой отменил все наказания и взыскания, жесткое расписание и учебные программы, что дает нам основание говорить, что им была создана педагогическая лаборатория, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие авторских школ и формирование учителя нового типа.
Другой педагог, Н.Н. Неплюев, открывший в селе Воздвиженское школу, был образцом поведения для своих воспитанников - обычных крестьянских детей. Большое внимание он уделял их духовно-нравственному воспитанию, поэтому часто сам проводил беседы с воспитанниками, читал с ними литературу и обсуждал прочитанное, а также ввел защиту рефератов, во время которых обучал детей выступать на публике, мыслить и говорить логично. Кроме того, к педагогическим открытиям H.H. Неплюева можно также отнести создание Младшего и Старшего Братских кружков - органов самоуправления, отвечающих за нравственное развитие учащихся [2].
Таким образом, целая плеяда учителей-воспитателей авторских школ, среди которых можно выделить С.А. Рачинского, К. Мая, супругов Алферовых и др. в противовес казенной системе обучения своим собственным примером показывала детям правильные модели поведения, создавала комфортную и эффективную среду обучения. Исторический опыт позволяет видеть недостатки современного положения учителя. Сегодня на правительственном уровне отмечается, что учитель оказывает значимое влияние на воспитание подрастающего поколения. Возросший интерес к личности учителя позволяет нам обратить свой взгляд на существовавшие во второй половине XIX века авторские школы и выделить в них как особую составляющую личность педагога-воспитателя.
Библиографический список
1. Адамский, А. Идея авторской школы [Электронный ресурс] / А. Адамский. - Режим доступа : http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/84 (дата обращения : 04.09.2015).
2. Неплюев, Н. Н. Воздвиженская школа трудового братства 1885-1895 / Н. Н. Неплюев. - СПб. , 1895. -121 с.
3. Одоевский, В. Ф. Избранные педагогические сочинения / В. Ф. Одоевский ; под ред. В. Я. Струминско-го. -М., 1955. - 368 с.
4. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа : http://si-sv.com/board/13-1-0-36 (дата обращения : 08.09.2015).