Научная статья на тему 'Ранняя педагогическая деятельность Н. Н. Неплюева'

Ранняя педагогическая деятельность Н. Н. Неплюева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Н. Н. НЕПЛЮЕВ / N. NEPLYUEV / АВТОРСКАЯ ШКОЛА / THE INVENTOR'S SCHOOL / ТРУДОВЫЕ БРАТСТВА / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / THE LABOR FRATERNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фейзрахманова Т. Б.

Данная статья описывает раннюю педагогическую деятельность авторской школы Н. Н. Неплюева. В статье приведены данные о первой школеинтернате, основанной Неплюевым в 1881 г. Опыт его авторской школы может послужить ориентиром в работе современных нам частных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EARLY EDUCATIONAL ACTIVITIES OF N. N. NEPLUEV

This article describes the early teaching activities of N. N. Nepluevs school. The article presents data on the first boarding school, founded in 1881 by Nepluev. The experience, gained during the work of his schools, can be a good guidance in the work of contemporary private schools.

Текст научной работы на тему «Ранняя педагогическая деятельность Н. Н. Неплюева»

это способствовало установлению всемирной коллективной женской идентичности, пускай лишь на страницах русского журнала.

Стоит отметить еще одну особенность феминистских периодических изданий: стремление установить прочную связь с читательской аудиторией, способствовать саморефлексии и самоидентификации женщин. Для этого, в частности, в журнале «Женский Вестник» была создана рубрика «Отдел для читательниц», в которой читательницам задавали вопросы на актуальные темы (присланные ответы всегда публиковались в последующих номерах).

Таким образом, можно сделать вывод, что целью дискурса феминистских журналов было пробуждение у российских женщин гражданского самосознания, формирование у них гражданских ценностей. Идеальный образ активной, самостоятельной, мыслящей женщины, который предлагался читательницам в качестве образца, свидетельствует о начале процесса формирования системы ценностей, соответствующих гражданскому обществу и, соответственно, о начале формирования самого гражданского общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айвазова С. Г. Женское движение как ресурс модернизации России // Гендерная реконструкция политических систем. СПб., 2004. С. 641.

2. Союз Женщин. 1908. № 1 (из подзаголовка журн.).

3. Покровская М. И. Задача Женской Прогрессивной Партии // Женский Вестник. 1906. № 3. С. 65.

4. Н.Д. Потребительные общества и женщины // Женский Вестник. 1906. № 2.

5. Женский социально-политический союз в Англии // Союз Женщин. 1908. № 4.

6. Отдел для читательниц // Женский Вестник. 1905. № 8. С. 243.

7. Письмо проститутки // Союз Женщин. 1909. № 4. С. 9.

8. Женская энциклопедия. Т. 1-2. М., 1915.

9. Сборник на помощь учащимся женщинам. М.,

1901.

10. Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности. СПб., 2007. С. 248.

РАННЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. Н. НЕПЛЮЕВА

THE EARLY EDUCATIONAL ACTIVITIES OF N. N. NEPLUEV

Т. Б. Фейзрахманова

Данная статья описывает раннюю педагогическую деятельность авторской школы Н. Н. Неплюе-ва. В статье приведены данные о первой школе-интернате, основанной Неплюевым в 1881 г. Опыт его авторской школы может послужить ориентиром в работе современных нам частных школ.

Ключевые слова: Н. Н. Неплюев, авторская школа, трудовые братства, воспитание.

T. B. Feizrakhmanova

This article describes the early teaching activities of N. N. Nepluev's school. The article presents data on the first boarding school, founded in 1881 by Nepluev. The experience, gained during the work of his schools, can be a good guidance in the work of contemporary private schools.

Keywords: N. Neplyuev, the inventor's school, the labor fraternities, upbringing.

Истинно полезным воспитателем может быть только человек, сознательно принявший известную программу, от глубины души, искренне полюбивший то дело, которому служит. Недостаточно равнодушной педантичности, это живое дело требует и живого отношения к нему.

Н. Н. Неплюев [1]

Деятельность Н. Н. Неплюева долгое время не обращала на себя вниманиия современных исследователей. Однако сегодня, когда открывается большое число частных школ с авторской программой обучения и воспитания, педагогическое наследие Неплюева вызывает определенный интерес. Его теория трудовых братств, пример успешного их образования стоит особняком среди всех

концепций того времени. В достаточной степени освещена деятельность его Воздвиженской сельскохозяйственной школы, но примечательно, что ей предшествовала школа-интернат, основанная Н. Н. Неплюевым в августе 1881 г. в селе Янполь. Это было первое образовательное учреждение, созданное Неплюевым. После переезда в Воздвиженск в 1884 г. школа-интернат была

расширена и превращена в Воздвиженскую сельскохозяйственную школу, которой посвящены некоторые исследования, например [2]. Однако о деятельности Не-плюева в его первой школе-интернате обширных сведений не приводится несмотря на то, что именно в этой школе и сформировались в полной степени дальнейшие педагогические взгляды Н. Н. Неплюева. Нам представляется важным описать именно этот первый педагогический опыт Николая Николаевича.

Н. Н. Неплюев родился в 1851 г. в богатой дворянской семье, тесно связанной с И. И. Неплюевым, основателем Оренбурга, политическим деятелем, заключившим мир с Турцией в 1724 г. Успешный дипломат, человек с блестящим столичным образованием, несмотря на успехи на дипломатическом поприще, Николай Николаевич его скоро оставил, чем вызвал гнев со стороны своего отца. Причина оставления службы крылась в личных взглядах Неплюева на российскую действительность, и прежде всего на экономику. В своих работах он не раз отмечал, что среди шумных балов часто задумывался о судьбе русского крестьянина и напрямую связанной с ней успешности отечественной экономики [3].

«Хлебом насущным для России я считаю мирный переворот в экономическом строе страны и реорганизацию сельских школ в воспитательные заведения» [1, с. 8].

Для «мирного переворота в экономике» Николай Николаевич выбрал путь правильного воспитания и развития крестьян. «Одно из лучших средств к быстрому оздоровлению умственной и нравственной атмосферы современного общества - разумное отношение к делу воспитания нарождающихся поколений» [1, с. 25].

В своих работах Неплюев сам отмечал, что переломным моментом для него явилась написанная им в 1880 г. статья «Историческое призвание русского помещика». В печати статью встретили враждебно, попрекнув Неплюева тем, что не помещичье это дело - заниматься вопросами воспитания и образования народа.

Но Николая Николаевича это не отпугнуло, и в августе 1881 г., несмотря на различные препоны со стороны отца, считавшего сына сумасшедшим из-за того, что тот оставил дипломатическую службу и проявил себя на педагогическом поприще, школа-интернат приняла первые 10 воспитанников. Именно им Неплюев посвятил целую книгу «Мысли и советы искреннего друга», выпущенную им на памятную дату - через год после основания школы. Имена его воспитанников известны: Яков Лукьяненко-Шаповал, Сергей Свириденко, Иван Лукьяненко-Дробязка, Прокоп Ерема, Денис Галенка, Николай Свириденко, Михаил Лукьяненко-Шаповал, Илья Галенка, Андрей Ерема, Афанасий Замора.

Отбор воспитанников осуществлялся по следующим критериям: крайняя бедность родителей или отсутствие отца и возраст (8-12 лет). Например, Яков Лукьяненко-Шаповал был принят в школу, несмотря на наличие обоих родителей, по причине сильной болезни его матери. Другие ребята тоже были в очень бедственном положении. С родителями детей был заключен договор, в кото-

ром оговаривалось, что они не имели право забрать детей из школы раньше положенного срока (обучение предполагалось в течение 8 лет). Сам же Неплюев имел право вернуть ребенка родителям, однако сделал он так только один раз. Ребенок оказался умственно отсталым, и Николай Николаевич понял, что не сможет воспитать из него достойного человека, полезного экономике Российской империи.

Основной целью школы Неплюев определил воспитание человеческой природы с трех сторон: физической, умственной и нравственной. Под физическим воспитанием он понимал здоровье тела, ловкость движений и изящество форм. Умственное воспитание предполагало два компонента: обучение немногим, самым полезным для данного ребенка знаниям и развитие мыслительной способности - приучение ума к сосредоточению внимания и строгой логичности. Основным аспектом воспитания Неплюев считал нравственное воспитание. Под ним он понимал развитие чувства совести и нравственного долга, воспитание силы характера, связанной, в первую очередь, с честностью, и религиозное воспитание - пробуждение в ребенке внутреннего бога.

Интересно и само определение понятия «нравственность», которое дал сам Николай Николаевич. «Нравственность есть стремление человека мыслью, словом и делом способствовать осуществлению на земле идеала, порожденного его мировоззрением» [1, с. 36]. Абсолютной нравственности, как отмечал педагог, не существует, а между нравственными понятиями человека и его нравственным обликом может лежать пропасть.

Особое внимание уделял Неплюев религиозному воспитанию. «Мы настолько материалисты, что сумели придать грубую материалистическую окраску всему, до чего прикасаемся» [1, с. 41]. Избежать этого можно только пробуждением к жизни духа - это и есть основная задача религиозного воспитания, как считал Николай Николаевич.

В своих работах Н. Н. Неплюев подробно описывал и инфраструктуру своей школы, приводил подробные планы, расчеты, перечень необходимого инвентаря и его стоимость. Это он делал неспроста: ему хотелось, чтобы, прочитав его труды, помещики задумались и последовали его примеру. А когда они решатся, то основные методические и практические рекомендации уже будут у них на руках.

Воспитательный процесс был построен очень четко, это можно проследить и по расписанию школы-интерната (см. таблицу).

У ребят не было сторожа, они находились в доме совершенно одни - так Неплюев воспитывал в них самостоятельность. После подъема дети убирали кровати, умывались, дежурный читал молитву. В этом заключалась работа по дому. Работа по двору зимой включала в себя чистку умывальников, колку дров, топку печей, а летом - подметание двора, поливку цветов и т. д. Дежурный в это время должен был убрать комнату учителя и подмести во всем доме.

Таблица

Расписание Янпольской школы-интерната

Зима Лето

6:00 — подъем 6:00 — подъем

6:00—7:00 — работа по дому 6:00—7:00 — работа по дому

7:00 — завтрак 7:00—7:30 — завтрак

7:15—8:00 — работы по двору 7:30—8:00 — приготовление к урокам

8:00—9:00 — первый урок 8:00 — 10:00 — два урока

9:30—10:30 — второй урок 10:00—11:00 — работы по двору

11:00—12:00 — третий урок 11:00 — 12:00 — гимнастика на открытом воздухе

12:00-12:30 - обед 12:00—13:00 — обед

13:00-15:00 — прогулка 13:00—16:00 — работы в саду

15:00—17:00 —уроки ремесел 16:00—16:30 — купание

17:00—19:00 — свободное время 16:30—17:30 — работы в саду

19:00 — ужин 18:00—19:00 — ужин

19:00—20:00 — свободное время 19:00—20:00 — свободное время

20:00—21:00 — отчет дежурного 20:00—21:00 — отчет дежурного

20:00 — отбой 21:00 — отбой

Уроки ремесел проводились во все будние дни (в субботу вместо ремесел была баня). Николай Николаевич выбрал в качестве наиболее нужных крестьянину ремесел на первое время сапожное (3 раза в неделю) и портняжное (2 раза в неделю).

В свободное время, с 18 до 20 часов, приходил к детям сам Неплюев и общался с ними.

Летом два раза в неделю работы в саду заменялись экскурсией в лес. Отдельно стоит сказать о воскресенье. После завтрака ребята шли в церковь, после чего играли у себя до 12:00. После обеда они могли пойти к родным и остаться там до 19 часов, однако все возвращались раньше, чтобы успеть порыбачить на пруду. Занятие это Неплюев не поощрял как отупляющее, вызывающие оцепенение всего организма, но и не запрещал, чтобы не придавать ему ореола запретного плода. С 16:00 во дворик, где стояли гимнастические снаряды и качели, разрешалось приходить другим крестьянским детям (зимой все дети, в том числе и деревенские, не воспитанники Неплюева, собирались в доме, пели и плясали под фортепьяно и смотрели картинки волшебного фонаря). Это мероприятие Неплюев проводил, чтобы не разрывать связь своих воспитанников с деревней.

Большое внимание, как уже отмечалось, уделял Неплюев физическому воспитанию. Основными аспектами его он считал развитие глазомера, ловкости, изящество форм (подразумевались манеры детей), приучение к чистоплотности, уход за своим телом. За все время пребывания у Николая Николаевича серьезно заболел только один ребенок - Михаил Лукьяненко-Шаповал. Он находился на грани жизни и смерти (воспаление мозга), и Неплюев перевез его к себе в дом, где лично ухаживал за ним. Этот поступок Николая Николаевича вызвал новые нападки и иронию в его адрес. Ребенок выздоровел.

Умственное воспитание, как говорилось выше, включало в себя два компонента. Обучение сельскому хозяйству пока оставалось только в проекте. Программа и учебный план не сильно отличались от программ и учеб-

ных планов народных школ, однако особое внимание Неплюев уделял развитию мыслительной способности. Для того чтобы приучить ребенка мыслить логически, необходимо подавать, считал Неплюев, пример неизменной логичности слов, никогда ничего не приказывать, никогда ничего не запрещать, предварительно не объяснив причину и желаемое последствие этого запрещения или приказания; надо почаще заставлять ребенка вдумываться в свои слова, указывая на их нелогичность каждый раз, когда она появляется.

Но самым главным аспектом своей педагогической системы считал Неплюев воспитание нравственное. Для его реализации он ввел несколько обязательных мероприятий:

• вечерние часы;

• дежурство;

• ежемесячные выборы старшин;

• молитвы и религиозные обряды.

«Ежедневно, по вечерам, я прихожу к моим воспитанникам, и мы вместе подводим итоги протекшему дню. Дети рассказывают мне все, что их особенно поразило за этот день, а я стараюсь объяснить им все то, что для них непонятно или дурно понято ими... Это приучает ребенка контролировать себя, критические относиться к своим поступкам, мыслям и чувствам» [1, с. 122]. Именно во время вечерних часов ребенок мог признаться в плохих поступках при всех или, если стеснялся, лично Неплюеву. За это ребенка никто не бранил, ему объясняли последствия проступка для самого ребенка и для общества.

Черты характера, которые Неплюев считал негативными и с проявлениями которых в своих воспитанниках боролся всеми силами, были скрытность, безудержность, неряшливость и лень. Они подвергались подробному обсуждению и осуждению во время вечерних часов.

Особый взгляд был у Неплюева и на наказания: наказания должны вытекать из проступка и быть помощью для ребенка в его борьбе с дурными привычками. В качестве наказаний Неплюев, например, использовал ча-

стые напоминания, заставлял просить прощения у всех. Высшей мерой наказания была изоляция ребенка от коллектива: с ним никто не играл, он отдельно от всех ел и не имел права зайти туда, где находился вместе с остальными детьми сам Неплюев. Такое наказание могло длиться 1-2 дня.

Особым мероприятием было дежурство. «Дежурство приучает его [ребенка] честно выполнять принимаемые на себя обязанности, отучая его в то же время от столь вредной для русского человека беззаботности: ведение журнала и приходно-расходных книг приучают его еще и к аккуратности» [1, с. 133].

Дежурство начиналось с вечера. В обязанности дежурного входило наполнение умывальника водой, звонки, уборка, запись в журнал всего происходящего (исключая шалости) и чтение молитв. Кроме того, старший из детей назначался ключником и получал в помощники кого-то из младших. Он выдавал продукты и получал их, записывая приход и расход в разные книги. Таким образом Неплюев не только воспитывал самостоятельность и ответственность, но еще и подготавливал детей к реальной жизни.

Сильным воспитательным воздействием, по мнению Н. Н. Неплюева, были ежемесячные выборы старшин.

«...Ребенок с малых лет должен привыкать к неизменной логике событий: как дурной поступок должен вести за собой известные дурные последствия, так и добрый поступок непременно должен увеличить сумму его индивидуального счастья» [1, с. 142]. В конце месяца каждый из детей припоминал свои поступки, хорошие или плохие. Если плохих поступков не набиралось много, то мнение о ребенке спрашивалось у его товарищей. И если плохих поступков действительно было минимальное количество, то ребенок становился кандидатом в старшины. Выбор старшин осуществлялся путем голосования.

Старшинами становились самые достойные по поведению, которых после избрания необходимо будет слушаться. За малейшую провинность старшина снимался с должности в тот же день. Ежевечерне старшины (как правило, их было несколько) после отчета дежурного рассказывали, довольны ли они остальными товарищами.

Нравственно-воспитательное значение старшинства, как считал Н. Н. Неплюев, достаточно велико: «В старшины дети выбирают своих товарищей, руководствуясь ис-

ключительно нравственными качествами избираемого; они привыкают смотреть на выборную должность не только как на почетное право, но и как на ответственную трудную обязанность; в лице старшины они видят не начальника, имеющего право безапелляционно распоряжаться ими и грубо обращаться, а товарища, заслужившего своими нравственными качествами почетного положения между ними.» [1, с. 153].

Что касается религиозного аспекта, то Николай Николаевич прежде всего объяснял детям все молитвы, которые они читали, не только для осмысления религиозных текстов, но и для их лучшего понимания и прочувствования.

В послании, адресованном его воспитанникам, можно найти такие строки: «Велико и свято ваше призвание; помните о нем каждую минуту вашей жизни. Помните, что я жду от вас, чтобы вы делали для других то, что я для вас делаю; вы нуждались во мне, я взял вас к себе, полюбил вас, как отец детей родных, и на всю жизнь буду искренним другом, и вы отдайте и сердце, и ум ваш на служение тем, кто будет в вас нуждаться.

Сделайте счастье других, вы будете счастливы их счастьем, как и я буду безмерно счастлив их и вашим счастьем» [3, с. 11].

Создав школу-интернат и подробно описав опыт ее существования, Неплюев надеялся, что его примеру последуют и другие помещики. В 1884 г. из-за ссор с отцом Неплюев переехал в Воздвиженск, где продолжил свою педагогическую деятельность. Но уже в раннем периоде его деятельности наметились направления, которые и получили развитие в его Воздвижеской сельскохозяйственной школе. Опят первой школы-интерната актуален и в наши дни, когда нравственному воспитанию современных школьников уделяется большое внимание.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Неплюев Н. Н. Хлеб насущный. М., 1883.

3. Черненко Е. С. Из истории отечественной педагогики. Н. Н. Неплюев и его школа. Мичуринск, 2005.

2. Неплюев Н. Н. Мысли и советы искреннего друга. 4 августа 1881 г. - 4 августа 1882 г. СПб., 1882.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.