Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных ценностей личности в авторских школах С. А. Рачинского и Н. Н. Неплюева'

Формирование духовно-нравственных ценностей личности в авторских школах С. А. Рачинского и Н. Н. Неплюева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
28
Поделиться
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / С.А. РАЧИНСКИЙ / Н.Н. НЕПЛЮЕВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фейзрахманова Таира Бариевна

В статье рассматривается организация духовно-нравственного воспитания в авторских школах С.А. Рачинского и Н.Н. Неплюева, а также дается определение понятию «авторская школа».

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фейзрахманова Таира Бариевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FORMATION OF MORAL VALUES of the personality IN THE author''s SCHOOLS of S.A. RACHINSKY AND N.N. NEPLUEV

The article deals with the organization of moral education in author's schools of S.A. Rachinsky and N.N. Nepluev, and it is defined the concept of «the author's school».

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей личности в авторских школах С. А. Рачинского и Н. Н. Неплюева»

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В АВТОРСКИХ ШКОЛАХ С.А. РАЧИНСКОГО И H.H. НЕПЛЮЕВА

Аннотация. В статье рассматривается организация духовно-нравственного воспитания в авторских школах С.А. Рачинского и H.H. Не-плюева, а также дается определение понятию «авторская школа». Ключевые слова: авторская школа, воспитание нравственных ценностей, С.А. Рачинский, H.H. Неплюев.

FORMATION OF MORAL VALUES OF THE PERSONALITY IN THE AUTHOR'S SCHOOLS OF S.A. RACHINSKY AND N.N. NEPLUEV

Annotation. The article deals with the organization of moral education in author's schools of S.A. Rachinsky and N.N. Nepluev, and it is defined the concept of «the author's school».

Keywords: author's school, education of moral values, S.A. Rachinsky, N.N. Nepluev.

«Жизнь без нравственного усилия есть сон».

Л.Н. Толстой.

В современном российском обществе вопрос о формировании духовно-нравственных ценно -стей личности стоит довольно давно. В девяностые годы XX в. произошла девальвация многих нравственных понятий, смена духовных ориентиров. Но уже в XXI в. общество осознало важность правильного воспитания подрастающего поколения, привития ему понимания нравственных ценностей: истины, добра, чувства долга, ответственности, совести. Появляются концепции и программы духовно-нравственного развития школьников, во многих школах реализуются авторские проекты нравственного воспитания. Для оптимизации этих проектов, на наш взгляд, целесообразно изучить истори-ко-педагогический опыт в данной области.

Формирование духовно-нравственных ценностей во второй половине XIX и начале XX в. было ключевым положением в построении гуманистических воспитательных систем. Можно сказать, что ориентация на духовно-нравственные ценности была во всех передовых школах того времени, особенно в учебных заведениях, называемых авторскими. К ним мы относим школу Е.С. Левицкой, Тенишевское училище, гимназию Мая, авторские школы С.А. Рачинского и H.H. Неплюева, которые находятся в центре нашего внимания. Расцвет деятельности обоих учебных заведений пришелся на середину и конец XIX в., однако мы считаем возможным относить такие школы к авторским, несмотря на то, что термин «авторская школа» появился лишь в восьмидесятые годы XX в. Эту дефиницию ввел в научный оборот А.И. Адамский. Он понимал под этим сообщество людей, готовых создать уникальную школу и дать ей свое имя. Педагогическая общественность со временем расширила это понятие, и сегодня к авторским школам относятся экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, деятельность которых основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом [2, с. 4]. К характерным чертам авторских школ можно отнести, на наш взгляд, также создание органов самоуправления и тесную связь школы с окружающей общественной средой.

Т.Б. Фейзрахманова

Taira Feyzrakhmanova

© Фейзрахманова Т.Б., 2015

Вестник Университетам» 4, 2015

Учебные заведения, созданные С.А. Рачинским и H.H. Неплюевым соответствуют этому определению и могут быть названы авторскими. В каждой из этих школ духовно-нравственное развитие личности ребенка было объявлено обязательным структурным элементом системы воспитания.

Татевская школа, основанная еще отцом С.А. Рачинского, стала знаменитой именно тогда, когда учительствовать в ней начал Сергей Александрович. Он продолжил педагогическую деятельность своей семьи, в частности сестры - Варвары Александровны, и в 1875 г. построил на свои деньги новую школу, где дети не только учились, но и жили. Система интерната позволила Рачинскому создать в школе особый дух, традиции, что, несомненно, положительно сказывалось на развитии нравственного сознания детей. Рачинский видел воспитание гармоничной личности в русле православия, поэтому большое внимание в своем учебном заведении он уделял урокам Закона Божьего. Дети не только читали Евангелие и часослов, но и участвовали в богослужениях, а также ездили на экскурсии по святым местам, что было редкостью для того времени. Рачинский сам разъяснял детям содержание религиозных книг, рассматривая их как главный компонент в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка. Сергей Александрович воспитывал в детях способность к прощению, милосердие, уважение к старшим, приводя в пример притчи из Евангелия, а также большое внимание уделял личности учителя. Он сам был образцом для подражания в поведении и требовал этого от других учителей. По его мнению, только личным примером можно воспитать в ребенке нравственное поведение. Следует отметить, что школа Рачинского была ориентирована на детей крестьян, готовила их к жизни и была сообразна укладу крестьянской жизни. Многочисленные последователи Рачинского продолжили его дело, однако революция 1917 г. и последующие события в истории нашей страны привели к тому, что имя создателя Татевской школы постепенно забылось, и только в конце XX столетия школе возвращено имя Рачинского, а современные педагоги активно изучают его монографии

Другим педагогом, создавшим школу для крестьянских детей, был H.H. Неплюев. Известный дипломат, он оставил службу, вернулся в Россию в 1877 г. ив родном селе Янполе открыл первую школу для детей из самых бедных семей. Отец Неплюева не принял идей сына, и в 1884 г. Николай Николаевич перебирается в Воздвиженск, где открывает новую школу уже на семьдесят детей. Школа получает статус сельскохозяйственной. Как и Татевская школа С.А. Рачинского, Воздвиженская сельскохозяйственная школа H.H. Неплюева была интернатом, в котором дети жили круглый год. Неплюев разработал систему обучения и воспитания, базирующуюся на синтезе умственного, трудового, физического и, конечно же, нравственного воспитания. Ключевая идея Неплюева - воспитание умного крестьянина, который будет приносить пользу государству - определила и содержание образования.

Важнейшим элементом воспитательной системы Неплюев считал воспитание нравственное. Уделяя ему большое внимание, Неплюев создал самобытную систему, в основе которой лежали внеклассные мероприятия. Среди них особое место занимали Младший и Старший Братские Кружки, Старшинство, Дежурство, Субботний круг. Также в школе Николая Николаевича велись Книга проступков, куда мог записать о проступке как сам ребенок, совершивший его, так и другие дети, и Школьный Дневник, в который записывались все важные события из жизни школы. Оба документа зачитывались на Субботнем круге - еженедельном собрании, на котором обсуждали поведение и настроение воспитанников, общий дух школы, возникшие трудности, при этом вначале зачитывался Школьный Дневник, а потом - Книга проступков. На наш взгляд, можно отметить, что Субботний круг послужил прообразом товарищеских судов, получивших распространение гораздо позже.

Другим элементом этой системы был Младший Братский Кружок (МБК), создававшийся из числа воспитанников первых двух классов. Он состоял только из детей, доказавших устойчивость воли, желание и способность бороться со своими плохими наклонностями, если таковые имеются.

Главная цель МБК - развитие духовных качеств ребенка, прежде всего доброты, через коллектив воспитанников. «По временам МБК собирается для обсуждения поведения своих сочленов, предъявляя к ним, само собой разумеется, требования, соответствующие целям кружка и принятым на себя обязательствам; на этих собраниях сообщают и наблюдения над настроением воспитанников, еще не принятых в кружки, и решают вопрос о том, на кого из них надо обратить преимущественное внимание, чтобы с любовью поддержать в них зарождающуюся добрую волю» [1, с. 27].

Кроме МКБ, в школе существовал Старший Братский Кружок, в который принимали детей трех старших классов. Условия для поступающего в Старший Братский Кружок Неплюев выделял такие: «Вера достаточно сознательная для христианской оценки склада ума, симпатий и поступков младшего, цельность христианского настроения, достаточная для того, чтобы не только делом, но и словом не уронить духовное достоинство Старшего Братского Кружка и не послужить соблазном для других, и любовь к Богу и Его созданиям, достаточная для того, чтобы с радостной энергией работать на святое дело Его, ревниво ограждая принятого на свое попечение младшего от всякого зла, любовью согревая и развивая в нем слабые вначале ростки добра» [1, с. 26]. Действительно, дети трех старших классов жили в тесном общении со своими подопечными, и каждый из старшеклассников становился другом и наставником для младшеклассников, причем у одного старшего было 3-4 младших. Старший Братский Кружок под руководством Неплюева обсуждал важные аспекты воспитания младших, а также затрагивал общение старших друг с другом. К началу января все старшие писали подробные характеристики на своих младших и зачитывали их на собраниях Старшего Братского Кружка. После прочтения характеристики члены Кружка обсуждали ребенка, продумывали эффективные способы взаимодействия с ним, давали друг другу советы. Можно сделать вывод, что такая взаимосвязь и преемственность между младшими и старшими детьми, воспитание через коллектив и опосредованное влияние на ребенка получили свое распространение много позже - в советской школе.

Еще одним важным воспитательными элементом в Воздвиженской школе стали органы самоуправления, представленные «Старшинством» и «Дежурством». Старшины были ответственны за порядок в школе. Это была выборная должность, при этом выбор осуществляли сами дети. Неплюев считал эту должность необходимой для воспитания в детях осознания важности и привычки добровольно повиноваться выбранным лицам. Старшины обязаны были наблюдать за порядком в своем классе и требовать соблюдения правил школы от учащихся, однако любой ребенок, если требование старшины казалось ему необоснованным, мог в вежливой форме отказаться от повиновения. Подобные случаи рассматривались на Субботнем круге с целью выявления истинных причин отказа. Дежурство по школе предполагало наблюдение за порядком, выполнение обязанностей по уборке помещения, помощи на кухне. Этот вид самоуправления помогал Неплюеву воспитывать в детях ответственность.

Рассмотрение опыта работы авторских школ С.А. Рачинского и H.H. Неплюева может оказаться полезным для современных педагогов, ищущих пути формирования духовно-нравственных ценностей школьников.

Библиографический список

1. Неплюев H.H. Воздвиженская школа трудового братства 1885-1895 / H.H. Неплюев. - СПб., 1895.

2. Образование: Словарь-справочник / Авт.-сост. А.Л. Кураков.- М., 2004.