УДК 371 ББК 74-2*74.03
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ ШКОЛ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Т.Б. Фейзрахманова
Аннотация. В статье рассматривается и описывается понятие «авторская школа», приводится классификация авторских школ в конце XIX - начале XX века и описывает опыт работы некоторых школ.
Ключевые слова: авторская школа, история педагогики, школы России.
Summary. The article discusses the concept of "author's school", a classification of author's schools in the late XIX - early XX centuries is givenandthe experience of some schools is described.
Keywords: аuthor's school, classification, XIX-XX centuries.
В последней трети XIX — начале XX века в среде российского учительства появляются прогрессивные педагоги, критикующие старую, традиционную школу, которая не могла удовлетворить нужны общества. Они начинают поиск путей создания новой школы, которая отвечала бы социально-экономической ситуации в России.
В то время в системе государственного среднего школьного образования существовали преимущественно два типа учебных заведений: классические гимназии и реальные училища. План работы таких учебных заведений не создавал достаточных условий для развития творческого потенциала учащихся и их познавательного интереса. Стесненные рамками государства, педагоги, преподававшие в этих гимна-
зиях и училищах, становились надзирателями для детей, теряли с ними контакт и не имели доверительных отношений. Однако помимо таких школ были и школы совсем другого типа, в основном частные. Именно в них и начинают свою деятельность «новые» учителя, стремившиеся изменить сложившееся положение. Всплеск их деятельности пришелся на время, последовавшее за первой русской революцией, однако причины появления учительских коллективови новых школ зародились значительно раньше.
Впоследствии на базе этих школ возникают так называемые авторские школы, имеющие нестандартную, отличающуюся от других программу, школы, в которых работает коллектив единомышленников, любящий и уважающий детей. Вклад таких школ
149
150
в историю педагогики, в развитие педагогической мысли огромен.
Именно в последней трети XIX — начале XX века начался поиск новых форм, методов и способов работы с учениками. Изменяется и само отношение к ребенку. В среде неравнодушных и прогрессивно настроенных учителей ставится вопрос о необходимости изменения целей образования, о создании школ, соответствующих новым тенденциям в обществе, наконец, о совместном обучении мальчиков и девочек.
Особенно преуспел в решении этих проблем ряд частных школ, которые можно именовать авторскими.
Само понятие «авторская школа» заслуживает отдельного рассмотрения. Термин был предложен в конце XX века для школ того же периода, однако мы, проанализировав определения, предложенные различными педагогами, пришли к выводу, что и школы конца XIX — начала XX века можно назвать «авторскими».
В разных пособиях этот термин трактуется неодинаково. Для сравнения приведем некоторые извстре-тившихся нам определений.
Авторская школа:
«... феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века, экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин "авторская школа" употребляется с конца 1980-х гг. Появление и развитие авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в
России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ, 1992). Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной школы и часто противопоставляются ей. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда — авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики. Авторские школы известны, как правило, по именам их создателей — "школа
B. А. Караковского", "школа Е.А. Ям-бурга" или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: "школа диалога культур" (В. С. Библер,
C.Ю. Курганов), "школа развивающего обучения" (В. В. Давыдов), "школа самоопределения" (А.Н. Тубельский) и др. Термин "авторская школа" часто применяют и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий ('школа А. С. Макаренко", «школа В. А. Сухомлинско-го" и др.)» [1, с. 11]. То есть к авторским школам причислялись учебные заведения, разные по своему типу, но объединенные тем, что в основе каждой лежала особая концепция обучения и воспитания.
«...экспериментальное учебно-воспитательное заведение, деятельность которого основана на педагогической концепции, разработанной
одним педагогом или авторским коллективом» [2, с. 4].
«...учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей» [3, с. 414].
«. экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Термин "авторские школы" употребляется с конца 1980-х годов. Авторским по существу были воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корча-ка, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Су-хомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др» [4, с. 4].
Таким образом, можно сделать вывод, что авторская школа обладает рядом определенных характеристик: наличие авторской концепции, коллектива единомышленников, которые согласны и с целью, и с методами обучения и воспитания, взаимодействие детей и педагогов по реализации целей воспитания. Отличительными особенностями также являются создание органов самоуправления и связь школы с окружающей социальной средой.
Несмотря на то, что термин «авторская школа», как мы уже отмечали, появился только в конце XX века, можно отнести его и к школам периода последней трети XIX — начала XX века. Так, в интересующем нас периоде особого внимания заслуживают несколько школ разных типов, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, а также в сельской местности. Рассматривать деятельность этих школ необходимо в связи с
социально-экономическим и политическим положением в стране.
Изученный материал позволил нам выделить три типа авторских школ по их местоположению и характеру обучения и воспитания:
• авторские школы для детей из обеспеченных семей;
• демократические авторские школы городского типа;
• демократические авторские школы сельского типа.
Среди авторских школ для детей из обеспеченных семей особенно выделялась школа Е.С. Левицкой. Она была создана по типу «новых английских школ» внучкой известного журналиста Н. Полевого. Перед открытием собственной школы Елена Сергеевна Левицкая сама побывала в Англии и досконально изучила жизнь Бидельской школы (школа «нового типа» Англии). 14 сентября 1900 г. в Царском селе она открыла свою школу, постаравшись максимально соответствовать Би-дельской школе, отказавшись только от телесных наказаний (в Бидельской школе их практиковали до 20-х гг. XX века).
Изначально в школе на постоянном пансионе жили только мальчики, но вскоре удалось добиться пансиона и для девочек. Основная цель Левицкой была создать школу семейного типа, школу, в которой не было формализма. В ее школе не было скучных занятий, зато были разнообразные игры, экскурсии, беседы. Расположение школы в прекрасной загородной местности позволило проводить и садовые работы, и создать мастерские. У школы был свой сад, фермы с коровами, огород, место для катка, площадки для тен-
151
ВЕК
ниса и футбола. Воспитание на свежем воздухе, среди идеальной чистоты и обилия цветов благотворно сказывалось на эстетическом и физическом развитии детей. Практиковались активные физические игры, упражнения, походы, утренние обливания, бег.
В содержании обучения тоже были заметны изменения. Конечно, в условиях социальной действительности школа не могла не обращать внимания на программы, предложенные министерством. Однако эти программы в школе Левицкой были расширены и углублены. Например, естествознание начиналось уже с подготовительного класса, большая часть занятий проходила на природе, курс строился таким образом, чтобы ботаника была осенью и весной. Были расширены и программы по географии, истории литературы, вводилось изучение двух новых языков — немецкого и французского. В шестом классе вводился курс элементарной химии.
Огромное внимание уделялось .... взаимодействию педагогов и учени-152 ков. Оно строилось на основании взаимного доверия и уважения. В детях воспитывали прямоту, честность, искренность, смелость. Грубость, хвастовство и несправедливость искоренялись, не приветствовалось и ябедничество, воспитатель и педагоги не принимали никаких жалоб на других детей. Существовал и орган самоуправления — товарищеский суд, который разбирал тяжелые проступки: обман, злобу, намеренное нарушение школьных порядков. Постановление товарищеского суда передавалось начальнице, которая могла его и не утвердить, но это случалось крайне редко. Суду товарищей при-
давалось большое значение как средству воспитания ответственности за свои поступки, воспитанию общественного мнения, выработки критериев нравственности, а также как средству, укрепляющему товарищескую солидарность.
Воспитатель жил вместе со своими воспитанниками, принимал активное участие в их играх.
Основой нравственного воспитания являлась мысль о предупреждении плохих поступков, а не возмездия за них. Наказания соотносились с проступком: плохо сделавший работу ученик должен был переделать ее во время общего отдыха. Того, кто плохо себя вел, могли отстранить от участия в празднике, лишить отпуска или посадить в карцер.
Очень важным моментом нравственного воспитания Е.С. Левицкая считала воспитание воли. Проявление безволия осуждалось, считалось большим достоинством побороть свою раздражительность во время ссоры или отказаться от воды, когда мучает жажда. Строгий распорядок дня и выполнение всех правил школьной жизни способствовали воспитанию воли.
С первых же дней пребывания в школе ребенок приучался к самостоятельности и правилам общежития: помогать другому, быть с ним вежливым, убирать за собой постель и содержать в порядке личные вещи. Были и дежурства: в классе, в столовой, у телефона, заведование спортивным инвентарем, учебными пособиями и т.д. Ответственных детей могли отправить в Петербург с поручениями, разрешить поехать в отпуск одному, то есть оказывали большее доверие.
Особое внимание уделялось воспитанию экономности и расчетливости. Карманные деньги, выданные родителями, должны были находиться у детей, и именно сами дети решали, как и на что им тратить их. Неэкономная и быстрая трата этих денег приводили учеников к лишению отпуска, так как проезд ученик должен был оплачивать именно из карманных денег.
При всей строгости режима играм, праздникам, развлечениям и вечерам в школе уделялось большое внимание. Существовали даже школьные клубы, в которых проходили дебаты и беседы. Ученики очень ценили то, что они являлись членами таких клубов, и боялись исключения из них. Клубы были организованы самими учащимися, воспитатели и педагоги приглашались только на заседания.
Школа Е.С. Левицкой была учебным заведением для детей из обеспеченных семей. За обучение взималась высокая плата, поэтому учились в ней только дети из очень богатых семей. Это была первая в России попытка организации совместного обучения и воспитания детей. По примеру этой школы открылись гимназия Е.Д. Петровой (1906) и частная школа О.Н. Яковлевой (1910)
Существовали школы и другого, демократического типа. Обучение в них стоило существенно меньше. Они были преимущественно открыты группой педагогов, уволенных из государственных школы из-за участия в массовых забастовках 1905 года. Учились в них, в числе других детей, и те, кого исключили из гимназий по причине политической неблагонадежности. Среди таких школ, открыв-
шихся в Санкт-Петербурге и Москве, можно назвать гимназию С.А. Столб-цова, гимназию М.Н. Стоюниной, Василеостровскую, Преображенскую школы, гимназию Л.Д. Лентовской, Те-нишевское училище, школы Е.А. Кир-пичниковой, Е. П. Залесской и многие другие. Системы обучения и воспитания этих школ отличались друг от друга незначительно, однако сильно диссонировали с системами, принятыми в казенных гимназиях и училищах. Образовательный процесс строился на особых педагогических концепциях, что позволяет нам назвать эти школы авторскими.
Рассмотрим некоторые из этих школ. В 1906 г. уволенная из Рождественской гимназии учительница русского языка Ю.С. Иванова открыла Преображенскую школу, куда были приглашены преподавать другие, уволенные из-за участия в забастовках педагоги (всего 12 человек).
Один из важнейших принципов школы — совместность обучения — удалось реализовать только в первых двух классах. Руководила школой не одна Ю.С. Иванова, а целый 153 коллектив педагогов. Была объявлена автономность педагогического совета, что стало примером и для других школ. Другой особенностью таких школ являлось привлечение родителей к активному участию в школьной жизни. Родители участвовали не только в обсуждении хозяйственных вопросов, но и в учебно-воспитательной работе. Связь с семьей была объявлена основным принципом работы демократических школ городского типа.
Содержание образования отличалось универсальностью. Не было насильственного навязывания гума-
ВЕК
нитарных или естественно-математических направлений, наряду с образовательными целями ставились цели развития любознательности, способности к наблюдению, самостоятельности мысли и привычки к труду. Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию.
Однако помимо школ для детей из обеспеченных семей и демократических школ городского типа были еще и сельские авторские школы для детей бедноты и крестьян. Некоторые из них появились еще до революционного подъема. Здесь стоит упомянуть школы Л. Н. Толстого, С.А. Рачинского и Н.Н. Неплюева. Такие школы мы выделили в отдельную группу не только по характеру местности, где располагались школы, но и по характеру обучения в ней. Содержание образования отличалось от авторских школ других типов тем, что было обусловлено практической направленностью обучения для крестьянских детей.
Рассмотрим в качестве примера л.-. школу Н. Неплюева для крестьян -154 ских детей (Воздвиженская сельскохозяйственная школа). Н. Неплюев, видный дипломат, открыл школу для крестьянских детей с целью воспитать гражданина, полезного Российской экономике. Этим и обусловлено содержание учебных программ в Неплюевской школе. Они включали как предметы общеобразовательного цикла, например, Закон Божий, химия, физика, арифметика, геометрия, русский язык, русская история, география, пение, так и специального характера, например, земледелие, сельскохозяйственная экономика, садоводство, луговодство, лесоводство, энтомология, скотоводство, бо-
таника, пчеловодство, геодезия, законоведение.
Помимо умственного воспитания, Николай Неплюев уделял большое внимание воспитанию нравственному. С этой целью он разработал в своей школе систему детского самоуправления, которая включала старшинство (шефство старших детей над младшими), дежурство по школе (ответственный дежурный наблюдал за порядком в школе и распоряжался школьным имуществом, включая деньги), совместное приготовление домашнего задания, Старший и Младший братские кружки (коллективы школьников, призванные развивать нравственность в своих членах). Активно проводилась и внеклассная работа: проходили Субботние круги, на которых педагоги вместе с учащимися обсуждали все события школьной жизни; чтения рефератов, где проверялось умение учеников подбирать информацию и доступно ее излагать; ставились спектакли к праздникам и проводились литературные гостиные.
Также в систему нравственного воспитания входило и религиозное. «Мы настолько материалисты, что сумели придать грубую материалистическую окраску всему, до чего прикасаемся» [5, с. 41]. Избежать этого можно только пробуждением к жизни духа — это и есть основная задача религиозного воспитания в понимании Николая Николаевича.
Неплюев обращал внимание на то, что крестьянские дети не понимали молитв и не имели веры в сердце. Именно поэтому по воскресеньям в школе проходили мероприятия религиозного характера: чтения молитв и проповеди самого Неплюева,
в которых он объяснял значение тех самых молитв.
В школе также осуществлялось физическое воспитание детей: гимнастика и работы по саду и двору способствовали физической крепости и хорошему здоровью учащихся.
После революции труды Неплюе-ва были незаслуженно забыты, а сама школа прекратила свое существование, однако выпускники не оставляли надежды возродить ее, поэтому сегодня в Украине существует Преображенское братство, члены которого в 2012 г. провели конференцию, посвященную выдающемуся педагогу.
Многообразие авторских школ последней трети XIX — начала XX века обусловлено социально-экономическим положением Российского империи. Неслучайно К. П. Победоносцев писал в своих работах о необходимости реформирования системы образования, о смене отношений между учеником и учителем, когда учитель из надзирателя превращал-
ся в профессора, человека, знающего свой долг, владеющего предметом и живущего интересами детей.
Разные типы авторских школ, имея общую идею и ценности, организовывал обучение неодинаково. Опыт каждой школы интересен по-своему и его находки могут быть использованы в работе современных школ.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М., 2002.
2. Основные понятия и термины системы образования [Текст]. - Тюмень, 2001
3. Педагогика: Учебник под ред. Л.П. Крив-шенко [Текст]. - М., 2005.
4. Образование: Словарь-справочник [Текст] / авт.-сост. А. Л. Кураков. - М., 2004.
5. Неплюев, Н.Н. Хлеб насущный [Текст] / Н.Н. Неплюев. - М., 1883.
6. Михайлова, М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / М.М. Михайлова. - М., 1966. ■
155