ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВТОРСКИХ ШКОЛ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL ASSUMPTIONS OF INVENTORS' SCHOOLS IN RUSSIA IN THE LATE XIX CENTURY
Т. Б. Фейзрахманова
В статье приведены мысли и идеи об образовании философов, педагогов и ученых второй половины XIX в. Эти идеи легли в основу авторских школ конца XIX в.
Ключевые слова: русская философия, авторская школа, обучение, воспитание.
Термин «авторская школа» появился только в конце XX в. Его ввел в научный оборот президент образовательного центра «Эврика», доктор философии образования Колумбийского университета А. И. Адамский. Понятие «авторская школа» он понимал как сообщество людей, готовых создать уникальную школу и дать ей свое имя. С годами педагогическая общественность расширила эту дефиницию, и сегодня под авторской школой понимается «экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом» [1, с. 34]. Несмотря на то, что само определение авторской школы появилось сравнительно недавно, мы, проанализировав научно-педагогическую литературу, пришли к выводу: данный термин применим и к частным школам XIX в., работавшим по своим особенным программам и имевшим иную, отличную от традиционной, систему воспитания. Опыт этих частных школ, которые мы предлагаем называть авторскими, актуален в современной России: программы обучения и системы воспитания могут оказать влияние на работу сегодняшних школ.
Появлению авторских школ в XIX в. способствовало развитие философско-педагогической мысли. Для успешной демократизации государства необходимо было изменить систему школьного образования, поэтому многие мыслители, ученые и педагоги посвятили вопросу воспитания и обучения русских детей свои работы. Среди них можно выделить Л. Н. Толстого. Великий писатель и педагог создал собственную концепцию о народно-рели гиозных основах обучения. Он одновременно был и воспитателем, и философом, который стремился к решению мировоззренческих и психологических проблем. Являясь сторонником идей Ж.-Ж. Руссо о воспитании естественного, свободного человека, о совершенстве природы ребенка, Л. Н. Толстой осуществил обучение в своей Яснополянской школе, опираясь на то, что образование должно способствовать движению к
T. B. Feyzrakhmanova
The article presents thoughts and ideas of philosophers, teachers and scholars of the second half of XIX century about education. These ideas formed the basis of inventors' schools of the late XIX century.
Keywords: Russian philosophy, the author's school, training, education.
благу, причем это движение возможно только при наличии свободы. Вместе с тем свобода должна основываться на религии и нравственности. Особое внимание Толстой обращал на личность учителя, считая, что в школе нового типа должны быть и новые учителя, которые будут использовать новые методы работы и строить свое общение с учениками на доверии. Вот что пишет сам Толстой в ответном письме В. Ф. Булгакову: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. И потому, не касаясь этого подразделения, буду говорить об одном образовании, о том, в чем, по моему мнению, заключаются недостатки существующих приемов образования, и каким оно, по моему мнению, должно быть, и почему именно таким, а не иным» [2, с. 661].
Идеи Л. Н. Толстого о свободном воспитании впоследствии получили свое практическое осуществление во многих авторских школах, например, в «Доме свободного ребенка» К. Н. Вентцеля.
Другим философом и педагогом был В. В. Розанов, изложивший свою концепцию и свой взгляд на российское образование в таких работах, как «Сумерки просвещения», «Русский Нил», «Беспочвенность русской школы» и др. Он отмечал, что в казенной школе отсутствует ориентация программ на учеников, опора на традиции отечественного обучения. Розанов призывал к воспитанию цельной личности, в которой бы гармонично сочетались национальные и индивидуальные начала. Он выделяет три главных принципа образования: принцип индивидуальности, принцип целостности, принцип единства типа. Он пишет: «Где она [индивидуальность] не сохранена, подавлена или в пренебрежении, там образования совершенно не происходит - вот моя мысль...» [3, с. 84]. Говоря о принципе целостности, Розанов отмечает: «Он [принцип целостности] требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило свое взаимодействие с ней, потому
что лишь успокоенный в себе, не занятый ум может начать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений» [3, с. 88]. Третий и последний принцип «...состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления, падающие на данную единичную душу, или что-то же исходящие из данной единичной школы, были непременно одного типа, а не разнородных и не противоположных. Иными словами: они должны идти из источника одной какой-нибудь исторической культуры.» [3, с. 91]. Впоследствии во многих авторских школах был принят интернатский характер обучения. Например, в авторской школе Н. Не-плюева дети жили на полном пансионе, что обеспечивало принцип целостности. В ряде авторских демократических школ городского типа и школ для детей из обеспеченных семей соблюдался и принцип индивидуальности.
В работах великого русского философа Н. А. Бердяева вопрос образования рассмотрен с разных сторон. Бердяев предлагал строить образование на национальных основах, опираясь на русскую философскую культуру. Отмечая ее своеобразие и ценность, он с горечью пишет о том, что русская интеллигенция не в состоянии оценить ее. «Особенно печальным представляется мне упорное нежелание русской интеллигенции познакомиться с зачатками русской философии. А русская философия не исчерпывается таким блестящим явлением, как Вл. Соловьев» [4, с. 20]. Народную культуру и традиции в воспитании и обучении взял за основу С. А. Рачинский, когда открывал в Татево свою школу для крестьянских детей.
Другой известный философ и педагог - В. С. Соловьев тоже обращал внимание на состояние российского образования. В своих работах «Философские основы цельного знания», «Нравственный смысл жизни» и др. он рассматривал проблемы воспитания и самосозидания личности. Цель самосозидания, как он полагал, находится не в материальном мире, поэтому каждая личность должна стремиться к высшей цели, возвышающей в нас человеческое. Соловьев в своих работах указывал на взаимосвязь между педагогикой и этикой, определял воспитание как функцию общества, как фактор формирования личности, как управление процессами развития личности. Он выделил основной воспитательный институт - семью, которая осуществляет природную связь поколений. Философско-педагогические идеи В. С. Соловьева перекликаются с концепциями многих авторских демократических авторских школ, например, со школой Алферовых в Москве.
Вместе с философами проблемами образования занимались и В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, В. О. Ключевский, Н. И. Пирогов.
Д. И. Менделеев, например, выступал в печати с педагогическими статьями «О народном просвещении в Рос-
сии», «О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей», в которых высоко оценивал роль народного образования, говорил о пересмотре содержания образования в средней школе, о нужности связи теоретической подготовки с практическими занятиями. В ряде демократических авторских школ сельского и городского типа изменялось содержание образования, предпринимались попытки связать теоретические знания с практикой, вводились специальные предметы (например, в сельских авторских школах были такие дисциплины как лесоводство, садоводство и др.).
Известный педагог и врач, Н. И. Пирогов написал философско-педагогическую статью «Вопросы жизни», в которой он пытается ответить на вопрос: как изменить жизнь, чтобы остановить зло. Его ответ - нужно изменить самого человека. Ценности школы и жизни, как пишет Пирогов, никогда не совпадают, поэтому он предлагает три пути: согласовать нравственно-религиозные основы воспитания с направлением общества, изменить само общество или воспитать внутреннего человека - веру, личные убеждения, готовность к самопознанию, готовность к внутренней борьбе. Пирогов выбрал третий путь, считая, что воспитание, особенно материнское, способно помочь. Воспитание человека, побуждающее его к совершенствованию, - единственное условие улучшения жизни общества. Большинство авторских школ городского и сельского типа, а также школы для детей из обеспеченных семей выдвигали как основную цель воспитания способность к самосовершенствованию личности, как и писал Пирогов.
Ряд других педагогов выступал за изменение казенной школы: М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин (это были революционные народники), П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П. Ф. Каптерев и многие другие. Всех философов объединяла идея о необходимости строить воспитание молодого поколения в тесной связи с историческими, культурными, православными традициями. Их мысли об изменении содержания образования и подходов к детям находили практическое воплощение в деятельности авторских школ конца XIX в.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
2. Толстой Л. Н. Письмо к В. Ф. Булгакову // ПСС в 90 т. Т. 38. М.: Гослитиздат, 1954.
3. Розанов В. В. Сумерки просвещения. Спб., 1899.
4. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.