Научная статья на тему 'Роль учителя в школьной успеваемости'

Роль учителя в школьной успеваемости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ / УСПЕВАЕМОСТЬ / НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / TEACHER / PROGRESS / REGRESS / COGNITIVE ACTIVITY / SELF ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Н. А., Михалева А. Б.

В статье рассматривается одна из сфер деятельности школьного учителя успеваемость учащихся. На примере успеваемости по физике, языкам и технологии показана примерная цель и направление психологической работы учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEACHER AT SECONDARY SCHOOL

In this article considered one of the spheres of teacher’s activity in school advanced pupil. On example progress on Physics, Languages and Technology show the aim and direction of psychological works of teacher.

Текст научной работы на тему «Роль учителя в школьной успеваемости»

отдаленных туристско-рекреационных зон республики, а также роста туристского потока. По предоставленным управлениям статистики на местности Якутии туристической деятельностью занимается 51 предприятие [2].

24 туроператора вошли в Единый федеральный реестр туроператоров. Из них 8 туристских компаний более активно работают на въездной и внутренний туризм (ОАО Государственная туристская компания Якутия, АЛРОСА-Круизы, ООО Арктика, ОАО ГАВС, ООО Турсервисцентр, ООО Сахатур, ООО Мега Тур, ООО Странствия по Якутии). В туристской отрасли действуют 180 человек. Начиная с 1999 года, раз в год в Якутии проводится региональная выставка-ярмарка туристских маршрутов и услуг Sakha-Travel. Выставка-ярмарка проводится в целях активизации внутреннего и въездного туризма в совокупности со смежными отраслями, а также для демонстрации возможных способностей туристических компаний. За прошедшие годы выставка отразила развитие туристического бизнеса Якутии, стала одним из профессиональных мероприятий, более навещаемых жильцами и гостями республики. Нужно выделить, что в 2008 году появилась Национальная туристская компания Якутия. Единственным учредителем компании является Правительство РС (Я).

НТК Якутия занимается разработкой и реализацией туристского продукта на территории Республики Саха, способствует развитию аборигенных туристских компаний. НТК Якутия предлагает для туристов 57 туристских маршрутов по республике. Это такие туры как: экспедиция на полюс холода, на северные народы Якутии, Кочевой тур в Иенгру, в горы Кисилях, Тур на собачьих упряжках: Школа Каюра, Сплавы по рекам Буотама, Амга, Голубая, Восточная Хандыга, рыбалка на реке Лена с заходами в горные реки Лямпушка, Дянышка, Ундюлюнг, Менкэрэ, Уэель-Сиктях и другие туры. За 1 год НТК Якутия обслуживает в среднем 346 въездных туристов и 11471 внутренних путешественников [4].

Среди въездных путешественников знамениты туры на собачьих упряжках, Экспедиция на полюс холода, этнографические туры, рыбалка. Туристский объект Королевство нескончаемой мерзлоты приходит самым навещаемым участком у иностранных и иногородних путешественников. Это уникальный туристический комплекс, ледник, находящийся внутри горы. Гордынею комплекса приходят ледовые статуи, воспроизведенные якутскими мастерами.

В летнее время температура воздуха в Королевстве вечной мерзлоты: - 10*, -12*. По внутреннему туризму, если выделить, в летний сезон среди обитателей региона спросом пользуются сплавы по рекам Буотама и Амга, а также отдых на туристских основаниях неподалеку от Якутска [3].

В заключение можно отметить, что современный ватерпас туризма в Якутии, состояние материальной сопутствующих и инфраструктурных отраслей, сферы услуг, призванных обеспечить поступательное развитие туристской деятельности, не подходят мировому ватерпасу и требованиям к промышленности туризма. Таким образом, туристическая ветвь в Республике Саха (Якутия) находится на исходной стадии развития. Но стоит отметить, что на территории Якутии неограниченное количество особо охраняемых природных территорий, заповедников, тот или другой в будущем могут стать базой для разработки новых туристских маршрутов. Реализация проектов и программ по развитию индустрии туризма подразумевает развитие инфраструктуры внутри республики, что будет способствовать творению критерий для развития внутреннего и въездного туризма, расширению географии и созданию новейших туристских баз и комплексов в Якутии.

Литература

1. http://mediterraneantravel.ru/perspektivy-razvitija-turizma-v-jakutii.html

2. http://sakha.gov.ru/node/9582

3. http://www.vevivi.ru/best/Turizm-v-Respublike-Sakha-YAkutiya-ref129342.html

4. http://www.planetyakutia.com/

Колесова Н.А.1, Михалева А.Б.2

1 Студент; 2 Кандидат психологических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается одна из сфер деятельности школьного учителя - успеваемость учащихся. На примере успеваемости по физике, языкам и технологии показана примерная цель и направление психологической работы учителя. Ключевые слова: школьный учитель, успеваемость, неуспеваемость, познавательная активность, самоорганизация.

Kolesova N.A\ Mikhaleva A.B.2

i Student; 2 PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov THE ROLE OF TEACHER AT SECONDARY SCHOOL

Abstract

In this article considered one of the spheres of teacher’s activity in school - advanced pupil. On example progress on Physics, Languages and Technology show the aim and direction ofpsychological works of teacher.

Keywords: teacher, progress, regress, cognitive activity, self organization.

Важнейшей задачей деятельности школьного учителя является оптимизация учебного процесса, помощь учащимся в преодолении трудностей, возникающих в процессе обучения. Одним из результатов и показателей деятельности учителя-предметника является успеваемость учащихся. Особую актуальность данный вопрос приобретает в школах, где в педагогическом коллективе нет школьного психолога и, всю ответственность психологической работы несут учителя-предметники.

Словарь по педагогике определяет успеваемость, как степень усвоения знаний, умений, навыков установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуют успеваемость по каждому учебному предмету, по циклу предметов, по классам или в школе целом. Требования содержания образования могут быть выполнимы только тогда, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников, и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны - физические возможности: состояние организма, его развитие и психические: развитие мышления, памяти, внимания, воображения [1].

Маркова А.В. выделяет следующую систему показателей успеваемости: учащиеся должны уметь делать выводы, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний; стремиться к знаниям творческого характера, к самостоятельному их добыванию; активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности; стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности [2]. Всеми вышеперечисленными умениями и навыками учащийся должен овладеть под началом творческой инициативы учителя во время школьных занятий.

Чтобы определить уровень развития познавательной деятельности, самостоятельности, узнать качество работы учителей, мы проанализировали успеваемость учащихся 7-9 классов Саккырырской СОШ им. Р.И. Шадрина Республики Саха (Якутия) по физике, технологии и языкам. Исследование показало, что самое большое количество отличных отметок учащиеся получают по технологии. На уроке технологии девочки учатся шитью, кулинарии и другому ручному труду. Мальчиков обучают правильно пользоваться строительными инструментами, основам строительства и многим мелким, но нужным для домашнего обустройства вещам. Каждый ребенок со временем обретет собственную семью, дом, расстанется с родителями, настанет время самостоятельной жизни. Поэтому урок технологии имеет важное практическое значение. Ученик и друг Сократа, Аристипп, говорил, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

102

Второе место по количеству отличных успехов занимает родной язык (якутский и эвенский языки). Это радует, поскольку в настоящее время родной язык коренных народов Якутии постепенно исчезает и необходимо попытаться его бесспорно сохранить. Без знания родного языка и культуры, народ исчезает. Третье место занимает русский язык. Физику и английский язык на «отлично» знают лишь несколько учащихся. На отметку «хорошо» знания по физике, русскому, родному и английскому языкам показывают многие учащиеся. Их число превышает число тех, кто учится на «отлично» и «удовлетворительно».

Индивидуальный анализ успеваемости учащихся выявил следующее. В классах имеются отличники и отличницы, которые по всем предметам учатся на одни пятерки. Но это не значит, что они показывают отличные знания по всем предметам. Эти ребята показывают особенные знания и склонность к определенным наукам, при этом знание других предметов все же не соответствует отличному уровню. Другие учащиеся хорошо понимают и знают физику, но не знают языки. Это отражается в их отметках. Например, по физике «5», а по языкам «3» и «4». И наоборот, есть ученики, которые знают русский и английский языки, но не понимают физику. А вот по технологии большинство ребят, оказывается, учатся на положительные оценки. Также есть учащиеся, которые не успевают по всем предметам.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности: школьник не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков; избегает трудностей, пассивен при столкновении с ними; не стремится получать новые знания теоретического характера [2].

Таким образом, основное направление психологической работы и педагогического внимания учителя к слабой успеваемости и неуспеваемости школьников должно заключаться в устранении их слабой самоорганизации в процессе обучения и низкого уровня познавательной активности. Качество школьной успеваемости, развитие интереса к познавательной задаче связано с формированием организованности - базовой характеристикой личности, определяющей успешность протекания и результативность человеческой деятельности [3]. Среди индивидуальных особенностей, облегчающих становление организованности, выделяются энергичность, стеничность, интернальность, социоцентричность, осмысленность действий, предметно-деятельностная продуктивность. Также учитель должен обратить внимание на тот факт, что трудности, с которыми могут сталкиваться школьники, должны быть операциональными, но не эмоционально-личностными.

Литература

1. Калмыкова Е.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М.: Знание, 1982. - 338 с.

2. Маркова А.К. Виды отношений школьников к учению // Советская педагогика. - 1984. - №11. - С.12 - 15.

3. Кирина Н.П. Организованность как базовое свойство личности студента // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2013. -№ 4. - С. 113-115.

Крамида И. Е.

Доцент, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ НА ОСНОВЕ ГИМНАСТИКИ ЦИГУН КАК ДИНАМИЧНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье проведён анализ динамики развития личностных составляющих здорового образа жизни (ЗОЖ) относительно здоровых студентов 3 курса и студентов с ослабленным здоровьем, обучающихся по программе оздоровительного практикума на основе гимнастики цигун (ОП) в течение 1-3 лет. Доказана эффективность ОП в плане развития личностного компонента ЗОЖ. Ключевые слова: личность, здоровый образ жизни, студенты, оздоровительный практикум.

Kramida I.E.

Docent, Siberian State Aerospace University

WELLNESS PRACTICUM BASED QIGONG AS A DYNAMIC FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE HEALTHY

LIFESTYLE PERSONAL COMPONENT IN STUDENTS

Abstract

The article analyses the dynamics ofpersonality constituents of the healthy lifestyle (HL) at the 3 year relatively health students and the poor health students, who are trained according to the wellness practicum based Qigong (WP) syllabus within 1-3 years. It is proved the efficiency of WP in terms of developing ofpersonal component of HL.

Keyworlds: personality, healthy lifestyle, students, wellness practicum.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) студентов включает в себя деятельностный компонент (занятие спортом или физической культурой, правильное питание, полезные привычки или отсутствие вредных) и личностный компонент (качества личности, характеризующие гармоничность ее поведения и отношений с миром и собой). Важнейшими составляющими личностного компонента ЗОЖ мы считаем пять качеств личности, каждое из которых включает в себя несколько частных характеристик - черт характера или способностей человека (некоторые из последних ниже приведены в скобках): позитивность (оптимизм, способность учиться на ошибках и др.), эмоциональная стабильность (уравновешенность, низкая тревожность и др.), терпимость в отношении к другим людям (умение понимать других людей, дружелюбие и др.), уверенность в себе (высокая самооценка, отсутствие комплексов неполноценности и др.), активность (жизненная активность, целеустремленность и др.).

При обучении в вузе личностный компонент ЗОЖ у студента должен развиваться.

В нашем вузе студенты с ослабленным здоровьем (так называемая специальная медицинская группа СМГ) проходят обучение по физической культуре (ФК) по программе оздоровительного практикума на основе китайской гимнастики цигун (ОП). Аудиторные занятия ОП (АЗОП) включают в себя релаксационные и суставные разминки, китайскую гимнастику цигун и упражнения по саморегуляции, эмоциональной рекреации, развитию позитивного мышления. Студенты, которые не могут посещать АЗОП, выполняют специальные домашние задания (ДЗ). Они представляют собой систему упражнений по саморегуляции, направленных на улучшение физического и психического здоровья [1].

В течение нескольких лет нами проводится исследование изменения в ходе обучения в вузе личностного компонента ЗОЖ у относительно здоровых студентов (ОЗС), посещающих занятия по ФК в основной группе, и у студентов СМГ, обучающихся по программе ОП [2]. За последние годы получены новые данные, позволяющие уточнить выводы, сформулированные в [2], и рассмотреть вопрос в динамике, чтобы выяснить, в каком направлении следует совершенствовать ОП в плане развития личностного компонента ЗОЖ у студентов.

Цель работы: исследовать эффективность обучения студентов СМГ по программе ОП и ее вероятную динамику в плане развития личностного компонента ЗОЖ у студентов.

Задачи работы:

1. Провести сравнительный анализ развития личностного компонента ЗОЖ у студентов СМГ, посещавших АЗОП или выполнявших ДЗ в течение 1-3 лет, и ОЗС, обучавшихся по ФК на 3 курсе, имеющих наилучшие показатели позитивного личностного развития среди ОЗС 1 - 3 курсов [3].

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.