Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ И В ОБЩЕСТВЕ'

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ И В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель / роль учителя / профессия педагога / трансформация образовательного пространства / приоритеты профессиональной деятельности / teacher / teacher's role / teacher's profession / educational space transformation / professional activity priorities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шавалеева Г. М.

В статье рассматривается роль учителя через сопоставление его профессиональной деятельности в советский период школьного обучения и современного этапа образования с учетом вызовов стремительно меняющегося мира. Акцентируется внимание на основополагающих функциях педагога в условиях трансформации образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE TEACHER IN SCHOOL AND SOCIETY

The article discusses the role of a teacher through a comparison of his professional activities during the Soviet period of schooling and the current stage of education, taking into account the challenges of a rapidly changing world. Attention is focused on the fundamental functions of the teacher in the context of the transformation of the educational space.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ И В ОБЩЕСТВЕ»

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 119-124. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 2, no. 4 (86). P. 119-124.

Научная статья УДК 371

doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-119-124

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ И В ОБЩЕСТВЕ

Гульнара Мунировна Шавалеева

Институт стратегии развития образования РАО, Москва, Можгинский педагогический колледж имени Т. К. Борисова, Удмуртская Республика, Можга, Россия, gulnara-mpk@ mail.ru

Г. М. Шавалеева

Аннотация. В статье рассматривается роль учителя через сопоставление его профессиональной деятельности в советский период школьного обучения и современного этапа образования с учетом вызовов стремительно меняющегося мира. Акцентируется внимание на основополагающих функциях педагога в условиях трансформации образовательного пространства.

Ключевые слова: учитель, роль учителя, профессия педагога, трансформация образовательного пространства, приоритеты профессиональной деятельности

Для цитирования: Шавалеева Г. М. Роль учителя в школе и в обществе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 119-124. doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-119-124

Original article

THE ROLE OF THE TEACHER IN SCHOOL AND SOCIETY Gulnara M. Shavaleeva

Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, T. K. Borisov Mozhginsk Pedagogical college, Udmurt Republic, Mozhga, Russia, gulnara-mpk@mail.ru

© Шавалеева Г. М., 2022

Abstract. The article discusses the role of a teacher through a comparison of his professional activities during the Soviet period of schooling and the current stage of education, taking into account the challenges of a rapidly changing world. Attention is focused on the fundamental functions of the teacher in the context of the transformation of the educational space.

Keywords: teacher, teacher's role, teacher's profession, educational space transformation, professional activity priorities

For citation: Shavaleeva G. M. The role of the teacher in school and society. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;2(4):119-124. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-86-119-124

Образ учителя... Мы привыкли связывать свои раздумья о нем со школой, уроками. И благородную роль учителя — «сеять разумное, доброе, вечное» — всецело осознаем через несколько лет, будучи уже взрослыми людьми. Спустя годы по-прежнему функционируют изученные в школе математические формулы и правила грамматики. Только роль учителя претерпевает изменения.

В литературе советского периода встречается такой образ учительницы: «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре», «я долго не мог привыкнуть к ее голосу, он сбивал меня с толку, он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться» [5]. Знакомый образ учительницы Лидии Михайловны из автобиографического рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Спустя несколько десятков лет Лидия Михайловна даже и не вспомнит, как она отправляла своему ученику посылку с макаронами и яблоками. А повзрослевший мальчик Валентин Распутин на всю жизнь запомнил чудодейственную силу бескорыстного поступка педагога.

«Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион» [2]. Образ школьного учителя математики Харлампия Диогеновича из рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Педагог на уроках «смехом закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»,— с благодарностью вспоминал о своем учителе повзрослевший ученик.

Прошло полвека после того, как появились литературные образы Лидии Михайловны и Харлампия Диогеновича. Используя мел, доску и учебник, они фактически готовили тружеников социалистического народного хо-

зяйства. С помощью репродуктивной деятельности ученик был зрителем и слушателем, выполнял указание учителя: «Слушай и делай по образцу». Вся система образования того времени была выстроена так, чтобы ученик привыкал жить по правилу индустриального общества: труд согласно рабочей неделе с учетом нормированного времени. Поэтому роль учителя была связана с потребностью той эпохи: научить учащихся читать, писать, считать, дать базовые знания. Дети решали однотипные, стандартные, рутинные задания. Отношения учитель — ученик во время обучения носили иерархический характер, осуществляемый по принципу: ведущий — учитель, а ученик — ведомый. Педагог считался не только в школе, но и в обществе источником информации, носителем знаний. Обучение было основано на субъект-объектной связи: субъектом обучения являлся учитель, а объектом — ученик, который послушно следовал указаниям педагога. Под руководством учителя учащиеся читали, затем переписывали, пересказывали, зубрили.

Прошло несколько десятилетий. Ускоренное развитие технологий, появление искусственного интеллекта — все это повлияло на окружающую реальность. Началось «срастание» молодого человека с компьютером, девайсом, гаджетом. Появились дети поколения Google, которые совсем не похожи на советских школьников. Современные учащиеся начали черпать материал из новых источников информации — электронных. Наступило время информационного избытка. Зачастую негативная информация из интернета тлетворно влияет на психику ребенка: ведет к агрессивности, разочарованию, дезадаптации. О необходимости формирования у учащейся молодежи системы ценностей, выработке навыков саморегуляции, защитной реакции от возможного манипулирования сознанием пишет доктор педагогических наук О. В. Гукаленко [1]. В этом состоит немаловажная задача современного учителя. Новое поколение детей в быстро изменяющемся мире является не только потребителем, но и «сотворцом» цифрового мира. Еще до окончания обучения в школе учащиеся становятся видеоблогерами, геймерами. Учитель понимает, что изменилась модель детства, размылись границы этого периода. Теперь в стремительно меняющемся мире роль педагога заключается в подготовке ребенка постоянно учиться и переучиваться в течение всей жизни. О великой роли учителя в жизни общества и каждого отдельного человека рассуждает А. В. Мудрик. Он полагает, что неслучайно встречаются мнения о том, что со временем учить станут

обучающие машины. «.. .Одно значение слова „учитель" — передающий знания, мы, порой неосознанно, упускаем или недооцениваем второе его значение — наставник, т.е. наставляющий, как жить. А именно это второе значение главное. Оно, и в первую очередь оно, определяет гражданское назначение учителя, его человеческое назначение в этом мире»,— считает А. В. Мудрик [4]. Благодаря наставнику — учителю — обучающийся должен понять, как ему развиваться, где найти источники знания, как их получить. Сложность мира с каждым годом нарастает, ощущается скорость изменений. В связи с этим осуществляется трансформация образовательного пространства. Согласно вызову быстро меняющего мира, современное образование, опираясь на приоритетные дидактические основания, диктует новую модель образовательного процесса:

1. Интеграция деятельности педагога и обучающихся, их взаимодействие с обратной связью;

2. Учитель и ученики — партнеры, стиль взаимодействия — демократический;

3. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении;

4. Готовность учителя оказать педагогическую помощь учащимся: осуществляется ориентирование не только на передачу знаний и развитие навыков, но и на педагогическую поддержку ученика;

5. Создание условий для организации сенсорной и поисково-исследовательской деятельности обучающихся через наблюдение, сравнение, классификацию, обобщение, аналогию, моделирование, проблемную ситуацию, дискуссии;

6. Включение в учебную деятельность контекстных методов обучения: проектов, игр, творческих ситуаций будущей профессии;

7. Использование разнотипных моделей обучения: дистанционно-виртуальных, онлайн, сетевых.

При этом важна роль учителя как мотиватора. Чтобы ученик действовал успешно, надо, чтобы он этого хотел: заинтересовался, определил цель и направил свои усилия на реализацию цели. Сейчас учащиеся умеют читать, писать, считать, но этих навыков уже недостаточно для работы в новом сложном мире. Для достижения предметных, метапред-метных, личностных результатов современному человеку необходим набор «гибких навыков», 4К: критическое мышление, коммуникация, креативность, координация. В школе учитель должен формировать такие качества личности ребенка, чтобы с помощью их молодой человек

дальше развивался, умел ориентироваться в нестандартных ситуациях быстро меняющегося мира. Особенно важно обратить внимание на то, что бывшие выпускники школ, ныне студенты вузов и колледжей, не приучены к самостоятельной учебной работе в условиях отсутствия ежедневного педагогического контроля. Привыкшие к опеке школьного учителя первокурсники в стенах профессионального образовательного учреждения не умеют осуществлять самоорганизацию и самоконтроль. Тем самым порой обрекают себя на отчисление за неуспеваемость.

В обществе человек — это гражданин, укоренившийся в культурных традициях своего народа. Учитель — это носитель культуры, ключевое звено, педагог, способный поднять не только интеллектуальный, но и культурный уровень нации. Вспомним дореволюционное время, когда учителей готовили учительские семинарии, епархиальные женские училища. Будущих педагогов не только обучали, но и культурно образовывали: как вести себя, как говорить, есть, соблюдать правила гигиены, что читать. Когда учитель аккуратен, пунктуален, своей внешностью и действиями он влияет на подсознание детей. Важно, чтобы при беседе педагог меньше говорил, а больше слушал. Быть выслушанным — человеческая потребность, и если эта потребность будет удовлетворена, то уже слушающий окажет влияние на говорящего. Именно от компетентности педагогов зависят качественные характеристики будущих специалистов различных отраслей народного хозяйства. Никто так не влияет на состояние общества, как учитель. В скором будущем мировое лидерство окажется у тех стран, у которых сильные, высококвалифицированные учителя. Именно система образования посредством педагогов обеспечит стержень нации.

В отличие от советского времени сейчас устаревает фронтальное обучение, взамен используются современные образовательные, информационно-коммуникационные технологии. В перспективе цифровые технологии помогут подобрать траекторию обучения для каждого школьника. В стремительно меняющемся мире происходит переход акцента деятельности учителя с передачи знания на развитие эмоциональной сферы, метана-выков, кросс-дисциплинарных навыков. «На человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов»,— писал Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» [3]. Но никакая электронная машина не сможет проявить искренность, одухотворенность, доверительное отношение, сопереживание и сочувствие.

Эта незыблемая роль современного учителя в школе и обществе — гуманизация образования, индивидуализация и персонализация обучения. Теперь в приоритете — личность, формирование ее общечеловеческих ценностей: личностного потенциала, гуманного мировоззрения. По мнению М. М. Рубинштейна, «в современном педагоге можно отметить: 1) учителя, 2) воспитателя, 3) жизненного организатора и 4) проводника культуры. Такой универсальный тип для большинства — утопия, но в некоторой доле все черты должны быть в каждом педагоге» [7].

Профессия педагога — это уже не трансляция знаний, а высокопрофессиональное владение педагогическими приемами в цифровом мире, интернете. А вскоре, может быть, и в нейронете. Лидии Михайловне и Харлампию Диогеновичу это и не снилось. Но есть надежда, что восторжествуют слова поэта Р. Рождественского:

Вы знаете, мне по-прежнему верится, Что если останется жить Земля, Высшим достоинством человечества Станут когда-нибудь учителя[6].

Список источников

1. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д, 2003. С. 510.

2. Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла. М., 1992. С. 6.

3. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М., 1988. С. 106.

4. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. С. 159.

5. Распутин В. Г. Уроки французского. М., 1989. С. 15.

6. Рождественский Р. Учителям [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/poems/ 42656/uchitelyam (дата обращения: 09.04.2022).

7. Рубинштейн М. М. Проблема учителя. М., 2004. С. 19.

References

1. Gukalenko O. V. Polikul'turnoe obrazovanie: teoriya i praktika. Rostov n/D, 2003. S. 510. [In Rus].

2. Iskander F. Trinadcatyj podvig Gerakla. M., 1992. S. 6. [In Rus].

3. LihachevD. S. Pis'ma o dobrom i prekrasnom. M., 1988. S. 106. [In Rus].

4. MudrikA. V. Uchitel': masterstvo i vdohnovenie. M., 1986. S. 159. [In Rus].

5. Rasputin V. G. Uroki francuzskogo. M., 1989. S. 15. [In Rus].

6. Rozhdestvenskij R. Uchitelyam [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.culture.ru/poems/42656/ uchitelyam (data obrashcheniya: 09.04.2022). [In Rus].

7. Rubinshtejn M. M. Problema uchitelya. M., 2004. S. 19. [In Rus].

Информация об авторе

Г. М. Шавалеева — аспирант, преподаватель Information about the author

G. M. Shavaleeva — postgraduate student, teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.