Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА'

ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / креативность / способности / педагог-музыкант / профессиональная подготовка / педагогическое творчество / музыкальное творчество / creativity / creativity / abilities / teacher-musician / professional training / pedagogical creativity / musical creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобозева И. С.

Актуальность исследования обоснована современной музыкально-образовательной ситуацией, которая ставит вопрос о соответствии профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта реалиям социума и культуры. В центре внимания исследования находятся феномен творчества и специфика его проявления в деятельности педагога-музыканта. Исследование носит теоретический характер вследствие формулировки теоретических оснований проблемы. Отмечается, что феномен творчества в профессиональной подготовке педагога-музыканта представляется как индивидуальное творчество двух видов: творчество педагогическое и творчество музыкальное, высший уровень реализации которых находит проявление в эффективном развитии музыкальной культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобозева И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF CREATIVITY IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN

The relevance of the study is justified by the current musical and educational situation, which raises the question of the correspondence of the professional training of the future teacher-musician to the realities of society and culture. The focus of the study is the phenomenon of creativity and the specifics of its manifestation in the activities of a teacher-musician. The study is of a theoretical nature, due to the formulation of the theoretical foundations of the problem, the content of the types that make up the work of a teachermusician is considered. It is noted that the phenomenon of creativity in the professional training of a teacher-musician is presented as individual creativity of two types: pedagogical creativity and musical creativity, the highest level of implementation of which is manifested in the effective development of the musical culture of students.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

. С. Кобозева

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 108-119. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 4 (85). P. 108-119.

Научная статья УДК 78:378(045)

doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-108-119

ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Инна Сергеевна Кобозева

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия, коЬогеуа_1@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7972-4436

Аннотация. Актуальность исследования обоснована современной музыкально-образовательной ситуацией, которая ставит вопрос о соответствии профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта реалиям социума и культуры. В центре внимания исследования находятся феномен творчества и специфика его проявления в деятельности педагога-музыканта. Исследование носит теоретический характер вследствие формулировки теоретических оснований проблемы. Отмечается, что феномен творчества в профессиональной подготовке педагога-музыканта представляется как индивидуальное творчество двух видов: творчество педагогическое и творчество музыкальное, высший уровень реализации которых находит проявление в эффективном развитии музыкальной культуры учащихся.

Ключевые слова: творчество, креативность, способности, педагог-музыкант, профессиональная подготовка, педагогическое творчество, музыкальное творчество

Благодарности. Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских

© Кобозева И. С., 2022

работ по приоритетным направлениям научной деятельности МГПУ имени М. Е. Евсевьева по теме «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов-музыкантов в педагогическом вузе».

Для цитирования: Кобозева И. С. Феномен творчества в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 108—119. doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-108-119

Original article

THE PHENOMENON OF CREATIVITY IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN Inna S. Kobozeva

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia, kobozeva_i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7972-4436

Abstract. The relevance of the study is justified by the current musical and educational situation, which raises the question of the correspondence of the professional training of the future teacher-musician to the realities of society and culture. The focus of the study is the phenomenon of creativity and the specifics of its manifestation in the activities of a teacher-musician. The study is of a theoretical nature, due to the formulation of the theoretical foundations of the problem, the content of the types that make up the work of a teacher-musician is considered. It is noted that the phenomenon of creativity in the professional training of a teacher-musician is presented as individual creativity of two types: pedagogical creativity and musical creativity, the highest level of implementation of which is manifested in the effective development of the musical culture of students.

Keywords: creativity, creativity, abilities, teacher-musician, professional training, pedagogical creativity, musical creativity

Acknowledgments. The study was carried out as part of a grant for research work in priority areas of scientific activity of the Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev on the topic "Scientific and methodological support for the professional training of music students in a pedagogical university."

For citation: Kobozeva I. S. The phenomenon of creativity in the professional training of the future teacher-musician. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(4):108-119. (In Russ.). htpps/doi. org/10.24412/2224-0772-2022-85-108-119

Введение

Для педагогического образования, как и образования в целом, стре-

мящегося отвечать запросам современного общества, важна подготовка учителей с развитыми творчески-деятельностными и креативными способностями. Сегодня профессиональная подготовка студентов-музыкантов педвузов осуществляется под непосредственным воздействием изменений в окружающей реальности, обусловленных появлением огромного количества явлений социокультурной и музыкальной действительности. Проблемная ситуация связана прежде всего с трудностями в решении задач музыкально-культурного развития подрастающего человека, находящегося под стихийным влиянием массовой музыкальной культуры. В результате человек «перестал быть всесторонне развивающейся личностью, превратившись во всесторонне потребляющего индивида» [18, с. 233]. Это выводит педагога-музыканта на новый уровень осознания изменений в социокультурном окружении, становится развивающим фактором его личностного культурного становления и указывает — в качестве одного из приоритетов современного мира — на подготовку творческой личности педагога с ярко выраженной субъектной музыкально-деятель-ностной позицией. «Именно творческая позиция обеспечивает человеку устойчивость его существования,— пишет В. И. Самохвалова,— ибо дает возможность адекватно и своевременно реагировать на все новые ситуации постоянно меняющегося мира» [18, с. 235].

Творческая деятельность педагога-музыканта во многом обусловлена спецификой его профессии. Наиболее существенной ее особенностью является то, что она представляет собой деятельность, направленную на развитие музыкальной культуры личности учащихся, а следовательно, и общества. Творчество педагога-музыканта связано с тем, что всю свою профессиональную деятельность он выстраивает в соответствии с целями музыкального образования детей, исходя из необходимости обеспечить становление высокоразвитого в музыкальном и культурном плане человека, готового к самореализации в музыкальной деятельности. Именно это требует от учителя проявления искусства педагога как конгломерата творчества, целеполагания и опыта профессиональной деятельности. Необходимость подготовки будущих педагогов-музыкантов, отвечающих указанным потребностям, подтверждается принятыми документами государственного значения: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Методология исследования

Человеческий мир не существует без творчества, поэтому при рассмотрении творчества в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта важно взглянуть как на психологическую сторону данного феномена, поскольку он связан со способностью личности сосредоточиваться на понимании смыслосодержания музыки, на эмоционально-образных нормах деятельности, так и на культурологические аспекты.

Культурологический подход позволяет исследовать творчество как созидательный процесс, результат музыкально-культурной деятельности педагога. В связи с этим возникает необходимость в теоретическом плане обратиться к категориям «творчество», «креативность» с точки зрения культурологических и личностных оснований, а в практическом плане — определить необходимость развития у педагога-музыканта творческих, креативных способностей.

Обзор литературы

Педагогический анализ феномена творчества в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта невозможен без обращения к исследованию творчества в общем в работах Д. Б. Богоявленской, А. Н. Лук, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева и искусства музыки в частности в работах Л. С. Выготского, Б. М. Теплова; общетеоретическим основам профессиональной подготовки учителя, раскрытых в публикациях О. А. Абдуллиной, Ф. Н. Гоноболина, А. В. Мудрика, Г. С. Никифорова, Г. И. Рогова, В. А. Сластенина и учителей музыки Л. Г. Арчажниковой, Э. Б. Абдуллина, И. Н. Немыкиной, Л. А. Рапацкой. Педагогический анализ предполагает обращение исследователя к категориям творчества и креативности.

Творчество характеризует особый вид человеческой деятельности, «результатом которой,— с точки зрения А. Г. Спиркина,— является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» [19, с. 193]. Н. А. Бердяев считал, что творчество — единственный вид деятельности, который делает человека человеком [4].

Исследователи (Л. С. Выготский, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) пришли к выводу, что творчество

представляет собой деятельность, результат которой обладает признаками полезности и субъективной или объективной новизны [5; 12; 14; 17; 21].

Главным в сложном и многовариантном процессе творчества выступает способность человека создавать новое. С точки зрения Я. А. Пономарева, творчество означает «созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим» [14, с. 27].

Без творчества, по сути, невозможно развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Именно это подчеркивает Я. А. Пономарев в книге «Психология творчества», анализируя существующие работы зарубежных и отечественных исследований, посвященных данной теме. Психолог констатирует, что «всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития» [14, с. 20].

Как видим, ученые рассматривают творчество как способ существования, движения, развития и прогрессивного качественного преобразования существующего в нечто новое. Говоря о творчестве определенной личности, мы прежде всего имеем в виду субъективную новизну творческого продукта. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий, поскольку творчество предполагает творящего и цель, где человек, по Н. А. Бердяеву, предпосылка вселенская, онтологическая, космическая. «Творчество предполагает личность»,— писал Н. А. Бердяев [4, с. 133].

В научной практике продукт творческой деятельности, который отличается большой степенью общественного признания ввиду высокого уровня выполнения, характеризует человека, получившего этот продукт, как талантливого. В. В. Давыдов указывает, что «талант — совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью» [6].

Способности формируются и развиваются в деятельности, требующей творчества. Б. М. Теплов в работе «Проблемы индивидуальных различий» рассматривает способности как «индивидуальные свойства личности, являющиеся залогом успешного выполнения любого вида деятельности» [20, с. 9-20].

Архимед, Гераклит, Д. Бекон, Р. Декарт, обращаясь к закономерностям творчества, установили, что этой деятельностью должны заниматься

люди, обладающие способностью к аналитическому мышлению и имеющие творческое воображение (философия Возрождения). На связь мышления и деятельности в свое время обратил внимание и Б. М. Теплов, утверждая, что «интеллект у человека един, и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека» [22].

Сказанное означает, что мышление человека, рассматриваемое в контексте его деятельности, приобретает характеристики предметного содержания данной деятельности. Знание национальных и общечеловеческих ценностей музыкальной культуры, теории и истории музыки, ее понимание и анализ являются для музыканта важнейшими задачами,, поскольку, как подчеркивает Н. И. Чинякова, «знания о музыке являются инструментом ее познания, они помогают глубже понять конкретные опусы, независимо от того, какой вид деятельности используется для этого» [23, с. 73]. Понимание музыки, знание национальных и общечеловеческих ценностей музыкальной культуры, теории и истории музыки, аналитические и творческие способности становятся показателем профессиональной состоятельности педагога-музыканта, его готовности осуществлять творческую профессиональную музыкально-педагогическую деятельность. «Механизм сознания состоит в явной и даже прямой связи с потребностью организации нашего воздействия на вещи»,— в свое время писал В. Ф. Асмус [3, с. 217].

Сегодня понимание творчества в деятельности людей дополняется профессиональным мастерством, то есть утверждением, что творчеству обучить можно. В настоящее время главным показателем подготовки человека к конкретной профессиональной деятельности становится обобщение приобретаемых им знаний с его творческими способностями и компетентностью. Компетентным признается такой профессиональный труд педагога-музыканта, «в процессе которого на достаточно высоком уровне осуществляется музыкально-педагогическая деятельность, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучен-ности, воспитанности, музыкально-культурном развитии учеников» [9].

Современные студенты-музыканты педагогических вузов — это активные деятели будущего. Для будущего педагога-музыканта важна не только профессиональная подготовка, но и осознание специфики преподавания искусства музыки. Компетентность педагога-музыканта проявляется

в том, как он выстраивает структуру урока музыки в школе; в том, как он методически включает детей в решение учебно-познавательных задач и организацию самостоятельной работы; в том, как он владеет вокальной и инструментальной музыкально-исполнительской деятельностью; в том, насколько учитель знает национальные и общечеловеческие ценности музыкальной культуры, теорию и историю музыки и как он реализует это знание. При этом творческий процесс имеет двусторонний характер: с одной стороны, это творчество самого учителя, с другой — творческая музыкально-исполнительская и слушательская деятельность учащихся, стимулируемая учителем. Только в контексте личностного культурного, профессионально-педагогического и творческого развития педагог-музыкант обретает статус творческой самоценной личности, ориентированной на самовыражение и самоосуществление. Следовательно, творчество является не отдельной стороной профессионального труда педагога-музыканта, а наиболее существенной и необходимой ее характеристикой, поскольку творческая деятельность педагога-музыканта определяется уровнем культуры, знаний и музыкально-исполнительских навыков, помогающих ему рационально организовать свое творческое общение с учащимися и учащихся между собой в педагогическом процессе.

В современных исследованиях нашло распространение еще одно понятие — «креативность», которая играет важную роль при формировании творческого мышления. Натали Роджерс категорию «креативность» в аспекте творчества охарактеризовала следующим образом: «творче-скость есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» [16, с. 163-166].

О. М. Разумникова и О. С. Шемелина определяют креативность через «творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности» [15, с. 131].

С точки зрения Л. Б. Ермолаевой-Томиной, «творчество — это процесс, а креативность — личностное качество» [7, с. 65-66].

А. И. Остроумов и О. Ф. Остроумова в статье, посвященной креативности и креативному обучению, пишут, что «понятия творчества и креативности весьма близки, и вполне правомерно их отождествление, так как креативность вне творчества невозможна» [11, с. 150].

В научной литературе креативность рассматривается как способность

личности к «творчеству», к его созиданию нового и оригинального. При этом авторы выделяют в креативности когнитивные и личностные компоненты. В частности, Я. А. Пономарев, употребляя вместо креативности понятие «творческость», к его когнитивным компонентам относит мышление, интеллект, а к личностным —эмоции, восприятие, воображение [14]. М. М. Кашапов в креативности выделяет личностный, социальный и интеллектуальный (общие и специальные способности) компоненты [8; 10].

Учитывая вышеизложенное, отметим, что креативность — это способность человека генерировать нестандартные идеи в процессе мышления и воображения, а творчество есть воплощение креативных идей человека в деятельности. Профессиональная деятельность, как и всякая деятельность в целом и ее результаты, только тогда будет носить творческий характер, когда является развитием деятельных способностей человека.

Мы определяем креативность как основание для самореализации будущего педагога-музыканта в качестве субъекта творчества, где креативность имеет личностную структуру, выраженную ценностным, когнитивным и деятельностным компонентами. Ценностный компонент связан с личностными приоритетами будущего специалиста в музыкальной культуре, творчестве, педагогической практике; когнитивный компонент отражает многосоставное музыкальное знание, понимание путей реализации творчества на практике; деятельностный — обеспечивает проявление способностей будущего педагога — ценностно-смысловых, когнитивных, деятельностных, музыкальных, творческих и др.

Результаты исследования

Проблема развития креативности, творчества, особенного детского, является сложной социальной проблемой в различных видах общественного функционирования. Развитие творчества, креативности педагога-музыканта непосредственно связано со спецификой его профессии и ценностно-смысловых, когнитивных, деятельностных, музыкальных, творческих способностей, которые формируются в период подготовки в вузе. Педагогическая деятельность, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреева, Ю. Н. Кулюткина и др., уже по своей природе имеет творческий характер, ибо само формирование и развитие индивидуальной и неповторимой личности человека требует творческого подхода [1; 2; 10; 17].

Говоря о феномене творчества в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта, мы прежде всего имеем в виду индивидуальное творчество двух видов: творчество педагогическое и творчество музыкальное, высший уровень развития которых находит проявление в эффективном развитии музыкальной культуры учащихся. В центре педагогического творчества оказывается поиск, нахождение и применение нестандартных способов обучения детей музыке, разработка инновационных методов и технологий, импровизационность и артистизм педагога в процессе представления учебного материала детям. С точки зрения категориального аппарата педагогики музыкальное творчество — это эмоциональное освоение педагогом музыкально-культурной действительности, переживание учителем общечеловеческих и национальных ценностей музыкальной культуры; активная слушательская (восприятие музыки), инструментальная и вокально-хоровая музыкально-исполнительская деятельность, в процессе которой учитель «должен уметь применять знания об основных стилях и жанрах мировой музыкальной культуры; анализировать и воспринимать музыкальные произведения с учетом их национальной и социально-культурной специфики; реализовывать музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, художественно-образное мышление» [13, с. 177]. Акцент в этом случае делается на сложный системный характер музыкального творчества, в котором можно выделить отдельные подсистемы: «музыкальная культура общества — педагог с целевой направленностью своей деятельности на музыкально-культурное развитие личности»; «педагог — произведение искусства музыки, заключающее в себе художественный образ (носитель содержательно-смысловой информации)»; «произведение искусства музыки — педагог, осуществляющий деятельность по переработке содержательно-смысловой информации в процессе художественного восприятия (слушатель) и воспроизведения (исполнитель музыки)».

Обсуждение и заключение

Проведенное исследование позволило определить соотношение творчества и практической деятельность педагога-музыканта. Было выявлено, что сам процесс педагогического и музыкального творчества педагога-музыканта возможен при реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие музыкальной культуры у школьников:

- прогнозирование различных форм музыкально-культурного взаимодействия в учебно-образовательном процессе;

- обращение к высокохудожественным музыкальным произведениям, обладающим педагогическим содержанием, ценностным и личност-но-значимым смыслом;

- использование нестандартных способов обучения в соответствии с педагогическими задачами, видами музыкальной учебной деятельности обучающихся разных возрастов;

- ориентация школьников на достижение личностно значимого результата в процессе музыкальной вокально-хоровой и инструментально-исполнительской деятельности;

- создание педагогических ситуаций, активизирующих проявление личностных музыкально-культурных качеств;

- рациональное сочетание различных организационных форм музыкального обучения, использование диалогически-интерактивных технологий развития музыкальной культуры школьников.

Таким образом, проблема педагогического и музыкального творчества получает особый ракурс рассмотрения с позиций профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Поставленная в этой связи задача рассмотрения феномена творчества в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта нацелена на формирование творческой личности, а также обеспечение высокого уровня ее профессиональной компетентности, позволяющей в грядущем осуществлять социокультурные функции и реализовывать социальные ожидания общества.

Список источников

1. Амонашвили Ш. А. Создавая человека. М.: Знание, 1982. 96 с.

2. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.

3. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. 318 с.

4. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: АСТ, 2018. 416 с.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.

6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения: монография. М.: Интор, 1996. 544 с.

7. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект: Культура, 2005. 304 с.

8. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала: монография. М.: ПЕР СЭ, 2006. 688 с.

9. Кобозева И. С. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта как средство обеспечения качества непрерывного образования // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. II, № 4. С. 154-159.

10. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 21-30.

11. Остроумов А. И., Остроумова О. Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2 (28). С. 149-153.

12. Платонов К. К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.

13. Плохов А. В., Кобозева И. С., Чинякова Н. И. Музыкальное исполнительство и образование сквозь призму подготовки учителя // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 175-180.

14. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 302 с.

15. Разумникова О. М., Шемелина О. С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 130-139.

16. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 163-166.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 713 с.

18. Самохвалова В. И. Эстетическое воспитание в контексте общих социальных стратегий // Современные концепции эстетического воспитания. М.: ИФРАН, 1998. С. 232-267.

19. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.

20. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 9-20.

21. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 335 с.

22. Теплов Б. М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. 208 с.

23. Чинякова Н. И. Значение аналитической деятельности обучающихся в системе непрерывного музыкального образования // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 4 (20). С. 71-75.

References

1. Amonashvili Sh. A. Sozdavaya cheloveka. M.: Znanie, 1982. 96 s. [In Rus].

2. Andreev V. I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innova-cionnyh tekhnologij, 2012. 608 s. [In Rus].

3. Asmus V. F. Istoriko-filosofskie etyudy. M.: Mysl', 1984. 318 s. [In Rus].

4. Berdyaev N. A. Smysl tvorchestva. Opyt opravdaniya cheloveka. M.: AST, 2018. 416 s. [In Rus].

5. VygotskijL. S. Pedagogicheskaya psihologiya. M.: Pedagogika-press, 1999. 533 s. [In Rus].

6. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya: monografiya. M.: Intor, 1996. 544 s. [In Rus].

7. Ermolaeva-Tomina L. B. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya vu-zov. M.: Akademicheskij proekt: Kul'tura, 2005. 304 s. [In Rus].

8. Kashapov M. M. Psihologiya tvorcheskogo myshleniya professionala: monografiya. M.: PER SE, 2006. 688 s. [In Rus].

9. Kobozeva I. S. Formirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga-muzykanta kak sredstvo obespecheniya kachestva nepreryvnogo obrazovaniya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013. T. II, № 4. S. 154-159. [In Rus].

10. Kulyutkin Yu. N. Tvorcheskoe myshlenie v professional'noj deyatel'nosti uchitelya // Voprosy psihologii. 1986. № 2. S. 21-30. [In Rus].

11. Ostroumov A. I., Ostroumova O. F. Kreativnost' i kreativnoe obuchenie kak slagaemye modern-izacii obrazovaniya v Rossii // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. № 2 (28). S. 149-153. [In Rus].

12. Platonov K. K. Problema sposobnostej. M.: Nauka, 1972. 312 s. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Plohov A. V., Kobozeva I. S., Chinyakova N. I. Muzykal'noe ispolnitel'stvo i obrazovanie skvoz' prizmu podgotovki uchitelya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016. № 3. S. 175-180. [In Rus].

14. Ponomarev Ya. A. Psihologiya tvorchestva. M.: Nauka, 1976. 302 s. [In Rus].

15. Razumnikova O. M., Shemelina O. S. Lichnostnye i kognitivnye svojstva pri eksperimental'nom opredelenii urovnya kreativnosti // Voprosy psihologii. 1999. № 5. S. 130-139. [In Rus].

16. Rodzhers N. Tvorchestvo kak usilenie sebya // Voprosy psihologii. 1990. № 1. S. 163-166. [In Rus].

17. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii. SPb.: Piter, 2013. 713 s. [In Rus].

18. SamohvalovaV. I. Esteticheskoe vospitanie v kontekste obshchih social'nyh strategij // Sovremennye koncepcii esteticheskogo vospitaniya. M.: IFRAN, 1998. S. 232-267. [In Rus].

19. Spirkin A. G. Soznanie i samosoznanie. M.: Politizdat, 1972. 303 s. [In Rus].

20. TeplovB.M. Problemy individual'nyh razlichij. M., 1961. S. 9-20. [In Rus].

21. TeplovB. M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej. M.: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1947. 335 s. [In Rus].

22. TeplovB.M. Um polkovodca. M.: Pedagogika, 1990. 208 s. [In Rus].

23. Chinyakova N. I. Znachenie analiticheskoj deyatel'nosti obuchayushchihsya v sisteme nepreryv-nogo muzykal'nogo obrazovaniya // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2014. № 4 (20). S. 71-75. [In Rus].

Информация об авторе

И. С. Кобозева—доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования Information about the author

I. S. Kobozeva — Dr. Sc. (Education), Professor at the Chair of art and music education

Статья поступила в редакцию 06.06.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 30.06.2022. The article was submitted 06.06.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.