Научная статья на тему 'ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ'

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общеобразовательные организации / функциональная грамотность / проектная деятельность / интеллектуальные игры / проектирование образовательного процесса / школьники / educational organizations / functional literacy / project activities / intellectual games / design of the educational process / schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиховцова А. Б., Панченко Т. В.

В статье рассматривается актуальность проектной деятельности в начальном образовании. Анализируются нормативные документы в сфере образования. Метод проектов представлен как условие формирования функциональной грамотности личности. Описаны этапы реализации исследовательского проекта «Формирование функциональной грамотности младших школьников средствами проектной деятельности и игровых технологий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиховцова А. Б., Панченко Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF PROJECT ACTIVITIES IN PRIMARY EDUCATION IN THE FORMATION OF A FUNCTIONALLY LITERATE PERSONALITY

The article deals with the relevance of project activities in primary education. Regulatory documents in the field of education are analyzed. The project method is presented as a condition for the formation of functional literacy of the individual. The stages of the implementation of the research project ˝Formation of functional literacy of younger schoolchildren by means of project activities and game technologies˝ are described.

Текст научной работы на тему «ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ»

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

А. Б. Шиховцова

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 88-93. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 2, no. 4 (86). P. 88-93.

Научная статья УДК 373.3

doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-88-93

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Т. В. Панченко

Арина Борисовна Шиховцова1, Татьяна Владимировна Панченко2

1 2 Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия

1 arishamaiskaya@yandex.ru

2 t.v.panchenko@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается актуальность проектной деятельности в начальном образовании. Анализируются нормативные документы в сфере образования. Метод проектов представлен как условие формирования функциональной грамотности личности. Описаны этапы реализации исследовательского проекта «Формирование функциональной грамотности младших школьников средствами проектной деятельности и игровых технологий».

Ключевые слова: общеобразовательные организации, функциональная грамотность, проектная деятельность, интеллектуальные игры, проектирование образовательного процесса, школьники

Для цитирования: Шиховцова А. Б., Панченко Т. В. Об актуальности проектной деятельности в начальном образовании как условии формирования функционально грамотной личности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 88-93. ао1: 10.24412/2224-0772-2022-86-88-93

© Шиховцова А. Б., 2022 © Панченко Т. В., 2022

I A. E. Wмховцова, T. B. naHHeHKO

Original article

THE RELEVANCE OF PROJECT ACTIVITIES IN PRIMARY EDUCATION IN THE FORMATION OF A FUNCTIONALLY LITERATE PERSONALITY

Арина Борисовна Шиховцова1, Татьяна Владимировна Панченко2 1 2 Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia

1 arishamaiskaya@yandex.ru

2 t.v.panchenko@mail.ru

Abstract. The article deals with the relevance of project activities in primary education. Regulatory documents in the field of education are analyzed. The project method is presented as a condition for the formation of functional literacy of the individual. The stages of the implementation of the research project "Formation of functional literacy of younger schoolchildren by means of project activities and game technologies" are described.

Keywords: educational organizations, functional literacy, project activities, intellectual games, design of the educational process, schoolchildren

For citation: Shikhovtsova A. B., Panchenko T. V. The relevance of project activities in primary education in the formation of a functionally literate personality. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;2(4):88-93. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-86-88-93

Современное образование должно научить человека жить и действовать в изменяющемся, динамичном мире. «Пришли времена школы неопределенности. Мир Яна Амоса Коменского с дискретной поурочной системой образования при всей его великости имеет исчерпывающий диапазон в наши дни» [1, с. 12-13]. На смену конвенциональному обучению приходят новые образовательные технологии. Тем не менее, «как только мы открываем в сегодняшнем, в настоящем что-то новое, мы немедленно начинаем различать это „новое" и в прошлом. И именно поэтому „новое" оказывается хорошо забытым (точнее, вовремя не понятым) старым» [2, с. 26]. Так, в современной теории и практике отечественного образования находят отражение педагогическое проектирование и проектная деятельность в целом.

Анализ нормативных документов в сфере образования позволил установить, что организациях должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

- формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими

основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

- проектно-исследовательской деятельности, выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности;

- сопровождения проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения [5].

Участие детей младшего школьного возраста в создании и реализации коллективных природоохранных проектов, посильное участие в социальных проектах, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов предусмотрены «Примерной программой воспитания» [7].

Трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт педагога (функциональную карту), включают проектирование и реализацию образовательного процесса, в том числе основных общеобразовательных программ [6].

В условиях демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества незыблемой остается задача становления ценностного отношения к своей Родине [5]. Для решения этой задачи педагогически целесообразной является организация проектной деятельности, включающей интеллектуальные и творческие соревнования.

В современной социокультурной образовательной ситуации обнаруживаются противоречия:

- между ориентирами, заданными ФГОС НОО, и доминированием в практике работы школ когнитивной направленности обучения детей младшего школьного возраста;

- между актуальностью реализации регионального компонента содержания образования и недостаточностью научных публикаций, методических рекомендаций по данной теме.

Проблема исследовательского проекта состоит в поиске ответа на вопрос: возможна ли интеграция проектных и игровых технологий при организации интеллектуальных и творческих соревнований на уровне начального общего образования? При каких педагогических условиях данный процесс будет более эффективным?

Цель исследовательского проекта «Формирование функциональной

грамотности младших школьников средствами проектной деятельности и игровых технологий» — содействие созданию условий для интеллектуального развития и патриотического воспитания детей младшего школьного возраста с помощью проектных заданий, метода проектов и приемов геймификации. В качестве ожидаемого результата рассматривается функциональная грамотность ребенка младшего школьного возраста — способность использовать приобретаемые знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений [4].

При определении и содержательном наполнении этапов проекта авторы ориентировались на методологию проектной деятельности И. А. Колесниковой [3].

Предпроектный этап включал разработку концепции предстоящей деятельности, определение замысла проекта, составление технологической карты проекта, предусматривающей взаимодополняемую деятельность педагога, детей и их подгрупп, подбор теоретического и иллюстративного материала для содержательного наполнения электронного сопровождения исследовательского проекта.

Этап реализации проекта предполагал проведение серии интеллектуальных игр, разработанных на основе использования регионального компонента содержания образования и предусматривающих последовательное выполнение детьми проектных заданий/задач как прототипов, прообразов будущей самостоятельной проектной деятельности. Серия проектных задач, предлагаемых детям для выполнения, включала описание практической проблемной ситуации, формулировку цели выполнения, алгоритм действий и проектный продукт, а также справочный материал.

Рефлексивный этап предусматривал самоанализ детьми успешности, результативности собственной деятельности, фиксацию с помощью разработанных «Листов самооценивания и взаимооценивания», а также «Ромашки Б. Блума» их отношения к собственному проектному действию.

Послепроектный этап состоял в определении механизмов продвижения результатов данного исследовательского проекта: размещение информации о нем на сайте школы, в блоге класса; представление педагогическому сообществу в ходе выступлений на научно-практических конференциях.

Таким образом, обретение опыта проектной деятельности явля-

ется одним из требований ФГОС начального общего образования. Проектный метод, опирающийся на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, руководимую учителем, позволяет научить детей самостоятельно добывать информацию и применять ее в практической деятельности, что способствует как дальнейшей успешной социализации, так и формированию функционально грамотной личности.

Список источников

1. Асмолов А. Г. Учитель — мастер порождения смыслов в школе неопределенности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4 (31). С. 8-13.

2. Боровских А. В. Схема учебной деятельности в «Дидактической машине» Яна Амоса Коменского // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 3. С. 26-35. DOI: 10.51314/2073-2635-2017-3-26-35.

3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2005. 288 с.

4. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. 368 с.

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 09.04.2022).

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 09.04.2022).

7. Примерная программа воспитания [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/ uploads/files/22fe797a18bd6d7c0048d80e0a69cfe1.pdf (дата обращения: 09.04.2022).

References

1. Asmolov A. G. Uchitel' — master porozhdeniya smyslov v shkole neopredelennosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. № 4 (31). S. 8-13. [In Rus].

2. Borovskih A. V. Skhema uchebnoj deyatel'nosti v «Didakticheskoj mashine» Yana Amosa Komenskogo // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2017. № 3. S. 26-35. DOI: 10.51314/2073-2635-2017-3-26-35. [In Rus].

3. KolesnikovaI. A. Pedagogicheskoe proektirovanie. M.: Akademiya, 2005. 288 s. [In Rus].

4. Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla / pod red. A. A. Leont'eva. M.: Balass, 2003. 368 s. [In Rus].

5. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31.05.2021 g. № 286 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya» [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (data obrashcheniya: 09.04.2022). [In Rus].

6. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18.10.2013 g. № 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta „Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"» [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (data obrashcheniya: 09.04.2022). [In Rus].

7. Primernaya programma vospitaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/fil es/22fe797a18bd6d7c0048d80e0a69cfe1.pdf (data obrashcheniya: 09.04.2022). [In Rus].

Информация об авторах

А. Б. Шиховцова — студент 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование» Т. В. Панченко—кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Information about the authors

A. B. Shikhovtsova — student of the 4th year of the direction of training "Pedagogical education" T. V. Panchenko—PhD (Education), Associate Professor of the Department of Pedagogy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.