Научная статья на тему '«БОЛЬШИЕ ИДЕИ» И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МОДУЛЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ» В ПРОГРАММЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

«БОЛЬШИЕ ИДЕИ» И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МОДУЛЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ» В ПРОГРАММЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«большие идеи» / функциональная грамотность / глобальная компетентность / содержание образования / программа формирования функциональной грамотности / педагогический дизайн / “Big Ideas” / functional literacy / global competence / educational content / program for the formation of functional literacy / pedagogical design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Т. В., Ковалева Г. С., Дюкова С. Е.

Авторы дают обоснование педагогического дизайна и представляют модуль «Глобальные компетенции» в рамках программы курса внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности для 5–9 классов основной школы. Исходя из специфики формирования глобальной компетентности подростков и особенностей, отличающих направление «глобальные компетенции» в рамках функциональной грамотности, они показывают актуальность разработки программы модуля для внеурочной деятельности и выделяют четыре принципа педагогического дизайна, среди которых определение целей, ценностной, знаниевой и когнитивной основы в соответствии с содержанием и требованиями ФГОС основного общего образования; структурирование содержания на основе «больших идей»; отражение запросов и вызовов практики формирования глобальной компетентности в основной школе; рассмотрение внеурочной деятельности как основы интеграции на уровне целей, ценностей, содержания, формирования когнитивных навыков, а также на уровне организации объединения субъектов образовательного процесса, в первую очередь педагогов. Авторы показывают соответствие «глобальных компетенций» целям и требованиям ФГОС основного общего образования, ценностям отечественной системы образования. В фокусе проведенного исследования находится принцип «больших идей», в соответствии с которым раскрываются предметные (знаниевые) аспекты глобальных компетенций и определяется содержание деятельности обучающихся. В статье приводится программа модуля «Глобальные компетенции», дизайн которой определяют «большие идеи», показан потенциал программы, охарактеризованы педагогические риски ее реализации и возможные пути преодоления названных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“BIG IDEAS” AND FUNCTIONAL LITERACY: EXPERIENCE IN DEVELOPING THE “GLOBAL COMPETENCES” MODULE IN THE PROGRAM FOR THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY

The authors give a rationale for pedagogical design and present the Global Competences module as part of the program of the extracurricular activity course on the formation of functional literacy for grades 5–9. Based on the specifics of the formation of global competence of adolescents and the features that distinguish the direction of “global competencies” within the framework of functional literacy, they show the relevance of developing a module program for extracurricular activities and identify four principles of pedagogical design, including the definition of goals, values, knowledge and cognitive basis in accordance with the content and requirements of the Federal State Educational Standard of basic general education; structuring content based on “big ideas”; reflecting the demands and challenges of the practice of forming global competence in school; consideration of extracurricular activities as the basis for integration at the level of goals, values, content, formation of cognitive skills; as well as at the level of organization of subjects of the educational process, primarily teachers. The authors show the correspondence of “global competencies” to the goals and requirements of the Federal State Educational Standard of basic general education, and to the values of the national system of education. The focus of the study is the principle of “big ideas”, according to which the knowledge aspects of global competencies are revealed, and the content of students’ activities is determined. The article presents the program of the module “Global competencies”, the design of which is determined by “big ideas”, shows the potential of the program, characterizes the pedagogical risks of its implementation and possible ways to overcome these risks.

Текст научной работы на тему ««БОЛЬШИЕ ИДЕИ» И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МОДУЛЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ» В ПРОГРАММЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 79-93. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 4 (85). P. 79-93. Научная статья УДК 373

doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-79-93

«БОЛЬШИЕ ИДЕИ» И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МОДУЛЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ» В ПРОГРАММЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Татьяна Викторовна Коваль1, Галина Сергеевна Ковалева2, Светлана Евгеньевна Дюкова3

1 2 3 Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия

1 nastiakovalt@mail.ru

2 centeroko@mail.ru

3 s.dyukova@gmail.com

Аннотация. Авторы дают обоснование педагогического дизайна и представляют модуль «Глобальные компетенции» в рамках программы курса внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности для 5-9 классов основной школы. Исходя из специфики формирования глобальной компетентности подростков и особенностей, отличающих направление «глобальные компетенции» в рамках функциональной грамотности, они показывают актуальность разработки программы модуля для внеурочной деятельности и выделяют четыре принципа педагогического дизайна, среди которых определение целей, ценностной, знаниевой и когнитивной основы в соответствии с содержанием и требованиями ФГОС основного общего образования; структурирование содержания на основе «больших идей»; отражение запросов и вызовов практики формирования глобальной компетентности в основной

Т. В. Коваль

Г. С. Ковалева

С. Е. Дюкова

© Коваль Т. В., 2022 © Ковалева Г. С., 2022 © Дюкова С. Е., 2022

школе; рассмотрение внеурочной деятельности как основы интеграции на уровне целей, ценностей, содержания, формирования когнитивных навыков, а также на уровне организации объединения субъектов образовательного процесса, в первую очередь педагогов.

Авторы показывают соответствие «глобальных компетенций» целям и требованиям ФГОС основного общего образования, ценностям отечественной системы образования. В фокусе проведенного исследования находится принцип «больших идей», в соответствии с которым раскрываются предметные (знаниевые) аспекты глобальных компетенций и определяется содержание деятельности обучающихся. В статье приводится программа модуля «Глобальные компетенции», дизайн которой определяют «большие идеи», показан потенциал программы, охарактеризованы педагогические риски ее реализации и возможные пути преодоления названных рисков.

Благодарности. Статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00058-22-01 на 2022 год «Обновление и пополнение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе».

Ключевые слова: «большие идеи», функциональная грамотность, глобальная компетентность, содержание образования, программа формирования функциональной грамотности, педагогический дизайн

Для цитирования: Коваль Т. В., Ковалева Г. С., Дюкова С. Е. «Большие идеи» и функциональная грамотность: опыт разработки модуля «Глобальные компетенции» в программе по формированию функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 79-93. ао1: 10.24412/2224-0772-2022-85-79-93

Original article

"BIG IDEAS" AND FUNCTIONAL LITERACY: EXPERIENCE IN DEVELOPING THE "GLOBAL COMPETENCES" MODULE IN THE PROGRAM FOR THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY

Tatiana V. Koval1, Galina S. Kovaleva2, Svetlana E. Dyukova3 1 2 3 Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

1 nastiakovalt@mail.ru

2 centeroko@mail.ru

3 s.dyukova@gmail.com

Abstract. The authors give a rationale for pedagogical design and present the Global Competences module as part of the program of the extracurricular activity course on the formation of functional literacy for grades 5-9. Based on the specifics of the formation of global competence of adolescents and

the features that distinguish the direction of "global competencies" within the framework of functional literacy, they show the relevance of developing a module program for extracurricular activities and identify four principles of pedagogical design, including the definition of goals, values, knowledge and cognitive basis in accordance with the content and requirements of the Federal State Educational Standard of basic general education; structuring content based on "big ideas"; reflecting the demands and challenges of the practice of forming global competence in school; consideration of extracurricular activities as the basis for integration at the level of goals, values, content, formation of cognitive skills; as well as at the level of organization of subjects of the educational process, primarily teachers.

The authors show the correspondence of "global competencies" to the goals and requirements of the Federal State Educational Standard of basic general education, and to the values of the national system of education. The focus of the study is the principle of "big ideas", according to which the knowledge aspects of global competencies are revealed, and the content of students' activities is determined. The article presents the program of the module "Global competencies", the design of which is determined by "big ideas", shows the potential of the program, characterizes the pedagogical risks of its implementation and possible ways to overcome these risks.

Keywords: "Big Ideas", functional literacy, global competence, educational content, program for the formation of functional literacy, pedagogical design

Acknowledgments. The article was completed within the framework of the state task of the Federal State Budgetary Institution "Institute for the Development of Education Strategy of the Russian Academy of Education" No. 073-00058-22-01 for 2022 "Updating and replenishing the open bank of tasks for the formation of functional literacy of students on a digital platform."

For citation: Koval T. V., Kovaleva G. S., Dyukova S. E. "Big ideas" and functional literacy: Experience in developing the "Global competences" module in the program for the formation of functional literacy. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(4):79-93. (In Russ.). htpps/doi. org/10.24412/2224-0772-2022-85-79-93

Введение. Обновление содержания образования является важнейшим процессом и одним из результатов педагогического транзита, обеспеченного нормативной, научно-теоретической и практической деятельностью отечественных ученых и учителей. Этот результат раскрывается в концепциях преподавания учебных предметов, примерной программе воспитания (2020 г.), зафиксирован в обновленных федеральных государственных стандартах начального, основного общего и среднего общего образования, примерных рабочих программах учеб-

ных предметов на уровнях основного и среднего общего образования. Существенным продвижением в обновлении содержания образования в основной школе стало включение в нормативные документы понятия функциональной грамотности. ФГОС основного общего образования определяет функциональную грамотность как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности», которая включает «овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» [5].

Акцентируя необходимость формирования у школьников опыта применения знаний и универсальных учебных действий в жизненных ситуациях, в решении практических задач за пределами учебно-познавательной деятельности, обновленный ФГОС основного общего образования впервые выделяет сферы, непосредственно связанные с активно развивающимися направлениями функциональной грамотности. К ним относятся цифровая и финансовая грамотности, упомянутые в стандарте. Вместе с тем ряд позиций ФГОС ООО и требований к личностным, ме-тапредметным и предметным образовательным результатам нацеливает и фактически организует и регулирует работу образовательной организации по направлению функциональной грамотности «глобальные компетенции», в рамках которого формируется глобальная компетентность школьников.

Постановка проблемы. Цель и методы исследования. Формирование функциональной грамотности осуществляется в целенаправленно организованной урочной и внеурочной деятельности подростка. В этом плане основные направления функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная грамотность) имеют определенную и довольно устойчивую «привязку» к учебным дисциплинам. Очевидна также предметная основа одного из так называемых дополнительных направлений — финансовой грамотности. Это важно отметить, потому что учитель или образовательная организация, реализуя требования ФГОС ООО, имеют на практике больше возможностей для организации системы работы по формированию функциональной грамотности на уроке [4, с. 115-116]. Формирование глобальной компетентности как субъектно присвоенной системы знаний, познавательных и социальных компетенций и ценностей требует иного подхода. Знаниевая состав-

ляющая «распадается», находя отражение в содержании различных учебных дисциплин. Такого рода знания относятся к метапредметным или межпредметным, и различные учебные дисциплины рассматривают их отдельные аспекты, а не целостное содержание. В базовом учебном плане отсутствуют также дисциплины, которые можно было рассматривать в качестве ведущих, «ответственных» за формирование ценностной и деятельностной составляющих данного вида функциональной грамотности. «Точка сборки» «глобальных компетенций» в предметно ориентированном образовательном пространстве должна быть специально создана [7]. Мы уже указывали на значение объединения усилий учителей-предметников в формировании глобальной компетенции [2]. Заметим, однако, что на практике возможности различных форм подобного объединения могут быть затруднены.

Результаты школьных и региональных мониторингов, поиски и сомнения учителей показывали наличие противоречия между целями формирования глобальной компетентности школьника, непосредственно связанными с требованиями ФГОС ООО, и средствами их достижения, между преимущественно предметной организацией целенаправленной познавательной деятельности школьника и знаниевой основой этой деятельности, межпредметной и/или метапредметной по сути.

Целью статьи является обоснование педагогического дизайна и представление модуля «Глобальные компетенции» в рамках программы курса внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности для основной школы. Внимание к дизайну модуля и к знаниевой стороне «глобальных компетенций» не противоречит современному подходу к определению сущности образования, общую направленность которого выражает высказывание А. Шляйхера: «В прошлом образование заключалось в том, чтобы научить людей чему-либо. Сегодня суть образования — помочь личности развить надежный внутренний стержень и навыки, найти свой собственный путь во все более неопределенном, непостоянном и усложняющемся мире» [Цит. по: 8, с. 19]. В предыдущих работах нами было показано, что на всех уровнях обучения в основной школе существует проблема освоения предметного содержания глобальной компетентности, а отсутствие предметных знаний не позволяет школьникам демонстрировать уже сформированные познавательные умения. «Добиться глубокого понимания и возможности использования в реальном мире получится, только применяя навыки к содержательному

знанию так, чтобы они дополняли друг друга» [8, с. 136].

При проведении исследования использовались системный подход, методы сравнительного и ретроспективного анализа научной литературы, анализ данных, полученных при проведении когнитивных лабораторий, анализ экспертных оценок и результатов апробации содержания, представленного в комплексных заданиях по глобальным компетенциям, интервьюирование учителей, рефлексия опыта, полученного при разработке содержательного компонента и проведения региональных мониторингов функциональной грамотности.

Для создания программы (модуля) «Глобальные компетенции» было использовано отобранное ранее предметное содержание для 5-6-х, 7-х и 8-9-х классов [3, с. 48-49], а также связанная с ним система формирующих познавательных заданий, разработанных в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» в 2019-2022 гг. и представленных на порталах «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/; «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности»: https://fg.resh.edu.ru/; «Функциональная грамотность»: https://edsoo.ru/.

Ход и результаты исследования. Обсуждение. Педагогический дизайн программы модуля «Глобальные компетенции» определен следующими принципами:

а) определение целей, ценностной, знаниевой и когнитивной основы в соответствии с содержанием и требованиями ФГОС основного общего образования;

б) структурирование содержания на основе «больших идей»;

в) отражение запросов и вызовов практики формирования глобальной компетентности в основной школе;

г) внеурочная деятельность как «точка сборки», основа интеграции на уровне целей, ценностей, содержания, формирования когнитивных навыков, а также на уровне организации субъектов образовательного процесса, в первую очередь педагогов.

ФГОС ООО, определяя социально и личностно значимые цели образовательной деятельности, указывает на необходимость формирования российской гражданской идентичности и системы ценностей обучающихся; развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире; создание социальной ситуации развития обучающихся,

обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности [5, с. 1-2].

Нормативный документ указывает на необходимость создания «целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную деятельность, <.. .> развитие у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного социального поведения» [5, с. 19-20].

ФГОС ООО выделяет личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Они включают освоение «социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности; умение <...> оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий» [5, с. 46-47]. Требования ФГОС ООО к личностным результатам по направлению экологического воспитания (42.1.7) отражают ориентацию на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности [5, с. 46]. Требования в сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия (42.1.5) включают способность адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека [5, с. 45].

Эти идеи проводятся и в требованиях к предметным результатам освоения образовательной программы основного общего образования (учебные дисциплины «обществознание», «география», иностранные языки, «история», «биология», «химия»). Например, один из результатов по предмету «обществознание» (45.6.2) сформулирован так: «приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

осознание ценности культуры и традиций народов России» [5, с. 97-98].

Сопоставим идеи ФГОС ООО с характеристиками глобальной компетентности и компетенциями, представленными в международном исследовании качества образования. Глобальная компетентность рассматривается как личностная структура, формирующаяся в процессе интеллектуального, эмоционального, социального и гражданского становления; как одна из основ ориентации и успешного существования в современном социуме; как цель образования на протяжении всей жизни человека [16]. Конструкт «глобальная компетентность» раскрывается через следующие компетенции: изучать локальные, глобальные и межкультурные вопросы; понимать взгляды и мировоззрения и давать им оценку; участвовать в открытых и эффективных межкультурных взаимодействиях; действовать в интересах коллективного благополучия и устойчивого развития [10, с. 12; 15].

Анализ показывает, что формирование глобальной компетентности обучающихся соответствует ценностям отечественной системы образования, помогает достижению целей и реализации требований, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, развивается в русле этих требований и ценностно, и содержательно.

Содержательную основу «глобальных компетенций» содержит в неак-туализированном виде комплекс учебных предметов, таких как биология, география, иностранные языки, история, обществознание, химия. Однако только примерная рабочая программа по обществознанию содержит указания на отдельные направления функциональной грамотности, включая «глобальные компетенции», в связи с определенным предметным содержанием [6]. Зачастую учителя не предполагают, что компоненты предметного содержания позволяют им успешно осуществлять работу по формированию глобальной компетентности обучающихся, реализуя тем самым требования ФГОС ООО к результатам образования. Таким образом, модуль «Глобальные компетенции» в программе внеурочной деятельности, созданный с учетом требований к предметным результатам на основе знаний, которые получают школьники при изучении отдельных школьных предметов, имеет интегративный потенциал, выступает как «точка сборки» межпредметных и метапредметных знаний.

Педагогический дизайн программы модуля воплощает принцип «больших идей». Международные и отечественные исследования показывают

эффективность данного подхода, если при организации познавательной деятельности необходимо объединить разрозненное по тем или иным причинам содержание. По мнению Гранта Уиггинза (G. Wiggins), специалиста по педагогическому дизайну и одного из создателей подхода backward design [18], «ап idea is big if it helps us make sense of lots of otherwise meaningless, isolated, inert, or confusing facts. A big idea is a way of usefully seeing connections, not just another piece of knowledge. It is more like a lens for better looking than something additionally seen; more like a theme than the facts of the story» [17].

В отечественной педагогике пилотное обобщающее исследование «больших идей» как принципа проектирования содержания образования представлено исследователями Высшей школы экономики. Они показали, что в отсутствие единого определения «больших идей» данный концепт рассматривается в рамках концептуально-ориентированного обучения и ориентирует процесс обучения к переходу от освоения разрозненных фактов («списков фактов») к освоению «набора обобщений, выраженных в виде концептов. При таком обучении факты и темы всегда вписаны в более широкий общий контекст, заданный такими концептами. Они выступают в роли связующего звена, организующего разрозненный материал в общую картину» [1, с. 4].

В международной практике и в опыте работы нескольких образовательных учреждений нашей страны примером образовательной программы, основанной на «больших идеях», является Программа средних лет обучения международного бакалавриата (IB MYP) [13]. При разработке модуля «Глобальные компетенции» использовались исследования и связанные с ними рекомендации о роли «больших идей» в структурировании метапредметных знаний на уровне учебной программы; примеры выделения «больших идей» в планировании занятий на трех уровнях (учебный год, раздел программы, отдельное занятие); подходы к отбору содержания образования и конструированию программы естественных наук (Science) [12] и социальных дисциплин [9; 11]; а также обсуждение формата представления «больших идей» [14].

Особенностью программы модуля (представлена в Табл. 1) является выделение двух «больших идей» — концептов «глобальные проблемы» и «межкультурные взаимодействия», представленных в названии модуля в формате утверждений «Ты, я, мы отвечаем за планету» и «Роскошь общения» и раскрытых в программе для каждого класса через целепола-

гание в деятельностной форме, например «Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 класс), «Мы учимся преодолевать проблемы в общении и вместе решать глобальные проблемы» (7 класс). На каждом уровне освоения программы предлагается пять занятий, задачи которых конкретизируют поставленные цели, которые раскрываются на соответствующем предметном материале. При этом организация деятельности школьников не должна воспроизводить урочные формы (для помощи организаторам внеурочной деятельности планируется разработка методических рекомендаций).

Таблица 1

Модуль «Глобальные компетенции» в Программе курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

«Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету»

5 класс. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами (5 ч)

1. Мы умеем дружить

2. Общаемся с одноклассниками и живем интересно

3. Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным?

4-5. Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать

6 класс. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу (5 ч)

1. Мы разные, но решаем общие задачи

2-3. Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении

4. Глобальные проблемы в нашей жизни

5. Заботимся о природе

7 класс. Мы учимся преодолевать проблемы в общении и вместе решать глобальные проблемы (5 ч)

1. С чем могут быть связаны проблемы в общении

2. Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга

3. Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

4-5. Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации. Выбираем профессию

8 класс. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего (5 ч)

1. Социальные нормы — основа общения

2-3. Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и достигаем общих целей

4. Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

5. Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы

9 класс. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире (5 ч)

1. Какое общение называют эффективным? Расшифруем «4к»

2-3. Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща

3. Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным?

4. Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития

Сформированная глобальная компетентность воплощается в присвоении знаний, в развитии определенных личностных качеств, коммуникативности и особенностей мышления человека. Знания по «глобальным компетенциям» (предметное содержание) подразумевают осведомленность школьника в широких взаимосвязанных областях глобальных проблем, их проявлении на локальном уровне, а также в области межкультурных взаимодействий. Для школьника осознание глобальных и локальных аспектов неопределенного и изменяющегося мира, поиск себя, связанный с формированием личной идентичности (гражданской, этнонациональ-ной, религиозной, культурной) и системы гуманистических ценностей, и понимание других происходит и развивается в целенаправленно организованной познавательной урочной и внеурочной деятельности, во внеурочных социальных практиках. Формирование глобальной компетентности подразумевает для подростков возможность самоорганизации, свободного выбора решений и пути их достижения, их социальная активность и выполнение познавательных заданий не могут сводиться к выполнению прямых указаний со стороны наставника и действиям «по образцу». Многоплановый и разнообразный выбор видов деятельности и форм ее организации; создание атмосферы уважения и доверия между участниками процесса, взрослыми и подростками; совместное решение различных вопросов, в том числе и спорных, важны для формирования глобальной компетентности. Это требует от организатора (учителя, наставника, тьютора) достаточно высокой степени педагогического мастерства и уровня освоения профессиональных компетенций.

Интервьюирование учителей подтвердило наличие затруднений в организации системы работы по направлениям функциональной грамотности, которые были не связаны содержательно с одним или двумя учебными предметами, что воспринималось на практике как организационный, познавательный и воспитательный дефицит. Учителя,

мотивированные на формирование глобальной компетентности школьников, задавали множество вопросов, например: «Как можно учить „глобальным компетенциям", если отсутствует такой предмет?», «Где можно найти программу по функциональной грамотности?», «Какие знания нужны пятиклассникам (шести-, семи, восьмиклассникам) для того, чтобы справиться с заданиями школьного мониторинга?», «Почему в моем классе несколько слабых учеников справились с заданиями лучше, чем те, кто получает более высокие отметки, каких знаний не хватило сильным ученикам?» и т.д.

Вопросы отражали появление потребности в создании программы формирования глобальной компетентности, которую учителя-предметники могли бы использовать, объединяя свои усилия во внеурочное время, что могло бы скомпенсировать дефициты предметно-урочной формы организации деятельности, о которых было сказано выше.

Однако, отталкиваясь от определения «глобальных компетенций» как ценностно-интегративного компонента функциональной грамотности, который имеет собственное предметное содержание, ценностную основу и направлен на формирование универсальных навыков (напомним, что под «предметным содержанием» подразумевается знаниевый аспект «глобальных компетенций») [4, с. 120], мы считаем педагогически непродуктивным селективное, изолированное представление этого направления функциональной грамотности. В ценностно-интегративной характеристике «глобальных компетенций» отражаются не только внутренние аспекты, но и внешние связи конструкта с другими направлениями функциональной грамотности, включая направленность на развитие познавательных умений, аналитического и критического мышления. Более того, специфика глобальной компетентности как качества личности и «глобальных компетенций» как направления функциональной грамотности наиболее полно проявляется именно в отражении взаимосвязанных явлений и процессов изменяющегося мира, в активном взаимодействии с разнообразными проявлениями окружающего мира. Таким образом, организация внеурочной деятельности школьников в соответствии с программой модуля может выполнить интегративную функцию, представляет собой целенаправленно созданную «точку сборки» компонентов и субъектов образовательного процесса.

Заключение. Реализация принципов педагогического дизайна программы модуля «Глобальные компетенции», сфокусированная на «боль-

ших идеях», создает условия для целенаправленного формирования данного вида функциональной грамотности школьника во внеурочной деятельности, в системе и с опорой на метапредметное содержание. Образовательная организация получает дополнительный потенциал для того, чтобы обеспечить достижение личностных, метапредметных и ряда предметных результатов образовательного процесса в основной школе. Программа является методологическим инструментом для обеспечения интегрированного подхода к формированию глобальной компетентности на трех уровнях: нормативном, содержательном, организационном. В качестве педагогических рисков использования программы следует отметить а) систематическое воспроизводство традиционных урочных форм учебных занятий, б) отказ от предоставления школьникам определенной самостоятельности, детальное и «пошаговое» руководство деятельностью подростков со стороны организатора, в) недостаточный уровень педагогического мастерства организаторов; г) формальное следование программе. Преодолению этих рисков будет способствовать использование личностно ориентированного и деятельностного подходов, творческое отношение организаторов к педагогической деятельности, совместная деятельность команды учителей, организация повышения их квалификации.

Список источников

1. Гасинец М. В., Авдеенко Н. А., Михайлова А. М. и др. Большие идеи для содержания образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 60 с.

2. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. «Глобальные компетенции» и образовательный процесс: что изменяется в деятельности школы и учителя? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2021. № 5. С. 39-42.

3. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. «Глобальные компетенции»: опыт разработки национальных учебно-диагностических материалов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 42-57.

4. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.201021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 06.06.2022).

6. Примерная рабочая программа основного общего образования. Обществознание (для 6-9 классов образовательных организаций), 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/ Predmet_Obschestvoznanie.htm (дата обращения: 10.06.2022).

7. РутковскаяЕ. Л. Образовательное пространство школы: возможности развития функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 58-73.

8. Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, которые нужны для успеха. М.: Skolkovo, 2016. С. 112-123.

9. Alleman J., Knighton B., Brophy J. Structuring the Curriculum Around Big Ideas // Social Studies

and the Young Learner. 2010. No. 23 (2). P. 25-29.

10. Boix Mansilla V., Schleicher А. Big Picture Thinking: how to educate the whole person for an interconnected world. Paris: OECD, 2022. 106 p.

11. Edmonds D., Warburton N. Big Ideas in Social Science. SAGE Publications Ltd, 2016. 184 p.

12. Harlen W. Working with Big Ideas of Science Education // The Association of Science Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.ase.org.uk/bigideas (дата обращения: 10.06.2022).

13. Middle Years Programme. Interdisciplinary teaching and learning in the MYP. Peterson House, International Baccalaureate Organization (UK), 2021. 79 p.

14. Mitchell I., Keast S., Panizzon D., et al. Using 'big ideas' to enhance teaching and student learning // Teachers and Teaching. 2017. Vol. 23, No. 5. P. 596-610. DOI: https://doi:10.1080/13540602.2016 .1218328.

15. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. DOI: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en.

16. Preparing our youth for an inclusive and sustainable world. The OECD PISA global competence framework. 2018 // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/pisa/Handbook-PISA-2018-Global-Competence.pdf (дата обращения: 09.06.2022).

17. Wiggins G. What is a Big Idea? // Big ideas. An authentic education e-journal, 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://www.authenticeducation.org/ae_bigideas/article.lasso?artid=99 (дата обращения: 20.06.2022).

18. Wiggins G., McTighe J. Understanding by Design (2nd Edition). Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 2005. 371 p.

References

1. Gasinec M. V., Avdeenko N. A., Mihajlova A. M. i dr. Bol'shie idei dlya soderzhaniya obrazovani-ya. M.: NIU VShE, 2020. 60 s. [In Rus].

2. Koval' T. V., Dyukova S. E. «Global'nye kompetencii» i obrazovatel'nyj process: chto izmenyaet-sya v deyatel'nosti shkoly i uchitelya? // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2021. № 5. S. 39-42. [In Rus].

3. Koval'T. V., Dyukova S. E. «Global'nye kompetencii»: opyt razrabotki nacional'nyh uchebno-di-agnosticheskih materialov // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 2, № 2 (70). S. 42-57. [In Rus].

4. Koval' T. V., Dyukova S. E. Global'nye kompetencii — novyj komponent funkcional'noj gramot-nosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 112-123. [In Rus].

5. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.201021 № 287 «Ob utverzh-denii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (data obrash-cheniya: 06.06.2022). [In Rus].

6. Primernaya rabochaya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya. Obshchestvoznanie (dlya 6-9 klassov obrazovatel'nyh organizacij), 2021 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/ Predmet_Obschestvoznanie.htm (data obrashcheniya: 10.06.2022). [In Rus].

7. Rutkovskaya E. L. Obrazovatel'noe prostranstvo shkoly: vozmozhnosti razvitiya funkcional'noj gramotnosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 2, № 2 (70). S. 58-73. [In Rus].

8. Fejdl Ch., Byalik M., Trilling B. Chetyrekhmernoe obrazovanie: kompetencii, kotorye nuzhny dlya uspekha. M.: Skolkovo, 2016. S. 112-123. [In Rus].

9. Alleman J., Knighton B., Brophy J. Structuring the Curriculum Around Big Ideas // Social Studies and the Young Learner. 2010. No. 23 (2). P. 25-29.

10. Boix Mansilla V., Schleicher A. Big Picture Thinking: how to educate the whole person for an interconnected world. Paris: OECD, 2022. 106 p.

11. Edmonds D., Warburton N. Big Ideas in Social Science. SAGE Publications Ltd, 2016. 184 p.

12. Harlen W. Working with Big Ideas of Science Education // The Association of Science Education [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.ase.org.uk/bigideas (data obrashcheniya: 10.06.2022).

13. Middle Years Programme. Interdisciplinary teaching and learning in the MYP. Peterson House,

International Baccalaureate Organization (UK), 2021. 79 p.

14. Mitchell I., Keast S., Panizzon D., et al. Using 'big ideas' to enhance teaching and student learning // Teachers and Teaching. 2017. Vol. 23, No. 5. P. 596-610. DOI: https://doi:10.1080/13540602.2016 .1218328.

15. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. DOI: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en.

16. Preparing our youth for an inclusive and sustainable world. The OECD PISA global competence framework. 2018 // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd.org/pisa/Handbook-PISA-2018-Global-Competence.pdf (data obrashcheniya: 09.06.2022).

17. Wiggins G. What is a Big Idea? // Big ideas. An authentic education e-journal, 2010 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.authenticeducation.org/ae_bigideas/article.lasso?artid=99 (data obrashcheni-ya: 20.06.2022).

18. Wiggins G., McTighe J. Understanding by Design (2nd Edition). Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 2005. 371 p.

Информация об авторах

Т. В. Коваль—кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования

Г. С. Ковалева — кандидат педагогических наук, заведующая Центром оценки качества образования С. Е. Дюкова — научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования

Information about the authors

Tatiana V. Koval — PhD (Education), Senior Researcher, the Laboratory of Social and Humanitarian Education Galina S. Kovaleva — PhD (Education), Head of the Centre for Evaluating the Quality of Education Svetlana E. Dyukova — Researcher, the Laboratory of Social and Humanitarian Education

Статья поступила в редакцию 30.06.2022; одобрена после рецензирования 30.06.2022; принята к публикации 30.06.2022. The article was submitted 30.06.2022; approved after reviewing 30.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.