Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УРОК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЕ / TEACHER / INTERACTIVE LEARNING / LESSON / ART / RADICAL CHANGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темирова М. Н., Азизов А. А., Алиева М. Н.

По мнении авторов при планировании интерактивных уроков по курсу изобразительного искусства в средней школе необходимо учитывать, что в отличие от остальных предметов, содержание образования по данному предмету имеет сравнительно небольшую теоретическую составляющую, что вынуждает отказаться от некоторых форм интенсификации, но представляет благоприятные условия для применения творческих заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE TEACHER IN INTERACTIVE LEARNING IN THE LESSON OF THE FINE ART

According to the authors, when planning interactive lessons for the course of fine art in high school, it should be taken into account that, unlike other subjects, the content of education in this subject has a relatively small theoretical component, which forces one to abandon some forms of intensification, but presents favorable conditions for the use of creative tasks.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 371.012

Темирова М.Н. преподаватель

кафедра изобразительное искусство и народные промысли

Азизов А.А., доктор педагогических наук

профессор

кафедра технологии и методики её преподавания

Алиева М.Н. преподаватель

кафедра технологии и методики её преподавания ГОУ «Худжанский государственный университет имени акад. Б.

Гафурова»

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация: По мнении авторов при планировании интерактивных уроков по курсу изобразительного искусства в средней школе необходимо учитывать, что в отличие от остальных предметов, содержание образования по данному предмету имеет сравнительно небольшую теоретическую составляющую, что вынуждает отказаться от некоторых форм интенсификации, но представляет благоприятные условия для применения творческих заданий.

Ключевые слова: учитель, интерактивное обучение, урок, изобразительное искусство, коренные изменение

Temirova M.N. teacher

Lecturer, Department of Fine Arts and Crafts, State Educational Institution "Khujand State University named after Acad. B. Gafurova "

Azizov A.A.

Dr.of Pedagogy, Professor of the department of technology and methods of its teaching attached to the faculty offine arts and technology under Khujand

State University named after academician B. Gafurov

Alieva M.N.

lecturer of the department of technology and methods of its teaching attached to the faculty offine arts and technology under Khujand State University named after academician B. Gafurov, Tajikistan, Khujand THE ROLE OF THE TEACHER IN INTERACTIVE LEARNING IN THE LESSON OF THE FINE ART

Annotation: According to the authors, when planning interactive lessons for the course of fine art in high school, it should be taken into account that, unlike other subjects, the content of education in this subject has a relatively small theoretical component, which forces one to abandon some forms of intensification, but presents favorable conditions for the use of creative tasks.

Keywords: teacher, interactive learning, lesson, art, radical change

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту. При обновлении содержания образования и освоении новых форм организации учебно-воспитательного процесса качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью [1, с.4].

Школа ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности ученика, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной. Именно эти способности называются ключевыми в современном обществе, причем не только российском

Многие методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. interact -взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение [5, с.35].

Интерактивные технологии по В. В. Гузееву - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой [2, с.56].

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

Внедрение интерактивных технологий является одним из факторов интенсификации процесса обучения, поскольку интерактивное обучение позволяет успешно достигать цели активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечение осмысления и глубокого понимания учебного материала, индивидуализация педагогического взаимодействия, обеспечения постоянной двусторонней связи в учебном процессе [1, с.75]

Такое обучение соответствует современным требованиям к учебному процессу. Тем не менее, в массовой школьной практике, интерактивные технологии сравнительно редко применяются в обучении изобразительному искусству. К сожалению, нередко обучение сводится к усвоению теоретических знаний и выполнению практических заданий, хотя уроки ИЗО подразумевают творческую деятельность учащихся, эстетическое воспитание, а не только освоение различных техник живописи и рисунка. Таким образом, применение интерактивных технологий в обучении ИЗО является нерешенной проблемой современного образования, решение которой в практике общеобразовательной школы открывает для учителя ИЗО и его учеников новые перспективы.

Таким образом, главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчества, в рефлексии художественно-эстетической деятельности

Использованные источники:

1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учеб. пособие [Текст]:/ Н.В.Бордовская, Н.В.Бродская, И.М.Дандарова // - 2-е изд., стер. -М.: КноРус, 2011.-432 с.

2. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий /В.В. Гузеев// - М.: Сентябрь, 2006. - 192 с.

3. Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы. - Режим доступа: / http: //festival.1september.ru/ articles /313034/

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие /Г.К.Селевко// - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

5. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы /Н.Суворова// Учитель. - 2000. - №1. - С. 25-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.