Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
использование / методы обучения / основной метод / урок изобразительное искусство / use / teaching methods / basic method / visual arts lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темурова М.Н.

В статье речь идет о использовании основных методов обучения на уроках изобразительного искусства, и отмечается, что формирование умений и навыков связано с практической деятельностью учащихся. Из этого следует, что в основу методов формирования умений необходимо положить вид деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BASIC TEACHING METHODS IN THE FIGURES OF THE FINE ART

The article deals with the use of basic teaching methods in the lessons of fine art, and notes that the formation of skills is associated with practical activities of students. It follows from this that the basis for the methods of forming skills must be the type of activity of students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 371.012

Темурова М.Н. преподаватель кафедры изобразительное искусство и народные промысли ГОУ «Худжанский государственный университет

имени академика Б. Гафурова» Таджикистан, Худжанд

ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация: В статье речь идет о использовании основных методов обучения на уроках изобразительного искусства, и отмечается, что формирование умений и навыков связано с практической деятельностью учащихся. Из этого следует, что в основу методов формирования умений необходимо положить вид деятельности учащихся.

Ключевые слова: использование, методы обучения, основной метод, урок изобразительное искусство.

Temurova M.N. teacher of the department offine art and folk crafts

State Educational Institution "Khujansk State University named after

academician B. Gafurov " Tajikistan, Khujand

THE USE OF BASIC TEACHING METHODS IN THE FIGURES OF

THE FINE ART

Annotation: The article deals with the use of basic teaching methods in the lessons of fine art, and notes that the formation of skills is associated with practical activities of students. It follows from this that the basis for the methods offorming skills must be the type of activity of students.

Keywords: use, teaching methods, basic method, visual arts lesson.

Методы обучения художественному труду имеют специфические черты, обусловленные познавательной деятельностью младших школьников: характером технических процессов и трудовых операций; развитием политехнического мышления, технических способностей; формированием обобщающих политехнических знаний и умений.

Учитель должен отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества. Для урока изобразительного искусства

характерна классификация методов по способам деятельности учителя и учащихся, т. к. в обучении этим предметам более ясно выступают два взаимосвязанных процесса: практическая самостоятельная деятельность учащихся и руководящая роль учителя.

Соответственно и методы делятся на 2 группы: 1) Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя; 2) Методы преподавания, обучения.

Методы обучения, которые определяются по источнику полученных знаний, включают в себя 3 основных вида: словесные; наглядные; практические.

Формирование умений и навыков связано с практической деятельностью учащихся. Из этого следует, что в основу методов формирования умений необходимо положить вид деятельности учащихся.

По видам деятельности учащихся (классификация по типу познавательной деятельности И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина) методы подразделяются на: репродуктивные; частично-поисковые; проблемные; исследовательские; объяснительно-иллюстративные.

Все вышеперечисленные методы относятся к методам организации учебно-познавательной деятельности (классификация Ю.К. Бабанского).

Рассматривая метод стимулирования учебной деятельности на уроках художественного труда и изобразительного искусства эффективно использовать метод формирования познавательного интереса. Также не стоит забывать использовать метод контроля и самоконтроля.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности - группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп.

1. Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. На уроках изобразительного искусства он употребляется учителем в основном для сообщения новой информации

(интересные сведения из жизни знаменитых художников), новых требований.

Возможно несколько видов рассказа: о рассказ-вступление; о рассказ- изложение; о рассказ-заключение.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание эмоционального тонуса изложения.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. На уроках изобразительного искусства рассказ часто переходит в беседу. Беседа имеет цель получения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мыслями учителя и ученика. Беседа способствует активизации детского мышления и бывает более убедительной, когда сочетается с демонстрацией натуральных предметов, с их изображением.

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы: требует много времени, необходим запас знаний.

Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

На уроках изобразительного искусства метод объяснения может использоваться во вводной части урока для знакомства с исполнением различных швов, совместно с демонстрацией изделия, при знакомстве с различными приемами работы кистью и т.д.

Требования к методу объяснения. Использование метода объяснения требует точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления и аналогии; привлечение ярких примеров; безукоризненной логики изложения.

Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников, или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Он имеет и большую воспитательную ценность: учит глубже видеть и понимать проблему, отстаивать свою жизненную позицию, считаться с мнением других.

У учащихся на уроках изобразительного искусства формируется три основных группы умений: 1.Политехнические умения-измерительные, вычислительные, графические, технологические; 2.Общетрудовые умения-организаторские, конструкторские, диагностические, операторские; 3.Специальные трудовые умения-обработка разных материалов различными способами. Формирование умений всегда связано с практической деятельностью.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Главным недостатком данной классификации считается то, что она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков, ученых-методистов и применяется на уроках технологии и изобразительного искусства.

Использованные источники: 1.Амонашвили Ш.А. Школа жизни /Ш.А.Амонашвили// М.:Издательский дом Амонашвили, 1998.-325 с.

2.Земцова Л.И. Роль дидактической игры на уроках ИЗО. -/Л.И.Земцова// Начальная школа № 10, М.: Высшая школа, 1988. -164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.