Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МЕТОД / УРОК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / INTERACTIVE METHODS / METHOD / LESSON / ART / DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темирова М. Н., Неъматов Л. Х., Алиева М. Н.

Статья посвящена вопросам использования интерактивных методов обучения, помогающие развивать творческие способности на уроках изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE LESSONS OF THE FINE ARTS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the use of interactive teaching methods that help to develop creative abilities in the lessons of fine art.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371.012

Темирова М.Н. преподаватель

кафедра изобразительное искусство и народные промысли

НеъматовЛ.Х., к.пед.н.

доцент

кафедра технологии и методики её преподавания

Алиева М.Н. преподаватель

кафедра технологии и методики её преподавания ГОУ «Худжанский государственный университет

имени акад. Б. Гафурова» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация. Статья посвящена вопросам использования интерактивных методов обучения, помогающие развивать творческие способности на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова: интерактивные методы, метод, урок, изобразительное искусство, развитие творческих способностей

Temirova M.N. teacher

Lecturer, Department of Fine Arts and Crafts, State Educational Institution "Khujand State University named after Acad. B. Gafurova Nematov L.Kh. Candidate of Pedagogical Sciences, Dotsent Department of Technology and Methods of Teaching, State Educational Institution "Khujand State University named after Acad. B. Gafurova "

Alieva M.N.

lecturer of the department of technology and methods of its teaching attached to the faculty offine arts and technology under Khujand State

University named after academician B. Gafurov

Tajikistan, Khujand

USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE LESSONS OF THE FINE ARTS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN

Annotation. The article is devoted to the use of interactive teaching methods that help to develop creative abilities in the lessons of fine art.

Keywords: interactive methods, method, lesson, art, development of creative abilities

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. В наше время в эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не

шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития -одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства-это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как: творческое восприятие мира; выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства; навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях; воображение, творческое мышление.

Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, были выделены обязательные компоненты-это творческое воображение и качества творческого мышления. Для развития творческих способностей, учащихся на уроках изобразительного искусства автором были изучены и опробированны следующие методы обучения:

Метод «открытий». Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Метод свободы в системе ограничений. Метод диалогичности. Метод сравнений. Творческие мастерские. Также, одним из действенных средств поддержания интереса к урокам ИЗО являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся, и использование на уроках компьютера.

Использование нетрадиционных техник рисования повышает интерес учащихся к рисованию, развивает наблюдательность, учит правильно видеть, развивает мышление, воображение и творческие возможности ребенка. Были выделены следующие более эффективные техники:

Кляксография. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Точечный рисунок. Коллаж. И многие другие.

Многие методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. Interact -взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь как взаимодействие «учитель-ученик» или «учитель-группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие «ученик - ученик» (работа в парах), «ученик - группа учащихся» (работа в группах), «ученик -аудитория» или «группа учащихся - аудитория» (презентация работы в группах), «ученик

- компьютер», «ученик - художественное произведение» и т. д.

В ходе руководства педагогической практикой в школе авторы разработали в сотрудничестве со школьниками уроки ИЗО, стараясь уделять больше внимания применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей. Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства авторы использовали следующие методы:

Метод сравнений был применен на уроке в 5 классе при изучении темы: «Летающая птица». На уроке были продемонстрированы многовариантные возможности решения одной и той же задачи, в виде различных вариантов летающих птиц. Перед учащимися была поставлена задача - выполнить изображение летающих птиц. Данный метод позволяет активизировать творческое мышление учащихся.

Использовалось нестандартное решение проведения урока: урока -игра. Урок был проведен в 7 классе. Игра называлась «100 к 1». Использовался метод коллективной деятельности. Данное решение проведения урока обучает, развивает, воспитывает, социализирует, помогает раскрытию творческого потенциала ребенка.

Также был проведен урок с использованием нетрадиционной техники: точечный рисунок. Тема урока «Цвет в натюрморте» в 6 классе. Перед учащимися стояла задача выполнить натюрморт в цвете в технике точечного рисунка с помощью ватных палочек. Важным условием развития творческого воображения школьников является применение разнообразных материалов и техник, а также смену видов изобразительной деятельности. Благодаря этому у школьников развиваются познавательные способности и навыки; формируется мотивация достижения; коммуникативные навыки, открытость и доброжелательность, чувство юмора.

Учащиеся учатся работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивость в выполнении заданий, умение рисковать, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что -то новое.

Таким образом, систематическое применение интерактивных технологий на уроках изобразительного искусства развивает такие качества личности, как: пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся.

Использованные источники:

1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности /Е.Г.Алиева//М.: ИПРАН. 2006. С.7.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Д.Б.Богоявленская//-Ростов на Дону, 2003.-173с.

3. Комарова Т.С. Коллективное творчество школьников /Т.С.Комарова// - М.: Владос, 2003. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст] - М.: ИПП, Воронеж, 2005.-47с

4. Пелевина Т. И. Использование интерактивных методов обучения на уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей обучающихся /Т.И.Пелевина// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 43. - С. 141-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.