Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МЕТОД / МЕТОД КЕЙС / MODERN METHODS / TEACHING TECHNOLOGY / VISUAL ARTS / METHOD / CASE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов У., Алиева М.Н.

В статье речь идет о необходимости использовании интерактивных форм и методы обучения на уроках изобразительного искусства, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS AND TECHNOLOGIES OF TEACHING THE FINE ARTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Resume: The article deals with the need to use interactive forms and teaching methods in the lessons of fine art, as they allow you to teach material in an accessible, interesting, vibrant and figurative form, contribute to increasing the level of motivation for educational and creative activities; the best assimilation of knowledge, arouses interest in knowledge, forms a communicative, personal, social, intellectual competence.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

УДК 371.012

Рахимов У. доцент

кафедра изобразительное искусство и народное ремесло

Алиева М.Н. старший преподаватель кафедра технологии и методики её преподавания ГОУ «Худжанский государственный университет имени ак. Б. Гафуров» Таджикистан, г. Худжанд СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация: В статье речь идет о необходимости использовании интерактивных форм и методы обучения на уроках изобразительного искусства, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Ключевые слова: современные методы, технология обучении, изобразительное искусство, метод, метод кейс

Rakhimov U., Associate Professor Alieva M.N., senior lectureState Educational Institution "Khujansk State University named after ac. B. Gafurov", Tajikistan, Khujand MODERN METHODS AND TECHNOLOGIES OF TEACHING THE

FINE ARTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS Resume: The article deals with the need to use interactive forms and teaching methods in the lessons of fine art, as they allow you to teach material in an accessible, interesting, vibrant and figurative form, contribute to increasing the level of motivation for educational and creative activities; the best assimilation of knowledge, arouses interest in knowledge, forms a communicative, personal, social, intellectual competence.

Keywords: modern methods, teaching technology, visual arts, method, case method

Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.

Педагогическая инновация-намеренное качественное или

количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, «портфолио ученика», модульное обучение и т.д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Так как уроки ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет. Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося. Урок становиться более результативным, так как в его основу положено следующее: привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме; принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации; проведение урока с мультимедиа выступлением; выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.

Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового. В зависимости от типологии урока используются различные фильмы-презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.

Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. В современных условиях развития общества наши дети нуждаются в эмоциональной поддержке. Мы должны учить детей решать некоторые свои проблемы самостоятельно, учить ориентироваться в своих чувствах и переживаниях. В этом плане у уроков изобразительного искусства огромные возможности, которые мы попытаемся реализовать.

Рисование, живопись, лепка, конструирование - это безопасные способы разрядки напряжения, возможность выразить свои мысли, переживания и конфликты, познать и утвердить свое «я». Занятия художественным творчеством рассматриваются как значимый психокоррекционный фактор.Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению

противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Отличительными особенностями кейс-метода являются: описание реальной проблемной ситуации; альтернативность решения проблемной ситуации; единая цель и коллективная работа по выработке решения; функционирование системы группового оценивания принимаемых решений; эмоциональное напряжение учащихся. Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности.

Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и другие формы и методы преподавания. При использовании кейс-метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода: как указывалось выше, кейс-метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна; в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку; результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы.

Таким образом, применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации,

творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

Использованные источники:

1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.-254 с.

2. Баранова С.П. Педагогика [Текст]: / С. П. Баранова , В. А. Сластенина// -М., 1986.-137 с.

3. Демин М.В. О мотивации человеческой деятельности // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1988. № 2.-313 с.

4. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества, М.: Просвещение, 1972.-216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.