Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

СУЩНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / МЕТОД / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / USE / METHOD / INTERACTIVE METHOD / ART LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темирова М.Н., Алиева М.Н.

В статье речь идет о сущности использования иинтерактивных методов на уроке изобразительного искусства, и отмечается, что особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчества, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темирова М.Н., Алиева М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF USING INTERACTIVE METHODS IN THE LESSON OF THE FINE ART

The article deals with the essence of using interactive methods in the visual arts lesson, and notes that the special possibilities of interaction in teaching visual arts are to organize communication with the beautiful, to create, to reflect on artistic and aesthetic activities.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 371.012

Темирова М.Н. преподаватель кафедры изобразительное искусство и народные промыслы

Алиева М.Н. старший преподаватель кафедры технологии и методики её преподавания ГОУ «Худжанский государственный университет

имени ак.Б. Гафуров» Таджикистан, Худжанд

СУЩНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация: В статье речь идет о сущности использования иинтерактивных методов на уроке изобразительного искусства, и отмечается, что особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчества, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.

Ключевые слова: использование, метод, интерактивный метод, урок изобразительное искусство

Temirova M.N. teacher of the department offine art and folk crafts Alieva M.N. senior teacher

Department of Technology and Methods of its Teaching State Educational Institution "Khujansk State University named after

academician B. Gafurov" Tajikistan, Khujand

ESSENCE OF USING INTERACTIVE METHODS IN THE LESSON OF

THE FINE ART

Annotation: The article deals with the essence of using interactive methods in the visual arts lesson, and notes that the special possibilities of interaction in teaching visual arts are to organize communication with the beautiful, to create, to reflect on artistic and aesthetic activities.

Keywords: use, method, interactive method, art lesson

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту. При обновлении содержания образования и освоении новых форм организации учебно-воспитательного процесса качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью. Школа ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности ученика, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной. Именно эти способности называются ключевыми в современном обществе.

Многие методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. interact -взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение -это, прежде всего, диалоговое обучение [5]. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь как взаимодействие «учитель -ученик» или «учитель — группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие «ученик - ученик» (работа в парах), «ученик - группа учащихся» (работа в группах), "ученик - аудитория" или «группа учащихся - аудитория» (презентация работы в группах), «ученик - компьютер», «ученик - художественное произведение» и т.д. [3].

Интерактивные технологии по В. В. Гузееву - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой [2]. Можно выделить три основных вида (режима) информационного обмена, которые формируют определённые модели педагогического взаимодействия в учебном процессе: экстрактивный, интерактивный и интерактивный.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

Внедрение интерактивных технологий является одним из факторов интенсификации процесса обучения, поскольку интерактивное обучение позволяет успешно достигать цели активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечение осмысления и глубокого понимания учебного материала, индивидуализация педагогического взаимодействия, обеспечения постоянной двусторонней связи в учебном процессе [1].

Внедрение интерактивных технологий требует от учителя ИЗО изменить свою роль, о чем уже говорилось ранее. Так, на традиционном уроке ИЗО акцент в выполнении рисунка делается на реалистичность, хотя дети зачастую добавляют отдельные нереальные элементы, которые могут быть символически значимыми для ученика. При обсуждении с учащимся его работы, учитель становится слушателем, а не только транслятором знаний. В этом случае диалог «учитель-ученик» должен включать в себя обсуждение с учеником композиционного построения работы, общение с ним, как с художником, ведь отступления от композиционных правил могут быть умышленными, выражающими художественный замысел. Благодаря этому ученик осознает свою значимость и творческую состоятельность.

В интеракции «учитель - группа учащихся (аудитория)» организуется беседа с учащимися, в ходе которой каждый ученик озвучивает свои предложения по выполнению практической части урока. По сути, дети защищают свой вариант выполнения картины учителю, который так же участвует в обсуждении, но в процессе создания не участвует. Диалог носит доброжелательный характер, дети учатся аргументировано и обоснованно предлагать идеи и воспринимать конструктивную критику, становясь наряду с учителем творцами учебного процесса. Таким образом, ученики становятся более заинтересованными в процессе учения и учатся работать в команде.

Итак, главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчества, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.

Использованные источники: 1. Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. -2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2011. - 432 с.

2. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. - М.: Сентябрь, 2006. - 192 с.

3. Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы. - Режим доступа: / http://festival.1september.ru/articles/313034/ (дата обращения 05.05.2011).

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие.

- М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

5. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. - 2000.

- №1. - С. 25-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.