Научная статья на тему 'Роль учетной политики в преодолении противоречий нормативного регулирования бухгалтерского учета'

Роль учетной политики в преодолении противоречий нормативного регулирования бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кика В.Г.

Существующие проблемы (противоречия и пробелы) в современном нормативном регулировании бухгалтерского учета существенно усложняют профессиональную деятельность бухгалтеров, ведут к возникновению споров с контролирующими органами и аудиторами. Тем не менее, согласно п. 5 ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете» любой факт хозяйственной деятельности, даже если с его нормативным регулированием возникают проблемы, организации обязаны отразить в бухгалтерском учете. В настоящей статье рассмотрена роль учетной политики в преодолении проблем нормативного регулирования бухгалтерского учета и в решении задач, поставленных перед бухгалтерскими службами организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учетной политики в преодолении противоречий нормативного регулирования бухгалтерского учета»

Рассмотрев и проанализировав различные модели оценки активов в ситуации контроля объекта субъектом экономических отношений, можно сделать вывод о том, что метод дисконтированной стоимости в наибольшей степени отвечает требованиям международных стандартов отчетности, что способствует более адекватному отражению финансового состояния организации и результатов ее деятельности.

Список литературы:

1. МСФО 36 «Обесценение активов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002502.

2. Основные методы оценки активов, предусмотренные международными стандартами финансовой отчетности, в свете концепции ССБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.aup.ru/articles/finance/16.htm.

3. Отчетность по МСФО: состав, структура, требования к раскрытию информации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klerk.ru/buh ^1^^/71650.

РОЛЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ

ПРОТИВОРЕЧИЙ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

© Кика В.Г.*

Государственный университет - Высшая школа экономики, Пермский филиал, г. Пермь

Существующие проблемы (противоречия и пробелы) в современном нормативном регулировании бухгалтерского учета существенно усложняют профессиональную деятельность бухгалтеров, ведут к возникновению споров с контролирующими органами и аудиторами. Тем не менее, согласно п. 5 ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете» любой факт хозяйственной деятельности, даже если с его нормативным регулированием возникают проблемы, организации обязаны отразить в бухгалтерском учете.

В настоящей статье рассмотрена роль учетной политики в преодолении проблем нормативного регулирования бухгалтерского учета и в решении задач, поставленных перед бухгалтерскими службами организаций.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчет-

* Заведующий УМЦ

ности. Нормативные документы имеют разный статус - некоторые документы носят чисто рекомендательный характер, а некоторые нормативные акты обязательны к применению всеми организациями. Нормативное регулирование в России имеет 4 уровня:

- законодательный. Он представлен Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», где отражены основные задачи, принципы и правила ведения бухучета, что является обязательным для всех организаций.

- нормативный. Он представлен положениями по Бухгалтерскому учету (ПБУ), которые определяют принципы и базовые правила ведения учета по его отдельным участкам (объектам), видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организации. ПБУ разрабатывается исходя из принципов, предусмотренных документом первого уровня.

- методический. Он представлен инструкциями, рекомендациями и методическими указаниями по ведению бухгалтерского учета, которые предполагают возможные варианты учета непосредственно в организации в виду его особенностей. В основу таких документов заложены общие правила ведения учета, конкретизируемые с учетом отраслевых характеристик организации.

- представлен организационно-распорядительными документами предприятия, формирующими учетную политику организации. Такие документы разрабатываются самостоятельно.

Анализ нормативных актов (правовых и методических), регулирующих бухгалтерский учет, позволяет сделать вывод о существующих противоречиях между отдельными нормами или прямое их отсутствие. Это создает соответствующие проблемы (неясности, пробелы) в регулировании бухгалтерского учета. Так, например, нормами действующих ПБУ охвачена примерно треть практических вопросов формирования бухгалтерской отчетности, а две трети остаются не урегулированными. По некоторым вопросам нормы ПБУ вступают между собой в противоречия. Налицо «зарегулированность» отдельных вопросов нормативными правовыми актами одного уровня.

Таким образом, в условиях действующего законодательства, важнейшим способом преодоления проблем нормативного регулирования бухучета является учетная политика организации.

Согласно п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08 (утверждено Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н) «при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых зако-

нодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету». Следовательно, перед тем как приступить к формированию учетной политики необходимо ответить на вопрос, в каких случаях у организации имеется такой выбор:

1. При возложении на организации обязанности совершать определенные действия по вопросам бухучета содержание нормы может иметь: однозначный характер и допускать один вариант поведения (так называемые абсолютно определенные нормы) или неоднозначный характер и допускать разные варианты поведения в виде прямого перечня альтернативных вариантов поведения (так называемые относительно определенные нормы). Именно относительно определенные нормы следует проанализировать, чтобы выбрать один способ из нескольких возможных.

Следует иметь в виду, что не всякое перечисление нормативных установлений (предписаний, положений) является основанием для формирования (выбора) элемента учетной политики [5]. Так, например, согласно п. 26 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) « посредством перечня нормативных предписаний установлена обязанность при определенных условиях (обстоятельствах) использовать предназначенный для этих конкретных условий (обстоятельств) способ определения срока полезного использования. Т. е. каждый способ определения срока полезного использования соответствует (предназначен) конкретным фактическим обстоятельствам. Таким образом, в рассматриваемом случае у организации отсутствуют основания для формирования (выбора) элемента учетной политики.

2. При предоставлении организациям права (возможности) в определенных ситуациях (при наступлении определенных обстоятельств) по своему усмотрению совершать определенные действия у организации есть выбор: воспользоваться предоставленным правом или не воспользоваться. Предоставление права исполнить обязанность иным способом, по сути, означает установление альтернативного варианта (альтернативного способа учета). Следовательно, в данном случае организация, согласно п. 7 ПБУ 1/08, обязана сформировать элемент учетной политики. Как правило, на возможность исполнить обязанность альтернативным способом указывают термины: «вправе», «имеет право», «разрешается», «могут» и другие аналогичные. Например, абзацем 1 п. 9 ПБУ 10/99 установлена обязанность для целей формирования финансового результата определять себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг). А это в отношении коммерческих расходов означает их распределение между проданными и не проданными товарами (продукцией, работами, услугами). В то же время абзацем 2 п. 9 ПБУ 10/99 установлено, что коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по

обычным видам деятельности. Таким образом, в данном случае способом дозволения установлен альтернативный вариант признания коммерческих расходов в себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг).

3. При запрете совершать определенные действия у организации отсутствует выбор. Для установления запрета, как правило, используются термины: «не допускается», «не разрешается», «запрещается» и другие аналогичные.

Для целей формирования учетной политики не имеет значения, каким способом установлен выбор, однако этот момент является важным для квалификации противоречий и их преодоления. Противоречие в нормативном регулировании возникает в том случае, когда в одной и той же ситуации одна норма обязывает совершить одни действия, а другая в той же ситуации обязывает совершить другие действия (т.е. имеет место взаимоисключение норм - одна норма исключает исполнение другой); разные нормы в одной и той же ситуации возлагают на организацию разные обязанности. В случае если одна норма в определенной ситуации предоставляет организации право исполнить обязанность одним способом, а другая в этой же ситуации предоставляет право исполнить обязанность другим способом, в таком случае противоречия в нормативном регулировании не наступает, а возникает возможность (и обязанность) выбора элемента учетной политики. Таким образом, противоречие в нормативном регулировании может иметь место только при возложении на организацию обязанностей. Отдельные организации наличие противоречивых норм воспринимают как возможность выбора для целей формирования элемента учетной политики. Исходя из выше изложенного, при наличии двух (и более) противоречивых норм у организации нет выбора для целей формирования элемента учетной политики, и для разрешения противоречия следует использовать специальные юридические средства (правила), разработанные юриспруденцией.

При отсутствии необходимой нормы для регулирования конкретной ситуации п.7 ПБУ-1/08 установлен следующей порядок действий: «Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности». Ссылка на применение иных аналогичных положений была и в предыдущей редакции Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), но прямой ссылки на МСФО не было. В новом ПБУ речь идет не о каком-то отдельном вопросе бухучета, а о формировании правил бухгалтерского учета для решения всех без исключения вопросов. Это революционный шаг в реформировании российского бухучета. К со-

жалению, МСФО не могут считаться легитимной частью нормативной базы РФ. Поэтому отсылка к таким документам также не может считаться легитимной. Однако, до сих пор Минюст РФ спокойно «пропускал» такие отсылки.

Теперь последним препятствием для нормального развития российского бухгалтерского учёта остаются пересечения с налоговыми требованиями. Если бухучёту удастся-таки «получить независимость» от требований налогового законодательства, то российская бухгалтерская реформа приблизится к своему завершению.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Приказов Минфина России от 24 марта 2000 г. № 31 н, от 18 сентября 2006 г. № 116н, от 26 марта 2007 г. № 26н).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08, утверждено Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, в ред. Приказа Минфина России от 11 марта 2009 г. № 22н).

3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99, в ред. Приказов Минфина России от 30 декабря 1999 г. №107н, от 30 марта 2001 г. №27н, от 18 сентября 2006 г. №116н, от 27 ноября 2006 г. № 156н).

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007, утверждено Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н).

5. Николаева С.А. Бухгалтерский учет и налогообложение в организации: учетная политика. - АКДИ Экономика и жизнь, 2008.

6. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. - М.: Издательство НОРМА, 2009.

РАЗРАБОТКА ПРОГНОЗНОГО БЮДЖЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

© Киселева О.В.*

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск.

В настоящей статье рассматриваются проблемы формирования прогнозного бюджета движения денежных средств. На практических примерах рассмотрены подходы к решению вопросов сопоставимости бюджета продаж и бюджета доходов компании.

* Доцент кафедры Экономического анализа и государственного управления, кандидат экономических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.