Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации'

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8075
657
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизилов А. Н.

В статье рассмотрена система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Нормативно-правовые акты представлены в виде иерархической системы, что позволяет учетным работникам решать проблемы, связанные с их взаимными противоречиями, и отдавать предпочтение нормам, имеющим большую юридическую силу. Предложенная классификация законодательных и подзаконных нормативных актов имеет важное народнохозяйственное значение в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство и совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

УДК 657

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Н. КИЗИЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой аудита

E-mail: kizilov@rsue. ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

В статье рассмотрена система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Нормативно-правовые акты представлены в виде иерархической системы, что позволяет учетным работникам решать проблемы, связанные с их взаимными противоречиями, и отдавать предпочтение нормам, имеющим большую юридическую силу.

Предложенная классификация законодательных и подзаконных нормативных актов имеет важное народнохозяйственное значение в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство и совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, иерархическая система, бухгалтерский учет, нормативные акты.

Информация, полученная на основании данных бухгалтерского учета, в настоящее время является основной для большинства пользователей. Данные учетных регистров, которые сгруппированы и детализированы по определенным признакам, позволяют оценивать финансовые риски, составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность, которые в свою очередь формируют

мнение пользователей о финансовом состоянии организации, перспективах ее развития.

Развитие рыночных отношений, усложнение задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, предъявляют повышенные требования к квалификации и профессионализму учетных работников.

Таким образом, бухгалтерский учет представляет сферу общественных отношений, в которой практическое применение правовых норм является особо актуальным.

Требования к бухгалтерскому учету и возможность осуществления контроля за их выполнением содержит система нормативно-правового регулирования.

Вместе с тем существуют определенные проблемы, которые связаны с взаимными противоречиями нормативных актов.

Различают следующие основные принципы для определения того, какой из взаимоисключающих норм пользоваться1.

1. Если противоречия содержатся в двух актах

1 Енгибарян Р. В. Теория государства и права: учеб. пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. С. 478.

разной юридической силы, то используют норму, введенную актом большей юридической силы.

2. Если противоречия встречаются в актах равной юридической силы, то используют норму, введенную более поздним нормативным актом.

3. Если противоречия встречаются в актах одной юридической силы, то акты разделяют на «общие» и «специальные» и используют специальные нормы.

Нормативно-правовому регулированию подлежат отношения различной степени сложности — этот факт определяет многоступенчатость, иерархическую систему нормативно-правовых актов России.

Определение иерархии нормативных актов, в каком соотношении они находятся, позволяет решить ряд проблем, связанных со взаимными противоречиями, и отдать предпочтение норме, имеющей большую юридическую силу.

В общем виде систему нормативно-правовых актов России представляют в следующем виде2:

I. Конституция (Основной закон) РФ.

II. Федеральные законы; подзаконные правовые акты.

III. Указы Президента РФ.

IV. Постановления Правительства РФ.

V. Нормативные акты министерств и ведомств.

VI. Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов3.

VII. Локальные нормативные акты государственных и негосударственных организаций различных форм собственности.

Конституция (Основной закон) РФ является основой всего законодательства России.

Федеральные законы принимаются в РФ Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения.

2 Теория государства и права. учеб. для юридических вузов и факультетов, под ред. проф. С. С. Алексеева / С. С. Алексеев, С. И. Архипов, В. М. Корельский, В. И. Леушин, В. Д. Перевалов, О. А. Пучков, Р. К. Русинов, А. П. Семитко, Н. Н. Тарасов, А. С. Шабуров: Норма, 2005. 496 с.

3 Учитывая, что правовое регулирование учета на муниципальном уровне представлено единичными правовыми актами, уместно не осуществлять дифференциации правотворчества органов государственной власти и управления субъектов РФ и муниципалитетов.

Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в их подписании в течение 14 дней и обнародовании. В особую группу выделены федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком принятия — необходимо 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.

Указы Президента РФ (главы государства) занимают следующее после законов место в системе нормативных актов и обязательны для исполнения на всей территории РФ.

В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. Указы Президента РФ как устанавливают самостоятельные нормы права, так и носят ненормативный характер, включая поручения органам управления разработать нормативные акты в пределах своей компетенции.

В случае противоречия указа Президента РФ Конституции РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен и, по обыкновению, они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством РФ.

Постановления Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, которые издаются в форме постановлений. Особенность постановлений Правительства РФ состоит в том, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств (иные федеральные органы исполнительной власти). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в

случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов.

Акты этой группы очень многочисленны и разнообразны. К ним относятся:

— приказы и инструкции;

— постановления;

— положения;

— письма; и т. д.

Они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, должностных лиц.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее 10 дней после регистрации.

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов. Органы власти и управления субъектов Федерации согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

Локальными нормативными актами государственных и негосударственных организаций различных форм собственности называются юридические акты, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления организации. К таким актам относятся издаваемые руководителем организации уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов.

Общим для всех видов подзаконных актов РФ является то, что они, наряду с законами, регулируют отношения между субъектами гражданского оборота. Граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах,

укрепляют режим законности и правопорядка государства.

Согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ официальный бухгалтерский учет находятся в ведении РФ. Частью 1 ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. Таким образом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ вопросы бухгалтерского учета регламентированы быть не могут.

Учитывая тот факт, что Конституцией РФ не предусмотрено принятие по вопросам официального бухгалтерского учета федерального конституционного закона, принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ).

Закон № 129-ФЗ регулирует организацию бухгалтерского учета и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории РФ. Статьей 3 «Законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете» рассматриваемому закону определено центральное место в системе законодательства РФ о бухгалтерском учете. Закон № 129-ФЗ устанавливает единые правовые нормы и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Другие федеральные законы содержат лишь отдельные положения, регулирующие бухгалтерский учет.

Например, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в котором ст. 57 определено: «Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами».

Другим примером регулирования бухгалтерского учета федеральными законами является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в соответствии с п. 1 ст. 28 которого «страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгал-

терского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового регулирования в соответствии с законодательством».

Указы Президента РФ (третий уровень нормативного регулирования) в части бухгалтерского учета могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В условиях реформирования, административной реформы указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо.

Одним из указов Президента РФ, относящихся к законодательству о бухгалтерском учете, является Указ «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» (далее — Указ о первоочередных мерах). Данным Указом о первоочередных мерах определен перечень поручений Правительства РФ, во исполнение которых утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Другими примерами являются указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны иных отношений. При необходимости более полного правового регулирования общественных отношений, которые были урегулированы Указом о первоочередных мерах, могут разрабатываться как нормативные акты, обладающие большей юридической силой, так и акты, которые обладают меньшей юридической силой. Если разрабатываются акты, обладающие большей юридической силой в виде законов, то они принимаются Федеральным Собранием РФ, после чего указ Президента РФ отменяется и начинают действовать нормы закона.

Нормативные акты министерств и ведомств в области бухгалтерского учета представлены положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и актами методического характера — указаниями, рекомендациями, инструкциями по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ, которое делегировало эту функцию Минфину России. В структуре Минфина России этими вопросами занимается Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Как отмечено ранее, подзаконные правовые акты этого уровня приобретают статус нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования.

Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере их применения, условно можно разделить на три группы:

1. Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации (табл. 1).

2. Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств (табл. 2).

3. Положения, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных групп хозяйственных операций, доходов и расходов (табл. 3).

Акты методического характера — указания, рекомендации, инструкции, утвержденные Минфином России, Центральным банком РФ, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами, носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Акты методического характера обязательно должны проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ, для того чтобы их использование организациями в виде нормативных стало правомерным. Исключение составляют акты, содержащие предписания, установленные для определенных лиц и означающие обязательность их исполнения такими лицами.

Разница между указаниями и рекомендациями состоит в степени обязательности практичес-

Таблица 2

Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств

Таблица 1

Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации

Номер ПБУ Наименование ПБУ Дата утверждения и номер приказа Минфина России

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ 29.07.1998, № 34н

ПБУ 1/2008 Учетная политика организации 06.10.2008, № 106н

ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации 06.07.1999, № 43н

ПБУ 7/98 События после отчетной даты 25.11.1998, № 56н

ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы 13.12.2010, № 167н

ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах 29.04.2008, № 48н

ПБУ 12/2010 Информация по сегментам 08.11.2010, № 143н

ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности 02.07.2002, № 66н

ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений 06.10.2008, № 106н

ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности 28.06.2010, № 63н

ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств 02.02.2011, № 11н

Номер ПБУ Наименование ПБУ Дата утверждения и номер приказа Минфина России

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте 27.11.2006, № 154н

ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов 09.06.2001, № 44н

ПБУ 6/01 Учет основных средств 30.03.2001, № 26н

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов 27.12.2007, № 153н

ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам 06.10.2008, №107н

ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы 19.11.2002, № 115н

ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений 10.12.2002, № 126н

ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности 24.11.2003, № 105н

Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций 30.12.1993, № 160

Таблица 3

Положения, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных групп хозяйственных операций, доходов и расходов

Номер ПБУ Наименование ПБУ Дата утверждения и номер приказа Минфина России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда 24.10.2008, № 116н

ПБУ 9/99 Доходы организации 06.05.1999, № 32н

ПБУ 10/99 Расходы организации 06.05.1999, № 33н

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи 16.10.2000, № 92н

ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль 19.11.2002, № 114н

кого применения их требований. Как правило, требования методических указаний являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны к исполнению. При наличии указаний по соответствующему поводу (по ведению учета на отдельных участках и т. д.) организация не имеет права применять другие

подходы к отражению урегулированных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета в учете или отчетности.

Таким образом, на основе методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для

надлежащей организации учета и контроля за использованием ценностей.

Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого или ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной деятельности отдельных отраслей.

Акты методического характера условно можно разделить на две группы:

1. Разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, на основе ПБУ. Например, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (МПЗ) определяют порядок организации бухгалтерского учета МПЗ на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

2. Устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета — неурегулированные ПБУ.

В частности, к первой группе можно отнести:

— Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (на основе Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99));

— Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н));

— Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (на основе ПБУ 5/01);

— Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01).

Ко второй группе относятся:

— Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды;

— Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций;

— Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;

— формы бухгалтерской отчетности;

— Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом.

Рассмотренный уровень нормативного регулирования более детально раскрывает основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету законодательными и подзаконными актами более высоких уровней. Кроме того, осуществляемое реформирование бухгалтерского учета в РФ, его трансформация к МСФО определяют объективную необходимость в дополнительных разъяснениях требований отдельных законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета по их применению в конкретных условиях хозяйственной деятельности.

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов РФ или муниципалитетов могут регулировать финансовые, бюджетные или налоговые отношения в пределах своих полномочий. Например, перечень видов деятельности, которые подлежат переводу на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), отражен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, а обязанность по применению ЕНВД при осуществлении вида деятельности из утвержденного перечня вводится соответствующими нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом на ЕНВД могут быть переведены как все виды деятельности из перечня, так и только отдельные виды деятельности (т. е. выборочно). Кроме того, при расчете облагаемой базы по ЕНВД применяется корректирующий коэффициент базовой доходности (К2), учитывающий влияние на размер дохода от деятельности разных особенностей, связанных с ее ведением (например, ассортимент товара, сезонность, режим работы, место ведения деятельности и пр.). Значения коэффициента также устанавливаются нормативно-правовыми

актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Локальные нормативные акты регламентируют бухгалтерский учет и составление бухгалтерской отчетности в самой организации. Они состоят из внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевую принадлежность, структуру, размеры организации и другие факторы. Эти документы носят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формируют ее учетную политику.

Согласно п. 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя, при этом утверждаются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации и прочих особенностей.

Приведенная классификация законодательных и подзаконных нормативных актов условна и основана на их юридической силе. У различных авторов можно встретить подразделение нормативных актов на четыре-пять уровней. Как представляется, приведенная классификация является наиболее полной.

Список литературы

1. Енгибарян Р. В. Теория государства и права: учеб. пособ. / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. 576 с.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 22.11.2011).

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010).

5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. от 27.06.2011).

6. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (в ред. от 18.07.2011).

7. О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»: Указ Президента РФ от 03.04.1997 № 278.

8. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (в ред. от 28.06.2005).

9. О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих: Указ Президента РФ от 18.07.2005 № 813 (в ред. Указа Президента РФ от 06.12.2007 № 1643).

10. Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: приказ Минфина России от 21.03.2000 № 29н.

11. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н (в ред. от 24.12.2010).

12. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н (в ред. от 24.12.2010).

13. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды: приказ Минфина России от 26.12.2002 № 135н (в ред. от 24.12.2010).

14. Об утверждении Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности: приказ Минфина России от 30.12.1996 № 112 (в ред. от 24.12.2010).

15. Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций: приказ Минфина России от 20.05.2003 № 44н (в ред. от 25.10.2010).

16. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283.

17. Об утверждении Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

18. Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом: приказ Минфина России от 28.11.2001 № 97н (в ред. от 25.10.2010).

19. Об утверждении форм бухгалтерской отчетности: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

20. Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 19.06.1995 № 07-01-389-95.

21. Теория государства и права: учеб. для юридических вузов и факультетов / под ред. проф. С. С. Алексеева / С. С. Алексеев, С. И. Архипов, В. М. Корельский, В. И. Леушин, В. Д. Перевалов, О. А. Пучков, Р. К. Русинов, А. П. Семитко, Н. Н. Тарасов, А. С. Шабуров М.: Норма, 2005. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.