УДК 376.42
Федорова Д.А.
тьютор
Школа № 7 Красносельского района г. Санкт-Петербург (г. Санкт-Петербург, Россия)
РОЛЬ ТЬЮТОРА В ПОДДЕРЖКЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Аннотация: в статье рассматривается роль тьютора в процессе поддержки социального и эмоционального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается значение создания безопасной и доверительной обстановки, использования игровых методов и эмоционального подхода в работе с обучающимися. На основе практического опыта представлены эффективные техники и рекомендации, направленные на улучшение социального взаимодействия и эмоционального благополучия обучающихся с ОВЗ.
Ключевые слова: тьютор, социальное развитие, эмоциональное развитие, ОВЗ, инклюзия, коррекционное обучение.
В современном обществе вопрос инклюзии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится все более актуальным. Важность поддержки этого процесса неоспорима: социальной адаптации, обучению и эмоциональному развитию таких обучающихся необходимо уделять особое внимание. В этом контексте роль тьютора представляется ключевой. Тьютор, действующий как наставник и проводник в мире знаний, может обогатить жизнь обучающегося и помочь ему реализовать свои потенциалы в социальной среде.
В данной статье мы исследуем, как тьютор способствует социальному и эмоциональному развитию обучающихся с ОВЗ, основываясь на практическом опыте и существующих научных данных.
Обучающиеся с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в социальной адаптации. Это может проявляться в различных аспектах: от недостатка коммуникации до низкого уровня самооценки. Современные исследования подтверждают, что социальное и эмоциональное развитие этих обучающихся нельзя рассматривать изолированно от их образовательного процесса. Например, согласно Ковалеву [1, с. 5-6], социальная адаптация обучающихся с ОВЗ требует особых внимания и специальных подходов, так как эти обучающиеся часто испытывают трудности в межличностных отношениях.
Тьюторы, понимая эти вызовы, могут создать для обучающихся среду, в которой они чувствуют себя безопасно и уютно. Установление доверительных отношений является первым шагом к успешному взаимодействию.
Каковы же ключевые аспекты работы тьютора с обучающимися с ОВЗ?
1. Создание безопасной среды. Тьютор помогает обучающемуся наладить доверие к окружающим. Это может быть достигнуто через активное слушание, позитивное подкрепление и участие в совместных мероприятиях [2, с. 124-126].
2. Методы поддержки. Используя игровые технологии и активные формы обучения, тьютор может сделать процесс обучения более вдохновляющим. Игра не только привлекает внимание обучающихся, но и снижает уровень стресса, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ [3, с. 7879].
3. Развитие социального интеллекта. Тьютор проводит занятия, направленные на развитие навыков коммуникации. Это могут быть ролевые игры, групповые обсуждения и другие формы взаимодействия, которые побуждают обучающихся выражать свои мысли и чувства.
4. Снижение стресса и формирование позитивного мышления. Коррекционные школы требуют от обучающихся усилий, которые иногда могут приводить к эмоциональному выгоранию. Тьютор помогает научить обучающихся справляться с трудными эмоциями и направляет их к поиску позитивных решений.
На основании своего опыта работы в коррекционной школе я провела несколько наблюдений за процессом взаимодействия тьютора с обучающимися с ОВЗ. В одном из примеров работа с группой обучающихся, имеющих различные затруднения в обучении, позволила выделить несколько эффективных техник:
- Групповые игры. Используя простые ролевые игры, мы не только улучшали навыки коммуникации, но также помогали обучающимся научиться работать в команде и учитывать мнения других. Это способствовало формированию положительных социальных связей.
- Эмоциональные истории. Мы вводили занятия, основанные на обсуждении различных эмоций через сказочные персонажи, что позволяло обучающимся легче говорить о своих чувствах и переживаниях.
- Обратная связь. Я активно использовала подход "позитивная обратная связь". Каждый раз, когда обучающийся делал успехи, я отмечала это, что помогало им ощущать свою ценность и значимость. Эти и другие методы способствовали не только повышению успеваемости обучающихся, но и их эмоциональному благополучию.
На основании проведенного анализа можно утверждать, что тьютор играет незаменимую роль в поддержке социального и эмоционального развития обучающихся с ОВЗ. Задача не только в передаче знаний, но и в создании пространства для роста и развития личности обучающегося. Важно отступить от традиционного понимания роли педагога и принять подход, где тьютор становится не только учителем, но и другом, способным поддержать и помочь обучающемуся в трудную минуту.
Современные образовательные подходы требуют от нас нового взгляда на взаимодействие с обучающимися с ОВЗ. Мы должны продолжать исследовать, как создать условия, способствующие их развитию, и какие методики работают лучше всего.
Таким образом, творческий и индивидуальный подход тьютора способен компенсировать те трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся, делая их социальную и эмоциональную жизнь более насыщенной и полноценной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ковалев, А. Г. Психология детей с ограниченными возможностями здоровья. - Москва: Научная книга, 2020. - 245 с;
2. Иванов, П. В. Коррекционное обучение: новые подходы и методы. -Санкт-Петербург: Образовательное издательство, 2021. - 310 с;
3. Петрова, Н. Л. Роль тьютора в образовательном процессе. - Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 5, № 2. - С. 135-150;
4. Смирнова, О. А. Игровые методы в обучении детей с ОВЗ. -Современные научные исследования. - 2023. - Т. 7, № 1. - С. 78-92
Fedorova D.A.
School No. 7 of Krasnoselsky District of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia)
ROLE OF TUTOR IN SUPPORTING SOCIAL AND EMOTIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS WITH DISABILITIES
Abstract: the article examines the role of a tutor in supporting the social and emotional development of students with disabilities. The importance of creating a safe and trusting environment, using game methods and an emotional approach in working with students is emphasized. Based on practical experience, effective techniques and recommendations are presented aimed at improving social interaction and emotional well-being of students with disabilities.
Keywords: tutor, social development, emotional development, disabilities, inclusion, remedial education.