Научная статья на тему 'Роль тьютера в реализации дистанционных образовательных технологий'

Роль тьютера в реализации дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL PROCESS / DISTANCE TECHNOLOGIES / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TUTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Д.С., Боковая Н.В.

В статье приведен опыт создания института тьютеров для реализации дистанционных образовательных технологий. Сформулированы требования, предъявляемые к тьюторам, их функции и роль в повышении эффективности образовательного процесса с учетом требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Д.С., Боковая Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TUTORS IN REALIZING DISTANTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article presents the experience of institute tutors creation for realizing distance educational technologies. Formulated requirements to the tutors, their functions and role in improving the efficiency of educational process taking into account the requirements of the Federal law "On education in the Russian Federation"

Текст научной работы на тему «Роль тьютера в реализации дистанционных образовательных технологий»

УДК 378.1

РОЛЬ ТЬЮТЕРА В РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Д.С. Петров, Н.В. Боковая

В статье приведен опыт создания института тьютеров для реализации дистанционных образовательных технологий. Сформулированы требования, предъявляемые к тьюторам, их функции и роль в повышении эффективности образовательного процесса с учетом требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Ключевые слова: тьютер, образовательный процесс, дистанционные технологии, информационно-образовательная среда

В XXI - м веке образование все более и более стало ориентироваться на вычислительную технику и информационные технологии. Особенно это стало проявляться с расширением сети Internet. Всемирная глобальная сеть открыла студентам легкий доступ к информации, в том числе и, к учебной, позволила достаточно быстро и эффективно получать знания. Однако чтобы не потеряться в информационном

пространстве студентам требуется наставник - «тьютер», помогающий формировать индивидуальную образовательную

траекторию. Возрастает роль тьютеров и в связи с дальнейшим развитием дистанционных образовательных технологий. Так в статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при

опосредованном (на расстоянии)

взаимодействии обучающихся и

педагогических работников [1].

Современные педагогические технологии направлены на развивающее обучение, следовательно, готовить будущего

специалиста в высшем учебном заведении могут только преподаватели, владеющие методикой активизации интеллектуальных сил. Поэтому решающим фактором в подготовке высококвалифицированных

специалистов является личность

преподавателя, его научный, психолого-

Петров Денис Сергеевич - Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, канд. филос. наук, доцент, e-mail: mail@vfrsute.ru

Боковая Нэлли Викторовна - Воронежский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, канд. техн. наук, доцент, e-mail: mail@vfrsute.ru

педагогический и методический уровень. На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы можно

констатировать, что в современной науке накоплен значительный материал, опираясь на который можно успешно решить проблему развития педагогического творчества преподавателей.

Эти идеи отражены в трудах Б. Г. Ананьева, Ю. К. Чабанского, В. В., Давыдова, В. И. Журавлева, В. А. Сухомлинского В. Ф. Шаталова, Я. Я. Юрченко и многих других ученых и практиков.

Развитие творчества преподавателей можно рассматривать как процесс совершенствования педагогической

деятельности, который проявляется в обновлении целевых установок и технологий решения задач обучения. Преподаватели, выбирая самостоятельный путь поиска оптимальной и эффективной системы обучения, создают технологию и определенные модели ее реализации. Дистанционное обучение дает право свободного выбора вариантов моделей, способствует формированию таких черт личности преподавателя, как

самостоятельность, инициативность,

мастерство, креативность, новаторство. Таким образом, формируется новый тип личности преподавателя, который характеризуется исследовательским креативно-

прогностическим подходом к преподаванию, высоким уровнем синергии, максимальным сотрудничеством, доверием и чувством ответственности. Развивать институт тьюторов необходимо для обеспечения формирования индивидуальной траектории обучения студентов. Во многих случаях тьютор - единственный человек, с которым студент контактирует в процессе обучения с использованием дистанционных

образовательных технологий. В системе дистанционного образования наличие тьюторов сказывается и на уровне оценок студентов за курс и на уровне их достижений. Хотя во многом эти результаты зависят от самого курса, от тьютора и от студента. Не все студенты решают воспользоваться

преимуществами услуг тьютора, когда им это предлагается. Однако большинство тех, кто пользуется этими услугами, отмечают, что это повышает их удовлетворенность обучением. Не смотря на то, что значимость тьютора достаточно часто обсуждалась в теории, на практике, по-видимому, многие тьюторы не очень умело справляются со своими обязанностями. Возможно, это происходит из-за того, что они в прошлом были обычными преподавателями и считают этот новый способ преподавания неестественным.

В рамках концепции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» целью дистанционного обучения является формирование такой

самостоятельной и творческой личности, которая была бы способна заниматься совершенствованием и развитием на протяжении всей жизни. Если раньше был актуальным тезис: "Образование на всю жизнь", то теперь он звучит по-иному: "Образование через всю жизнь". Исходя из него, человек должен учиться всю свою сознательную жизнь. При этом этот процесс не возможен без ключевой роли преподавателя -консультанта (тьютора), который направляет студента в образовательном процессе. В рамках этой концепции следует рассматривать и проблему формирования новой личности преподавателя и общение в режиме дистанционного обучения, которое базируется на самостоятельной интерактивной работе студента со специально разработанными учебными материалами и использовании информационных и коммуникационных технологий.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей, которые являются

определяющим звеном образовательного процесса. Важный элемент организации дистанционного образования - специфическое кадровое обеспечение. Его особенность заключается в качественно новых требованиях к преподавателю: от принципиально нового уровня профессиональных и компьютерных знаний и умений до владения

концептуальными вопросами и дидактикой дистанционной подготовки. Преподаватель становится консультантом,

квалифицированным оппонентом,

разработчиком научно-методического

обеспечения дистанционных материалов. Следовательно, преподаватель должен владеть системой новых педагогических знаний, умений и навыков, а именно:

- диагностировать цели обучения;

- моделировать (задачи, цели, содержание, организационные формы, методы и средства обучения) профессиональную деятельность специалиста;

- формировать у студентов необходимый уровень знаний, умений и навыков;

- разрабатывать мультимедийные средства обучения;

- использовать видеоинформацию;

- свободно владеть современными методами, формами дистанционного обучения.

Кроме того, при использовании дистанционных технологий преподаватель должен обладать информационно-

образовательной средой, уметь подавать учебный материал так, чтобы обеспечить эффективную, индивидуальную, независимо от места и времени, работу студентов, активно использовать коммуникативные возможности компьютерных сетей, а также владеть иностранными языками.

Когда преподаватель постоянно видоизменяет, моделирует образовательный процесс, использует эффективные приемы, возрастает вероятность того, что студент усваивает учебный материал дисциплины как релевантный, живой, который волнует его. В этом случае студенты поймут смысл этой учебной дисциплины.

Видоизменяется и содержание деятельности преподавателя: он перестает быть просто "репродуктором" знаний и становится разработчиком новых технологий.

К функциям тьюторов в системе дистанционного образования можно отнести:

- обсуждение содержания курса;

- оценку заданий/тестов;

- предоставление обратной связи об успехах студента;

- помощь студенту в планировании работы;

- мотивирование студента;

- разрешение административных вопросов;

- контроль над проектами;

- проведение занятий "лицом к лицу";

- хранение записей студента;

- взаимодействие с администрацией от лица студента.

За оценку эффективности курса можно принять следующие факторы,

способствующие удовлетворенности

студентов процессом обучения:

- возможность применять знания;

- быструю проверку заданий;

- дискуссии с преподавателем;

- значимое содержание курса;

- хорошее учебное руководство. Помимо оценки заданий, выполненных

студентом, и отслеживания успехов студента, тьюторы достигают и других целей. Они служат мостом между студентами и учебным заведением для того, чтобы объяснять порядки обучения в образовательном учреждении. Они могут играть важную роль в адаптации учебного плана таким образом, чтобы он отвечал индивидуальным требованиям студентов. Учитывая трудности, с которыми часто сталкиваются студенты, обучающиеся с использованием дистанционных

образовательных технологий, повышается роль наставничества в учебном процессе.

К критериям оценки работы тьютера можно отнести следующие качества: отличное знание предмета; хорошие общие навыки преподавания; хорошие коммуникативные и социальные навыки;

организованность, гибкость, терпение; способность мотивировать/воодушевлять; приверженность программе и студентам. Тьюторы также должны быть эрудированными и уметь обращаться с информационными технологиями, владеть интерактивными методами обучения.

Как показывает мировая практика, дистанционное обучение, является, безусловно перспективным и отвечающим требованиям, предъявляемым к современному образованию, но система российского образования демонстрирует неготовность к ее реализации в полном объеме. Информатизация

образовательного процесса сегодня предъявляет определенные требования к учебным материалам, к профессиональной подготовке и переподготовке преподавателей, к их педагогическому мастерству, к умению обучающихся работать с информацией, к техническому обеспечению образовательного процесса, а также к компетентности

руководителя образовательного учреждения, в котором реализуются программы

дистанционного обучения (самообразование, инновационно-управленческая компетентность, нестандартность мышления, креативность, эффективная инновационная деятельность).

Многие образовательные учреждения, оценив потенциал дистанционных технологий обучения, активно внедряют их в учебный процесс, но сталкиваются с проблемой неготовности преподавателей

профессионально использовать все возможности последних, а также с проблемой отсутствия методологической базы для их реализации. Новая информационно-образовательная среда требует повышения профессиональной компетентности

преподавателей, поскольку традиционные педагогические технологии невозможно просто перенести в новое информационно-коммуникационное образовательное

пространство. Таким образом, модернизация российского образования требует подготовки педагогических кадров, способных

эффективно работать в новых условиях [2].

Особое внимание высшие учебные заведения, которые интенсивно используют тьюторинг, должны уделять подготовке тьютеров и обеспечению их методической базой.

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова относится к числу вузов, которые интенсивно используют тьюторинг. В университете развита система подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава в рамках программ повышения квалификации. В частности проводится обучение по программе «Организационно-методические аспекты

деятельности тьютеров РЭУ им. Г.В. Плеханова».

Цель образовательного процесса университета сформировать систему, в которой студент является равноправным участником (субъектом) образовательного процесса. Это позволяет усилить мотивацию студента к освоению образовательной программы и стимулирует регулярную и результативную самостоятельную работу студента.

С переходом на федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования

образовательный процесс переориентировался

с групповых методов обучения на составление индивидуальных траекторий обучения

студентов. Именно тьютеры должны содействовать студентам в формировании индивидуального учебного плана. В этой связи формируются и функции тьютеров в формировании индивидуальной траектории обучения студента. Тьютер должен знать структуру и содержание учебных планов, междисциплинарные связи учебных программ и их последовательность в процессе изучения.

В Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова тьютеры принимают активное участие в реализации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий:

- представляют академические интересы студентов;

- принимают участие в работе комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости;

- контролируют текущую успеваемость студентов (текущий, рубежный, промежуточный контроль);

- предоставляют студентам необходимые информационные материалы по организации учебного процесса;

- участвуют в различных формах методической работы;

- соблюдают установленные требования по защите персональных данных, учету, хранению и т. д.

При подборе тьюторов необходимо руководствоваться требованиями,

изложенными в типовых функциональных обязанностях тьютора.

В Российском экономическом

университете имени Г. В. Плеханова все большую актуальность приобретает вопрос творческого взаимодействия преподавателей и студентов в использовании информационных технологий обучения, в повышении эффективности организацияи самостоятельной работы, в развитие у студентов самостоятельного творческого

исследовательского стиля мышления. Интеграция интернет-технологий и

образования позволяет формировать новый образ преподавателя, который в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических данных, но и консультантом, помогающим студентам понять процесс обучения, найти необходимую информацию, определить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как

использовать эту информацию для ответов на заданные вопросы и решения сложных проблем.

Для внедрения Интернет-технологий в образовательную деятельность преподавателю необходимо овладеть такими базовыми технологиями поиска информации, умения работать с информационными системами; предоставления собственной информации в виде Web-документов (создание Web-страниц и Web-сайтов) и размещение ее в сети [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечает Г. В. Головко, происходит трансформация традиционной системы взаимоотношений преподаватель-студент, изменяется роль преподавателя, который выполняет функции тьютора, наставника. Важным условием эффективного внедрение новейших технологий является способность преподавателей, на которых возлагается это задание, изменить акценты в методике преподавания, их готовность к видам деятельности, основанной на новых принципах. Ведь о психологической готовности преподавателя принять "новое", воспринять его и быть убежденным в правильности избранного пути в значительной степени будет зависеть

успех педагогической деятельности [4].

В то же время отметим, что преподаватель должен знать возможности средств обучения, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения (кейс) как систему передачи учебной информации, предназначенную для выполнения дидактических задач. Методы дистанционного обучения подбирают с учетом задач, которые ставит перед собой преподаватель.

Анализ научных источников и практический педагогический опыт

подтверждают необходимость наличия высокой профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя, который должен обладать соответствующими профессиональными знаниями, иметь практический опыт, а также уметь диагностировать, анализировать, моделировать и корректировать собственную деятельность, обосновывать пути ее дальнейшего совершенствования. Педагог должен иметь высокую квалификацию, развитую эрудицию, инновационное мышление, креативные способности и ориентироваться на индивидуальные особенности каждого

студента. Управляя процессом обучения, преподаватель должен пытаться всеми средствами поддержать мотивацию и интерес, потому что именно они обогащают эмоциональный фон учебной деятельности, вызывают удовлетворение образовательным процессом. Исчезает чувство дистанции и уединенности у студентов. Их усилия направляются на дальнейший поиск знаний.

Таким образом, для эффективного внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс необходимо:

- осознание профессорско-преподавательским сообществом основных преимуществ дистанционного образования;

- повышение мотивации тьюторов для использования дистанционных образовательных технологий;

- поэтапное введение дистанционных образовательных технологий;

- интеграция дистанционных

образовательных технологий с классическим образованием.

Литература

¡.Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 года № 273 ст. 16 п. 3 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/

2.Практика создания единой образовательной среды высшего учебного заведения [Текст] / Н. В. Боковая, Н. А. Зуева, Д. С. Петров, Е. Д. Соломатина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 5.2. - С. 141-146.

3. Авдеев, С. М. Интернет - образование: возможности, проблемы, направления развития [Текст] / С. М. Авдеев // Информационные технологии в образовании («ИТО-2001») : материалы XI Междунар. конф.-выставки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ito.edu.ru/2001/ito/index.html

4. Головко, Г. В. Общие тенденции и психолого-педагогические проблемы внедрение современных технологий обучения [Текст] / Г. В. Головко // Новые технологии обучения: науч. метод. сборник, 2001. - Вып. 30. - С. 254-257.

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Воронежский филиал)

THE ROLE OF TUTORS IN REALIZING DISTANTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

D.S. Petrov, N.V. Bokovaya

The article presents the experience of institute tutors creation for realizing distance educational technologies. Formulated requirements to the tutors, their functions and role in improving the efficiency of educational process taking into account the requirements of the Federal law "On education in the Russian Federation"

Key words: tutors, educational process, distance technologies, information and educational environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.