Научная статья на тему 'Практика создания единой образовательной среды высшего учебного заведения'

Практика создания единой образовательной среды высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / CREATING / EDUCATIONAL UNIFIED ENVIRONMENT / COMPETITIVE ADVANTAGES / INFORMATION SYSTEM MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боковая Н. В., Зуева Н. А., Петров Д. С., Соломатина Е. Д.

В статье изучен опыт создания информационно-образовательной среды в высших учебных заведениях. Дана классификация существующих информационных систем. Рассмотрены конкурентные преимущества информационной системы управления образовательным процессом Воронежского филиала РГТЭУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боковая Н. В., Зуева Н. А., Петров Д. С., Соломатина Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF CREATING EDUCATIONAL UNIFIED ENVIRONMENT IN HIGHER SCHOOL

The paper studies the experience of creating educational environment in higher education. The classification of existing information systems, the competitive advantages of information system management in the educational process of the Voronezh branch RGTEU are considered

Текст научной работы на тему «Практика создания единой образовательной среды высшего учебного заведения»

УДК 378.1

ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО

УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Н.В. Боковая, Н.А. Зуева, Д.С. Петров, Е.Д. Соломатина

В статье изучен опыт создания информационно-образовательной среды в высших учебных заведениях. Дана классификация существующих информационных систем. Рассмотрены конкурентные преимущества информационной системы управления образовательным процессом Воронежского филиала РГТЭУ

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, образовательные технологии, организация

образовательного процесса

Государственная политика в области образования требует построения в нашей стране системы образования, нацеленной на подготовку молодежи к жизни в формате постиндустриального общества.

Кроме того, согласно ст. 16 п. 3 нового Федерального закона об образовании в РФ № 273 от 29 декабря 2012 года, в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,

телекоммуникационных технологий,

соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения

обучающихся[1].

Решения этих задач нацеливает высшие учебные заведения на использование новых инструментов организации учебного процесса. Анализ опыта эффективно работающих вузов показал, что единственным залогом успешной деятельности в условиях усиления

конкуренции в сфере высшего образования стало формирование модели образовательного учреждения построенной на возрастании роли информационных компонентов образования, в том числе создание форм и средств удаленного доступа к электронной библиотеке вуза, распределенным базам данных и знаний и т. п.

Боковая Нэлли Викторовна - РГТЭУ, канд. техн. наук, доцент, mail@vfrsute.ru

Зуева Наталия Александровна - РГТЭУ, канд. филос. наук, доцент, mail@vfrsute.ru

Петров Денис Сергеевич - РГТЭУ, канд. филос. наук, доцент, mail@vfrsute.ru

Соломатина Елена Дмитриевна - РГТЭУ, канд. ист. наук, доцент, mail@vfrsute.ru

В настоящее время все большее количество вузов прибегают к электронным информационным технологиям в

образовательном процессе. Так, например, создаются электронные учебно-методические комплексы, обеспечивающие быстрый доступ обучающихся к необходимой информации (методическим рекомендациям, вопросам к экзаменам и зачетам, тестам, спискам интернет-источников и т. п.). Применение информационно-

коммуникационных технологий решет проблему разнообразия образовательной среды и индивидуализации обучения, но в то же время обнаруживает определенные проблемы, имеющие как объективный, так и субъективный характер.

Вопросам автоматизации организации учебного процесса в вузе посвящено достаточное количество информационных систем. Среди них имеются как

самостоятельные разработки вузов, так и коммерческие. Как правило, все эти системы можно разделить на две основные группы. Первая группа, направленная на решение задач по организации учебного процесса, реализует такие модули как:

- «Приемная комиссия»;

- «Деканат»;

- «Формирование учебных планов»;

- «Распределение нагрузки»;

- «Штатное расписание»;

- «Расписание».

Однако, как правило, эти модули носят несвязанный характер. При проектировании блоков нарушены межструктурные связи, происходит дублирование ввода информации, ограниченность целей поставленных задач.

Так, например, модуль «Распределение нагрузки»осуществляет только распределение нагрузки между факультетами, кафедрами, преподавателями. Учета фактического

выполнения нагрузки эти системы не производят. Хотя именно фактическое выполнение нагрузки позволяет судить об образовательном процессе как с точки зрения качества его исполнения, так и эффективности.

Вторая группа информационных систем, реализуемых в образовательных учреждениях, нацелена на реализацию образовательных технологий. Наиболее актуальным

направлением информатизации

образовательного процесса - являются дистанционные технологии обучения.

Дистанционное обучение можно определить и как совокупность информационно-педагогических технологий, направленных на предоставление

обучающимся учебного материала при интерактивном взаимодействии участников, и как диалогическую образовательную среду, в которой данное взаимодействие

осуществляется.

Дистанционные методы обучения, предусматривают использование

информационных и телекоммуникационных технологий позволяющих решить ряд задач стоящих перед высшими учебными заведениями:

- создание возможности визуализации информации, способствующей формированию эйдетических образов у обучающихся, что отражается на качестве усвоения ими учебного материала;

- организация опосредованного (на

расстоянии) или не полностью опосредованного взаимодействия

обучающегося и педагогического работника [2], что способствует обеспечению доступности образования для лиц, не имеющих, по различным причинам, возможности лично обучаться в учебном заведении, например, для лиц с ограниченными возможностями, инвалидов. Таким образом, дистанционные технологии обучения отвечают современным требованиям гуманизации образования;

- использование образовательным

учреждением дистанционных образовательных технологий для всех предусмотренных законодательством форм получения образования, при проведении различных видов занятий (кроме производственной практики), а также для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации [3], что позволяет повысить эффективность обучения, а также оптимизировать взаимодействие

преподавателей и обучающихся. В этом случае дистанционное обучение может

рассматриваться как перспективное

дополнение, например, к заочной форме обучения, одним из недостатков которой является отсутствие систематичности при самостоятельной подготовке и необходимого текущего контроля со стороны преподавателя;

- применение дистанционных

образовательных технологий для

образовательных учреждений, имеющих филиальную сеть, поскольку в этом случае все преподаватели и обучающиеся могут взаимодействовать с головным

образовательным учреждением посредством информационно-телекоммуникационных технологий;

- организация оперативной учебнометодической поддержки обучающимся, в том числе в форме on-line консультаций [4];

- внесение разнообразия в учебный процесс, оптимизация образовательной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Как показывает мировая практика, дистанционное обучение, является, безусловно перспективным и отвечающим требованиям, предъявляемым к современному образованию, но система российского образования демонстрирует неготовность к ее реализации в полном объеме. Информатизация

образовательного процесса сегодня

предъявляет определенные требования к учебным материалам, к профессиональной подготовке и переподготовке преподавателей, к их педагогическому мастерству, к умению обучающихся работать с информацией, к техническому обеспечению образовательного процесса, а также к компетентности руководителя образовательного учреждения, в котором реализуются программы

дистанционного обучения (самообразование, инновационно-управленческая компетентность, нестандартность мышления, креативность, эффективная инновационная деятельность становятся необходимыми качествами руководителя нового типа).

Многие образовательные учреждения, оценив потенциал дистанционных технологий обучения, активно внедряют их в учебный процесс, но сталкиваются с проблемой неготовности преподавателей

профессионально использовать все

возможности последних, а также с проблемой отсутствия методологической базы для их

реализации. Новая информационнообразовательная среда требует повышения профессиональной компетентности

преподавателей, поскольку традиционные педагогические технологии невозможно просто перенести в новое информационнокоммуникационное образовательное

пространство. Таким образом, модернизация российского образования требует подготовки педагогических кадров, способных

эффективно работать в новых условиях.

Спецификой дистанционных методов обучения, как уже было упомянуто выше, является особое взаимодействие

обучающегося, самостоятельно

осуществляющего свою учебную деятельность в соответствии с поставленной целью, и преподавателя, выполняющего роль координатора учебного процесса.

То есть роль педагога при реализации дистанционных образовательных технологий в корне отличается от привычной роли «чтеца лекций». При традиционной подаче учебного материала педагог по большей части выполняет информационную функцию, при этом обучающийся довольствуется ролью объекта обучения, пассивно воспринимающего информацию. Но при дистанционном обучении этого недостаточно, поскольку перед преподавателем стоит задача выбора индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося и сопровождения и координирования его деятельности. Таким образом, осуществляется переход от привычной модели взаимодействия «учитель-ученик» к модели «тьютор/координатор-обучающийся», реализующей субъект-субъектные отношения.

Функции, выполняемые педагогом при реализации дистанционных технологий обучения, разнообразны: конструктивная,

информационная, контролирующая,

координационная, коммуникативная,

координирующая и т. п. Для их реализации подготовка и переподготовка педагога должна проводиться по различным направлениям: психолого-педагогическому, технологическому, техническому и др. [5]

Реализация педагогической деятельности в условиях реализации дистанционных технологий обучения предполагает сочетание многих профессиональных компетенций, что обусловлено, прежде всего, самой спецификой последней и тем, что педагог в данном случае имеет дело с обучающимся, который (в

идеале) четко представляет себе цель

обучения. Поэтому педагог должен быть мобилен в принятии педагогических творческих решений по организации и корректировке учебного процесса, быть готовым к профессиональному

совершенствованию, к постоянной связи с обучающимся, к осуществлению контроля за выполнением им самостоятельной работы и т. п., что невозможно без определенной психологической подготовки.

Технологическое направление связано с используемыми на разных этапах обучения методами, а также с интеграцией в учебном процессе различных, часто

междисциплинарных знаний. Кроме того, маркерным признаком педагога,

реализующего дистанционное обучение, является его информационная культура, то есть способность использовать те технологии и ресурсы, без которых дистанционное обучение невозможно. Речь идет об информационно-коммуникационных технологиях, профессиональном

использовании в образовательных целях сети Интернет. Таким образом, информационная культура становится обязательным условием и необходимым требованием для оптимальной реализации дистанционного обучения.

Реализация дистанционных технологий обучения подразумевает создание

интерактивной информационной

образовательной среды. Эффективная интеракция возможна только в случае наличия информационной компетентности не только у преподавателя, но и у обучающегося. Однако, часто, у обучающихся отсутствует системное представление об образовательных возможностях сети Интернет. Неумение

обучающихся работать с интернет-ресурсами может свести на нет все педагогические усилия, поскольку умения и навыки работы с ресурсами Интернет не тождественны умениям и навыкам образовательной деятельности в сети Интернет [6]. Между тем, одной из основных целей модернизации российского образования сегодня становится информационная компетентность будущего специалиста, умеющего творчески

использовать информацию для решения профессиональных задач.

Реформа современного российского

образования предусматривает усиление роли самостоятельной работы обучающихся, но у многих современных молодых людей

подобные навыки отсутствуют.

Дистанционные технологий обучения

позволяют не только организовать эффективную самостоятельную работу

студента, но и осуществлять оперативный контроль его выполнения.

Ряд выявленных недостатков

использования информационных технологий в учебном процессе были устранены при создании образовательного пространства в Воронежском филиале федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет». Проектирование этого пространства было основано на формировании информационно-образовательной среды

затрагивающей два основных направления: организацию образовательного процесса и непосредственно образовательный процесс. Построение этой среды требует, прежде всего, формирование совокупности распределенных информационных ресурсов, программных средств, сетевых и организационнометодических компонентов, обеспечивающих функционирование всех внутривузовских систем, а также взаимодействие их с внешней средой.

Современный образовательный процесс представляет собой сложную систему, построенную на принципах модульности и открытости. Решение проблем, связанных с принятием оптимальных решений при проектировании образовательного процесса занимает особое значение.

С усложнением задач и повышением требований к обоснованности принимаемых решений, необходим всесторонний,

комплексный анализ объекта проектирования, учет взаимосвязи многих факторов в их динамике, обеспечение возможности гибкого и оперативного управления оптимизационным процессом. Практическая реализация такого подхода приводит к построению интегрированных сред оптимизации, в которых наряду с процедурами, обеспечивающими решение самой

оптимизационной задачи, имеются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подсистемы управления базой данных, комплекс «сервисных» программ и др. [7]

В основу построения информационнообразовательной среды Воронежского филиала РГТЭУ были положены следующие принципы:

- модульности, поскольку он включает в себя взаимосвязанные элементы: различные учебно-методические материалы, программное обеспечение и технические средства, системы контроля знаний, базы данных, информационно-справочные системы и т. п.;

-интегрированности, всей совокупность знаний, с учетом междисциплинарных связей;

- адаптивности, как необходимого

условия успешного построения,

функционирования и использования ресурсов информационно-образовательной среды,

поскольку она не может противоречить существующей системе образования и должна демонстрировать гибкость информационного ядра, адекватно реагировать на изменения внешней среды.

Создание единой информационной среды в вузе способствует, прежде всего, повышению качества управленческого процесса при одновременном снижении его трудоемкости. Однако на этапе внедрения информационных систем образовательные учреждения как правило встречаются с рядом проблем. Прежде всего, это связано с консервативностью некоторых людей связанных с образовательным процессом. Иногда случаются ситуации открытого саботажа. Такие проблемы возникают обычно на начальном этапе внедрения информационных систем, когда требуется ввод больших массивов данных. Вторая причина проблем - это использование коммерческих разработок, которые с одной стороны не адаптированы к сложившимся традициям образовательного учреждения, а с другой, как правило, не решают задачи автоматизации учебного процесса в комплексе. Поэтому возникает необходимость сопряжения этих программных модулей с ранее используемыми разработками. Проблему создает и динамизм образовательного процесса, постоянная

необходимость формирования новых запросов. Поэтому коммерческие разработки на этапе эксплуатации, несомненно, проигрывают инициативным.

Как было отмечено ранее, разработанная информационная система управления

образовательным процессом Воронежского филиала РГТЭУ, основываясь на принципах открытости и модульности, позволяет

осуществлять наращивание и модификацию функциональных возможностей системы в

зависимости от динамики развития учебного процесса. Информационная система

первоначально охватывала такие модули образовательного процесса, как «Факультет», «Кадры», «Учебно-методический отдел», «Кафедры», «Библиотека». Дальнейшее

развитие системы пошло по пути

информатизации образовательных

технологий. Каждый студент, как участник образовательного процесса, получает доступ к учебно-методическим материалам,

предназначенным именно для его

образовательной программы. Взаимодействие студентов и преподавателей организованное посредством рабочего кабинета, позволяет реализовать основные принципы

дистанционных образовательных технологий.

Применение информационно-

телекоммуникационных технологий в образовательном процессе филиала, с одной стороны позволило повысить эффективность обучения, способствовало развитию

творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, а с другой стороны повысило требования к преподавателям, и к процессу взаимодействия между студентом и преподавателем в образовательной среде.

В целом построение информационнообразовательной среды в Воронежском филиале РГТЭУ позволило повысить качество и экономическую эффективность учебного процесса, расширить возможность, как традиционных форм обучения, так и освоить новые (в частности, дистанционную), а также стало необходимым условием повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.

Литература

1. Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 года № 273 ст. 16 п. 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://base.garant.ru/70291362/

Российский государственный торгово-экономический

2. Федеральный закон об образовании от 29

декабря 2012 года № 273 ст. 16 п. 1[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://base.garant.ru/70291362/

3. Порядок использования дистанционных

образовательных технологий, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 года № 137 п. 4[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://base.garant.ru/188453/

4. Порядок использования дистанционных

образовательных технологий, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 года № 137 п. 12[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/188453/

5. Скибицкий, Э. Г. http: //www.gnpbu.ru/cgi-bin/irbis64r_71/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=NE W&P21DBN=NEW&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT= fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02= 0&S21P03=M=&S21COLORTERMS=0&S21STR= Профессионализм педагога - непременное условие повышения качества дистанционного обучения [Текст] / Э. Г. Скибицкий, Н. В. Фадейкина // Развитие инновационных технологий обучения в научной школе доктора педагогических наук профессора Э. Г. Скибицкого: межвуз. сб. науч. тр.

- Новосибирск: Сиб. ин-т финансов и банк.дела,2006. - C. 6-12.

6. Чубаркова, Е. В. Учебно-методические

материалы для подготовки преподавателей к деятельности с использованием информационных, коммуникационных и дистанционных

образовательных технологий[Текст] / Е. В. Чубаркова, Н. В. Ломовцева // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. -Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург», 2011. -Ч. 1. - С. 309-313.

7. Белецкая, С.Ю. Организация современных

диалоговых систем оптимального проектирования [Текст] / С. Ю. Белецкая, Н.В. Боковая // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2009. - Т. 5. - № 10. - С. 234-237.

университет (Воронежский филиал)

PRACTICE OF CREATING EDUCATIONAL UNIFIED ENVIRONMENT IN HIGHER

SCHOOL

N.V. Bokovaya, N.A. Zueva, D.S. Petrov, E.D. Solomatina

The paper studies the experience of creating educational environment in higher education. The classification of existing information systems, the competitive advantages of information system management in the educational process of the Voronezh branch RGTEU are considered

Key words: creating, educational unified environment, competitive advantages, information system management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.