Научная статья на тему 'Многообразие содержания и функций информационно-образовательной среды как условие выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории'

Многообразие содержания и функций информационно-образовательной среды как условие выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Светлана Ивановна, Соловьева Татьяна Владимировна

Рассматривается содержание и функции информационно-образовательной среды как множество индивидуальных форм развития образовательных потребностей учащихся, возможностей построения индивидуальной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Светлана Ивановна, Соловьева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многообразие содержания и функций информационно-образовательной среды как условие выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории»

УДК 159,953

Осипова Светлана Ивановна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Высшей математики» Сибирского федерального университета, osisi@yandex.ru, Красноярск

Соловьева Татьяна Владимировна

Аспирант Сибирского федерального университета, cm, преподаватель каф. «Прикладная информатика и экономика» Хакасского технического института - филиала СФУ, SOLTAN-17@mail.ru, Абакан

МНОГООБРАЗИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ВЫБОРА УЧАЩИМИСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

Osipova Svetlana Ivanovna

Doctor of Pedagogics, Professor, Chief of the «Higher Mathematics» Department of The Siberian Federal University, osisi@yandex.ru, Krasnoyarsk

Solovyova Tatyana Vladimirovna

Postgraduate student of The Siberian Federal University, senior teacher of the Department of «Applied informatics and economics» of the Khakas Technical Institute - the Branch oftheSFU, SOLTAN-17@mail.ru, Abakan

VARIETY OF CONTENT AND FUNCTIONS OF THE INFORMATIONAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF CHOICE OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY BY THE STUDENTS

Воздействие новых информационных технологий на все сферы жизнедеятельности людей: экономику, науку, образование, культуру, здравоохранение и др. определяют инновационный характер современного этапа развития общества, называемый термином «информационное общество».

По мнению профессора А, И. Ракитова, «Информационное общество характеризуется тем, что в нем шавным продуктом производства являются знания», а главными отличительными чертами информационного общества автор называет следующие:

1. Каждый член этого общества в любое время суток и в любой точке страны имеет доступ к нужной ему информации;

2. Общество способно обеспечить каждого члена информационной технологией (как компьютерами, так и средствами связи);

3. Общество само способно производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию.

Только одновременное выполнение всех этих условий дает возможность говорить о том, что то или иное общество можно считать информационным [12].

Одним из главных направлений модернизации отечественного образования является его информатизация. В научной литературе последних двух десятилетий, посвященной информатизации образования, используются такие термины, как «информационно-образовательная среда» (ИОС), «информационно-коммуникационная среда», «профессионально-ориентированная обучающая среда», «информационно-образовательное пространство» и так далее. Эти понятия широко обсуждаются в работах, посвященных проблемам интеграции информационных технологий в образовательный процесс, К ним относятся исследования М. И. Бапшакова, В. П. Беспалько, В. А. Извозчикова, Е. С, Полата. Н. И. Пака, И. В. Роберт, А. В. Могилева, А. Ю. Уварова и др. Авторы отражают специфику рассматриваемой конкретной проблемы и свою точку зрения, акцентируя внимание на использовании именно данного понятия. Психолош-педагогические исследования о взаимовлиянии образовательной среды на становление личности представлены в работах К. Г. Кречетникова, Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова, В. А. Ясвииа и др.

Выявим сущность и уточним значения понятий, двигаясь в своем исследовании от родового понятия, которым в данном случае является понятие «среда», рассмотрим смежное с ним понятие «пространство», затем перейдем к видовым понятиям «образовательная среда» - «образовательное пространство» и далее к их комбинациям: «информационно-образовательная среда», «информациошю-образовательное пространство».

В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «среда» определяется как окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества; окружающие социальные условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Различают географическую, окружающую, природную и др. среды [10].

Учеными этот термин понимается по-разному, общим в современной педагогической науке является определение среды как совокупности условий, воздействующих на развитие личности обучаемого. Все то, что действует на объекг независимо от характера влияния, относят к факторам среды (благоприятная для развития субъекта и не благоприятная — препятствующая развитию). Всякая деятельность человека в такой среде происходит в определенных условиях., в определенное время и в определенном пространстве. Поэтому в нашем исследовании среда - это пространственно-временная организация объективного мира, внешняя по отношению к субъект,', оказывающая влияние на его состояние и развитие. и обеспечивающая разнообразные возможности для всестороннего личностного совершенствования.

Понятие «пространство» в научной литературе трактуется как протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами [10]; множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре [9] и др. Таким образом, «пространство» будем понимать как протяженность, место, совокупность различных взаимодействующих элементов.

Проанализировав соотношение терминов «среда» и «пространство», мы считаем их близкими по смыслу, но, несмотря на это, ставить между ними знак равенства не будем. Аналогичную точку зрения высказывают Е. А. Ракитина и В. Ю. Лыскова, также отрицая их синонимичность [ 11 ]. Различия этих терминов можно заметить в их употреблении. Например, нам чаще приходится слышать, что образовывался человек в конкретной среде - научной, театральной, музыкальной и т. д., а не пространстве.

Опираясь на работу В. А. Козырева, смысл понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда» уточняется через различие позиции обучающегося по отношению к каждому из них. И среда, и пространство представляют собой набор условий, которые могут оказывать влияние на развитие человека. Однако среда подразумевает присутствие в ней человека, взаимовлияние и взаимодействие среды с субъектом. Пространство же не предполагает включенность в него человека [7]. Другими словами, пространство, в отличие от среды, может существовать независимо от человека. В своем исследовании мы будем придерживаться этой точки зрения, аналогичным образом различая термины «информационно-образовательная среда» и «информационно-образовательное пространство».

Э. Г. Скибицкий, рассматривая термин «образовательное пространство», определяет в нем обязательные атрибуты образовательного назначения: «лица, оказывающие образовательные услуги; носители и источники содержания образования; образовательные учреждения, материально-техническая база образования; разнообразные средства обучения и др.» [14].

Формирование образовательной среды невозможно без функционирования образовательного пространства, которое строится в соответствии с целями и задачами, заданными соответствующей образовательной системой.

В. А. Левин под образовательной средой (или средой образования) понимает «систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в се окружении» [17, с. 81].

Схожую точку зрения высказывают Ю. Н. Кулюткин и С. В. Тарасов, характеризуя образовательную среду как «совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении пешолого-педагогичерких условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности» [8, с. 6-7].

А. В. Хуторской понимает образовательную среду как «естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика» [16, с. 72—73]. «Средовый» подход к содержанию образования автор рассматривает как возможность получения индивидуальных познавательных результатов на основе общего для всех учебного материала, первично вносимого и используемого учителем. Предполагается, что каждый ученик конструирует «внутренний образовательный продуют» (в форме приращения знаний, умений, способностей, способов деятельности и пр.), отличающийся от изначально заданного. Кроме того, обучаемый создает «внешний образовательный продукт» — это могут быть исследования, доклады

107

на научных конференциях, курсовые и дипломные проекты, также имеющие свое содержание. Таким образом, А. В. Хуторской предлагает новые способы конструирования содержания образования, отличные от традиционных, в которых учащиеся транслируют лишь готовые, заученные знания.

Для нас значимой является трактовка понятия «образовательное пространство». данное В. И. Богословским, В. А. Извозчиковым и М. Н. Потемкиным [3], которое авторы понимают как непрерывное и неразрывное множество индивидуальных форм развития образовательных возможностей учащихся, возможностей построения индивидуальной образовательной траектории.

Резюмируя различные подходы к понятию «образовательная среда», отметим, что в современной педагогической науке при всем многообразии толкования, авторы единодушны в своих представлениях об образовательной ере-де как о системе влияний, условий, возможностей формирования, и развития личности обучаемого. При этом подчеркивается, что обучаемый включен в эту систему, но не внешним наблюдателем, а активным участником среды. (В. А. Козырев, Ю. Н. Кушоткин, С. В. Тарасов, Э. Г. Скибицкий, А. В. Хуторской, В. А. Левин и др.).

В ходе анализа работ, связанных с выявлением сущности информационнообразовательной среды, нами установлено, что для ряда ученых (А. А. Андреев, А. X. Ардеев, Г. Ю. Беляев, В. А. Левин и др.) определение ИОС трактуется как «объект системной природы», имеющий сложную структуру с набором компонентов или подсистем.

В связи с системной организацией образовательной среды, определим, что представляет собой среда в структурном плане в исследованиях различных авторов (таблица).

Таблица

Структура образовательной среды

Авторы Компоненты структуры ИОС

1 2

(Ш. А. Амонашвили, В. С. Библер, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин и др.) Развивающая ОС школы 1. социальный: вариативный и развивающий характер образования. Здесь вариативность предполагает возможность выбора типа и вида образовательного учреждения в соответствии с интересами и потребностями ребенка и его семьи, 2. дидактический: образование должно нести личностно-ориентированную направленность. Знания, умения и навыки превращаются из цели обучения в средство развития. 3. психологический: обеспечение, формирования у ученика и учителя способности быть субъектом своего развития, коммуникационно-организационный: субъект-субъектный тип взаимодействий, когда каждый его участник является условием и средством развития другого.

Окончание таблицы

1 2

А. В. Ардеев (ИОС университета) 1. блок взаимодействия (преподаватели, учащиеся, внешние участники); 2. организационный блок (мотивационно-целевая установка, формы и. методы обучения); 3. информационно-образовательный блок (средства телекоммуникаций, обучающие ресурсы вуза, программные средства, банки и базы знаний) 4. информационно-знаниевые потоки как результат системной интеграции инфокоммуникационных технологий в процесс обучения [1]

И. Н. Емельянова (воспитательноразвивающая среда университета) 1. смысловой отражает уникальную миссию учебного заведения и берет на себя часть ответственности за становление личности, которая развивается в его ИОС 2. информационно-содержательный содержит в себе уникальное информационное поле (образовательные ресурсы учебного заведения), в которое погружается личность 3. деятельностный. Среда является многофункциональной, выполняя обучаюгцую, воспитательную, исследовательскую, профессиональную, инновационную, предпринимательскую функции, выражающиеся в конкретных формах и видах деятельности 4. субъектно-личностный выражается в индивидуальных особенностях преподавателей и обучающихся, которые оказывают взаимное влияние на развитие друг друга [4]

Ю. Н. Кулюткин, С. В. Тарасов (среда любого образовательного учреждения) 1. пространственно-семантический: архитектурная организация жизненного пространства (архитектура здания, структура учебных помещений и др.); символическое пространство (герб, гимн, традиций и др.) 2. содержательно-методический: содержание, формы и методы организации образования 3. коммуникационно-организационный: особенности субъектов образовательной среды (ценности, установки, стереотипы, стиль общения и преподавания и др.), организационные условия [5]

В. А. Левин (личностноориентированные, развивающие среды) 1. социальный компонент 2. субъекты образовательного процесса 3. пространственно-предметный компонент 4. технологический или психодидактический [8]

Анализ развивающей образовательной среды школы (Ш. А. Амонашви-ли, В. С. Библер, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Рубцов, Д. Б. Элько-НИН и др.) позволяет выделить такие структурные компоненты школьной среды как:

Социальный: вариативный и развивающий характер образования. Здесь вариативность предполагает возможность выбора типа и вида образовательного учреждения в соответствии с интересами и потребностями ребенка и его семьи.

Дидактический: образование должно нести личностно-ориентированную направленность. Знания, умения и навыки превращаются из цели обучения в средство развития.

Психологический: обеспечение формирования у ученика и учителя способности быть субъектом своего развития.

Коммуникационно-организационный: субъект-субъектный тип взаимодействий, когда каждый его участник является условием и средством развития другого.

Рассматривая формирование образовательной информационной среды в университете, А. X. Ардеев выделяет в ее структуре следующие блоки:

1. Блок взаимодействия (преподаватели, учащиеся, внешние участники);

2. Организационный блок (мотивационно-целевая установка, формы и методы обучения);

3. Информационно-образовательный блок (телекоммуникационные средства, обучающие программные средства, периодические электронные издания вуза, обучающие ресурсы вуза, банки и базы знаний);

4. Информационно-знаниевые потоки как результат системной интеграции инфокоммуникационных технологий в процесс обучения [2].

И. Н. Емельянова выделила компоненты воспитательно-развивающей среды университета: смысловой, информационно-содержательный, деятельностный, субъектно-личностный [5]. По нашему мнению, они наилучшим образом характеризуют ИОС любого образовательного учреждения. Смысловой компонент отражает уникальную миссию учебного заведения и берет на себя часть ответственности за становление личности, которая развивается в его ИОС, Этот компонент охватывает социальные, профессиональные, личностные смыслы, которые, так или иначе, реализуются в ИОС учебного заведения.

Следующий компонент — информационно-содержательный. Очевидно, что ИОС содержит в себе уникальное информационное поле (образовательные ресурсы учебного заведения, учебно-методические материалы, тесты для контроля и самопроверки знаний, \уеЬ-портал учебного заведения и пр.), в которое погружается личность. Данный компонент является важнейшей составляющей ИОС каждого образовательного учреждения.

Другой, не менее важный компонент ИОС - деятельностный. В ходе исследования мы выявили, что ИОС как любая другая по своему воздействию на субъект многофункциональна. Ее воздействие носит и социальный, и образовательный, и культурный, и воспитательный характер. Среди функций, которые берет на себя ИОС можно отметить: обучающую, воспитательную, исследовательскую, профессиональную, инновационную,

предпринимательскую. Каждая из этих функций выражается в конкретных формах и видах деятельности. Обучающая функция находит отражение в таких видах деятельности как лекции, лабораторные и практические работы, семинары, консультации, экзамены. Воспитательная функция проявляется в процессе взаимного общения учащегося с педагогом, в различных формах содержательного досуга. Исследовательская функция реализуется в таких видах деятельности, как конференции, олимпиады, дипломные и курсовые проекты. Профессиональная функция охватывает весь спектр работ, связанный с профессиональной подготовкой обучаемых. Это и работа учащихся по специальности, которую они совмещают с обучением в вузе, и прохождение производственной практики. Инновационная функция находит свое выражение в ходе хоздоговорной деятельности, во внедренческих проектах, выполняемых на основе грантов. Предпринимательская функция связана с проектами, ориентированными на прибыль от образовательной деятельности.

Четвертый компонент ИОС - субъектно-личностный. Выражается он в индивидуальных особенностях преподавателей и обучающихся, которые оказывают взаимное влияние на развитие друг друга.

Ю. Н. Кулюткин, С. В. Тарасов отмечают, что в общем виде среда любого образовательного учреждения может иметь следующие компоненты структуры.

Пространственно-семантический компонент: архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных помещений и др.); символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и

др.).

Содержательно-методический компонент: содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).

Коммуникационно-организационный компонент: особенности субъектов образовательной среды (национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.); коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.) [8, с. 6-7].

Итак, представленные в научной литературе структуры различных образовательных сред, в большинстве случаев включают такие общие и обязательные компоненты, которые мы условно обозначили как:

Социальный компонент (отражает направленность образовательного учреждения на цель, т. е. удовлетворение внешних требований учебного заве-

дения со стороны государства и региона в лице работодателей или представителей бизнеса, а также внутренних требований - со стороны обучаемых).

Коммуникационный компонент (определяет взаимодействие субъектов ИОС).

Информационный компонент (отражает насыщенность среды обучающими ресурсами, включая их техническую, а также технологическую составляющие)

Организационный компонент (определяет особенности управленческой культуры, ценностные установки, формы и методы обучения, наличие инициативных групп и т. д.).

Характерным свойством информационно-образовательной среды является ее перенасыщенность, которая необходима для личностного выбора обучающимися содержания и способа получения образования в соответствии со своими потребностями и целями. Это создает возможности для осуществления вариативного образовательного процесса, как по содержанию, так и по используемым образовательным технологиям. Это свойство формирует предпосылки для построения личностно-ориентированного процесса обучения. Обширность образовательной среды предполагает, что она не исчерпывается системой факторов или условий непосредственно связанных с процессом обучения [4].

Образовательная среда является искусственно созданной. Важным' ее аспектом является среда информационная^ представляющая собой совокупность всех потоков информации, в центре которых непрерывно пребывает человек. Таким образом, образовательная среда — это, обязательно, среда информационная, однако обратное утверждение не всегда верно. Информационная среда является основным ключевым фактором информации, особенно важной для образовательной среды.

Развитие информационной среды, ориентированной на творческую активность пользователя, должно расширять сферу образовательного контента. Такая среда может опираться на организационную структуру баз данных, на использование информации разных типов и т. д. Она должна в том или ином виде содержать информацию, позволяющую использовать приемы стимулирования творческих процессов.

М. А. Смирнов определяет понятие «информационная среда» как совокупность информационных условий для существования и развития субъекта (это наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры) [15].

Информационно-образовательная среда как продукт деятельности субъектов образовательного процесса, одновременно является одним из важнейших факторов развития информационно-образовательного пространства, в которое она входит. В современном понимании информационнообразовательная среда естественным образом интегрируется с инновационными возможностями, которые дает использование информационных технологий.

ИОС представляет собой совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационно-учебного взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий, а также формированию познавательной активности обучаемого. И. В. Роберт указывает на необходимость наполнения компонентов среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ЭВМ, программные средства и системы, учебнонаглядные пособия и т. д.) предметным содержанием определенного учебного курса [13].

Назначение информационно-образовательной среды: выявление, раскрытие и развитие способностей и потенциальных возможностей индивида к творческой инициативе; создание условий для самостоятельного извлечения знаний и их количественного усвоения; обеспечение автоматизации процесса обработки результатов обучения, в том числе результатов продвижения в учении.

О. А. Ильченко, под информационно-образовательной средой понимает «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом, образовательного процесса» [6].

А. А. Андреев и В. И. Солдаткин рассматривают ИОС как «педагогическую систему нового уровня» и формулируют понятие «ИОС» следующим образом: ИОС - это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т. е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента [1]. В данном определении авторы акцентируют свое внимание на образовательном эффекте среды и ее педагогической сущности.

В приведенных выше определениях подчеркивается информационный характер среды, что вполне закономерно, поскольку информационная среда, созданная на базе высокотехнологических средств информатизации, видится нам как составная часть образовательной среды.

Важнейшим показателем результативности (качества) ИОС является ее способность стимулировать активность учащихся, мотивировать их сознательную деятельность, направленную на собственное профессиональное совершенствование. Поэтому крайне важно корректно сформировать содержание современной информационно-образовательной среды подготовки специалистов, включающее все многообразие специальных педагогических форм, методов и приемов обучения с учетом новых образовательных информационных и телекоммуникационных технологий, Информационные технологии, применяемые в ИОС, становятся не только эффективным средством обучения, но и влияют на повышение активности учащихся в процессе изучения отдельных дисциплин. Ориентироваться в больших потоках учебной информации и осуществлять эффективную учебную деятельность только с помощью традиционных средств обучения сегодня представляется нерациональным.

Анализ современных российских и зарубежных исследований свидетельствует, что ИОС представляет собой комплексную многоцелевую систему, объединяющую в себе образовательные и учебно-методические ресурсы, программные продукты, системы контроля знаний и одновременно высокоструктурированную среду для организации различных форм самостоятельной работы на основе образовательных информационно-компьютерных технологий.

ИОС предоставляет своим субъектам возможность пополнять содержание и вносить в него коррективы, а также представлять результаты учебной деятельности в этой среде. Таким образом, предполагается ее постоянное обновление и совершенствование, ИОС - это динамично развивающаяся, самоорганизующаяся система, открытая для преподавателя и для обучающегося, многообразие содержания и функций которой создает возможность построения учащимися индивидуальной образовательной траектории.

Библиографический список

1. Андреев, А. А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. [Текст] / А. А. Андреев. В. И. Солдаткин - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. - с. 168.

2. Ардеев, А. X. Образовательная информационная среда как средство повышения эффективности обучения в университете [Текст]: дис,.., канд. пед. наук: 13.00.01 / А. X. Ардеев. - Ставрополь, 2004. - 150 с.

3. Богословский, В. И. Наука в педагогическом университете: вопросы методологии, теории и практики [Текст] / В, И. Богословский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин / Под ред. В. И. Богословского. - СПб: Изд-во СПб. ун-та, 2000

4. Вишнякова, А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся [Текст]: дис..,. канд.. пед. наук: 13.00.01 / А, В. Вишнякова. - Оренбург, 2002. - 172 с.

5. Емельянова, И. Н. Компоненты воспитательно-развивающей среды университета [Текст] / И. Н. Емельянова // Высшее образование сегодня. - 2008. — № 6. - С. 63-65,

6. Ильченко, О. А Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08.-М., 2002.

7. Козырев, В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета [Текст] /В. А. Козырев - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. - С. 58,

8. Кул юткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности [Текст] // Новые знания / Ю. Кулюткин, С. Тарасов. - 2001. -№ 1. — С. 6-7.

9. Новый энциклопедический словарь [Текст] - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 1456 с,

10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / РАН Институт русского языка им. В. В. Виноградова / С. И. Ожегов, Н. ГО. Шведова. — 4-е изд., допол. — М.; Азбуковник, 1997. - 944 с,

П- Ракитина, И. А. Информационные поля в учебной деятельности [Текст] // Информатика и образование / И. А. Ракитина, В. Ю. Лыскова. -1999. - № 11. -С, 19-26,

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ...

12. Ракитов, А. И. Глобальная информатизация и информатизация советского общества [Текст] / А. И. Ракитов // Социальная информатика: сб. науч. тр, — М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990.

13. Роберт, И. В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] // Информатика и образование. -1991.-№ 4.-С. 18-25.

14. Скибицкий, Э. Г- Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития [Текст]: Монография / Э. Г. Скибицкий, В. В. Егоров. - Алматы: Гылым, 2004.-221 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Смирнов, М. А Информационная, среда и развитие общества [Текст] / М. А Смирнов // Информационное общество. - 2001. - Вып. 5, С. 50 - 54.

16. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]: пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с,

17. Ясвин, В. А. Психологическое моделирование образовательных сред [Текст] / В. А, Ясвин // Психологический журнал, - 2000. - Т. 21. - № 4. - С, 81.

УДК 378.1

Торкунова Юлия Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологии управления Академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан, torkynova@mail.ru, Казань

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Torkunova Yulia Vladimirovna

The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of faculty of information technologies of management of Academy of the state and municipal management at the President of Republic Tatarstan, torkynova@mail.ru, Kazan

INFORMATION-ANALYTICAL SUPPORT OF INNOVATIVE-EDUCATIONAL ACTIVITY IN HIGH SCHOOL

Современные тенденции реформирования высшего образования предопределяют трансформацию вузов от классической к инновационной модели, которая, в первую очередь, на наш взгляд, означает усиление новаторских начинаний в подготовке специалистов, расширение масштабов инновационно-образовательной деятельности.

Количество инноваций растет, локальные инновации перерастают в крупномасштабные, во многих учебных заведениях они становятся закономерностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.