Научная статья на тему 'Проблемы подготовки к тьюторской деятельности и современные требования на рынке труда'

Проблемы подготовки к тьюторской деятельности и современные требования на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА К ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖМЕНТУ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЬЮТОРСКАЯ ACTIVITIES / TRAINING OF THE TUTORS '' ACTIVITIES / MANAGEMENT REQUIREMENTS TUTORS '' ACTIVITIES / NEEDS OF THE LABOR MARKET / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимов Ильяс Амирович, Уразаева Лилия Юсуповна, Уразаева Наиля Юсуповна

Статья посвящена актуальности подготовки преподавателей к тьюторской деятельности. Обосновывается актуальность подготовки тьюторов в связи с необходимостью формирования студентами индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с современными требования к процессу образования и потребностями рынка труда. Определяются основные требования к менеджменту тьюторской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимов Ильяс Амирович, Уразаева Лилия Юсуповна, Уразаева Наиля Юсуповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of learning for tutors '' activities and the modern requirements of the labour market

. The article is devoted to the relevance of teacher training tutor’s' activity. Relevance of the training of Tutors in connection with the necessity of formation of students individual educational trajectories in accordance with the modern requirements to the process of education and labour market needs. Defines key management requirements tutor’s' activities.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки к тьюторской деятельности и современные требования на рынке труда»

Галимов Ильяс Амирович

Galimov Ilyas Amirovich Уфимский государственный университет экономики и сервиса Ufa State University of Economics and Service

Магистрант/master student E-Mail: Ilyasgalimov@yandex.ru

Уразаева Лилия Юсуповна

Urazaeva Liliya Yusupovna Доцент кандидат физико-математических наук Associate Professor, candidate of physical and mathematical Sciences кандидат физико-математических наук/доцент,

E-Mail: Delovoi2004@mail.ru

Уразаева Наиля Юсуповна

Urazaeva Nailya Yusupovna Уфимский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета Ufa Institute (branch) of Russian state trade and economic University

Старший преподаватель/senior lecturer E-Mail: urazaeva_naila@mail.ru

08.00.00 - Экономические науки

13.00.00 - Педагогические науки

Проблемы подготовки к тьюторской деятельности и современные

требования на рынке труда

The problems of learning for tutors ' activities and the modern requirements of the

labour market

Аннотация: Статья посвящена актуальности подготовки преподавателей к

тьюторской деятельности. Обосновывается актуальность подготовки тьюторов в связи с необходимостью формирования студентами индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с современными требования к процессу образования и потребностями рынка труда. Определяются основные требования к менеджменту тьюторской деятельности

The Abstract:. The article is devoted to the relevance of teacher training tutor’s' activity. Relevance of the training of Tutors in connection with the necessity of formation of students individual educational trajectories in accordance with the modern requirements to the process of education and labour market needs. Defines key management requirements tutor’s' activities.

Ключевые слова: Потребности рынка труда, тьюторская деятельность, подготовка к тьюторской деятельности, индивидуальная образовательная траектория, требования к менеджменту тьюторской деятельности.

Keywords: Needs of the labor market, тьюторская activities, training of the Tutors ' activities, individual educational trajectory, management requirements Tutors ' activities.

* * *

Потребности рынка труда диктуют необходимость появления на рынке труда дипломированных профессионалов, обладающих уже хоть каким-то опытом работы по выбранному направлению. Чтобы удовлетворить спрос со стороны работодателей, а также углубить свои знания по выбранному направлению студенты зачастую начинают трудовую деятельность уже в стенах вуза.

Недостаток времени на теоретическое обучение компенсируется опытом работы, приобретенным на рабочих местах и помощью тьюторов.

В настоящее время стало возможным формирование индивидуальной траектории обучения. Индивидуальная траектория обеспечивает максимальное раскрытие возможностей студента, отражает его стремления, повышает мотивацию к обучению и в конечном итоге способствует быстрому определению рабочего места выпускника на рынке труда.

Актуальные проблемы, связанные с рассмотрением экономического влияния реформ образования, принципов и средств построения индивидуальной образовательной траектории, вопросов создания комфортной среды обучения, выявления подходов к повышению возможностей трудоустройства молодых выпускников на рынке труда, проблемы обучения взрослых, конкуренция между различенными возрастными группами на рынке труда рассматриваются в следующих работах [1,2,3,4,5,6,7,8,9].

На основе выбранной индивидуальной образовательной траектории студенты с различным уровнем базовой подготовки могут учиться в соответствии со своим темпом усвоения знаний и концентрироваться на изучении тех областей своей будущей деятельности для более полной самореализации на рынке труда.

В основные функции тьютора входит:

• развитие или усовершенствование способностей студента по управлению своим временем и стрессовыми ситуациями на учебе;

• подготовка к тестам и определение стратегии обучения;

• обучение методам работы с профессиональной литературой: поиску

необходимых источников, конспектированию, обучение стратегиям чтения учебной и профессиональной литературы, подходам к анализу, обобщению материала, классификации;

• непосредственная помощь при решении профессиональных учебных задач;

• развитие исследовательских навыков, первичное рецензирование работ учащихся;

• различная организационная помощь и консультация при возникновении различного рода учебных проблем у обучаемых;

• обучения эффективным методам усвоения знаний и представления знаний при выступлениях.

Важными факторами, обеспечивающими успешность деятельности тьютора являются его профессионализм, широта научного кругозора, уровень применения информационных технологий, знание психологии, организаторские способности.

Тьютор должен обладать глубокими познаниями в различных областях преподаваемой дисциплины, так как особенностью его деятельности является работа в режиме реального времени, в тесном контакте с обучаемым. При дистанционном обучении работа тьютора также ведется в режиме on-line, требует быстрых и четких обучающих действий.

Основная цель тьютора - обеспечение решения учебных проблем обучаемого за счет его нераскрытых внутренних ресурсов. Решение учебных проблем может привести к корректировке индивидуальной образовательной траектории для более полного учета возможностей каждого конкретного обучаемого. В обязанности тьютора входит диагностика уровня подготовленности обучаемого, выработка эффективной стратегии для решения проблем. Тьютор должен обеспечить систематическое повторение и закрепление материала, подготовку к промежуточной и итоговой аттестации основе разработанного индивидуального плана дополнительной учебной деятельности студента.

Отметим, что часть студентов может обучаться самостоятельно, не прибегая к помощи тьюторов. Однако, при недостатке времени на самостоятельную работу или при серьезных пробелах в базовой подготовке, тьюторы востребованы.

В связи с этим очевидна, необходимость включения в образовательную программу при подготовке или переподготовке преподавателей курсов обучения по тьюторским программам. Обучение тьюторству на основе использования современных информационных технологий с применением облачных технологий должно повысить качество подготовки тьюторов.[10]. Важное значение для эффективной подготовки тьюторов имеет оценка эффективности использования информационных технологий, выявление связей между различными процессами, изучение психологических особенностей коммуникаций при индивидуальном обучении, определение взаимосвязей и координация субъектов - участников информационного процесса, региональная поддержка процессов дистанционного образования и развития отрасли «Информационные технологии « в целом[ 10,11,12,13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова Л. Г., Худжина М. В. Проблемы разработки системы оценки деятельности преподавателя вуза в условиях реализации образовательных стандартов. Науковедение. Интернет-журнал. №1 (14) 2013. Идентификационный номер статьи в журнале: 19ПВН113.

2. Галимов И. А., Уразаева Л.Ю. О преподавании математики в свете реформы

образования. Приволжский научный вестник. 2013. № З.с. 89-94.

3. Галимов И.А., Уразаева Л.Ю.Математическая оценка взаимовлияния уровней безработицы различных возрастных групп с учетом старения населения. Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2013. № 1. с. 14-19.

4. Закирьянова Г.Т., Уразаева Л.Ю., Галимов И. А. Математическое

моделирование закономерностей инновационных процессов. Естественные и технические науки. 2012. № 6. с. 425-426.

5. Галимов И. А., Уразаева Л. Ю. О современных тенденциях развития

информационных технологий на основе статистических данных бюллетеней РОСПАТЕНТА. Науковедение. Интернет-журнал. №1 (14) 2013. Идентификационный номер статьи в журнале: 61ЭВН113.

6. Галимов И. А., Уразаева Л. Ю. Оценка взаимовлияния уровней безработицы

различных возрастных групп с учетом старения населения. Науковедение. Интернет-журнал.№1 (14) 2013.Идентификационный номер статьи в журнале: 62ЭВН113

7. Уразаева Л.Ю., Галимов И.А. Оценка возможных влияний реформ системы образования на экономику региона. Альманах современной науки и образования. 2011. № 2. с. 179-181.

8. Уразаева Л.Ю., Галимов И. А. Математическое обоснование некоторых закономерностей обучения. Альманах современной науки и образования. 2008. № 7. с. 215217.

9. Закирьянова Г.Т., Уразаева Л.Ю., Г алимов И. А. Математическое

моделирование закономерностей инновационных процессов. Естественные и технические науки. 2012. № 6. с. 425-426.

10. Закирьянова Г.Т., Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. Определение оптимальных режимов работы ис сервисно - ориентированной архитектуры на основе имитационного моделирования. Естественные и технические науки. 2012. № 2. с. 402-405.

11. Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. Взаимосвязи статистических показателей в отрасли «информационные технологии». Проблемы экономики. 2013. № 2. с. 45-46.

12. Галимов И. А. Координация экономических субъектов в сфере информационных

технологий: корреляционная взаимосвязь и законы распределения статистических

показателей. Проблемы экономики. 2012. № 6. с. 18-23.

13. Галимов И. А. Корреляционная взаимосвязь и законы распределения статистических показателей в сфере информационных технологий//Интернет-журнал. Науковедение. 2013. № 1. Идентификационный номер статьи в журнале: 76ЭВН113.

Рецензент: Худжина Марина Владимировна, декан факультета информационных технологий и математики НВГУ, доцент, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.