УДК 14.37
Л.Ю. Уразаева
канд. физ.-мат. наук, доцент, кафедра информационных технологий, Уфимский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный
торгово-экономический университет», г. Уфа
Н.Ю. Уразаева
старший преподаватель, кафедра информационных технологий, Уфимский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный
торгово-экономический университет», г. Уфа
О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки будущих преподавателей математики к тьюторским занятиям с отстающими студентами в индивидуальном порядке. Обосновывается актуальность подготовки тьюторов в связи с необходимостью формирования студентами индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с современными требования к процессу образования. Анализируются основные требования к организации тьюторской помощи, методические особенности проведения учебного процесса.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, выравнивание образовательного уровня студентов, тьюторство, индивидуальная программа образовательного процесса с тьюторской поддержкой, подготовка к деятельности тьютора.
L.Yu. Urazaeva, Ufa Institute (branch) of Russian state trade and economic University
N.Yu. Urazaeva, Ufa Institute (branch) of Russian state trade and economic University
THE TRAINING PROBLEM OF THE FUTURE MATHEMATICS TEACHER TO TUTOR'S
ACTIVITY
Abstract. The article devoted to the training problem of the future mathematics teacher to tutor's activity. Authors study the tutor training problems, the individual educational trajectory problems, the basic requirements for the tutor's' assistance, methodical peculiarities of the educational process.
Keywords: individual educational trajectory, the alignment of the educational level of the different students, individual educational process program, the effective tutor's support, preparation for the activities of the tutor.
Индивидуальная образовательная траектория обеспечивает максимальное раскрытие возможностей студента, отражает его стремления, повышает мотивацию к обучению и в конечном итоге способствует быстрому определению рабочего места выпускника на рынке труда. Проблемы экономического влияния реформ образования, принципы и средства построения индивидуальной образовательной траектории, создание комфортной среды обучения, подходы к повышению возможностей трудоустройства молодых выпускников на рынке труда, проблемы обучения взрослых, конкуренция между различенными возрастными группами на рынке труда рассматриваются в следующих работах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].
С помощью сформированной индивидуальной образовательной траектории студенты с различным уровнем базовой подготовки могут учиться в соответствии со своим темпом усвоения. Можно выделить основными функции тьютора следующие:
развитие или усовершенствование способностей студента по управлению своим временем и стрессовыми ситуациями на учебе, подготовка к тестам и определение стратегии обучения, обучение конспектированию, обучение стратегиям чтения учебной и профессиональной литературы, обучение стратегии успешного обучения. С нашей точки зрения основное отличие тьютора от преподавателя - это формирование партнерских отношений со студентом, в отличие от отношений ментор-ученик между преподавателем и студентом. Тьютор должен в личном контакте со студентом суметь определить объективные и субъективные причины проблем неуспеваемости, помочь в разрешении сложных вопросов при обучении, объяснить сложные темы, способствовать выработке стратегии успешного обучения для конкретного студента на основе выявления его сильных и слабых сторон. Важным для тьютора является установление психологического контакта со студентов. Тесное взаимодействие, направленное на получение конечного результата в виде достижения студентом требуемого образовательного уровня, требует создания благоприятного психологического климата для взаимного партнерского сотрудничества. Интерес представляет идея организации контингента тьюторов из успешных студентов-сокурсников, или старшекурсников. Очевидно, в этом случает за работу студентам-тьюторам должны полагаться либо дополнительные баллы, либо материально вознаграждение.
Таким образом, деятельность тьютора основана на определении конкретных потребностей студента-подопечного, путей повышения его успеваемости, способа взаимодействия со студентом, исходя из его индивидуальных особенностей, а также в составлении совместного плана действий по преодолению проблем в процессе обучения. Успех тьюторской помощи основан на объективном выявление реальных ожиданий студентов от занятий с тьютором; систематическом следование разработаннной персональной программы тьюторской помощи.
Предпосылками успеха является стремление студента к достижениям и успеху. Успех приводит к повышению мотивации студента при изучении дисциплины. Усилия тьютора должны обеспечивать последовательное продвижение студента по его образовательной траектории, от простых тема и задач к более сложным. Тьютор должен понимать, что реальная помощь состоит не в решении задач за студента или в выдачи ему кодов правильных ответов на вопросы теста, а в эффективном руководстве образовательной деятельностью студента.
Большое значение для эффективной деятельности тьютора имеет широта его научного кругозора. Тьютор должен обладать глубокими познаниями в различных областях преподаваемой дисциплины. Так как особенностью его деятельности является работа в режиме реального времени, в тесном контакте с обучаемым. При дистанционном обучении работа тьютора также ведется в режиме оп-Ппе, требует быстрых и четких обучающих действий. Тьютор должен обеспечить систематическое повторение и закрепление материала, на основе разработанного индивидуального плана дополнительной учебной деятельности студента. Очевидно, что переход к новой теме при индивидуальном обучении возможен лишь после полной уверенности в том, что изученный совместно материал полностью усвоен. Взаимодействие и режим доверия необходимы для эффективного партнерского отношения «преподаватель - студент». Создание комфортной среды для обучения, обеспечение плодотворных сотруднических
отношений - одна из важнейших задач тьютора.
Таким образом, очевидно, что тьюторская подготовка способствует повышению эффективности процесса обучения, раскрытию потенциала студентов, выравниванию их базового уровня. Подготовка тьютора-профессионала требует знания межличностных отношений при парном взаимодействии, выработки специальных приемов взаимодействия при совместном решении учебных проблем, также тьютор должен обладать достаточным объемом знаний и профессиональной компетентностью для ведения индивидуальных занятий и руководства учебной деятельностью студента в режиме реального времени. В связи с этим очевидна, необходимость включения в образовательную программу при подготовке или переподготовке преподавателей математики курсов обучения по тьюторским программам.
Список литературы:
1. Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. О преподавании математики в свете реформы образования // Приволжский научный вестник. 2013. № 3. C. 89-94.
2. Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. Математическая оценка взаимовлияния уровней безработицы различных возрастных групп с учетом старения населения // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2013. № 1. C. 14-19.
3. Закирьянова Г.Т., Уразаева Л.Ю., Галимов И.А. Математическое моделирование закономерностей инновационных процессов // Естественные и технические науки. 2012. № 6. C. 425-426.
4. Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. О современных тенденциях развития информационных технологий на основе статистических данных бюллетеней РОСПАТЕНТА // Науковедение. Интернет-журнал. №1 (14) 2013. Идентификационный номер статьи в журнале: 61ЭВН113.
5. Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. Оценка взаимовлияния уровней безработицы различных возрастных групп с учетом старения населения. Науковедение // Интернет-журнал.№1 (14) 2013.Идентификационный номер статьи в журнале: 62ЭВН113
6. Уразаева Л.Ю., Галимов И.А. Оценка возможных влияний реформ системы образования на экономику региона // Альманах современной науки и образования.
2011. № 2. C. 179-181.
7. Уразаева Л.Ю., Галимов И.А. Математическое обоснование некоторых закономерностей обучения // Альманах современной науки и образования. 2008. № 7. C. 215-217.
8. Закирьянова Г.Т., Уразаева Л.Ю., Галимов И.А. Математическое моделирование закономерностей инновационных процессов // Естественные и технические науки.
2012. № 6. C. 425-426.
9. Закирьянова Г.Т., Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. Определение оптимальных режимов работы ИС сервисно-ориентированной архитектуры на основе имитационного моделирования // Естественные и технические науки. 2012. № 2. C. 402-405.
10. Кузнецова Л.Г., Худжина М.В. Проблемы разработки системы оценки деятельности преподавателя вуза в условиях реализации образовательных стандартов // Науковедение. Интернет-журнал. №1 (14) 2013. Идентификационный номер статьи в журнале: 19ПВН113.
List of references:
1. Galimov I.A., Urazaeva L.YU. On the teaching of mathematics in the context of reform of education. Volga scientific Herald. 2013. № 3. P. 89-94.
2. Galimov I.A., Urazaeva Л.Ю.Mathematical evaluation of the interference of the unemployment
rates of different age groups with the ageing population. Bulletin of Nizhnevartovsk state University for the Humanities. 2013. № 1. P. 14-19.
3. Zakiryanov G.T., Urazaeva L.YU., Galimov I.A. Mathematical modeling of regularities of innovative processes. Natural and technical Sciences. 2012. № 6. P. 425-426.
4. Galimov And. A., Urazaeva L. Yu. On current trends of development of information technologies on the basis of statistical bulletins of ROSPATENT. Science of science. Internet magazine. №1 (14) 2013. The identification number of the article in the journal 61ЭВН113.
5. Galimov And. A., Urazaeva L. Yu. Assessment of the interference of the unemployment rates of different age groups with the ageing population. Science of science. Internet magazine.№1 (14) 2013. The identification number of the article in the journal: 62ЭВН113
6. Urazaeva L.YU., Galimov I.A. Assessment of possible impacts of reforms of the education system on the economy of the region. Almanac of modern science and education. 2011. № 2. P. 179-181.
7. Urazaeva L.YU., Galimov I.A. Mathematical justification of some regularities of training. Almanac of modern science and education. 2008. № 7. P. 215-217.
8. Zakiryanov G.T., Urazaeva L.YU., Galimov I.A. Mathematical modeling of regularities of innovative processes. Natural and technical Sciences. 2012. № 6. P. 425-426.
9. Zakiryanov G.T., Galimov I.A., Urazaeva L.YU. Definition of optimum performance system of service - oriented architecture based on simulation. Natural and technical Sciences. 2012. № 2. P. 402-405.
10. Kuznetsova L. G., Hudgina M. V. Problems of developing a system of evaluation of activity of a University teacher in the conditions of realization of educational standards. Science of science. Internet magazine. №1 (14) 2013. The identification number of the article in the journal 19ПВН113.