2017, Т. 19, Специальный выпуск 2017, Vol. 19, Special Issue
Экспериментальные модели Experimental models
личий между группами оценивали с помощью критерия наименьшей значимой разницы (LSD-тест) Фишера.
Результаты и обсуждение. Установлено, что ВЕ угнетал продукцию про-(ГИР) и противовоспалительных (Ш-10) факторов, наиболее выражено — в нестимулиро-ванных культурах за 1 час до выведения животных из эксперимента. Так, введение ВЕ за 1 час до выведения животных из эксперимента приводило к угнетению только спонтанной продукции ГЬ-ф макрофагами в дозах 100, 0.01, 0.0005 мкг/кг. Аналогичный эффект пептид оказывал в отношении спонтанной секреции Ш-10, активными оказались дозы 1 и 0, 01 мкг/кг. При введении пептида за 6 часов до забоя активность проявила дозировка 1 мкг/кг, которая приводила к угнетению продукции ГЬ-ф и Ш-10 в стимулированных культурах макрофагов. В культурах, стимулированных Кон А наблюдалось усиление продукции Ш-4 — как через 1 ч, так и через 6 ч после инъекции ВЕ. На спонтанную продукцию Ш-4 спленоцитами ВЕ не оказывал значимого влияния. В работе не было выявлено эффекта пептида на Кон А — индуцированную продукцию Ш-2, независимо от времени введения. В то же время было зарегистрировано разнонаправленное влияние ВЕ на уровни Ш-2 в спонтанных культурах макрофагов: в группе животных, которым пептид вводили за 1 час до забоя, наблюдалось угнетение секреции ГЬ-2, а через 6 ч после введения — стимуляция. Продукция ШЫу как в спонтанных, так и в стимулированных клеточных культурах статистически значимо не изменялась под воздействием ВЕ. Было отмечено, что концентрация корти-костерона в плазме крови интактных мышей под воздействием ВЕ не изменяется как в ранние, так и в поздние сроки после введения пептида, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии опосредованности эффекта пептида через продукцию кортикостерона. Таким образом, ВЕ играет важную роль в регуляции функций клеток адаптивного и врожденного иммунитета и, независимо от времени воздействия, усиливает продукцию спленоцита-ми ГЬ-4, угнетает продукцию ГЬ-ф и Ш-10 макрофагами перитонеальной полости. С другой стороны, направленность эффектов ВЕа на секрецию Ш-2 зависит от продолжительности действия пептида. Данные эффекты не связаны с изменением уровня кортикостерона в плазме крови экспериментальных животных.
РОЛЬ ЦИТОКИНОВ И ХЕМОКИНОВ В ТРАНСЭНДОТЕЛИАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ NK-КЛЕТОК ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ
Баженов Д.О.1, Соколов Д.И.1, 2, Сельков С.А.1
1ФГБНУ «Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», Санкт-Петербург, Россия 2 ГБОУ ВПО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения РФ, Санкт-Петербург, Россия
NK-клетки являются ведущей популяцией иммунных клеток в зоне маточно-плацентарного барьера. Они обладают фенотипическими и физиологическими особенностями, поэтому их выделяют в отдельную субпопуляцию — децидуальных NK-клеток. Ряд данных указывает на то, что пул этих клеток формируется из NK-клеток периферической крови, которые мигрируют в зону маточ-но-плацентарного кровотока. Однако до сих пор остается малоизученным вопрос о том, какие факторы направляют миграцию NK-клеток.
Цель. Изучить миграцию NK-клеток через эндотелий в присутствии цитокинов и секреторных продуктов плацент (СПП) 1-го и 3-го триместров.
Материалы и методы. Клетки линии EA.hy 926 вносили в верхнюю камеру поликарбонатной вставки (диаметр пор 8 мкм) для 24-луночных планшетов, инкубировали 24 часа. Затем в верхнюю вносили NK-клетки линии NK-92MI. В нижнюю камеру вносили кондиционированные среды из-под плацент и цитокины: IL-10 (100 E/мл), SDF-1 (100 Е/мл), инкубировали 24 часа. Затем NK-клетки из нижней и верхней камеры обрабатывали антителами к CD45. Абсолютный подсчет количества мигрировавших в нижнюю камеру NK-клеток измеряли на проточном цитофлуориметре FACSCantoII (BD, США).
Результаты. Установлено, что цитокин IL-10 увеличивал количество мигрировавших NK-клеток через монослой эндотелия в 1,2 раза. Хемокин SDF-1 увеличивал количество мигрировавших клеток в 2.5 раза. В присутствии кондиционированных сред плацент 1-го и 3-го триместров количество мигрировавших NK-клеток снижалось в 2,2 и 1,9 раза соответственно.
Выводы. SDF-1 может выступать в качестве хемоат-трактанта для NK-клеток. IL-10, концентрация которого в зоне маточно-плацентарного контакта возрастает, также усиливает миграцию NK-клеток.
МАРКЕРЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ НЕРВНОЙ ТКАНИ И ВОСПАЛЕНИЯ ПРИ ТРАНЗИТОРНОМ НАРУШЕНИИ КРОВООБРАЩЕНИЯ СЕТЧАТКИ: ВОЗМОЖНОСТИ МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ
Балацкая Н.В., Киселева Т.Н., Чудин А.В., Андрюшин А.Е.
ФГБУ«Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца» Министерства здравоохранения РФ, Москва, Россия
Введение. Ретинальная ишемия — частая причина значительного снижения и потери зрения, развивающаяся на фоне сосудистых заболеваний (оптические нейропа-тии, окклюзии ретинальных сосудов, диабетическая ретинопатия, глаукома и т. д.). Транзиторные нарушения кровообращения глаза включают два периода — отсутствие кровотока (ишемия) и его восстановление (репер-фузия), которые являются частью одного патологического процесса — ишемии-реперфузии (И/Р). Известно, что активные формы кислорода, образующиеся в результате И/Р, запускают каскад воспалительных иммуномедиато-ров, миграцию лейкоцитов в очаг воспаления, способствующих дальнейшему повреждению тканей. Поэтому фармакологическая модуляция реперфузии может улучшить функциональное состояние сетчатой оболочки и последующее клиническое течение. В настоящее время в качестве одного из возможных терапевтических агентов рассматривается антиоксидант ресвератрол, терапевтический эффект которого уже был продемонстрирован в ряде экспериментальных работ.
Цель. Анализ динамики маркеров повреждения нервной ткани и воспаления в раннем и позднем постишеми-ческом периоде в ходе терапии ресвератролом при моделировании И/Р сетчатки в эксперименте.
Материалы и методы. Исследование проведено на 15 крысах (30 глаз) породы Wistar (в возрасте от 3 до 5 мес.) при общей (принятой в лабораторной практике), а также местной анестезии 0,4% р-ром оксибупрокаина. Моделирование односторонней И/Р сетчатки проводилось путем однократного субконъюнктивального введения в левый