Научная статья на тему 'Роль цифровизации в трансформации институционального механизма обеспечения экономической безопасности региона'

Роль цифровизации в трансформации институционального механизма обеспечения экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / обеспечение экономической безопасности региона / цифровизация / цифровые преобразования / институциональная экономика / институциональный механизм / обеспечение экономической безопасности регионов / economic security / ensuring the economic security of the region / digitalization / digital transformation / institutional economy / institutional mechanism / ensuring the economic security of the regions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Ивановна Кузнецова, Ольга Владимировна Сараджева

В статье обоснована необходимость проведения исследования вопросов совершенствования институционального механизма обеспечения экономической безопасности региона в условиях цифровизации. На основе результатов экспертной оценки институционализации и цифровизации обеспечения экономической безопасности в 16 российских регионах уточнены ключевые проблемы и противоречия в предметной области. Идентифицированы перспективные направления развития институционального механизма обеспечения экономической безопасности российских регионов в условиях цифровизации, включающие в себя создание цифровых платформ для мониторинга и анализа экономической ситуации, развитие цифровых механизмов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елена Ивановна Кузнецова, Ольга Владимировна Сараджева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of digitalization in the transformation of the institutional mechanism for ensuring the economic security of the region

The article substantiates the need to conduct research on the issues of improving the institutional mechanism for ensuring the economic security of the region in the conditions of digitalization. Based on the results of an expert assessment of the institutionalization and digitalization of economic security in 16 Russian regions, the key problems and contradictions in the subject area are clarified. Promising directions for the development of the institutional mechanism for ensuring the economic security of Russian regions in the context of digitalization are identified, including the creation of digital platforms for monitoring and analyzing the economic situation, the development of digital mechanisms of public-private partnership

Текст научной работы на тему «Роль цифровизации в трансформации институционального механизма обеспечения экономической безопасности региона»

Научная статья ■УДК 33

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-159-162 EDN: https://elibrary.ru/jatrym NIION: 2015-0066-4/23-777 MOSURED: 77/27-011-2023-04-976

Роль цифровизации в трансформации институционального механизма обеспечения экономической безопасности региона

Елена Ивановна Кузнецова1, Ольга Владимировна Сараджева2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, elenkuz90@mail.ru

2 Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва, Россия, saradzheva-ov@rguk.ru

Аннотация. В статье обоснована необходимость проведения исследования вопросов совершенствования институционального механизма обеспечения экономической безопасности региона в условиях цифровизации. На основе результатов экспертной оценки институционализации и цифровизации обеспечения экономической безопасности в 16 российских регионах уточнены ключевые проблемы и противоречия в предметной области. Идентифицированы перспективные направления развития институционального механизма обеспечения экономической безопасности российских регионов в условиях цифровизации, включающие в себя создание цифровых платформ для мониторинга и анализа экономической ситуации, развитие цифровых механизмов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, обеспечение экономической безопасности региона, цифрови-зация, цифровые преобразования, институциональная экономика, институциональный механизм, обеспечение экономической безопасности регионов

Для цитирования: Кузнецова Е. И., Сараджева О. В. Роль цифровизации в трансформации институционального механизма обеспечения экономической безопасности региона II Вестник экономической безопасности. 2023. № 4. С. 159-162. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-159-162. EDN: JATRYM.

Original article

The role ofdigitalization in the transformation ofthe institutional mechanism for ensuring the economic security ofthe region

Elena I. Kuznetsova1, Olga V. Saradzheva2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

elenkuz90@mail.ru

2 A.N. Kosygin Russian State University, Moscow, Russia, saradzheva-ov@rguk.ru

Abstract, he article substantiates the need to conduct research on the issues of improving the institutional mechanism for ensuring the economic security of the region in the conditions of digitalization. Based on the results of an expert assessment of the institutionalization and digitalization of economic security in 16 Russian regions, the key problems and contradictions in the subject area are clarified. Promising directions for the development of the institutional mechanism for ensuring the economic security of Russian regions in the context of digitalization are identified, including the creation of digital platforms for monitoring and analyzing the economic situation, the development of digital mechanisms of public-private partnership.

Keywords: economic security, ensuring the economic security of the region, digitalization, digital transformation, institutional economy, institutional mechanism, ensuring the economic security of the regions

For citation: Kuznetsova E. I., Saradzheva О. V. The role of digitalization in the transformation of the institutional mechanism for ensuring the economic security of the region. Bulletin of economic security. 2023;(4):159-62. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-159-162. EDN: JATRYM.

Одним из важных аспектов комплексного содействия совершенствованию институционального механизма обеспечения экономической безопасности региона выступает цифровизация. В условиях новейшего социально-экономического уклада фактически обще-

признанным является то обстоятельство, что цифровизация способствует улучшению качества институтов, в том числе в публичной сфере [4].

В число детерминантов развития институционального механизма обеспечения экономической безопасно-

© Кузнецова Е. И., Сараджева О. В., 2023

№4/ 2023 Bulletin of economic security

159

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

сти конкретных российских регионов могут быть включены следующие:

- состояние экономического развития региона;

- уровень инвестиционной привлекательности региона (включая развитость инфраструктуры, состояние малого и среднего бизнеса в регионе, показатели коррупции, преступности и бюрократизма);

- уровень развития системы образования и науки и трудовых ресурсов в регионе;

- модернизация технологической базы региона;

- состояние экологической безопасности в регионе;

- уровень развития социальной инфраструктуры в регионе и др.

Опираясь на материалы релевантных исследований [например, 2; 5; 6], можно отметить, что целью институционального механизма обеспечения экономической безопасности региона является создание условий для устойчивого развития экономики региона, защиты интересов его жителей и предпринимателей, а также обеспечения стабильности социально-экономической ситуации в регионе.

Для достижения указанной цели необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на предотвращение и устранение угроз экономической безопасности региона, включая меры по защите от негативных внешних воздействий, обеспечение стабильности финансовой системы, развитие инфраструктуры и т. д. Кроме того, важным элементом институционального механизма является создание эффективной системы мониторинга и анализа экономической ситуации в регионе, что позволит своевременно выявлять угрозы и принимать меры по их предотвращению.

Институциональный механизм обеспечения экономической безопасности региона, помимо прочего, должен включать в себя наличие специализированных институциональных единиц, компетентных и ответственных в сфере обеспечения экономической безопасности. Данный аспект включает в себя создание специализированных структур при органах региональной власти, перечня должностей, а также формирование координационных органов по обеспечению экономической безопасности. Размеры и функциональные характеристики соответствующих структурных единиц, их конкретное место в системе органов публичной власти в немалой степени зависят от условий формирования и обеспечения экономической безопасности региона, детерминированных уровнем и целями социально-экономического развития, ресурсной обеспеченностью, показателями в области качества жизни. На указанные подходы определенное влияние оказывает и цифровизация, как инструмент комплексного содействия организации обеспечения экономической безопасности, включая цифровиза-цию мониторинга и контроля в предметной области.

По мере того, как отличаются условия обеспечения экономической безопасности в регионе, различается и специфика построения институционального механизма. На первое место могут выдвигаться сами институциональные единицы, ключевую роль могут играть нормы и

правила, или же вовсе фундаментальное значение отводится среде взаимодействия между субъектами и объектами обеспечения экономической безопасности региона.

Цифровизация, безусловно, оказывает значительное влияние на институциональный механизм обеспечения экономической безопасности региона. Она позволяет улучшить качество и эффективность работы институтов, а также повысить уровень контроля и мониторинга экономических процессов. Речь, в частности, идет о внедрении цифровых технологий, методов и инструментов в систему обеспечения региональной экономической безопасности, включая нижеследующие.

Одним из основных изменений, которые происходят в институциональном механизме, является переход к электронному документообороту и использованию цифровых технологий в обеспечении экономической безопасности региона, что позволяет ускорить процессы принятия решений, снизить затраты на бумажную документацию и повысить уровень защиты информации.

Кроме того, цифровизация позволяет улучшить мониторинг экономических процессов и оперативно реагировать на возникающие угрозы. Например, использование системы видеонаблюдения и анализа данных позволяет быстро выявлять дисбалансы, а также правонарушения в сфере экономики, а цифровые платформы обработки данных позволяют обеспечивать высокоточное прогнозирование, формировать непрерывный качественный мониторинг экономической безопасности, идентифицировать слабые места, риски, а также предупреждать, своевременно выявлять и, как правило, пресекать реализацию инцидентов.

Также цифровизация способствует развитию новых форм взаимодействия между институтами и предпринимателями, например, через электронные площадки и порталы, что позволяет упростить процедуры регистрации и получения разрешений, а также повысить уровень прозрачности и открытости взаимодействия в системе обеспечения экономической безопасности регионов.

Исходя из изученных мнений исследователей, под институционализацией следует понимать состояние (степень) развития институтов в обществе, которые регулируют поведение людей и организаций [3]. Чем выше уровень институционализации, тем более развиты и эффективны институты, что способствует стабильности и процветанию общества.

На рис. 1 приведены результаты экспертной оценки институционализации и цифровизации обеспечения экономической безопасности отобранных российских регионов (субъектов РФ).

Можно констатировать, что институционализация обеспечения экономической безопасности в российских регионах в целом находится на сравнительно низком уровне (среднее значение 5,44 баллов, медиана - 5,3, стандартное отклонение 1,34), уровни цифровизации обеспечения экономической безопасности отобранных российских регионов еще более низкие (среднее значение 4,06 балла, медиана - 4,05, стандартное отклонение 1,8).

-e-

IT

• г. Москва

• 11 ермский кр ай

Красноярский край Республика Татарстан Чукотский ав! гономный

Ста вропольский край V 1енинградс • кая область - \ окру г

• Белгородская область * Республика Карелия — Краснодарский к Приморский край )ай

• • Республика Свердловск Калмыкия ая область

Алтайским край Курганская о бласть

Республик а Ингушети я

8

10

2 3 4 5 6 7

Уровень институционализации

Примечание: составлено по результатам экспертного опроса

Рис. 1. Результаты экспертной оценки институционализации и цифровизации обеспечения экономической безопасности отобранныхроссийскихрегионое, баллов

При этом, за редкими исключениями (г. Москва и Пермский край), наблюдаются видимые разрывы между уровнем институционализации и цифровизации в анализируемой сфере, причем показатель цифровизации ниже показателя общей институционализации.

С учетом полученных результатов, представляется возможным уточнить пути дальнейшего совершенствования институционального механизма обеспечения экономической безопасности российских регионов в условиях цифровизации.

Одним из перспективных направлений выступает создание цифровых платформ для мониторинга и анализа экономической ситуации. Данные платформы могут включать в себя базы данных о состоянии экономики, инвестиционных проектах, налоговых поступлениях и других показателях, а также инструменты анализа и прогнозирования. Важное направление использования соответствующих технологий заключается в развитии практики высокоточного прогнозирования в анализируемой сфере, в том числе на основе обработки «больших данных» (англ. big data).

Другой перспективный путь - это развитие механизмов государственно-частного партнерства в области экономической безопасности регионов. В рамках таких пар-тнерств государство может предоставлять финансовую и организационную поддержку для реализации проектов, направленных на повышение экономической безопасности регионов, а частные компании могут вносить свой опыт и технологии. Цифровые инструменты могут быть использованы для координации взаимодействия в сфере государ-

ственно-частного партнерства, распределенного финансирования и контроля за партнерскими проектами и др.

Еще одним перспективным направлением выступает цифровое совершенствование системы обучения и подготовки кадров в области экономической безопасности регионов. В условиях быстрого развития цифровых технологий и изменения экономической ситуации необходимо обеспечить высокую квалификацию специалистов, работающих в этой области. Для этого можно создавать специализированные образовательные программы и центры, проводить курсы повышения квалификации, прежде всего, на основе цифровых платформ обучения и обмена знаниями, которые позволят обеспечить максимальную доступность соответствующих инструментов при учете ресурсного дефицита, актуального для многих российских регионов.

Приведенный перечень направлений и инструментов развития институционального механизма обеспечения экономической безопасности российских регионов в условиях цифровизации не претендует на полноту и исчерпывающий характер, в том числе по причине того, что цифровые технологии, будучи эмерджентными по своей природе, продолжают непрерывно развиваться и совершенствоваться. Между тем, набор представленных рекомендаций может быть использован в качестве основы для построения дорожных карт цифровизации обеспечения экономической безопасности в российских регионах и, тем самым, будет ориентирован на неуклонное совершенствование институционального механизма в рассматриваемой области.

№ 4 / 2023

Bulletin of economic security

161

Цифровизация оказывает значительное влияние на институциональный механизм обеспечения экономической безопасности российских регионов, способствуя позитивным трансформациям и улучшению качества работы в предметной области. Создание цифровых платформ для мониторинга и анализа экономической ситуации, развитие цифровых механизмов государственно-частного партнерства и цифровое совершенствование системы обучения и подготовки кадров в области экономической безопасности регионов являются перспективными путями дальнейшего совершенствования институционального механизма в данной сфере. Приведенный перечень направлений и инструментов развития институционального механизма может быть использован в качестве основы для построения дорожных карт циф-ровизации обеспечения экономической безопасности в российских регионах.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

2. Баженов С. И. Институциональная среда как фактор обеспечения региональной экономической безопасности / С. И. Баженов // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2022. № 1. С. 48-54.

3. Воронин В. П. и др. Анализ результативности текущей деятельности коммерческой организации : сочетание инструментов формализации и институциона-лизации // Современная экономика : проблемы и решения. 2021. Т. 12. С. 113-125.

4. Куц А. В., Фирсов В. С., Маклакова В. Е. Цифровизация экономической среды для обеспечения тех-носферной безопасности // Российский экономический вестник. 2021. Том 4. № 6. С. 88-92.

5. Толстогузов О. В. Структурные изменения экономики регионов Северо-запада России: институциональный фактор // Балтийский регион. 2022. Т. 14. №. 1. С. 56-74.

6. Щитов С. Е., Лихолетова Н. В. Параметры институционального механизма регулирования экономики государства в рамках взаимодействия с трансграничными структурами и объединениями // Вестник аграрной науки. 2022. №. 6 (99). С. 143-149.

Bibliographic list

1. Decree of the President of the Russian Federation № 208 dated May 13, 2017 «On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017.№20. Art. 2902.

2. Bazhenov S. I. Institutional environment as a factor of ensuring regional economic security / S. I. Bazhenov // Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Affairs ofthe Republic ofBelarus. 2022. №1.P. 48-54.

3. Voronin V. P. et al. Analysis of the effectiveness of the current activities of a commercial organization: a combination of formalization and institutionalization tools // Modern Economics : problems and solutions. 2021. Vol. 12. P. 113-125.

4. Kutz A.V, Firsov V S., Maklakova V. E. Digitalization of the economic environment to ensure technosphere security // Russian Economic Bulletin. 2021. Volume 4. № 6. P. 88-92.

5. Tolstoguzov О. V Structural changes in the economy of the regions of the North-West of Russia: institutional factor // Baltic Region. 2022. Vol. 14. № 1. P. 56-74.

6. 6. Shchitov S. E., Likholetova N. V. Parameters of the institutional mechanism of regulation of the state economy in the framework of interaction with cross-border structures and associations // Bulletin of Agrarian Science. 2022. № 6 (99). P. 143-149.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

Е. И. Кузнецова - профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор;

О. В. Сараджева - доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors

E. I. Kuznetsova - Professor of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot', Doctor ofEconomic Sciences, Professor;

О. V. Saradzheva - Associate Professor of the Department of Economic Security, Audit and Controlling of the A.N. Kosygin Russian State University, Candidate ofEconomic Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.04.2023; одобрена после рецензирования 22.06.2023; принята к публикации 01.08.2023.

The article was submitted 19.04.2023; approved after reviewing 22.06.2023; accepted for publication 01.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.