Научная статья на тему 'Роль институциональной инфраструктуры в обеспечении региональной экономической безопасности'

Роль институциональной инфраструктуры в обеспечении региональной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / обеспечение экономической безопасности региона / институциональная инфраструктура / институциональная экономика / институциональный механизм / обеспечение экономической безопасности регионов / economic security / ensuring the economic security of the region / institutional infrastructure / institutional economy / institutional mechanism / ensuring the economic security of the regions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Ивановна Кузнецова, Алевтина Викторовна Русавская, Ольга Владимировна Сараджева

Разрабатываются рекомендации по развитию институциональной инфраструктуры в целях усиления ее роли в обеспечении экономической безопасности регионов (субъектов Российской Федерации). Материалы исследования включают результаты экспертного опроса и глубинного интервью 32 экспертов – руководящих и ведущих аналитических работников Минэкономразвития РФ, органов государственной власти субъектов РФ, а также авторитетных отечественных информационно-аналитических и консалтинговых агентств. Выделяются институциональные факторы, влияющие на региональную экономическую безопасность, раскрывается механизм функционирования институтов для обеспечения экономической безопасности субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елена Ивановна Кузнецова, Алевтина Викторовна Русавская, Ольга Владимировна Сараджева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of institutional infrastructure in ensuring regional economic security

Recommendations are being developed for the development of institutional infrastructure in order to strengthen its role in ensuring the economic security of regions (subjects of the Russian Federation). The research materials include the results of an expert survey and in–depth interviews with 32 experts – senior and leading analytical workers of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, public authorities of the subjects of the Russian Federation, as well as reputable domestic information and analytical and consulting agencies. The institutional factors influencing regional economic security are highlighted, and the mechanism of functioning of institutions to ensure the economic security of the subjects of the Russian Federation is revealed.

Текст научной работы на тему «Роль институциональной инфраструктуры в обеспечении региональной экономической безопасности»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья ■УДК 33

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-203-209

https://elibrary.ru/cgtgim N11014: 2015-0066-1/24-932 М08иКЕБ: 77/27-011-2024-01-131

Роль институциональной инфраструктуры в обеспечении региональной экономической безопасности

Елена Ивановна Кузнецова1, Алевтина Викторовна Русавская2, Ольга Владимировна Сараджева3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, elenkuz90@mail.ru

2 Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва, Россия, rusavskaya.alewtina@yandex.ru

3 Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва, Россия, saradzheva-ov@rguk.ru

Аннотация. Разрабатываются рекомендации по развитию институциональной инфраструктуры в целях усиления ее роли в обеспечении экономической безопасности регионов (субъектов Российской Федерации). Материалы исследования включают результаты экспертного опроса и глубинного интервью 32 экспертов - руководящих и ведущих аналитических работников Минэкономразвития РФ, органов государственной власти субъектов РФ, а также авторитетных отечественных информационно-аналитических и консалтинговых агентств. Выделяются институциональные факторы, влияющие на региональную экономическую безопасность, раскрывается механизм функционирования институтов для обеспечения экономической безопасности субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, обеспечение экономической безопасности региона, институциональная инфраструктура, институциональная экономика, институциональный механизм, обеспечение экономической безопасности регионов

Для цитирования: Кузнецова Е. И., Русавская А. В., Сараджева О. В. Роль институциональной инфраструктуры в обеспечении региональной экономической безопасности// Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 203-209. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-203-209. СвТЯМ.

Elena I. Kuznetsova1, Alevtina V. Rusavskaya2, Olga V. Saradzheva3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, elenkuz90@mail.ru

2 V. V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow, Russia, rusavskaya.alewtina@yandex.ru

3 A.N. Kosygin Russian State University, Moscow, Russia, saradzheva-ov@rguk.ru

Abstract. Recommendations are being developed for the development of institutional infrastructure in order to strengthen its role in ensuring the economic security of regions (subjects of the Russian Federation). The research materials include the results of an expert survey and in-depth interviews with 32 experts - senior and leading analytical workers of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, public authorities of the subjects of the Russian Federation, as well as reputable domestic information and analytical and consulting agencies. The institutional factors influencing regional economic security are highlighted, and the mechanism of functioning of institutions to ensure the economic security of the subjects of the Russian Federation is revealed.

Keywords: economic security, ensuring the economic security of the region, institutional infrastructure, institutional economy, institutional mechanism, ensuring the economic security of the regions

For citation: Kuznetsova E. I., Rusavskaya A. V., Saradzheva О. V The role of institutional infrastructure in ensuring regional economic security. Bulletin of economic security. 2024;(l):203-9. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-1-203-209. EDN: CGTGIM.

© Кузнецова E. И., Русавская А. В., Сараджева О. В., 2024

Original article

The role of institutional infrastructure in ensuring regional economic security

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Обеспечение экономической безопасности региона включает в себя комплекс мер по защите региональных экономических интересов, установлению эффективных механизмов регулирования рынков, поддержанию стабильности финансовой системы, развитию инфраструктуры и повышению конкурентоспособности экономики региона.

Для обеспечения региональной экономической безопасности необходимо осуществлять мониторинг и оценку вызовов и угроз в сфере экономической деятельности в регионе, а также принимать меры по предотвращению возможных рисков и минимизации ассоциируемых потерь. Важным элементом обеспечения экономической безопасности является разработка и реализация программ развития экономики региона, которые должны быть ориентированы на повышение эффективности производства, улучшение качества жизни населения и укрепление финансовой устойчивости. Представляется достаточно важным в этой связи рассмотреть существующий механизм функционирования институтов обеспечения региональной экономической безопасности, который, безусловно, активирует факторы устойчивости региональных экономических систем.

Для цели исследования под институтами будем понимать правила, нормы и процедуры, а также органы и инструменты, которые регулируют отношения в экономической сфере, включая законы, регулирующие органы и их деятельность, корпоративные правила и другие элементы. Институты экономической безопасности нацелены первоочередным образом на формирование надлежащих условий, способствующих достижению целевых показателей (индикаторов) экономической безопасности регионов (пороговых значений).

Проблема недостатка исследований институциональных аспектов в сфере обеспечения экономической безопасности регионов требует усиленного внимания со стороны государственных органов, бизнеса и общественности. Необходимо развивать эффективную институциональную среду, повышать доверие к институтам и обеспечивать прозрачность и открытость в работе институтов.

Несмотря на то, что отдельные аспекты регулирования данной деятельности реализуются на федеральном уровне, необходимо исследовать возможности региональной институциональной инфраструктуры, которые определяют возможности укрепления региональной экономической безопасности. Ключевым методом исследования здесь может стать системно-структурный анализ закономерностей и феноменов в сфере обеспечения экономической безопасности регионов и положения теории институциональной экономики.

Для восполнения пробелов в оценке состояния институционального обеспечения региональной экономической безопасности и развитости институциональной инфраструктуры в условиях неопределенности использованы методы экспертного опроса и глубинного интервью. Опрос проведен в дистанционном формате

в октябре-ноябре 2023 года с участием 32 экспертов -руководящих и ведущих аналитических работников Минэкономразвития РФ, органов государственной власти субъектов РФ, а также авторитетных отечественных информационно-аналитических и консалтинговых агентств, оценивающих состояние региональной экономики и безопасности в субъектах Российской Федерации.

Общие аспекты и проблемы применения институционального подхода в обеспечении региональной экономической безопасности оценивались в целом по России, в то время как частные оценки состояния институциональной инфраструктуры в обеспечении региональной экономической безопасности - применительно к девяти субъектам РФ (Краснодарский край, Московская, Ярославская, Тюменская, Магаданская и Смоленская области, город Москва, Республики Бурятия и Калмыкия), отобранным по критерию дифференциации институтов, факторов и условий обеспечения экономической безопасности. Оценка проведена посредством выражения согласия с утверждениями, приведенными в анкете, либо несогласия с ними, либо отсутствия единого мнения по вопросу.

Анализ состояния институциональной инфраструктуры в обеспечении экономической безопасности выбранных субъектов РФ проводился по шкале от 0 до 10 баллов, где наибольшему баллу соответствовало наиболее возможное развитие инфраструктурного элемента (аспекта), в то время как значение в 0 баллов проставлялось при отсутствии элемента соответствующей инфраструктуры как таковой. В качестве итоговой оценки состояния институциональной инфраструктуры в обеспечении экономической безопасности выбранных субъектов РФ принималось среднее значение экспертных оценок, за исключением экстремальных значений, если таковые приводили к несоответствию требованиям по нормальности распределения и согласованности мнений.

Дополнительно были получены интегральные оценки институциональной инфраструктуры обеспечения экономической безопасности регионов, для чего по каждому выделенному элементу экспертам предложено указать веса в интегральном показателе, в совокупности, образующие 100 % от его значения. В качестве итоговых весов принимались средние значения экспертных оценок в соответствии с правилами отсечения экстремальных значений, описанными выше. Интегральные оценки получены автоматизированным путем посредством суммирования произведения частных оценок состояния институциональной инфраструктуры на весовые показатели, установленные экспертами.

Результаты экспертного опроса проверены статистически на наличие согласованности мнений (посредством расчета показателя конкордации и проверки экспертных оценок на соответствие закону нормального распределения). Материалы опроса дополнены положениями, полученными в ходе проведения глубинного

ECONOMIC SCIENCE

интервью, в котором на добровольной основе приняли участие 7 представителей пула экспертов, из числа ранее опрошенных.

Опрошенные эксперты в сфере обеспечения экономической безопасности субъектов Российской Федерации подтвердили, что в число ключевых проблем дефицита внимания к институциональным аспектам в сфере обеспечения экономической безопасности в современной России могут быть отнесены: недостаточно эффективная институциональная среда, которая бы содействовала координации действий между разными секторами экономики и уровнями обеспечения экономической безопасности (на наличие и выраженность данной проблемы указали 90,6 % от общего числа участников экспертного опроса); низкая степень доверия к институтам, как среди населения, так и у предпринимателей (84,4 %); недостаточное вовлечение граждан и бизнеса в процессе формирования институциональной среды (84,4 %); дефицит прозрачности и открытости в функционировании институтов (81,3 %); нехватка компетенций и закрытость субъектов обеспечения региональной экономической безопасности к инновациям (по 78,1 % соответственно).

Одной из причин недостаточного внимания к институциональному аспекту обеспечения экономической безопасности выступает непонимание субъектами профессиональной деятельности самой сути институционального подхода (с данным утверждением согласились 71,9 % участников экспертного опроса). Участники ин-

тервью дали пояснения о том, что институты традиционно воспринимаются в российской практике государственно-властной деятельности как система конкретных органов и их должностных лиц, обеспечивающих в данном конкретном случае экономическую безопасность регионов. Причем само наличие специализированного управления региональной экономической безопасностью может рассматриваться как определенный прорыв в институциональной области, поскольку до сих пор в ряде субъектов РФ специализированные подразделения органов региональной власти в сфере экономической безопасности, другие подобные организационные структуры, не созданы, и полномочия в области обеспечения экономической безопасности распределены между рядом разноуровневых структур, в том числе с возникающими конфликтами в сфере подчинения и без прозрачности в сфере целеполагания и долгосрочных перспектив соответствующей деятельности [3]. С учетом приведенных выше положений институциональные аспекты обеспечения экономической безопасности регионов намного шире, их можно условно представить в виде единой и взаимосвязанной системы, состоящей из трех макроэлементов, в графическом виде представленных на рис. 1:

1) собственно институтов экономической безопасности;

2) институциональной инфраструктуры, дополняющей эти институты, развивающей их активности и передающей результативные воздействия в систему

Источник: Разработано авторами Рис. 1. Макроэлементы системы институционального обеспечения экономической безопасностирегионов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

экономической безопасности для достижения целевых значений ее состояния (индикаторов экономической безопасности). С учетом положений релевантных научных исследований [2; 1; 6], может быть предложено следующее определение институциональной инфраструктуры экономической безопасности регионов: это совокупность организаций, механизмов и инструментов, которые обеспечивают функционирование институтов, регулирующих социально-экономические отношения в регионе и способствующих достижению целевых значений ключевых индикаторов в сфере экономической безопасности.

Таковыми выступают, применительно к организациям, например, субъекты правоприменительной деятельности; органы и организации, предоставляющие информационно-аналитическую поддержку мониторинга экономической безопасности (как подразделения статистического ведомства либо аналитические агентства); базы знаний; инструменты сбора информации, включая обратную связь из внешней среды; инструменты и средства автоматизации мониторинга и принятия ключевых решений в сфере региональной экономической безопасности; органы и механизмы пропаганды экономических знаний и безопасного поведения экономических субъек-

тов; структуры координации публичной власти и гражданского общества в интересах обеспечения экономической безопасности и другие.

Без инфраструктурного обеспечения функционирование соответствующих институтов экономической безопасности будет неполноценным и либо не достигнет необходимого результата, либо потребует для этого значительного перерасхода в выделяемых ресурсах (что имеет место, в частности, в ситуациях сращивания институтов обеспечения безопасности и институциональной инфраструктуры, характерных для государств и экономик формирующегося типа [7]);

3) институциональной средой обеспечения экономической безопасности, которую можно представить в виде условий достижения целевых значений показателей экономической безопасности, формируемых в процессе функционирования институтов и институциональной инфраструктуры. Продуктивная институциональная среда экономической безопасности способствует воспроизводству условий достижения соответствующих целей и задач, в том числе через развитие действующих механизмов (прежде всего в направлении их инновационной модернизации), внедрение перспективных инструментов профессиональной деятельности,

Инфраструктура

инновации

Инфраструктура саморегулирования 10 9

Инфраструктура контроля и надзора

Инфраструктура мониторинга

Инвестиционно-

финансовая инфраструктура

Инфраструктура поддержки предпринимательства и инвестиций

Образовательная инфраструктура

Инфраструктура взаимодействия c гражданским обществом

Информационно-коммуникационная инфраструктура

--А--КК-*-МсО---ЯО-а-ТО —I—МгО

---СО —■—М —*—РБ —ж- - PK

Источник: Составлено по результатам экспертного оценивания

Рис. 2. Оценки состояния институциональной инфраструктуры в обеспечении экономической безопасности отдельных субъектов РФ по ключевым элементам, баллов Примечание: КК - Краснодарский край;МсО - Московская область; ЯО - Ярославская обл.; ТО - Тюменская область; МгО-Магаданская область; СО - Смоленская область;М-Москва; РБ-РеспубликаБурятия; РК-РеспубликаКалмыкия

ECONOMIC SCIENCE

а также масштабирование и тиражирование институтов и институциональной инфраструктуры, доказавших свою результативность на практике.

С учетом определенной изученности самих институтов экономической безопасности фокус внимания в системе институциональных аспектов обеспечения региональной экономической безопасности представляется целесообразным обратить на институциональную инфраструктуру, которая, при условии наличия, продуктивного функционирования и результативного приложения к институтам экономической безопасности формирует необходимую институциональную среду, способствующую расширенному воспроизводству условий для целевого достижения необходимого уровня региональной экономической безопасности, в том числе продуктивной и в необходимой мере инновационной государственно-властной деятельности.

В инфраструктуру обеспечения экономической безопасности регионов могут быть также включены следующие средства практической деятельности: анализ, оценка (аудит) и мониторинг экономической безопасности; сбор и обработка социально-экономической информации; инструменты контроля и надзора; инструменты поощрения и привлечения к юридической ответственности; комплексы автоматизации и цифровизации обработки данных и принятия публичных решений; инструменты оценки и периодического пересмотра законодательства, программных и инструктивных документов, а также индикаторов экономической безопасности и пороговых значений и др. Постепенно становится общепризнанным, что в комплексе средств обеспечения региональной экономической безопасности ключевую роль играет ее аудит и мониторинг [4, с. 60], формирующие, помимо прочего, надежную институциональную основу обеспечения экономической безопасности каждого конкретного региона с учетом как индивидуальных, так и типологических особенностей.

В этой связи могут быть выделены следующие ключевые элементы институциональной инфраструкту-

ры обеспечения региональной экономической безопасности (на примере субъектов Российской Федерации), и проведена их экспертная оценка: инфраструктура правоприменения в экономических отношениях, инфраструктура саморегулирования отраслей и сфер экономической деятельности, инвестиционно-финансовая инфраструктура; инфраструктура поддержки предпринимательства и инвестиций; образовательная инфраструктура; информационная инфраструктура и инфраструктура коммуникаций; инфраструктура координации и взаимодействия органов обеспечения экономической безопасности и гражданского общества; инфраструктура мониторинга; инфраструктура контроля и надзора в сфере экономической безопасности; инфраструктура инноваций (рис. 2).

На рис. 2 приведены экспертные оценки состояния институциональной инфраструктуры в обеспечении экономической безопасности субъектов РФ, выбранных для анализа.

Несмотря на то, что некоторые отдельные аспекты регулирования предметной деятельности реализуются на федеральном уровне, речь, во-первых, идет о региональной инфраструктуре, на формирование которой влияют политики в сфере экономической безопасности конкретных регионов; факторы, влияющие на состояние экономической безопасности и ресурсы, определяющие возможности укрепления региональной экономической безопасности, включая компетенции и профессионализм, а также производительность государственно-властной, организационно-распорядительной деятельности. Во-вторых, что также немаловажно, регулирование и обеспечение многих аспектов региональной инфраструктуры экономической безопасности, основы реализации которых закладываются на федеральном уровне, развиваются на уровне субъектов РФ, начиная от законодательства (в качестве примера может быть приведено региональное законодательство об экономической безопасности, которое вносит существенный вклад в предпринимательский климат и состояние законности в экономических отношениях, дифференци-

Республика Калмыкия Магаданская область Смоленская область Республика Бурятия Ярославская область Краснодарский край Тюменская область Московская область г. Москва

4,44

5,30

5,79 5,81

6,35 6,40 ■ 6,53

7,53

4 6 8

Источник: Составлено по результатам экспертного оценивания

Рис. З.Интегральные оценкиразеития институциональной инфраструктуры в обеспечении экономической безопасности отдельных субъектов РФ, баллов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

руя возможности управления экономической безопасностью в конкретных регионах), и заканчивая различной бюджетно-финансовой обеспеченностью.

В межрегиональном сопоставлении перечень оценок и проблем представляется весьма дифференцированным, однако слабыми местами в большинстве проанализированных случаев выступают инфраструктура саморегулирования, инфраструктура коммуникаций, инфраструктура координации и взаимодействия органов обеспечения экономической безопасности и гражданского общества, инфраструктура мониторинга, а также инфраструктура инноваций. Кроме того, в логику проблем социально-экономического развития российских регионов вписывается наличие у отстающих субъектов РФ соответствующих проблем также в сфере развития инвестиционно-финансовой инфраструктуры обеспечения региональной экономической безопасности.

На рисунке 3 приведены результаты экспертного оценивания интегрального показателя развития институциональной инфраструктуры в обеспечении ЭБ выбранных для анализа регионов.

Можно констатировать, что лидеры по выборке соответствуют лидерам по ресурсной обеспеченности и позитивному воздействию факторов региональной экономической безопасности, и, напротив, аутсайдеры по ресурсам и факторам находятся в числе аутсайдеров по значениям интегрального показателя оценки развития институциональной инфраструктуры в обеспечении экономической безопасности региона. Проблема же заключается в том, что именно те наименее благополучные в части устойчивого экономического развития, его факторов и ресурсного обеспечения, нуждаются в наиболее продвинутой инфраструктуре экономической безопасности.

Материалы проведенного исследования позволяют выделить перспективы повышения экономической безопасности субъектов Российской

Федерации через комплексную активацию институциональных аспектов, включая формирование и развитие, в том числе модернизацию, институциональной инфраструктуры:

- активизация системной деятельности по постановке профессионального управления экономической безопасностью в системе органов публичной власти всех субъектов РФ, их надлежащего организационного обеспечения, контроля функционирования на основе сочетания мер стимулирования и ответственности с периодической независимой внешней оценкой;

- разработка и утверждение модельной нормативно-инструктивной базы обеспечения экономической безопасности регионов, включая номенклатуру индикаторов, типовых методик расчета и оценки, организации и обеспечения мониторинга;

- стимулирование, организационная, финансовая и информационная поддержка из федерального центра инициатив по взаимодействию региональных властей и

субъектов гражданского общества в обеспечении экономической безопасности субъектов Российской Федерации;

- содействие внедрению аудита и мониторинга экономической безопасности в регионах. Разработка единых программных продуктов и иных решений по автоматизации и цифровизации аудита и мониторинга региональной экономической безопасности, в том числе на основе отбора лучших существующих решений, их доработки и масштабирования;

- ориентирование регионов на систематическое проведение аудита и совершенствование регионального законодательства в области экономической безопасности;

- активное содействие внедрению саморегулирования в региональных экономиках, распространение лучших практик;

- формирование единых сетевых структур поддержки в области подготовки кадров в сфере обеспечения экономической безопасности и развития компетенций;

- распространение, в том числе посредством тиражирования и масштабирования, передового опыта и инноваций в сфере институционального обеспечения региональной экономической безопасности;

- формирование баз знаний и распространение информации, консультационных и коммуникационных услуг в сфере обеспечения экономической безопасности регионов;

- централизованная организационная и финансовая поддержка инноваций в сфере обеспечения экономической безопасности в регионах, оказание шефской помощи от субъектов с устойчивыми показателями социально-экономического развития.

Одним из приоритетных направлений активизации работы в дальнейшем должно выступить формирование и развитие институциональной инфраструктуры региональной экономической безопасности. Чтобы в полной мере задействовать потенциал инфраструктурной поддержки формирования продуктивной институциональной среды региональной экономической безопасности, необходимо развивать инфраструктуру аудита и мониторинга экономической безопасности, укреплять взаимодействие уполномоченных органов публичной власти и гражданского общества, развивать инновации, инфраструктуру коммуникаций, саморегулирования в экономической сфере вместе с другими совершенствованиями по результатам комплексного и научно-обоснованного анализа состояния дел и перспектив развития в предметной области с учетом конкретных региональных особенностей. Синергетический эффект от средового воздействия институтов и институциональной инфраструктуры сформирует необходимые условия для непрерывной и результативной деятельности по обеспечению экономической безопасности каждого региона, вне зависимости от предпосылок, формируемых ресурсами и факторами.

ECONOMIC SCIENCE

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Каранина Е. В., Грабар А. А. Институциональные аспекты обеспечения социально-экономической безопасности региона // Инновационное развитие экономики. 2017. №. 6. С. 384-392.

2. Кельбах С. В. Развитие региональной институциональной инфраструктуры // Проблемы современной экономики. 2011. №. 4. С. 252-255.

3. КурбановаУ А.,БайдаровМ. С., ЗагирбековМ. Г. Анализ особенностей экономической безопасности России на уровне региона // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. №. 6. С. 149-154.

4. Митяков Е. С. Анализ подходов к мониторингу экономической безопасности регионов России // Развитие и безопасность. 2020. №. 1. С. 60-71.

5. Руденко M. Н. Региональные различия как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5. №. 2. С. 491-510.

6. Сумарокова К. А., Эскерова Т. А., Яковлева К. О., Гусева Ю. В. Институциональное обеспечение экономической безопасности Уральского федерального округа // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №. 9. С. 182-185.

7. Marquis С., Raynard M. Institutional strategies in emerging markets // The Academy of Management Annals. 2015. Vol. 9. № 1. P. 291-335.

References

1. Karanina E. V., Grabar A. A. Institutional aspects of ensuring socio-economic security of the region // Innovative development of the economy. 2017. № 6. P. 384-392.

2. Kelbach S. V Development of regional institutional infrastructure // Problems of modern economics. 2011. № 4. P. 252-255.

3. KurbanovaU.A.,BaydarovM. S.,ZagirbekovM. G. Analysis of the features of Russia's economic security at the regional level // Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. № 6. P. 149-154.

4. Mityakov E. S. Analysis of approaches to monitoring the economic security of Russian regions // Development and security. 2020. № 1. P. 60-71.

5. Rudenko M. N. Regional differences as a threat to the economic security of the Russian Federation // Economic security. 2022. Vol. 5. № 2. P. 491-510.

6. Sumarokova K. A., Eskerova T. A., Yakovleva K. O., Guseva Yu. V. Institutional provision of economic security of the Ural Federal District // Economics and Business: theory and practice. 2018. № 9. P. 182-185.

7. Marquis C., Raynard M. Institutional strategies in emerging markets // The Academy of Management Annals. 2015. Vol. 9. № 1. P. 291-335.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.