Научная статья на тему 'Роль Центросоюза СССР в формировании системы высшего профессионального кооперативного образования (30-40-е гг. Xx В. )'

Роль Центросоюза СССР в формировании системы высшего профессионального кооперативного образования (30-40-е гг. Xx В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРОСОЮЗ / ВЫСШЕЕ КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМА / МИСКТ / CENTRAL ALLIANCE OF THE CONSUMERS'' COOPERATIVE SOCIETY / HIGHER COOPERATIVE EDUCATION / SYSTEM / MISCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагиева Анна Капитоновна

Статья посвящена истории формирования высшего профессионального кооперативного образования в СССР в 30-40-е гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE CENTRAL ALLIANCE OF THE CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY IN FORMING SYSTEM HIGHER COOPERATIVE EDUCATION (30-40S IN THE XX CENTURY)

The article is devoted to the history of higher cooperative education USSR in 30-40s in the XX century and aimed at legislative development in the sphere of higher cooperative education.

Текст научной работы на тему «Роль Центросоюза СССР в формировании системы высшего профессионального кооперативного образования (30-40-е гг. Xx В. )»

ТЕОРИЯ КООПЕРАЦИИ

УДК 338.436:378(470.13) (09)

РОЛЬ ЦЕНТРОСОЮЗА СССР В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (30-40-е гг. XX в.)

А. К. Гагиева

Статья посвящена истории формирования высшего профессионального кооперативного образования в СССР в 30-40-е гг. XX в.

Ключевые слова: Центросоюз, высшее кооперативное образование система, МИСКТ.

Становление системы кооперативного образования неразрывно связано как с системой образования, так с общим развитием кооперации в стране. Кооперация формировала заказ на необходимые кадры, готовившиеся в образовательных учреждениях системы, в то же время государство осуществляло функции контроля за педагогическим процессом, содержанием образования и определяло образовательную политику. При этом Центросоюз, краевые, районные, республиканские потребительские общества, стремились улучшить материально-техническую базу кооперативных образовательных учреждений, а также обеспечить образовательный процесс необходимой литературой и учебниками. Такое внимание к образованию автор видит как в традициях, заложенных в отношении образования в предыдущее время, так и в осознании центральными кооператив -ными органами места и роли кооперативного образования в системе кооперации.

В конце 1920-х - начале 1931 гг. система кооперативного образования, как и образование страны, подвергаются кардинальным изменениям.

Состоявшийся в декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) подтвердил переход экономики страны к планово-распределительной системе в связи с принятием директив пятилетнего плана развития народного хозяйства [1]. Для его реализации в первую очередь необходимы были профессиональные кадры [1]. На Пле-

нуме ЦК ВКП(б) в 1928 г., было отмечено, что надо переходить «от выработки коммунистических кадров вообще, умеющих поболтать обо всем понемногу, к подготовке квалифицированных инженерных и рабочих кадров» [2]. Здесь же отмечалось, что положение в промышленности характеризовалось чрезвычайно низким процентом инженеров и еще более низким процентом техников. Так, в 1928 г. в промышленности работало 24,2 тыс. техников и 13,7 тыс. инженеров [3]. На 100 рабочих приходилось 0,72 инженера и 0,80 техников или 37 инженеров на 10000 рабочих. Исходя из этого в образовательной среде предпочтение было отдано единообразию. В основе образования находились дошкольные учреждения и подготовительный класс. Провозглашалось всеобщее начальное образование. Открывались школы и классы подростков и переростков. Была поставлена конкретная задача насыщения рынка труда специалистами начального и среднего профессионально образования.

В связи с тем, что существующее высшее и начальное образование не удовлетворяли потребностей экономического развития, была поставлена задача по формированию отраслевой образовательной сети: автомобилестроительной, тракторостроительной, кооперативной и прочих. На уже упоминавшемся пленуме 1928 г., ноябрьском 1929, Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 1931 г. [4], а так-

же в постановлениях СНК и ЦК ВКП(б): «Об улучшении постановки дела подготовки и использования кадров (по втузам, техникумам, фабзавучам)», «О приеме в высшие учебные заведения и техникумы» и других неоднократно подчеркивалась острейшая необходимость в подготовке кадров для промышленности.

Аналогичные решения были приняты и по кооперативному образованию. На совещаниях 1926, 1929, 1931 гг. по кооперативному просвещению были определены три основных направления образовательной деятельности кооперации: во-первых, подготовка и переподготовка кадров кооперативных работников, во-вторых, охват и вовлечение подрастающего поколения в кооперативное движение и, в-третьих, ликвидация кооперативной неграмотности среди рабочих и крестьянских масс [5]. С каждым годом все острее становилась потребность в высококвалифицированных специалистах, поэтому в конце 20-х гг. начинают открываться специализированные институты потребительской кооперации. Они должны были готовить специалистов высшей квалификации по следующим направлениям: организационное, отчетно-финансовое, ревизионное, плановоэкономическое, рационализаторское дело, торгово-производственное и культурнопросветительское дело. Институты должны были вести научные разработки кооперативных и общекооперативных проблем, распространять кооперативные знания через систему заочного обучения, вести переподготовку практических кооперативных работников путем организации при институтах постоянно действующих курсов переподготовки.

В период формирования новой экономической политики по инициативе кооперативных организаций Нижнего Поволжья в Саратове был создан экономический институт, причем особенностью его было то, что он являлся не государственным, а кооперативным ВУЗом - учредителями института выступили три территориальных кооперативных союза. Первоначально он имел два отделения: общественно-экономическое и кооперативное, на которых предполагалось вести подготовку высококвалифицированных специалистов для государственных и кооперативных учреждений, в частности, для потребительской, сельскохозяйственной и кредитной кооперации. В 1923 г. он вошел в Саратовский государственный университет в качестве факультета хозяйства и права. В этом виде он

просуществовал все 20-е гг., пока вновь не обрел самостоятельность в 1931 г. [6].

Однако указанные учебные заведения представляли собой только вершину своеобразного айсберга, в то время как его основная часть, подготовка работников для «низовой» кооперации была намного больше, поэтому в начале 30-х гг. в системе Центросоюза продолжается процесс создания системы профессионального образования, как высшего, так и среднего. Это было связано в первую очередь с нехваткой квалифицированных кадров. Так, в 1930 г. в системе потребительской кооперации работники, не имевшие никакой специальности, составляли: продавцы - 92%, складские работники -82%, директора и заведующие магазинами -87%, товароведы, инструкторы - 58%, руководящие кадры -85,8%. Руководителей с высшим образованием насчитывалось 0,7%, со средним - 16%, совсем неграмотных - 8,4%, имеющих домашнее образование - 25%, начальное образование - 50% [7]. Отсутствие специалистов приводило к тому, что потребсоюзы начинают активно открывать кооперативные образовательные учреждения. По данным Управления учебных заведений Центросоюза СССР, к 1935 г. было открыто 15 кооперативных ВУЗов и 123 техникума [8]. Институты открылись в Киеве, Воронеже, Харькове, Луганске, Архангельске и других городах. Упор был сделан на количественную сторону, и в результате, к 1934 г. потребности в кадрах высшей квалификации были удовлетворены со значительным превышением. Так, если потребность в кадрах высшей квалификации для всей кооперации составляла 2,5 тыс. человек, то прием в ВУЗы составил 4 тыс. человек [9]. От этого страдало качество образования. В результате многочисленных проверок, проведенных Центросоюзом, выяснилось, что будущих студентов просто зачисляли по желанию [10]. В январе 1935 г. Центросоюз направляет в ЦК ВКП(б) докладную записку, в которой уже откровенно признает допущенные им при открытии новых ВУЗов просчеты и ошибки. «Ввиду того что сеть учебных заведений в прошлом создавалась в значительной степени стихийно, очень многие учебные заведения оказались карликовыми, к тому же не имеют материальной базы, что не только не обеспечивает качество подготовки специалистов, но и значительно удорожает расходы на обучение». Предлагалось вместо трех московских институтов, действовавших до 30-х гг., оставить два: Высший педагогический институт

прикладной экономики и товароведения со сроком обучения от года до полутора лет и вечерний торгово-товароведный институт Московского областного потребительского общества, карликовые институты в Уфе, Архангельске и других городах ликвидировать, в Закавказье иметь один институт вместо трех, а Одесский и Луганский объединить в один. В результате кадры высшей квалификации для системы потребительской кооперации готовились лишь на экономических факультетах экономических институтов. Необходимо было открывать специализированный ВУЗ.

Центросоюз не был одиноким в этом устремлении. По всей стране открывались ВУЗы. Так, если за годы первой пятилетки в стране было подготовлено 170,7 тыс. инженеров [11], то за годы второй - 850 тыс. Количество ВУЗов также выросло со 129 в 1929 г., до 721 в 1931 [12].

Первым шагом в открытии нового кооперативного ВУЗа явилось открытие факультета потребительской кооперации в Московском промышленно-экономическом институте, который имел в своем составе до открытия факультета потребительской кооперации еще два: промышленности и финансов. С открытием факультета контингент студентов института составил 1535 человек, в том числе на финансовом факультете - 675 человек, промышленности и труда

- 400 человек и потребкооперации - 460 человек. При этом на первый курс факультета потребительской кооперации в 1930 г. было зачислено 136 человек. Именно он стал впоследствии основой Московского кооперативного института. Прием в МКИ составлял в

1931 г. - 185, в 1932 - 200, в 1933 - 220, в 1934 -246 человек [13]. Всего для системы потребительской кооперации было выпущено к 1940 г. - 750 высококвалифицированных специалистов. С образованием МКИ сюда переместилась вся учебная и методическая работа Центросоюза. В стенах института и в основном силами его сотрудников осуществлялась учеба руководящих кадров потребкооперации, проводились конференции, симпозиумы, обобщался и распространялся передовой опыт. В институте был создан методический кабинет, координировавший и направлявший научно-методическую работу всех кооперативных учебных заведений страны. По данным Управления учебными заведениями Центросоюза, к 1933 г. в системе потребительской кооперации насчитывалось 57 техникумов, с охватом 5298 учащихся, 138 школ

кооперативно-трудового ученичества - 11420 человек, 175 школ-магазинов - 12132 человек, 310 школ второй ступени с кооперативным уклоном с охватом 42310 учащихся [14]. Всего к 1933 г. было подготовлено 2342 работника высшей квалификации, 18481 - средней, 57231 - низшей [15]. В связи с острейшей необходимостью в кооперативных кадрах Центросоюз в 1931 и 1932 гг. на базе МКИ провел Всесоюзное совещание директоров кооперативных учебных заведений и Всесоюзный съезд по подготовке кадров потребительской кооперации [16]. Проведение этих совещаний было вызвано в первую очередь изменением отношения к кооперации со стороны государства. На совещании возникла дискуссия о профиле высшего учебного заведения и модели специалиста. Один из участников высказался следующим образом: «Или мы должны готовить специалистов торговли или инженеров-технологов, агрономов, специалистов пригородных хозяйств или кого?». Представитель Казахстана вынес на обсуждение проблему: «К нам приходят учиться из аулов за пятьсот верст, для того чтобы получить знания. Мы должны создать для них культурную обстановку. А они приезжают без рубах и без брюк, а мы не можем снабдить их одеждой».

По вопросу модели специалиста существовали две точки зрения: или готовить специалиста узкого профиля, или универсального. Однако у Центросоюза был свой взгляд на эту проблему. В докладе Председателя Центросоюза отмечалось: «Мы ошибаемся, если удержимся в пределах сегодняшнего дня, будем строить специалиста на основе тех острых требований, которые нам предъявляет сегодняшний день. Другая ошибка может произойти, если мы тип специалиста будем строить, совершенно оторвавшись от сегодняшнего дня, далеко забегая вперед. Это значит, что мы должны выбрать какую-то золотую середину». Предлагался следующий вариант - создать для студентов прочную научную базу, на основе которой они могли приобрести такие знания, которые нужны для текущей практической работы, которые дают возможность далеко заглянуть вперед» [17]. Основной доклад, с которым выступил директор МКИ Е.Д. Александров, отстаивал и развивал дальше эту точку зрения. В докладе для обсуждения ставился широкий спектр вопросов, касающихся высшего кооперативного образования. В разделе о типе специалиста утверждалось, что институты потребительской кооперации являются, прежде

всего, отраслевыми вузами, поэтому «существует угроза превращения их в технические. Наши ВУЗы, говорилось далее в докладе, «социально-экономические, выполняющие социальные заказы для системы обращения, обмена, распределения. Поэтому обучение студентов должно строиться на широкой идейно-теоретической основе. Вместе с тем, оно должно служить выполнению социального заказа на специалиста-кооператора: плановика-экономиста-синтетика и аналитика ; товароведа - экономиста - оперативника; бухгалтера - экономиста - производстве нника. Все они должны быть ориентированы в сторону кооперативной торговли и управления» [18].

Данная точка зрения оказалась доминирующей, и модель специалиста была принята на Совещании. При этом неоднократно подчеркивалось, что набор в ВУЗы не может проходить аппаратным путем или «самотеком». Крайне важно было обеспечить прием желающих на основе конкурсных испытаний, причем предпочтение необходимо было отдавать представителям национальных меньшинств, и «здесь наши институты должны проявить известную чуткость». На Совещании были обсуждены учебные планы, определявшие профиль подготовки специалистов, общий уровень теоретической и практической подготовки молодых специалистов. Основу социально-экономических наук составляли такие предметы, как политэкономия, экономика, экономическая география, история народного хозяйства, статистика, советское право, планирование советской торговли. Этот цикл лекций на торговоэкономическом факультете занимал 46% учебного времени, на учетно-экономическом факультете - 36%, товароведном - 26% [19]. Специальные дисциплины на торгово-экономическом факультете являлись предметами социально-экономического цикла, кроме них сюда включалось народнохозяйственное планирование, финансы и кредит, теория бухгалтерского учета; на учетно-экономическом факультете - балансоведение, ревизия и контроль, машинизированный учет; на товароведном факультете - товароведение продуктовых и промышленных товаров, химия и физика. На всех факультетах изучались высшая математика, основы технологии и товароведения, организация и материальнотехническая база советской торговли. Лекционный курс сопровождался практическими занятиями и лабораторными работами. Основное внимание обращалось на практику.

Она включала 20 недель и проходила на торговых и промышленных предприятиях. Если сравнить процесс обучения в советских кооперативных образовательных учреждениях с «досоветскими», то сравнение окажется не в пользу первых. В кооперативных образовательных учреждениях досоветского периода наряду со специальными дисциплинами имели место такие предметы, как история кооперации, кооперативное строительство, организация просветительной деятельности. В 30-е гг. эти предметы «ушли» из учебного процесса и были заменены общественными дисциплинами [20].

На Всесоюзном съезде по подготовке кадров потребкооперации, проходившем в

1932 г., также обсуждалась перспектива развития кооперативного образования. С программной речью на нем выступил Председатель Президиума Центросоюза СССР И. А. Зеленский. Он отметил роль кооперации в «деле строительства социализма» и подчеркнул при этом, что работники кооперации «выполняют одну из самых главных функций социалистического строительства», связанную с торговлей и насыщением рынка товарами [21 ]. Исходя из этого, возрастает роль и кооперативного образования. По мнению докладчика, выпускаемый специалист должен быть «экономистом, умеющим сочетать научные методы, горячую убежденность, и глубокие специальные знания в определенной отрасли кооперации; не являясь универсалом, он должен иметь, тем не менее, широкий кругозор, чтобы умело ориентироваться в окружающей жизни».

На съезде остро стоял вопрос о подготовке кадров для системы кооперативного образования. В одном из выступлений говорилось: «Мы питаемся чужими кадрами, собственных не имеем. А товароведческая дисциплина как дисциплина научная должна быть разработана нашими теоретическими кадрами. Мы сплошь и рядом имеем педагогов из легкой промышленности, которые зачастую направляют нашу работу не в ту сторону, какую мы хотим и в какую надо». Наркомпросс при этом стоял на той точке зрения, что «...подготовка педагогов подведомственных вузов ложится целиком на ведомства». Было принято решение реорганизовать МКИ и открыть на его базе свой институт для подготовки педагогических кадров. Такой институт был открыт в 1940 г.

Выполняя решение Совещаний и Съезда, Президиум Центросоюза в 1934 г. объединяет Московский кооперативный, Москов-

ский планово-экономический и Московский торгово-товароведный институты - в единый Институт. Для этого, от имени Центросоюза во Всесоюзный комитет высшего технического образования было отправлено письмо с просьбой об объединении. В результате, в 1935 г. в системе Центросоюза остался один отраслевой ВУЗ - Московский Институт Советской Кооперативной Торговли (МИСКТ). В 1935 г. прием в институт составил

- 246, в 1936 - 215, в 1937 - 105, 1938 - 252, 1939 - 359, 1940 - 371, 1941 - 340 человек [22]. В такой же положительной динамике развивалась и вся система высшего образования СССР. Так, к 1940 г. общий контингент студентов вузов СССР составил 811,7 тыс. человек. Если учесть, что, согласно переписи, население страны составило 194 млн человек, то и масштабы образования, несомненно, возросли и составили 41, а в РСФСР - 43 человека на 10000 населения [23]. Количество женщин в вузах страны достигло 58% от общего числа обучающихся; дискриминация по признаку пола была ликвидирована [24]. Принятая в 1936 г. Конституция СССР провозгласила равное право всех граждан на образование, отменив действующие классовые ограничения. Это позволило демократизировать прием в вузы. Более того, на специально созданных рабочих факультетах детей рабочих и крестьян подготавливали к поступлению в вуз, благодаря чему формировались реальные условия для равенства прав на образование. Рассматривая качество образования того времени, следует сказать, что высокий профессиональный уровень российского образования не был утрачен.

Этому способствовал высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава. Так, если в МИСКТ количество преподавателей в 1935 г. составило 63, то в 1941 г. - 204 человека. Педагогические процесс осуществляли 57 преподавателей. Из них докторов наук, профессоров - 13 или 33,8%, кандидатов наук и доцентов - 27 или 47,4%, преподавателей и аспирантов - 17 или 20,8%. Подготовка кадров высшей квалификации осуществлялась через аспирантуру, которая была открыта вместе с институтом. Таким образом, МИСКТ постепенно превращался в ведущий кооперативный ВУЗ страны. Причем на его базе постоянно действовали курсы подготовки и переподготовки кооперативных работников. Всего по данным Управления учебными заведениями Центросоюза к 1941 г. предполагалось переподготовить 9500 руководящих работников [25]. Однако в пос-

ледующее время начинаются попытки закрыть данный институт. В 1937 г. Комитет по высшей школе при СНК СССР отправляет в ЦК ВКП(б) письмо, где предлагает закрыть МИСКТ, так как в Москве существуют два параллельных института торговли - МИСКТ и МИНХ - институт народного хозяйства им. Плеханова, готовивших одни и те же кадры: экономистов-товароведов и экономистов по учету и планированию. В письме указывалось, что потребность в кадрах потребкооперации может быть покрыта выпуском молодых специалистов из вузов Наркомвнуторга СССР. Реакция Центросоюза последовала незамедлительно. В ЦК ВКП(б) за подписью Председателя Центросоюза последовало письмо, где указывалось следующее: «Президиум Центросоюза не может согласиться с мотивами ликвидации Московского института потребительской кооперации.

Первое. В ведении Президиума Центросоюза осталось одно высшее учебное заведение, готовящее кадры высшей квалификации для всей кооперации.

Второе. Потребность кооперации в кадрах высшей квалификации характеризуется следующими показателями:

а) в составе руководящих работников потребкооперации с высшим образованием числится 1,6 %.

б) среди учетных работников с высшим образованием насчитывается только 0,7 %.

в) среди товароведов с высшим образованием насчитывается 4,5 %.

Этот низкий процент показывает, что потребность в кадрах высшей квалификации не может быть полностью удовлетворена на ряд ближайших лет, даже при сохранении МИСКТ. Характерно, что даже при высшей цифре выпуска в 1937 г. Московским институтом Центросоюза в количестве 400 человек, заявка потребсоюзов на молодых специалистов была удовлетворена на 35 %.

Третье. Московский институт Центросоюза является крупным учебным заведением с контингентом учащихся 950 человек. Имеет собственное помещение и общежития, выстроенные в 30-х гг. на средства пайщиков с затратами в 7 млн рублей, с хорошо оборудованными лабораториями, кабинетами и аудиториями, полностью отвечающими требованиям учебного процесса.

Ввиду того, что за последнее время вопрос о ликвидации института ставился неоднократно, что мешает нормальной работе института, прошу Вас о сохранении Московского института Центросоюза в системе

социально-экономических вузов и дать указание о прекращении постановки этого вопроса в комитете по высшей школе» [26].

В деле подготовки работников среднего звена также имелся положительный опыт. В стране имелось 33 отделения техникумов, которые готовили работников кооперации. Ежегодный выпуск специалистов со средним образованием составлял 800 человек в год, хотя в то время требовалось 10-12 тысяч специалистов [27]. Поэтому наиболее эффективным способом подготовки и переподготовки служащих для органов управления кооперации продолжали оставаться всевозможные курсы. Наиболее востребованными были Высшие кооперативные практические курсы Центросоюза и курсы в Ленинградском институте им. Ф. Энгельса.

Наряду с курсами для подготовки специалистов низового звена: счетоводов, членов правлений, продавцов и кооперативных работников создаются школы фабричнозаводского и кооперативно-торгового ученичества. Такие учебные заведения были образованы в Вологде, Тотьме, Великом Устюге, Череповце, Улан-Удэ, Пензе, Пскове, а также в Элисте, Сталинграде, Покровске и других городах [28]. Однако этого было недостаточно. Центросоюз неоднократно указывал на необходимость активизации работы по подготовке кадров. Так, в циркулярном письме всем губпотребсоюзам в 1930 г. указывалось, что «кооперации снова приходится выступать на вольном рынке, и она должна поставить непременной задачей планомерно овладеть им. Озаботьтесь подбором и приглашением на службу деятельных работников с широкой инициативой и хорошим знанием местных экономических условий», и следовало предложение об открытии кооперативных школ и техникумов на местах [29].

Первым было создано «кооперативное училище» в Воронеже. Вслед за ним открывается техникум в станице Константиновской на Дону и появляются стационарные учебные заведения в Твери, Вологде, Луганске и Туле. Существовало несколько точек зрения на формирование системы среднего профессионального образования. Одни считали, что это должны быть «общественно-кооперативные школы», где специализация являлась второ -степенной, другие, напротив, считали такого рода учебные заведения сугубо техническими, дающими теоретические знания в приложении к конкретному делу. Такой подход был распространен довольно широко. Это объясняется тем, что расходы на подготовку

специалистов потребкооперация должна была полностью взять на свой бюджет. Делалось это путем специальных фондов, за счет дополнительных налогов на реализуемый товар. Общая сумма поступлений из года в год росла и составляла к концу 20-х гг. 8% от общей суммы расходов [30].

Такое внимание к кооперативному образованию со стороны Центросоюза было связано, по мнению автора, с несколькими причинами. Во-первых, остро возрастала нехватка квалифицированных кадров для отрасли. Во-вторых, с середины 30-х годов государство кардинальным образом изменяет свое отношение к кооперации, что подтверждают Законы и постановления правительства и правящей партии. Так, 25 сентября 1935 г. было принято постановление «О работе потребительской кооперации в деревне». Постановление предусматривало укрупнение (путем слияния) и финансовое укрепление сельских потребительских обществ, являющихся основным низовым звеном системы потребительской кооперации; усиление роли районных союзов потребительских обществ как организаторов оптовой торговли; открытие 4 тыс. райунивермагов и 5 тыс. крупных сельмагов и превращение этих предприятий нового типа в образцы культурной торговли. Выделение Государственным банком ссуд на строительство сельмагов и привлечение пайщиков к решению основных вопросов работы потребительских обществ привело к тому, что потребительская кооперация приняла от государственной торговли сельскую торговую сеть и передала им свои магазины и столовые в городах. Потребительские общества, возникшие в городах, вынуждены были свернуть свою деятельность [31], и кооперация превратилась в сельскую. Однако постановлением 1935 г. государство не только «выбрало для себя наиболее удобный вариант», но изъяло у кооперации имущество, материально-техническую базу в городах и сократило ряд предоставляемых кооперацией услуг, уменьшив тем самым количество пайщиков. Это подтверждает и постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 января 1939 г. «О работе потребительской кооперации». В нем конкретно определялись виды и формы кооперации в торговой, заготовительной и образовательной деятельности, разграничивались функции и регламентировалась деятельность торговых кооперативных организаций. Здесь же был утвержден новый Примерный устав сельского потребительского общества. Постановление «выхолащи-

вало» идеи кооперации, уничтожало демократические начала, изменяло суть кооперативного движения. Оно встраивалось в социалистическую систему в качестве дополнительного звена, основная задача которого состояла в распределении товаров и услуг. Как совершенно справедливо указывал В. П. Данилов, «...кооперация превратилась в технический аппарат по распределению продуктов ... были уничтожены все кооперативные социальные институты. Происходило ее «огосударствление», а частично и разрушение» [32].

В этих условиях кооперация страны вынуждена была осваивать новые виды деятельности и развивать старые. Расширялась кооперативная складская сеть, увеличивалась заготовка пушмехсырья и сельхозпродуктов, развивалось общественное питание и кооперативная промышленность (в основном, хлебопечение), организовывался сбыт излишков продукции колхозами и колхозниками. Всего по данным исследователей, количество новых видов деятельности кооперации к концу 30-х гг. увеличилось в 4 раза. К ним, несомненно, необходимо отнести и кооперативное образование. Несмотря на то, что этот вид деятельности не давал сиюминутной прибыли, руководители Центросоюза прекрасно осознавали, что деньги, вложенные в образование, дадут прибыль в будущем и отдача от них будет максимальной, что и подтвердили последующие десятилетия.

Источники и литература

1. История России. XX век. - М. 1997. С. 259.

2. Стенограмма Пленума ЦК ВКП (б) от 28 июня 1928 - КПСС в резолюциях. Изд. 7, т. 7. С. 513-514.

3. Бармин И.П. Из опыта работы КПСС и советского государства по созданию кадров советской интеллигенции. М, 1965. С. 13.

4. КПСС в резолюциях. Т. 12. С. 512.

5. Первое Всесоюзное Совещание по кооперативному просвещению. М.: Изд-во Центросоюз, 1926. С. 231-232.

6. Годы и люди в жизни вуза: К 70-летию Саратовского государственного социальноэкономического университета. Саратов, 2001. С. 27-29.

7. РГАЭ Ф. 484. Оп. 10. Д. 313. Л. 2.

8. Там же. Д. 82. Л. 37.

9. Там же. Д. 121. Л. 2.

10. Там же. Д. 135. Л. 2.

11. Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. М., 1929, С. 216.

12. Там же.

13. РГАЭ Ф. 484. Оп. 10. Д. 135.

14. Там же. Д. 137. Д. 93. Лл. 13(об), 16, 18 и др.

15. Там же. Л. 22.

16. Там же. Д. 56. Л. 58.

17. Там же. Д. 58. Л. 38.

18. Там же. Л. 142.

19. РГАЭ Ф. 484. Оп. 19. Д. 58.

20. Гагиева А. К. Исторический опыт и проблемы кооперативного образования России в 20-90-е годы ХХ века. Саратов, 2004. С 132.

21. РГАЭ Ф. 484. Оп. 10. Д. 115. Л 1.

22. Там же. Дд. 1456, 1457, 1459 и др.

23. Высшее образование в СССР. Стат. Сб. М., 1961.

24. Советская интеллигенция. С. 198-200.

25. РГАЭ Ф. 484. Оп. 10. Д. 441. Л. 39.

26. РГАЭ Ф. 484. Оп. 10. Д. 243. Л. 2,3.

27. Материалы III Всесоюзного культ-совещания. С .36.

28. РГАЭ Ф. 484. Оп. 10. Д. 252. Лл. 90, 91.

29. Там же. Д. 252.

30. Там же. Д. 252.

31. Вахитов К. И. История потребительской кооперации России. М., 1998. С. 80, 82-83.

32. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: социальная структура, социальные отношения. М., 1983.

Gagieva A.K. ROLE OF THE CENTRAL ALLIANCE OF THE CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY IN FORMING SYSTEM HIGHER COOPERATIVE EDUCATION (30-40S IN THE XX CENTURY)

The article is devoted to the history of higher cooperative education USSR in 30-40s in the XX century and aimed at legislative development in the sphere of higher cooperative education.

Key words: Central alliance of the consumers' cooperative society, higher cooperative education, system, MISCT.

ГАГИЕВА Анна Капитоновна родилась в 1957 г., окончила Сыктывкарский государственный университет (1980), доктор исторических наук (2006), профессор Коми республиканской академии государственной службы и управления. Автор более 100 работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.