Научная статья на тему 'Развитие кооперативного образования в России'

Развитие кооперативного образования в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
597
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / COOPERATION / КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / COOPERATIVE MOVEMENT / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / CONSUMER SOCIETY / ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ / HISTORICAL EVENTS / КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COOPERATIVE EDUCATION / ЦЕНТРОСОЮЗ СССР / CENTRAL COUNCIL OF THE USSR / КООПЕРАТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ / COOPERATIVE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якимов Михаил Якимович

Квалифицированных кадров для системы потребительской кооперации в стране в дореволюционный и советский периоды нашей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COOPERATIVE EDUCATION IN RUSSIA

The article highlights the issues of appearance and development of cooperative education in Russia in the late xix first half of xx century. Shows the location and role of specialized education in skills training and development of consumer cooperatives in the country in the pre-revolutionary and soviet periods of our history.

Текст научной работы на тему «Развитие кооперативного образования в России»

8

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №3(13)

удк 334.73.01

развитие кооперативного образования в россии

М.Я. Якимов

Освещены вопросы возникновения и развития кооперативного образования в России в конце XIX - первой половине XX вв. Показано место и роль специализированных учебных заведений в подготовке квалифицированных кадров для системы потребительской кооперации в стране в дореволюционный и советский периоды нашей истории.

Ключевые слова: кооперация; кооперативное движение; потребительские общества; исторические события; кооперативное образование; Центросоюз СССР; кооперативные институты.

M.Y. Yakimov. DEVELOPMENT OF COOPERATIVE EDUCATION IN RUSSIA

The article highlights the issues of appearance and development of cooperative education in Russia in the late xix - first half of xx century. Shows the location and role of specialized education in skills training and development of consumer cooperatives in the country in the pre-revolutionary and soviet periods of our history.

Keywords: cooperation; the cooperative movement; consumer society; historical events; cooperative education; Central Council of the USSR; cooperative institutions.

Как известно, начало кооперативному движению в России положили высланные в Сибирь на каторгу после неудавшегося восстания 14 декабря 1825 г. декабристы, которые с целью выживания в тюремных условиях объединились в «Большую артель». Ее устав был принят на общем собрании заключенных 2 марта 1831 г. «Большая артель» - выдающийся исторический факт, который является предшественником первых настоящих кооперативов в стране. Через 30 лет 19 февраля 1861 г царь-реформатор Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, о чем мечтали декабристы. В 60-х гг. XIX в. в России ускорилось развитие капитализма. Росла численность наемных рабочих с их нарастающими потребностями в продуктах питания и промышленных товарах, жилище и транспортных услугах. Всё это сопровождалось низкой заработной платой и высокими ценами. В обществе заметнее стали формироваться реальные предпосылки для создания различных кооперативов.

Первые два ранних потребительских общества возникли в Забайкалье и на Урале. В апреле 1864 г. в поселке Петровский Завод (ныне Петровск-Забайкальский Читинской области) по инициативе декабриста Ивана Горбачевского и волостного старшины Афанасия Першины был организован первый в России независимый рабочий кооператив.

Другое потребительское общество было создано в ноябре 1864 г. на заводе графа Сергея Строганова в поселке Кын Пермской губернии. Данный кооператив был закрытым и экономически зависимым от владельца завода. Во главе кооператива был управляющий заводом Нико-

лай Рогов, членами кооператива могли стать только рабочие предприятия. Подобные кооперативы активно насаждались повсеместно. Они получили название фабрично-заводских и железнодорожных потребительских обществ.

Последнее десятилетие XIX в. в России охарактеризовалось экономическим подъемом, что повлекло ускорение развития кооперативного движения. Стали возникать в массовом порядке земледельческие и маслодельные артели, кредитные кооперативы, ссудо-сберегательные товарищества и др. Резкому пополнению рядов кооператоров способствовал ряд важнейших исторических событий.

13 мая 1897 г. по ходатайству кооператоров Министерством внутренних дел России был утвержден Нормальный устав потребительского общества, который в качестве образцового был разослан по губерниям и уездам. Губернаторам и градоначальникам были даны полномочия на регистрацию уставов на месте, что значительно упростило процедуру составления и утверждения уставов. Нормальный устав по сути дела имел силу закона.

5-6 ноября 1898 г. состоялось учредительное собрание Московского союза потребительских обществ (МСПО) (с сентября 1917 г. - Центросоюз России). Председателем бюро МСПО стал московский кооператор и военный юрист полковник Н.П. Гибнер, а председателем ревизионной комиссии - профессор И.Х. Озеров. С первых лет своей деятельности МСПО стал выступать как всероссийский центр потребительской кооперации, выполнять хозяйственные и организационные вопросы. В 1903 г. МСПО приступил к изданию журнала

«Союз потребителей». В том же году он вступил в члены Международного кооперативного альянса, стал полноправным участником международного кооперативного движения.

В начале XX в. потребительская кооперация наращивала свое поступательное развитие под влиянием ряда факторов политического, экономического и иного характера. Среди них необходимо, прежде всего, выделить русскую революцию 1905-1907 гг., в ходе которой были завоеваны некоторые демократические свободы, отменены выкупные платежи за землю. Поражение революции побудило многих ее участников объединяться в кооперативы. Произошел резкий рост числа независимых рабочих кооперативов.

Другим фактором ускорения кооперативного движения был рост цен на товары повседневного спроса. В частности, цены на продовольствие с 1913 по 1917 г. выросли не на проценты, а в разы (на мясо - в 5 раз, на хлеб - в 16, на картофель - в 20 раз). В стране ежегодно создавались до 1000 потребительских обществ. При этом кооперативные лавки руководствовались неписаными высокими морально-этическими правилами. Ценилось внимание к пайщику, к его запросам. Потребительское общество дорожило своей репутацией народной организации, не допускало обеспечение своего благополучия за счет обмана своих членов, сбыта некачественных товаров или завышения цен.

Во втором десятилетии XX в. земства активизировали свою работу по содействию потребительской кооперации, что становится еще одним фактором ее развития. Земства стали проводить обследование местной кооперации, вводить в свои штаты инструкторов по кооперативному делу, помогать потребительским обществам в получении кредитов, организации новых кооперативов и их союзов. И вся эта работа была достаточна плодотворной.

Крупнейшим фактором развития кооперативного движения в России стала Первая мировая война. Кооперация развивалась в обстановке продовольственного кризиса, острой нехватки товаров, резкого повышения цен. Потребитель видел в кооперации единственное для себя спасение. Люди вступали в кооперативы не от того, что они обладали некоей кооперативной, коллективной сознательностью, а с единственной целью удовлетворения самых насущных потребностей в условиях невиданной спекуляции. Количество потребительских обществ в России в годы войны утроилось, в несколько раз увеличились численность пайщиков и торговые обороты.

И, наконец, укреплению миллионных ря-

дов кооператоров России существенным образом способствовало открытие в мае 1912 г. Московского народного банка - финансового центра всей кооперации страны. В результате Россия обогнала ведущие западноевропейские страны как по количеству потребительских обществ, так и по числу кооператоров.

Таковы основные вехи кооперативного движения дореволюционной России. Его дальнейшее поступательное развитие все больше и больше наталкивалось на одну из острых проблем - отсутствие квалифицированных кадров, знающих кооперативное дело.

В потребительских обществах того времени торговлей занимались, как правило, наемные работники, владеющие в той или иной степени опытом ведения бизнеса в частных фирмах. Руководители и специалисты (члены правления) кооперативов зачастую не имели опыта в коммерции, их распорядительные, исполнительные и контрольные функции осуществлялись слабо, что порождало массу негативных явлений. Около трети потребительских обществ финансовый год обычно заканчивали с недостачами, растратами и хищениями.

Перед кооперацией вновь и вновь вставал вопрос о подготовке своих высокопрофессиональных специалистов. Нужны были средства и преданные кооперации авторитетные квалифицированные преподаватели. Назрела необходимость в изучении и распространении лучшего опыта управления и хозяйствования российской и зарубежной кооперации, издании учебно-методической литературы. И главное, необходимо было открывать свои стационарные учебные заведения.

Создание системы кооперативного образования мыслилось не на пустом месте, а с использованием имеющихся в то время определенных предпосылок. Россия, смело и дерзко пробивая пути на мировой рынок, уже имела целую сеть коммерческих учебных заведений. Еще в 1772 г. в Москве возникает первое коммерческое училище, а годом позже - в Петрограде. К 1913 г. число коммерческих учебных заведений достигло до 486, из них 5 высших, 224 коммерческих училища, 135 торговых школ.

Однако коммерческое образование, насквозь пропитанное купеческим духом, не могло быть полностью соотнесено с задачами и целями потребительской кооперации. Последняя строилась на иных принципах - защите интересов, удовлетворении насущных потребностей своих членов.

Тем не менее потребительская кооперация не могла не воспользоваться ценным опытом, накопленным системой коммерческого образо-

вания. Учебные планы и программы были заимствованы при формировании будущего кооперативного вуза, да и среди его преподавателей многие имели коммерческое образование. При этом МСПО предпочитал готовить кадры не в коммерческих вузах, а в имеющихся в то время учебных заведениях общетеоретического профиля (Московский государственный университет, Петровская сельскохозяйственная академия, Институт народного хозяйства). В этом проявлялись неприязнь, отторжение потребкооперацией приемов и методов спекулятивной торговли.

Большой толчок к зарождению системы кооперативного профессионального образования, увенчанного высшей школой, дал Московский народный университет, основанный меценатом народного просвещения Альфонсом Леонидовичем Шанявским. Его именем затем университет и был назван. Университет явно выделялся среди других вузов своей активной работой по распространению научного образования, подготовке кадров в различных областях хозяйственно-экономической и общественной жизни. Несмотря на явно выраженный демократизм и не ограниченную строгим режимом учебную работу, университет являлся престижным вузом. Его лицо определял состав известных авторитетных лекторов, среди которых были К.А. Тимирязев, М.И. Туган-Бара-новский, Е.Н. Трубецкой, А.В. Чаянов.

В 1910 г. здесь были открыты 3-х месячные курсы по кооперации, которые за 12 лет своего существования эволюционировали в Высшие кооперативные курсы Центросоюза России с полуторагодичным сроком обучения. Здесь же готовили руководящих кадров кооперативной системы.

В 1913 г. при содействии и на средства Центросоюза страны в университете начала работать кооперативная школа. Всего она осуществила 9 выпусков с общим контингентом более 1 тыс. человек. В школе наряду с общетеоретическими дисциплинами изучались такие предметы, как инструктирование и ревизия, товароведение, счетоводство, кооперативное строительство, финансы, статистика. Кооперативная школа стала реальной основой для создания института.

Московский народный университет имени А.Л. Шанявского, таким образом, был предшественником, истоком Московского кооперативного института. Организаторы института, естественно, использовали те элементы учебной работы, опыт и силы, которыми располагал университет.

Идея создания кооперативного института

была выдвинута профессором А.Н. Анцыфе-ровым на II Всероссийском кооперативном съезде, состоявшемся в августе 1913 г. в Киеве.

Алексей Николаевич Анцыферов родился в 1867 г. в Воронеже в семье педагогов. Окончил классическую гимназию, в 1890 г. - юридический факультет Московского университета. Среди его учителей был выдающийся ученый, профессор А.И. Чупров, который сумел привить своему способному ученику глубокий интерес к исследованию кооперативных проблем. В 1903 г., будучи доцентом Харьковского университета, он выпустил свою первую научную работу «Мелкий кредит, его организация и значение в России».

По его инициативе возник Московский народный банк, членом Совета которого он был со дня основания банка. Как один из видных кооператоров в России, был членом Совета Всероссийских кооперативных съездов, разрабатывал кооперативный законопроект, принятый в марте 1917 г. под названием «Положение о кооперативных товариществах и их союзах».

Октябрьскую революцию А.Н. Анцыферов воспринял как величайшую трагедию русского народа. Гражданская война застала его в Харькове, а начале 1920 г. он эмигрирует и поселяется в Париже.

В мае 1921 г. он инициирует с группой ученых кооператоров организацию кооперативного вуза - Русского института сельскохозяйственной кооперации в Праге. Он же возглавлял Совет института, руководил кафедрой сельскохозяйственной кооперации и кооперативной статистики. А.Н. Анцыферов также был одним из создателей и руководителей Русского института права и экономики при Парижском университете, членом Международного института изучения кооперации и пр.

Профессор А.Н. Анцыферов оценивал кооперацию как явление, отличающееся и от капитализма, и от социализма, чья сущность - нравственные начала взаимной помощи в хозяйственной деятельности, т.е. христианский принцип любви к ближнему, который необходимо внедрить в хозяйственную ткань. Франция по достоинству оценила научную, педагогическую и общественную работу ученого, наградив его в 1942 г. премией Парижской Академии наук. Скончался Алексей Николаевич в Париже 18 марта 1943 г.

Итак, была воспринята мысль, вытекающая из истории развития кооперативного движения в России и на Западе, что успех будущего кооперативного вуза зависит от кооперативного сознания масс и подготовленности административно-хозяйственного аппарата. Но эти

вполне здравые замыслы реализовать сразу не удалось. Российская кооперация тогда была недостаточна сильна. Отсутствовала необходимая для учебного процесса материально-техническая база. К тому же резко изменились условия, в которых приходилось работать кооперации. Началась Первая мировая война. Затем совершились две революции: февральская буржуазно-демократическая и октябрьская социалистическая.

Но идея продолжала жить. В связи с расширением рамок предпринимательства во время войны происходит, как уже было отмечено выше, оживление деятельности потребительской кооперации, позитивные изменения в кооперативном образовании. Начинают функционировать курсы рабочей кооперации в Москве, в Петрограде. Возникают кооперативные школы: имени Махновца в Москве, имени Голов-чанского в Харькове, появляются крестьянские кооперативные школы. Очередной Всероссийский кооперативный съезд, состоявшийся в Москве в феврале 1918 г., решил придать этой работе ускорение.

Съезд поручает Совету кооперативных съездов подготовить предложения о создании кооперативного научного и учебного заведения, которое носило бы название Всероссийского кооперативного института (ВКИ). Кооперативный институт мыслился съездом как вуз с трехгодичным сроком обучения, с несколькими факультетами по разным специальностям, представляющий собой не только высшую школу, но и высший научный центр. Совет кооперативных съездов энергично взялся за порученное дело. Уже в марте была создана комиссия в составе видных ученых-кооператоров С.Н. Прокоповича, В.И. Анисимова, А.В. Чаянова. А месяц спустя комиссия представила Совету проект организации института, который подробно обсуждался на ряде заседаний Совета с участием руководителей и специалистов потребительских обществ. Совет рассматривал Положение о кооперативном институте, его учебные программы, состав преподавателей.

Положение (по сути дела, Устав института) четко определило его управленческую структуру, порядок формирования кадров, источники финансирования.

Первый ученый совет института был избран на пленарном заседании Совета Всероссийских кооперативных съездов. Затем его состав изменялся уже самопроизвольно. Первоначально в него входили: С.Н. Прокопович (директор), В.И. Анисимов (декан), А.И. Галаган (счетные науки), Л.Б. Кафенгауз, Н.П. Макаров, А.В. Меркулов, А.А. Рыбников, М.И. Туган-Ба-

рановский, А.В. Чаянов. В целях обеспечения постоянной живой связи института с кооперативными центрами и разрешения хозяйственных вопросов учреждался попечительский совет, куда входили представители Центросоюза, Московского народного банка, Совета съездов, директор, декан и некоторые другие члены ученого совета института.

Штатный преподавательский состав института был высочайшей по тому времени квалификации. Не всякому вузу Москвы или Петрограда тех лет суждено было иметь такое созвездие известных имен. Кроме того, для чтения отдельных курсов приглашался ряд выдающихся кооператоров-практиков и ученых. Здесь уместно подробнее очертить личность директора института Сергея Николаевича Про-коповича, которому кооперативный институт обязан своим рождением. С.Н. Прокопович родился в 1871 г. в Царском Селе Петербургской губернии в дворянской семье. После окончания Смоленского реального училища поступил в Петровскую сельскохозяйственную академию, но из-за студенческих волнений окончить ее не удалось. В 1984-1898 гг. прошел полный курс Брюссельского университета.

По возвращении из-за границы в 1899 г. С.Н. Прокопович сотрудничал в Вольном экономическом обществе, кооперативных учреждениях, преподавал в университете Шаняв-ского. Политические воззрения С.Н. Прокоповича не отличались постоянством: в начале 1890-х гг. он был близок к народовольческим кругам, потом входил в Союз русских социал-демократов за границей. Однако вскоре молодой политик вскрыл ограниченный характер социал-демократии и предложил альтернативный путь общественного развития. Он попытался разработать собственное видение социализма, проникнутое идеей эволюции. После Февральской революции развернулась его активная общественная и государственная деятельность. В июле 1917 г. он занял должность министра торговли и промышленности Временного правительства, а 25 сентября 1917 г. - министра продовольствия. Его программа базировалась на идее активного вмешательства государства в экономику (установление твердых цен, распределение продуктов, регулирование в определенных случаях производства), настаивал на введении трудовой повинности, создании центра управления хозяйством, выработки единого плана снабжения во всех отраслях народного хозяйства.

К Октябрьской революции С.Н. Прокопович отнесся отрицательно, активно сотрудничал в «Комитете спасения родины и революции», до

16 ноября 1917 г. возглавлял подпольное Временное правительство. Отрицая вооруженную борьбу как метод разрешения политических споров, он отошел от активной политики и посвятил себя преподавательской деятельности. В научном отношении С.Н. Прокопович был плодовит, обладал недюжинными способностями педагога и организатора. Создать вуз за считанные недели и поддерживать его в рабочем состоянии в смутное и тревожное время - дело очень сложное. Но Сергей Николаевич, помимо всего, был человеком деятельным, неуемным. Именно его личностные качества позволяли ему вовлекать в будничную преподавательскую работу только что появившегося на свет кооперативного вуза лучших кооператоров того времени. Скончался С.Н. Прокопович уже в эмиграции в Женеве в 1955 г.

Открытие Всероссийского кооперативного института (ВКИ) состоялось 30 сентября 1918 г. Прошло оно деловито, без особой торжественности. Журнал «Высшая школа», издававшийся университетом Шанявского, сообщал, что из 100 желающих поступать на первый курс зачислено 50 человек, на второй - 16. В первый же год работы института здесь начали действовать месячные кооперативные курсы с общим контингентом 200 чел., подготовлены к открытию курсы по кооперативной статистике. Второй учебный год ВКИ начал более окрепшим. Контингент студентов увеличился более чем вдвое. Появились новые учебные программы. В частности, Высшие кооперативные курсы, функционировавшие при университете Шанявского, перешли под опеку ВКИ. Позже они переживут своего попечителя, став самостоятельными, переведутся в Ленинград и превратятся в Кооперативную академию. Вернувшись в Москву, она будет содействовать возрождению нового кооперативного института взамен прежнему. Таким образом, Кооперативная академия станет нитью, связывающей Московский кооперативный институт со своим прародителем, закрытие которого, увы, было вскоре предрешено.

28 декабря 1919 г. состоялось заседание неторговой Коллегии Центросоюза России, рассмотревшей вопрос об ассигновании средств на 1919-1920 учебный год Всероссийскому кооперативному институту. Большинством голосов принимается роковое для института решение:

- признать невозможным поддерживать кооперативный институт;

- войти с предложениями о слиянии ВКИ с аналогичными государственными институтами.

В результате институт оказался без средств

к существованию. Тем не менее он продолжал функционировать еще без малого три года, еле-еле сводя концы с концами. В основном - за счет собственных средств, преимущественно платных курсов и спонсорских пожертвований. Все это произошло в годы временной политики «военного коммунизма».

На первом Всесоюзном совещании по кооперативному просвещению, состоявшемся в 1924 г. (уже в годы НЭПа), открыто прозвучало предложение о возрождении кооперативного института. В своем выступлении председатель Президиума Центросоюза Л.М. Хинчук убедительно доказывал необходимость подготовки просвещенных кооператоров - грамотных, культурных приказчиков за кооперативным прилавком, создание системы непрерывного профессионального кооперативного образования. Эту мысль поддержала выступившая на совещании представитель Наркомпроса Н.К. Крупская. Но само ведомство просвещения отказалось от данного предложения, ссылаясь на то, что потребность в работниках высшей квалификации - кооператорах может быть удовлетворена государственными вузами.

Потребкооперация в годы НЭПа развивалась бурно и достигла своего апогея. На ее долю в конце 20-х гг. приходилось более половины товарооборота в стране. Кадровый же состав оставался по-прежнему неудовлетворительным. Весной 1929 г. Правление Центросоюза обратилось в правительственные органы с просьбой начать подготовку специалистов высшей квалификации для своей системы. И вскоре 18 июня 1929 г. Совнарком РСФСР принимает постановление об открытии факультета потребительской кооперации в Московском промышленно-экономическом институте (МПЭИ).

МПЭИ был основан в 1918 г. как техникум. Через 2 года был преобразован в институт с двумя факультетами: промышленности и финансов. Когда открылся факультет потребительской кооперации, контингент студентов института составлял 1535 чел., в том числе на факультете финансовом - 675 человек, промышленности и труда - 400, потребкооперации - 460 человек.

Вновь созданный институт оказался очень популярным. Многие студенты старших курсов своего, да и других вузов активно устремились в него. В результате первый год образования факультета стал не только годом рождения, но и совершеннолетия. И вполне естественно, что при очередном преобразовании Московского промышленно-экономического института в 1930 г. факультет потребительской кооперации

выделился из него в самостоятельный институт с подчинением Центросоюзу.

Было чему радоваться, но радость омрачилась рядом обстоятельств, породивших тревогу за судьбу кооперативного института. Во-первых, при разделении МПЭИ кооперативному институту практически ничего не досталось из имеющейся материальной базы. Коллективу приходилось жить и работать в экстремальных условиях, срочно изыскивать средства на строительство здания для института.

Во-вторых, надвигались годы массовых репрессий среди ученых-аграрников, работников сельского хозяйства и потребительской кооперации. Волна репрессий не оставила в стороне коллектив Московского кооперативного института (МКИ). «Великий террор» начался с МКИ и пронесся разрушительным вихрем по учреждениям и предприятиям потребкооперации. Только с 1935 по 1939 г. количество кооперативных техникумов в стране уменьшилось с 123 до 14, институтов - с 14 до 1. За короткий срок удалили из Центросоюза 72 руководящих работника, освободили 148 председателей областных и краевых союзов, их заместителей. Председателей сельпо «освежили» на 39 %, райпо - на 41 %. Не раз нависала угроза ликвидации и над Московским кооперативным институтом. Но на его защиту каждый раз решительно вставал председатель Президиума Центросоюза И.А. Зеленский. Его по праву назвали крестным отцом, покровителем института. Более того, И.А. Зеленский явился одним из идейных творцов высшего кооперативного образования.

Последний раз И.А. Зеленский обратился с письмом в ЦК ВКП(б) о сохранении Московского института Центросоюза в системе социально-экономических вузов страны 7 марта 1937 г. Ровно через пять месяцев его арестовали. Спустя 22 года он будет полностью реабилитирован посмертно, но вопросы достойного увековечивания его памяти остались открытыми.

В первые же годы Великой Отечественной войны многие сотрудники и студенты института получили повестки о призыве в армию. Сохранился поименный список 24 добровольцев, вступивших в народное ополчение и совершивших героические подвиги во имя Победы над фашизмом.

В их числе Вера Волошина, которую как и школьницу Зою Космодемьянскую, фашисты зверски замучили и повесили 29 ноября 1941 г. Ныне именем Веры названы школы, теплоход, одна из малых планет. На стене общежития МКИ установлен в ее честь барельеф; есть музей Веры Волошиной в Нарофоминском райо-

не Московской области и улица ее имени в Мытищах, на которой находится институт.

16 октября 1941 г. в Москве началась массовая эвакуация, а четыре дня спустя - ввели осадное положение. В спешном порядке эвакуировали и Московский институт советской кооперативной торговли (МИСКТ) (с 28 мая 1935 г.). Последним пунктом его назначения стал поселок Или, расположенный вблизи столицы Казахстана Алма-Аты. Институту отвели тесное помещение местной школы. Люди размещались сами, где придется. 12 декабря 1941 г. в соответствии с постановлением Президиума Центросоюза институту передали все имущество ликвидированного Алма-Атинского техникума потребительской кооперации во временное пользование. Казпотребсоюз в своем подсобном хозяйстве, на территории которого находится эвакуированный институт, образовал рабкооп. Через него институт получал хлеб, молоко, картофель, овощи и фрукты.

Реэвакуация МИСКТ произошла летом 1944 г. Возвращение в Москву было безгранично радостным, но очень скоро заботы поглотили радость. За время войны институт лишился библиотеки, актового зала, многих кабинетов, он оказался на положении не хозяина, а квартиранта. Из 17 тыс. квадратных метров производственной площади ему выделили 4,5 тыс. Основные корпуса института занимали 2 авиационных завода, Высшие военно-морские политические курсы, Мособлоно, Мособлотдел культурно-просветительной работы. Началась долгая, странная борьба между этими организациями и институтом, и она, увы, закончилась не в пользу МИСКТ. Дело в том, что в 1946 г. кооперативный институт был передан в введение Министерства высшего образования СССР и он лишился покровительства Центросоюза и попал в руки того ведомства и тех людей, которые неоднократно пытались ликвидировать их.

Все это происходило в условиях напряженной политической обстановки, которая сложилась в конце 40 - начале 50-х гг. Она характеризовалась повышенной идеологической активностью - проводились всесоюзные дискуссии, было принято сразу несколько постановлений по идеологическим вопросам. При этом главным направлением считалась борьба с космополитизмом, с подрывной деятельностью воображаемых антипатриотических групп в науке, литературе и искусстве. Эта шумная кампания разрушительно прошла прежде всего в вузах. Под разными предлогами из МИСКТ стали уходить ведущие ученые, преподаватели.

Институт ликвидировался на основе постановления Совета Министров СССР от 28 дека-

бря 1951 г., за которым последовал приказ министра высшего образования и план мероприятий по реализации данного постановления. Мероприятия по ликвидации МИСКТ были утверждены Министерством высшего образования 27 марта 1952 г. № 210 от 13 августа 1952 г. В приказе директора института Г.В. Сторо-женко говорится, что «считать упраздненным МИСКТ с 18 августа 1952 г.»

Институту предстоит возродиться через 7 лет, в 1959 г. И начнет он свою новую жизнь почти с нуля, на иной материальной базе, в другом месте. В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР № 17174 от 27 января 1953 г. была реорганизована Высшая кооперативная школа в вуз II категории, с 3-х летним сроком обучения и ежегодным приемом 75 чел. Данное решение, конечно же, не смогло удовлетворить потребности потребительской кооперации в кадрах. Председатель Правления Центросоюза А.П. Климов 7 марта 1959 г. совместно с Министерством высшего образования СССР вышел в правительство с предложением о создании Московского кооперативного института (МКИ) на базе Высшего педагогического института Центросоюза и Высшей кооперативной школы. Предложение было поддержано. Наименование института, данное А.П. Климовым, вторым «крестным отцом» МКИ, прижилось. Осенью 1959 г. Московский кооперативный институт возобновил свою деятельность. Со временем он становится не просто вузом, а учебным комплексом. За 19611962 учебный год его структура включала в себя пять факультетов: два стационарных (экономический и товароведный), заочного обучения, педагогический, зарубежных кооператоров. Два года спустя институт пополнился еще одним факультетом - повышения квалификации кооперативных работников.

11 января 1962 г. Правление Центросоюза принимает постановление о развитии материально-технической базы МКИ. Намечалось в

ближайшие 4 года построить здание для размещения факультета общественного питания, студенческое общежитие на 2000 чел., жилой дом на 60 квартир, центральную котельную, торговый комплекс с универмагом, столовой и кафе. Институт активно расширял границы своего воздействия. Появились новые его филиалы в Ставрополе, Ростове-на-Дону, Саратове, Ереване, учебно-консультационные пункты в Гомеле, Брянске, Актюбинске, Баку. Лучи прямых связей МКИ с потребительскими обществами расходились во все стороны нашей необъятной страны. Дошли они и до родной Чувашии. Осенью 1962 г. в Чебоксарах появляется учебно-консультационный пункт, ныне филиал Московского университета кооперации - Чебоксарский кооперативный институт.

В настоящее время в потребительской кооперации страны сложилась стройная многоуровневая система профессионального образования. Она обеспечивает подготовку специалистов высшей и средней квалификации, кадров массовых рабочих профессий, переподготовку и повышение квалификации специалистов. Кооперативное образование, как и сама кооперация, достойно отвечает на различные вызовы современности, по-деловому преодолевая кризисные явления.

список литературы

1. Андреев Е.Г., Коробкин А.Ф. История кооперативного вуза: Документально-публицистический очерк. М.: Московский университет потребительской кооперации, 1993. 197 с.

2. Вахитов К.И. Теория и практика кооперации: учебник. М.: Дашков и К°, 2010. 480 с.

3. Ермаков В.Ф., Киселева Г.В. и др. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России. М.: Издательский дом Центросоюза, 2001. 352 с.

4. СероштанМ.В., Соболев А.В., Соловых Н.Н. Потребительская кооперация: из истории русской кооперативной мысли: монография. М.: Наука и кооперативное образование, 2006. 267 с.

ЯКИМОВ Михаил Якимович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: lfedorova@rucoop.ru

YAKIMOV, Michail Yakimovich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economy, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: lfedorova@rucoop.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.