Научная статья на тему 'Роль центра занятости населения города Таганрога в профориентационном самоопределении школьников'

Роль центра занятости населения города Таганрога в профориентационном самоопределении школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОФЕССИОГРАММЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуднова Татьяна Дмитриевна, Минаева Валерия Валентиновна

В статье рассматриваются основные проблемы профессионального самоопределения школьников и роль деятельности ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога», проводимой со школьниками г. Таганрога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скуднова Татьяна Дмитриевна, Минаева Валерия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль центра занятости населения города Таганрога в профориентационном самоопределении школьников»

Т.Д. Скуднова, В.В. Минаева

РОЛЬ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ТАГАНРОГА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы профессионального самоопределения школьников и роль деятельности ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога», проводимой со школьниками г. Таганрога.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психо лого-педагогическая поддержка, про-фессиограммы, конкурентоспособность молодежи, профессиональное консультирование, социализация, адаптация, рынок труда, самореализация.

T. Skudnova, V. Minaeva

EMPLOYMENT CENTER IN THE CITY OF TAGANROG HELPS STUDENTS TO DECIDE

THEIR CAREER GUIDANCE

Abstract. тае article discusses the basic problems of professional self-determination of schoolchildren and the role of the MAS "EMPLOYMENT CENTRE", with schoolchildren, Taganrog.

Key words: professional self-determination, psychological and pedagogical support, profile, competitive youth, professional counseling, socialization, adaptation, labor market, self-realization.

В период серьезных трансформаций и изменений в современном социуме, в ситуации нестабильности, неопределенности молодежь вынуждена проявлять способность адаптироваться и ориентироваться в мире профессий. Отсутствие знаний и представлений о содержании и специфике будущей профессиональной деятельности является одной из причин неготовности к жизненному и профессиональному самоопределению. Старшеклассник должен обладать такими качествами как активность, инициативность, креативность, самостоятельность, нестандартность мышления. Сегодня проблеме профессиональной ориентации отводится особая роль как в педагогической теории, так и в образовательной практике. В работах ученых и педагогов подчеркивается необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки школьников в их профессиональном самоопределении, оказания помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации в профессии.

Современная образовательная система характеризуется плюрализмом парадигм, концепций, теорий обучения и воспитания, но особую роль в педагогическом процессе играет антропологический и субъектно -деятельностный подходы. Известный отечественный философ, психолог, педагог и методолог Г.П. Щедро-вицкий вводя понятие «системосмыслодеятельность», указал на переориентацию методологии образования с анализа его объективного содержания к выявлению смыслов и развитию «профессиональной субъектно-сти» [13, с.3]

Профессиональная деятельность представляет собой важнейшую сферу самоопределения и самореализации личности. Одним из основных условий успешной самореализации человека является правильный выбор профессии. Профессиональное становление личности начинается в тот момент, когда человек впервые задумывается о будущей трудовой деятельности, определяет круг своих интересов и характер образования, необходимого для достижения цели.

Статистика утверждает, что более 60% молодых специалистов после окончания вуза работают не по специальности, следовательно, существенным фактором, позитивно влияющим на профессиональное самоопределение школьников, является своевременная психолого-педагогическая поддержка и совместная деятельность всех учреждений образования и воспитания, разносторонняя профориентационная работа, предусматривающая тесное взаимодействие школ, вузов, учреждений дополнительного образования с органами управления образованием и центрами занятости.

Таким образом, современная социокультурная и экономическая ситуация актуализирует проблему совершенствования процесса профессионального самоопределения российских школьников и акцентирует внимание на координации деятельности по профессиональной ориентации учащейся молодежи и получении востребованных инновационной экономикой страны специальностей и профессий. С одной стороны, проблемы профориентации обостряются, а с другой расширяется воспитательный потенциал социума, учреждений дополнительного образования и центров занятости. Задача всех специалистов, работающих в этом направлении, заключается в повышении мотивации учащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению, использовании оптимальных организационных форм и методов профессионального и личностного развития.

Цель статьи состоит в том, чтобы определить специфику профориентационной работы на базе ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога» и показать ее роль в профессиональном самоопределении школьников.

Задачи исследования:

1. Исследовать сущность и содержание понятий «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение».

2. Рассмотреть систему профориентационной работы в ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога».

3. Показать его роль в профессиональном самоопределении современных школьников.

В Энциклопедии по социологии дается следующее определение профессиональной ориентации: ориентация на профессию - это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией [15]. Психологический словарь трактует профессиональную ориентацию как систему мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. Она способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его склонностями, интересами, способностями и потребностями социума [14].

Исследователи определяют профессиональную ориентацию как целенаправленную работу, единство теории профориентации и практической деятельности, которая реализуется не только в учебно-воспитательной работе с обучающимися, но и в процессе межведомственного взаимодействия [11].

Рассмотрим феномен «профессиональное самоопределение» с позиций известных исследователей данной проблемы. В научной литературе проблема профессионального самоопределения интерпретируется с различных позиций и точек зрения. В психологии самоопределение личности понимается и как процесс, и как результат сознательного выбора личностью собственных позиций, целей и средств самореализации в реальных условиях жизнедеятельности. Отечественные психологи, считают, что каждый человек является одновременно и объектом, и субъектом жизнедеятельности; они подчеркивают, что самоопределение в будущей профессии начинается с ответов на вопросы: какой я?, чего я хочу?, что я умею?, кем я хочу стать? что я должен для этого сделать?

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения человека в мире были заложены С.Л. Рубинштейном, который рассматривает его в контексте сформулированных им принципов детерминации и субъектности: внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия, определяют сознательное отношение к окружающему; то есть «человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему» [10].

Известный психолог И.С. Кон трактует профессиональное самоопределение как «многомерный и многоступенчатый процесс», который можно рассматривать как:

* систему задач, которые общество ставит перед личностью;

*принятия решений, посредством которых индивид формирует и активизирует свои предпочтения и склонности, а также потребности социума;

*процесс формирования индивидуального стиля жизни, содержанием которого является профессиональная деятельность [6].

М.Р. Гинсбург выделяет жизненное поле личности, в рамках которого разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение личности. При этом жизненное поле определяется им как «совокупность индивидуальных ценностей и смыслов, и пространства реального действия - актуального и потенциального, - охватывающего прошлое, настоящее и будущее» [1].

В психологическом словаре М.И. Дьяченко профессиональное самоопределение трактуется как "процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности; как важное событие на жизненном пути человека, которое связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа "Я", предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни" [2].

Т.В. Кудрявцев и В.Ю. Щегурова рассматривают профессиональное самоопределение как этап профессионального развития, на котором происходит профессиональное становление личности [7].

Е.А. Климов вводит специальный термин "стадия оптации", на которой происходит подготовка к жизни, к сознательному и ответственному труду, осуществляется планирование и выбор профессионального пути. Конечным результатом такой деятельности является осознание того, что "я сам" выбрал профессию

[4].

По нашему мнению, наиболее точно понятие "профессиональное самоопределение" раскрыто исследователями Института профессионального самоопределения молодежи РАО, которые определяют его как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности, способ ее самореализации и составную часть жизненного самоопределения. (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, С.А. Волошин,

А.В. Губин, В.И. Журавлев, А.Я. Журкина, Н.С. Пряжников и др.). Так, Пряжников Н.С. для разных возрастных групп выделяет соответствующие формы профориентационной работы.

Для учащихся младших классов средней школы (1-7) предлагается информация о различных профессиях, расширяющая представления о мире профессий, рекомендуются рновые формы оказания помощи в выборе кружка, секции и т.д.

Для учащихся 8-9 классов может быть оказана помощь в выборе профиля учебного заведения, в самопознании себя, своих склонностей, интересов и способностей. При знакомстве с миром профессий и учебных заведений акцент делается на ценностно-смысловые стороны профессионального труда.

В 10-11 классах основное внимание уделяется вопросам профессионального самоопределения, условиям поступления в профессиональные учебные заведения и выбору соответствующего профессионального направления. Важная роль придается разъяснению смыслов и целей профессионального выбора на основе индивидуального подхода, совпадению личностных и социально-значимых потребностей. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы самореализации и саморазвития личностных потенциалов, а также формирование практикоориентированного, эмоционально-ценностного отношения личности к социокультурным и экономико-производственным условиям профессиональной деятельности и саморазвитию [8].

Понятие «самоопределение» соотносится с такими понятиями как самопознание, самоактуализация, самореализация, самоосуществление. При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой профессиональной деятельностью. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. П. Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения состоит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную стратегию, жизненную траекторию, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.

В возрастной психологии традиционно выделяют следующие этапы профессионального самоопределения.

Первый этап — это детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап — развитие подросткового воображения, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, связан с предварительным выбором профессии. Разные виды деятельности оцениваются с точки зрения интересов подростка, его способностей и системы ценностей.

Четвертый этап — этап практического принятия решения, выбор профессии, определение уровня престижности будущей сферы деятельности, выбор соответствующего направления и профиля [6].

Как известно, профориентационная работа в школе может осуществляться как на уроке, так и во внеаудиторной деятельности. Практически все учебные предметы имеют огромный профориентационный потенциал, возможности информировать обучающихся о различных профессиях. Именно на уроке педагог предоставляет школьникам необходимый объем знаний о профессиях; раскрывает социальные, экономические и психологические стороны профессий; информирует их о способах овладения той или иной профессией; формирует систему ценностных ориентаций и профессиональную мотивацию. Успех профориентацион-ной работы на уроке во многом зависит от мастерства педагога, его умения сформировать положительное отношение старшеклассников к труду и владения инновационными технологиями и методами обучения. Внеклассная работа предоставляет широкий спектр возможностей для организации бесед, экскурсий, встреч с профессионалами своего дела.

Важным звеном в профориентационной работе с современными школьниками является консультирование родителей, поскольку истинные причины трудностей профессионального самоопределения старшеклассников заключаются в проблемах семейного воспитания, в гиперопеке или недостаточном внимании родителей к своему ребенку. Как отмечает И.С. Кон, попытки родителей ускорить процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима дают отрицательные результаты, повышают у детей тревожность, неуверенность в себе, формируют негативное отношение к выбору профессии [5].

Практика показывает, что уровень профориентационной работы, проводимой в общеобразовательных школах, недостаточно высок. Обучающиеся не знают, чего они хотят, не могут адекватно оценить ситуацию на рынке труда, им не хватает информации о требуемых специалистах, они не могут оценить свои способности и возможности. В основном, учителя-предметники озабочены подготовкой старшеклассников к ЕГЭ.

В силу этого одной из важнейших составляющих комплексной системы профориентационной работы в школе является ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога», который проводит планомерную работу, направленную на развитие навыков самопознания и самооценивания собственных способностей, раннего самоопределения подростков, профессиональную ориентацию, ознакомление с рынком труда и востребованными профессиями. Деятельность специалистов Центра включает в себя: профессиональное консультирование, тестирование, знакомство с выбранными старшеклассниками профессиями при помощи профессиограмм, аудиозаписей или видеофильмов и планирование помощи в трудоустройстве. Основной

задачей работников Центра занятости является комплексное управление процессом профессионального самоопределения старшеклассников. Такое управление осуществляется не только на основе анализа рынка труда и обзора востребованных профессий, но и на основе возможностей, способностей и личностных качеств школьника.

В первую очередь профессиональная ориентация важна для старшеклассников, так как именно им вскоре придется выбирать себе будущее направление деятельности, которой они будут обучаться в вузе или колледже. Но перед выбором профиля профессиональной деятельности могут оказаться и студенты, и те, кто решил сменить профессию. Профориентационная работа проводится как в самом центре занятости, так и на ярмарках вакансий, учебных мест, городских и областных мероприятиях, а также в школах и вузах, куда могут прийти соответствующие специалисты центра [8].

Главными особенностями работы Центра занятости населения являются:

- системность (к работе по профориентации привлекаются специалисты по тестированию, по трудоустройству, психологи и педагоги);

- широкая целевая аудитория (услуги по профориентации предоставляются и школьникам, студентам, лицам, оставшимся без работы);

- разнообразие форм оказания услуг по профориентации (специалисты центра занятости могут проводить тестирование, беседу, лекцию, мастер-класс, тренинг и другие формы занятий, способствующих профессиональному самоопределению).

Квалифицированные специалисты Центра занятости, курируют учебные заведения, проводят с учащимися беседы о состоянии рынка труда в городе и регионе, о востребованных профессиях. Кроме того, для школьников актуальными темами являются: деятельность центра занятости по трудоустройству, обзор учебных заведений и предлагаемые ими направления подготовки и др. Широко используются профориента-ционные игры, мастер-классы, тренинги, семинары, круглые столы и тестирование для выявления личност-но-профессиональных качеств, индивидуальных особенностях и творческих способностях школьников.

Ежегодно Центром занятости населения г. Таганрога проводится ряд профориентационных мероприятий для учащихся образовательных организаций:

• Ярмарки вакансий

• Уроки мужества «Есть такая профессия - Родину защищать»;

• Уроки занятости;

• Родительские собрания;

• Профориентационные экскурсии на предприятия города;

• Встречи «Час с профессионалом»;

• Конкурс «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia);

• Областной День профориентации «Сделай свой выбор» и профориентационная декада, в рамках которых проводятся фестиваль востребованных профессий, экскурсии, классные часы, мастер-классы, конкурсы, выезды Мобильного офиса ЦЗН;

• Областная молодежная ярмарка вакансий «Ваша работа - забота государства»;

• Молодежный форум «Молодая волна. Будущее Дона»;

• Всероссийская акция «Неделя без турникетов»;

• Акция «Трудовое лето»;

• Областной урок занятости;

• Акция «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;

• Ежегодная ярмарка образовательных организаций «Куда пойти учиться?»;

• Комплекс профориентационных мер для младших школьников в рамках акции «Ступенька в профессию» и программы «Растем вместе».

Кроме организации и проведения профориентационной работы, ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога» предоставляет методические, информационно-просветительские материалы общеобразовательным организациям и учреждениям высшего и профессионального образования. К ним относятся диагностические и развивающие материалы:

Профориентационные тесты: диагностический опросник Е.А. Климова,

• тест Айзенка по определению уровня экстравертированности и нейротизма,

• тест Д. Горранда по определению типа личности,

• тест Д. Векслера - оценка уровня интеллекта) и др. Развивающие профориентационные игры и тренинги:

• «Кто есть, кто?», «Спящий город», «Представь и нарисуй свое рабочее место», деловая игра «Рынок труда», «Семь правил принятия решения о выборе профессии», «Найди свое дело», «Кем быть?» и т.п. Методические издания: «Психологическое изучение профессиональной направленности учащихся», «Мотивы выбора профессии», «Азбука профориентации XXI в.»;

• Профориентационный курс «В поисках своего призвания»;

• Сборник материалов «Путь к успеху»;

• Справочник «Профессиональные учебные заведения города Таганрога»;

• Плакаты, рекламные проспекты, буклеты.

• ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога» сотрудничает с образовательными организациями высшего и профессионального образования, общеобразовательными организациями, предприятиями и социальными партнерами-работодателями города. Проводится активная работа с родителями (родительские собрания и вебинары); учителями школ (семинары для социальных педагогов, психологов, классных руководителей).

• Центр занятости населения постоянно расширяет рамки межведомственного сотрудничества с общеобразовательными организациями и учреждениями профессионального образования всех уровней, с военным комиссариатом, Администрацией города Таганрога и Неклиновского района, работодателями, бюро МСЭ. Таким образом, консолидируются усилия разных ведомств, направленные на повышение конкурентоспособности молодежи через социально-психологическую адаптацию на рынке труда, выбор оптимального вида занятости.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по профессиональному самоопределению должна представлять собой непрерывную систему мероприятий для учащихся и их родителей в соответствии с возрастными особенностями и ступенью обучения школьников. Вместе с тем, профориентационная работа не должна ограничиваться только школой. Одной из основных составляющих межведомственной системы профориентационной работы является ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога», который проводит комплекс мероприятий, инновационных форм и методов, направленных на развитие навыков самопознания и самоопределения, самооценки индивидуальных особенностей, творческих способностей подростков, профессиональную ориентацию, а также на ознакомление с рынком труда и востребованными профессиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гинсбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М.Р. Гинсбург // Мир психологии и психологи в мире. -1995. - №3. - С.21-28.

2. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Харвест, М., АСТ, 2001. - 576 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 304 с.

4. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.1984. -191с.

5. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон. - М., 2009. - 225с.

6. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 256с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., Питер, 2007. - 713с.

8. Скуднова, Т.Д. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие/ Т.Д. Скуднова, Л.И. Кобышева, С.Ю. Шалова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 357 с.

9. Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с

И.А.Тищенко

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО И НЕЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В работе обосновывается идея о наличии взаимосвязи между профессиональным выбором студентов и склонностью к отдельным видам отклоняющегося поведения. Выдвинутое предположение находит подтверждение в ходе проведения эмпирического обследования студенческой молодежи.

Ключевые слова: девиантное поведение, тип учебной специализации, аддикции, самодеструктивное поведение, склонность к преодолению норм и правил.

I. A. Tishchenko

COMPARISON OF TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR OF STUDENTS OF LEGAL

AND NON-LEGAL PROFILE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The paper describes the idea of the relationship between the professional choice of students and the tendency to certain types of deviant behavior. The proposed assumption is confirmed in the course of empirical research of students.

Key words: deviant behavior, type of educational specialization, addictions, self-destructive behavior, tendency to overcome norms and rules.

Проблема девиантного поведения молодежи рассматривается как наиболее актуальная для современного общества. Об этом красноречиво свидетельствуют два основных обстоятельства: количество исследований посвященных данной проблематике неуклонно растет. Можно выделить несколько основных векто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.