Научная статья на тему 'Особенности профессиональной ориентации школьников, направленной на формирование интереса к профессиям космической отрасли'

Особенности профессиональной ориентации школьников, направленной на формирование интереса к профессиям космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1124
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / PROFESSIONAL ORIENTATION / SPACE INDUSTRY / PROFESSIONAL CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Е. В., Козленкова Е. Н.

Проанализированы вопросы профессиональной ориентации школьников, направленной на формирование осознанной позиции в отношении выбора профессии. Представлены результаты реализации программы профессиональной ориентации школьников на профессии космической отрасли с учетом современных подходов к воспитанию и развитию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional orientation of pupils, aimed at the formation of interest to professions space industry

Analyzed the issues of professional orientation of pupils, aimed at the formation of a conscious position in relation to career choices. Presents the results of the program of professional orientation of students to the profession of the space industry with current approaches to education and personal development.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной ориентации школьников, направленной на формирование интереса к профессиям космической отрасли»

Обобщая все вышеизложенное можно сделать ряд выводов:

• на начальном этапе обучение иностранных студентов может вестись как с использованием, так и без использования языка-посредника;

• на подготовительных факультетах российских вузов более целесообразным видится обучение без использования (или с минимальным использованием) языка-посредника;

• применение языка-посредника является оптимальным, если обучающий владеет последним на достаточно высоком уровне, а также для студентов, для которых язык-посредник является родным языком;

• в отдельных случаях допускается совместное применение учебников, предназначенных для студентов, владеющих или не владеющих языком-посредником, или использование материала (отдельных упражнений, текстов) иного, «неосновного» типа учебного пособия в качестве дополнительного.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что выбор учебного пособия

зависит от того контингента обучающихся (того обучающегося), с которыми (которым) работает преподаватель, от знания или незнания обучаемым того или иного языка-посредника. В отдельных случаях допускается совместное применение учебников того или иного типа или использование материала (отдельных упражнений, текстов) иного, «неосновного» типа в качестве дополнительного.

Список литературы

1. Wilfried Pretzschner. Привет! | Maja Wolter, Charlotte Atze, Bertold Brandt, Tamara Gunther, Nina Hoffmann, Ernst-Georg Kirschbaum. — Berlin: Volk und Wissen Verlag GmbH, 1993. — С. 10-31, 195-215.

2. Иванова Э.И. Наше время: учебник русского языка для иностранцев (элементарный уровень). — М.: Русский язык, 2012. — С. 6-18.

3. Овсиенко Ю.Г. Русский язык для начинающих: учебник (для говорящих на английским языке). — М.: Русский язык, 2004. — С. 16, 28, 43-51.

4. Ременцов Казанцева A.A. Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов в российских вузах II Alma mater. Вестник высшей школы. — Aвгуст 2011. — С. 10.

УДК 37.047 Е.В. Попова

Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Е.Н. Козленкова

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИЯМ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Выбор профессии является одним из самых важных и, в то же время, одним из самых сложных и ответственных решений в жизни человека. С каждым годом молодежи становится все сложнее правильно выбрать профессию. Некоторые профессии, которые уже хорошо известны и популярны становятся менее актуальными и востребованными, а на смену им приходят новые — профессии будущего.

Современный мир предъявляет к человеку представителям все более жесткие требования с точки зрения адаптации и существования в нем. Важнейшими атрибутами современного человека являются качественное образование и высокие темпы карьерного роста в выбранном профессиональном направлении. Для того чтобы после получения профессионального образования выпускник мог быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо еще при получении общего среднего об-

разования уделять особое внимание процессу его профориентации и последующего профессионального выбора.

Термин «профориентация» М.А. Бендюков определяет как комплекс мер помощи в выборе профессии. Одним из основных параметров профориентации является оптимизация процесса выбора профессии с учетом личной заинтересованности школьников в трудоустройстве и необходимости получения профильного образования. Ознакомление школьников с возможностями определения и изучения профессиональных обязанностей, использование соответствующих программ подготовки школьников помогает сориентировать молодое поколение на более осознанный выбор профессии. [1].

Процесс профориентации старшеклассников должен быть направлен на всю личность подростка в целом. На начальном этапе профориентации

школьников важны общие знания о профессии, побуждение к ее изучению, наличие начального уровня понимания профессии. Данные показатели составляют комплекс, необходимый для развития общих способностей и правильного понимания профессиональных обязанностей, который в дальнейшем будет способствовать влиянию на выбор профессии.

Не менее важным является формирование у школьников интереса к профессии. Усвоение и переработка накопленной о профессии информации в процессе обучения приводит к получению школьником устойчивого позитивного отклика в отношении изучаемой профессии.

Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

• обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

♦ достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

♦ прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

• содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [2]. Процесс благоприятной профориентации заключается в том, что школьник подходит серьезно к выбору дальнейшего жизненного пути и сознательно задумывается над выбором профессии. Такой выбор направлен на реализацию жизненно важных потребностей, заключающихся в необходимости реализовать себя в конкретной сфере профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация школьников основывается на следующей совокупности взаимосвязанных задач:

• усвоение значимости различных профессий,

♦ привитие самостоятельности мышления;

• формирование направленности к трудовой деятельности.

♦ формирование основы выбора профессии;

• формирование первичных представлений о трудовой деятельности;

♦ воспитание мотивации к трудовой деятельности [3].

Профориентация должна быть учитывать принцип саморазвития, обусловливающий возможность личности превращать свои познания в предмет практических изменений и приводящий к твор-

ческой работе. Методы профориентации подразумевают управление процессом развития человека. Это не значит, что за него следует принимать решения — человека необходимо развивать гармонично с учетом его выявленных и потенциальных возможностей.

Направленность на определенную область профессиональной деятельности формируется, проявляется и развивается в процессе деятельности и общения, поэтому профориентацию школьников необходимо проводить с привлечением специалистов разных профессий. Особенно большое значение для сознательного выбора профессии школьником имеет получаемый им комплекс знаний и умений, в котором учитываются статус и роль личности в различных общностях, а также готовность подростка к выбору профессии. Это значение определяется длительным и корректно направляемым процессом профессионального самоопределения учащихся.

Традиционно выделяют такие направления профориентационной работы, как просвещение, диагностика, консультирование, воспитание и адаптация. Реализация указанных направлений работ по профессиональной ориентации школьников старших классов должна осуществляться с использованием всего многообразия методов, стимулирующих развитие личности, способствующих осознанию человеком своих интересов и склонностей, места в системе профессий. К ним относятся профориентационные лекции, тренинги, профессиональные пробы, экскурсии, викторины, проф-ориентационное тестирование, беседа, проектный метод и др. [4].

В наши дни, несмотря на интеллектуальное, техническое и экономическое возрождение, повышенное внимание со стороны государства, космическая отрасль Российской Федерации, как и многие другие наукоемкие отрасли страны, страдает от недостатка в подготовке молодых специалистов и рабочих. Накопленные в отрасли уникальные знания и опыт в значительной мере остаются неиспользуемыми. Поэтому сегодня актуальна целенаправленная и систематичная работа по обновлению кадров в такой высокотехнологичной сфере, как космонавтика, повышению престижности существующих в ней профессий, стимулированию интереса к ней будущих работников, прежде всего, за счет ориентирования талантливых старшеклассников на выбор данной профессиональной ниши.

Особенностью функционирования космической отрасли является то, что в ней работает множество людей с техническим, медицинским, естественнонаучным, психологическим и др. образованием. Каждый человек, задавшись целью работать в многокомпонентной структуре обеспечения космических полетов, может найти свою область дея-

тельности и проявить в ней свои профессиональные способности. Однако не каждый из них (а это относится, в первую очередь, к вступающим в жизнь старшеклассникам) ясно понимает специфику работы в отрасли, все еще сохранившей своего рода ореол романтичности. Профессия космонавта, являясь наиболее заметной вершиной профессиональной «горной гряды» отрасли, крайне не часто оказывается достижимой для тех, кто о ней мечтает — человек, сознательно выбирающий эту профессию, должен удовлетворять столь жестким критериям отбора, что «к финишу» способны прийти очень немногие из желающих и мечтающих.

С другой стороны, подготовка молодежи в отраслевой системе профессионального образования (призванной дать обучаемому возможность стать, пусть не космонавтом, но полноценным участником процесса освоения космического пространства) не в полной мере удовлетворяет современным требованиям к подготовке квалифицированных кадров. Безусловно, ситуация в последние годы меняется к лучшему, но, все еще, остается довольно напряженной, и в данной обстановке целенаправленная и систематичная профессиональная ориентация молодого поколения на работу в космической отрасли может увеличить приток в нее новых высокомотивированных специалистов.

ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (ЦПК им. Ю.А. Гагарина) в структуре организаций Роскосмоса занимает особое место. В нем собраны специалисты, призванные быть универсалами, иметь качественную базовую подготовку по многим специальностям, ориентироваться и быть способными анализировать информацию, связанную с последними научно-техническими достижениями. Их основная задача — подготовка к космическому полету экипажей пилотируемых космических комплексов, а, значит, требования к их собственной профессиональной подготовке должны быть особыми.

В ЦПК им. Ю.А. Гагарина создан Космоцентр, который обладает огромным потенциалом для реализации образовательных программ с целью профессиональной ориентации молодежи для дальнейшей работы в космической отрасли нашей страны, популяризации достижений отечественной пилотируемой космонавтики и патриотического воспитания молодого поколения. Одной из основных задач Космоцентра было создание профориента-ционной площадки, которая послужила бы основой для реализации специализированной программы по профессиональной ориентации школьников. Космоцентр представляет собой единый интегрированный программно-технический обучающий комплекс, реализованный с использованием современных информационных технологий. В его состав

входят комплекс полноразмерных макетов модулей орбитальной станции «Мир», реконфигурируе-мый тренажер самолетов и вертолетов, виртуальный Центр управления полетами, многофункциональный мультимедийный комплекс и др.

В ЦПК им. Ю.А. Гагарина на базе Космоцентра была разработана программа профориентационной работы со старшеклассниками «Профессиональная ориентация слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам», которая предполагала поэтапную реализацию профориентацион-ных мероприятий, направленных на формирование осознанной позиции подростков в выборе направлений будущей профессиональной деятельности. Программа предполагала формирование у ее участников общего представления о профессиональной деятельности в космической отрасли, устойчивого интереса к группе данных профессий, осмысленность выбора и саморазвитие в профессиональной области, развитие способности к творческой деятельности.

Реализация первого этапа профориентацион-ной работы со старшеклассниками предполагала адаптацию школьников к новой обучающей среде, формирование у них интереса к дальнейшей деятельности. Для этого осуществлялось ознакомление старшеклассников с технической базой Центра, процессом подготовки космонавтов. Проводилось профориентационное тестирование и анкетирование, направленное на выявление профессиональных интересов, склонностей и общей осведомленности школьников в области космических профессий. Формирование положительной мотивации к последующему участию в программе осуществлялось в рамках проведения конкурса «Космическая викторина», где в игровой форме раскрывалась сущность и содержание работы в космической отрасли.

Формирующий этап профориентационной работы был направлен на теоретико-практическую подготовку обучаемых, в рамках которой осуществлялось просвещение старшеклассников в области организации подготовки космонавтов и полетов в космос, устройства и строения Солнечной системы, истории освоения космоса и т. п. На практических занятиях обучающиеся получали опыт организации и проведения научных исследований в космосе, формировали представление о профессионально важных качествах космонавтов, о специфике и многообразии профессиональной деятельности в данной отрасли. Полученные знания и опыт старшеклассники могли обобщить и интегрировать посредством осуществления проектной деятельности «Станция будущего». Разработка проекта предполагала групповую работу школьников по разработке макета космической станции, планов

проведения космических экспериментов. Оценка результатов проектной деятельности осуществлялась в рамках проводимого конкурса, где в качестве экспертов выступали представители космической отрасли.

Завершающий этап реализации программы предполагал оценку достижений ее участников и рефлексию относительно выбора направления профессионального становления. На данном этапе подводились итоги конкурса проектов, где присуждались призовые места победившим участникам. Осуществлялась итоговая диагностика результатов профориентационной работы, которая предполагала контрольное тестирование динамики профессиональных способностей и склонностей, а также выявление самооценок школьников относительно значения участия в данной программе для их будущего профессионального выбора.

За период 2011-2013 гг. в программе «Профессиональная ориентация слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам» приняло участие 335 школьников.

В частности, по итогам организованного обучения были получены следующие данные об осведомленности школьников в области космонавтики (рис. 1).

По результатам контроля знаний о космосе и космических полетах до прохождения обучения можно заключить, что современные лучшие результаты показывают в теме «Солнечная система» (70 %). Можно предположить, что этот показатель имеет высокое значение из-за того, что данная тема изучается в школьной программе. На втором месте по осведомленности тема «Российские орбитальные станции». Школьники дали 48 % правильных ответов. Такой показатель может быть обуслов-

%

100 80 60 40 20 0

89

78

80

-34

70

13

48

64

67

70

24

13

| | До обучения Ц После обучения

Рис. 1. Результаты контроля знаний школьников до и после обучения:

1 — история ракетостроения; 2 — покорители космоса;

3 — российские орбит станции; 4 — научные эксперименты в космосе; 5 — тренировка космонавтов; 6 — солнечная система

лен наличием интереса к событиям в российской космонавтике. После обучения отмечается значительный рост осведомленности по всем темам, что позволяет утверждать о формировании у старшеклассников современного и всестороннего представления о деятельности специалистов в космической отрасли.

Результаты, полученных в ходе диагностики профессиональных склонностей в целом показали, что большинство учащихся, с одной стороны нашли подтверждение в правильности своего профессионального выбора, а, с другой стороны, увидели многообразие возможностей для профессиональной самореализации в космической отрасли. Так по результатам методики «Опросник профессиональной готовности», разработанной Л.Н. Ка-бардовой, отмечается некоторая динамика в приоритете сфер (рис. 2).

Результаты диагностики профессиональных склонностей свидетельствуют, что школьники наибольшее предпочтение отдают направлению «Человек-техника» — 26 %, на втором месте — «Человек-природа», 24 %. После обучения отмечается увеличение выбора данных направлений, что соответствует содержанию реализуемой программы, ориентирующей на профессии технической и естественнонаучной направленности. Также возрос интерес к профессиям, связанным с искусством («Человек-художественный образ» — выбор вырос с 9 до 16 %). Это может быть результатом стимулирования школьников к творческой деятельности, осуществляемых в программе через разработку проектов.

По окончании программы школьникам было предложено написать эссе, содержание которого предполагало самоанализ результатов прохождения профориентационной программы на базе ЦПК им. Ю.А. Гагарина. Анализ ответов школьников по-

%

30 25 20 15 10 5

26

28

29

14

12

24

16

17

Ч-З

Ч-Т

Ч-П

Ч-Х

Ч-Ч

| | До обучения Ц После обучения

Рис. 2. Сферы деятельности, предпочитаемые школьниками до и после прохождения программы:

Ч-З — человек-знак; Ч-Т — человек-техника;

Ч-П — человек-природа; Ч-Х — человек -художественный образ; Ч-Ч — человек-человек

9

5

0

6

47

%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 40 30 20 10

Рис. 3. Мнения школьников о результатах участия в профориентационной программе:

1 — узнали новое о профессии космонавта;

2 — узнали профессиональные обязанности космонавта; 3 — приобрели опыт действовать

в сложных ситуациях; 4 — появилась уверенность в своих познаниях; 5 — смогли реализовать свои представления о космическом корабле; 6 — приобрели знания о создании и планировании космических экспериментов; 7 — помогли самоутвердиться, почувствовать носителем профессии

зволил получить представление о влиянии проведенных профориентационных мероприятий на осознание своего профессионального выбора и личностное развитие (рис. 3).

На диаграмме видно, что большинство школьников отметили как положительный результат участия в программе — это возможность самоутвердиться (47 %), приобрести уверенность в своих силах (26 %) и узнать о профессиональных обязанностях космонавтов (38 %). Полученные результаты позволяют утверждать, что организованные мероприятия, с одной стороны позволили участвующим в них школьникам получить расширенное и аде-

кватное представление о деятельности специалистов в космической отрасли, а, с другой стороны, осознать правильность своего профессионального выбора, того направления профессиональной деятельности, которое им ближе и в большей мере соответствует способностям и склонностям.

Таким образом, можно констатировать, что разработанная и реализованная на базе ЦПК им. Ю.А. Гагарина профориентационная программа показала свою эффективность в формировании у старшеклассников осознанного профессионального выбора, что достигалось путем реализации комплекса профориентационных мероприятий, организованных с учетом личностно-ориентиро-ванного и деятельностного подходов, с опорой на активные методы обучения. Это в целом способствовало формированию осознанной позиции подростков в выборе направлений будущей профессиональной деятельности, позволило им адекватно оценить свои возможности и склонности, а также дало импульс к формированию интереса к работе в космической отрасли.

Список литературы

1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры. Азбука профориентации. — СПб.: Речь, 2006. — 240 с.

2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. — 2-е изд. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб. по-соб. для высшей школы. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с.

4. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. — М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 296 с.

0

УДК 37.015.3

Т.П. Коваленок, канд. психол. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Зависимость профессионального пути личности от индивидуально-типологических особенностей — проблема, которая давно волнует психологов. Взаимодействие человека со средой рассматривается как активный процесс, в котором человек выступает как субъект, осуществляющий во многом неосознаваемый выбор под влиянием индивидуально-типологических свойств [1]. Как одно из таких свойств рассматривается темперамент [2, 3]. Он является основанием, на котором формируются ре-

гулирующие структуры более высокого уровня, общий склад личности. В отечественной психологии преобладает точка зрения на темперамент как основу развития характера. Подчеркивается, что черты характера могут маскировать или усиливать свойства темперамента, но в экстремальных ситуациях проявляются именно особенности темперамента. Отмечается, что темперамент может выступать важным фактором профессионализации и условием успешности в профессиональной деятельности [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.