Научная статья на тему 'Внедрение структуры профессионализации старшеклассников на основе современной науки и опыта центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина'

Внедрение структуры профессионализации старшеклассников на основе современной науки и опыта центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИЯ КОСМОНАВТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабуров П. А.

Анализируется работа со школьниками в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, а также структура и содержание программы развития профессиональной направленности школьников в системе обучения космонавтов по научно прикладным исследованиям и экспериментам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NTRODUCTION OF STRUCTURE OF PROFESSIONALIZING OF SENIOR PUPILS ON THE BASIS OF THE MODERN SCIENCE FND EXPERIENCE OF THE CENTER OF PREPARATION OF COSMONAUTS BY NAME YU.A. GAGARIN

In article work with school students in the Center of preparation of astronauts by name Yu.A. Gagarin is analyzed, the structure and contents of the program of development of a professional orientation of school students in system of training of astronauts on scientific applied researches and experiments is analyzed.

Текст научной работы на тему «Внедрение структуры профессионализации старшеклассников на основе современной науки и опыта центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина»

только способом общения, но неким концентратом культуры - культуры нации, ее воплощения в разных слоях населения, вплоть до отдельной личности» [3].

Список литературы

1. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды. М.: Наука, 1975. 559 с.

2. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари. 1996.

416 с.

3. Лотман Ю.М. Об искусстве: структура художественного текста. СПб: Искусство. 1998. 704 с.

Подосинникова Анна Александровна, ст. преподаватель, podosinnikova. Anna @ mail.ru, Россия, Новомосковск, НИРХТУ им. Д.И.Менделеева.

REALIZATION PATENTAL PROFESSIONAL COMMUNICATION TEACHING FOREIGNER STUDENT OF LANGUAGE AND LITERATURE

А.А. Podosinnikova

The article is devoted to especial role of the text in the praktikal course of Russian as aforeign landuage.

Key words: folklore national culture, text, Russian national fort fairy-tales.

Podosinnikova Anna Alexandrovna, senior teacher, podosinnikova. Anna @ mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsks Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological Universiti.

УДК 378.037.1

ВНЕДРЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОПЫТА ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА

П.А.Сабуров

Анализируется работа со школьниками в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, а также структура и содержание программы развития профессиональной направленности школьников в системе обучения космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам.

Ключевые слова: школьники, процесс профессионализации школьников, профессия космонавт.

В современных условиях образование рассматривается как социокультурный процесс, в котором происходят формирование мировоззрения и выра-

ботка жизненной позиции личности, ценностные трансформации, развиваются способы деятельности, способствующие становлению системы жизненных ори-ентаций школьников, определяются профессиональные и социальные перспективы личностного развития. Усиление интереса к проблеме профессионального самоопределения личности как процесса выбора профессии и самореализации в ней обусловлено практическим запросом, сформированным в условиях экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Поворот российского образования к личностному и профессиональному развитию в условиях школьного обучения поставил принципиальный вопрос о разностороннем развитии личности школьника. При этом определился очень важный аспект - за школьником закрепился статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего индивидуальностью, правом выбора, рефлексией, самоактуализацией.

В статье рассматривается работа со школьниками Космоцентра Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (ЦПК). В данной работе были использованы специальные тесты, направленные на профессианализацию школьников, которые зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования.

Профессиональная ориентация включает в себя:

• профессиональное просвещение - обеспечение молодежи информацией о профессии космонавта, возможностях профессиональной карьеры;

• профессиональное воспитание - формирование у учащейся молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

• профессиональное консультирование по вопросам профессии космонавта, возможностей получения профессиональной подготовки;

• профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Использование интеграции предметов в «Программе развития профессиональной направленности слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам» позволяет решить задачи, поставленные в программе.

Особенно важность интеграционных процессов возрастает для «Программы развития профессиональной направленности слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам», ориентированной на дифференциацию интересов и жизненных планов учащихся. Переход к профильному обучению обеспечивает углублённое изучение отдельных космических тематик, создает условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных образовательных траекторий, связанных с космической отраслью в соответствии с их способностями.

Для совершенствования процесса развития профессиональной направленности старшеклассников на основе личностно-ориентированного подхода были проведены занятия с учениками двух школ в различных возрастных категориях. Представленная программа развития профессиональной направленности старшеклассников в системе обучения космонавтов, разработанная в Центре подготовки космонавтов ориентирована на повышение социального статуса

специализированного образования, внедрение новой структуры профессионализации старшеклассников на основе современной науки и опыта ЦПК, развитие системы школьного профильного обучения. Выбор профильного обучения осуществляется на основе личностного интереса и влияния факторов социальной среды. Изучение допрофессиональной подготовки старшеклассников проводится в условиях, приближенных к подготовке космонавтов, что свидетельствует об усилении эффективности программы в области формирования адекватной личностной направленности учащихся на выбор профессии.

Задачи профориентационной работы:

• сформировать у учащихся активную позицию по отношению к профессии космонавта;

• сформировать у учащихся знания о мире труда и профессии космонавта, требованиях профессии к личности;

• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

• научить анализировать свои возможности и способности формирования общественно значимых мотивов выбора профессии;

• подготовить к профессиональному самоопределению.

Профориентационная работа проводилась с подростками в возрасте 14

лет, когда школьники обращают внимание прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по профессии космонавта, раскрыть ее внутреннюю сущность. Цель работы с слушателями Космоцентра в возрасте 14 лет является формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями профессии космонавта. В настоящее время реализуются два направления профориентационной работы: «Мир профессии космонавта» и «Я и космос».

В рамках направления «Мир профессии космонавта» рассматриваются классификация особенностей профессии космонавта, пути получения профессионального образования с перспективой вступления в отряд космонавтов. Направление «Я и космос» помогает учащимся узнать об особенностях профессии космонавта, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с профессией космонавта.

В то же время можно отметить, что в Космоцентре используется небольшое количество методов и форм проведения профориентационных занятий:

• активизирующие профориентационные опросники и тесты;

• индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;

• профориентационные игры со слушателями.

Профориентационные диагностика и консультации включают исследование мотивации выбора профессии и исследование профессиональных интересов, что является недостаточным. Диагностический этап профориентационной работы также включает исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии и индивидуальные консультации психолога для

учащихся. В таблице 1 представлен план профориентационных мероприятий на 2010-2012 учебные годы.

План профориентационных мероприятий на 2010-2012 учебные годы

для слушателей Космоцентра

Сроки Мероприятия

Ноябрь Профориентационная игра «Гости из будущего»

Ноябрь Беседа «Знакомство с профессией космонавт»

Ноябрь Анкета

Январь Беседа «Профессиональная направленность - космонавта»

Январь Посещение-знакомство с Центром подготовки космонавтов

Февраль Анализ работы космонавтов

Март Деловая игра «Придумай свой космический эксперимент»

Март Игра-тренинг «Станция будущего»

Март Профессиограмма «Анатомия профессии космонавт».

В каждой группе занятия проводятся на базе ЦПК 1-3 дня в назначенный месяц за счет школьного компонента учебного плана. Для оценки эффективности деятельности педагогического состава Космоцентра по профориентацион-ной работе было проведено анкетирование учащихся, прошедших обучение по «Программе профессиональной ориентации слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам». Цель исследования - определить уровень усвоения программы слушателей Космоцентра по профориентационной работе. Предмет исследования -уровень обучаемости слушателей Космоцентра. Объект исследования - учащиеся в возрасте 14 лет. Задача исследования - выявить готовность обучающихся к восприятию профессиональной работы космонавтов.

По результатам данного исследования было установлено, что 38 % опрошенных имело относительно полное представление о содержании профессии космонавта, 27 % опрошенных имели посредственное представление об этом вопросе, 20 % - отличное, 15 % - плохое, что в целом соответствовало общей заинтересованности школьников в указанных профориентационных занятиях. Из этого можно сделать вывод, что среди современных школьников работа в космической отрасли представляет интерес для сравнительно небольшого числа учащихся, только каждый пятый проявил повышенный интерес к ней. Именно с этим контингентом обучающихся предстоит дальнейшая работа по привитию им интереса к конкретным специальностям космонавтики.

Сабуров Петр Алексеевич, начальник отдела, _petr.saburov@mail.ru, Россия, Московская область, г. Звездный городок, ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина»

INTRODUCTION OF STRUCTURE OF PROFESSIONALIZING OF SENIOR PUPILS ON THE BASIS OF THE MODERN SCIENCE FND EXPERIENCE OF THE CENTER OF PREPARATION OF COSMONAUTS BY NAME YU.A. GAGARIN

P.A. Saburov

In article work with school students in the Center of preparation of astronauts by name Yu.A. Gagarin is analyzed, the structure and contents of the program of development of a profes-

sional orientation of school students in system of training of astronauts on scientific applied researches and experiments is analyzed.

Key words: school students, process of professionalizing of school students, profession astronaut.

Saburov Petr Alekseevich, head of department, _ petr.saburov@mail.ru, Russia, Moscow region, town Zvezdny gorodok, FSBI Research Test Center of Preparation of Astronauts by name Yu.A. Gagarin

УДК 378.037.1

ВИРТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРОГРАММЕ КОСМОЦЕНТРА

П.А.Сабуров

Описываются один из методов повышения эффективности процесса профессионализации школьников, сокращения сроков освоения материала, улучшения понимания сущности профессии космонавта, повышения результативности обучения по научно-прикладным исследованиям и экспериментам на базе ЦПК имени Ю.А. Гагарина. Создана и апробирована технология виртуального моделирования (3D-модели), которая позволяет воспроизвести изучаемый процесс, обращая внимание на наиболее важные моменты.

Ключевые слова: процесс профессионализации школьников, профессия космонавта, виртуального моделирования.

С каждым годом все большее количество детей из разных школ приезжают в Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (ЦПК) для ознакомления с профессиональными обязанностями и дисциплинами, необходимыми космонавтам. На сегодняшний день в практике по профессионализации школьников в системе обучения космонавтов накоплен обширный арсенал подходов и приемов для большего осмысления данной профессии. Для организации и проведения квалифицированного и качественного занятия со школьниками сотрудниками УПК используются уникальные тренажерные макеты орбитального комплекса «Мир» и специализированные классы, имеющиеся в Кос-моцентре ЦПК. Для повышения эффективности процесса профессионализации школьников, сокращения сроков освоения материала, улучшения понимания сущности профессии космонавта, повышения результативности обучения по научно-прикладным исследованиям и экспериментам на базе ЦПК создана и апробирована технология виртуального моделирования (3Б-модели), которая позволяет воспроизвести изучаемый процесс, обращая внимание на наиболее важные моменты.

3Б-модели научной аппаратуры строятся на основе геометрического моделирования всех объектов воспроизводимой среды и математического моделирования изменения состояния и перемещения объектов этой среды, в том числе возникающего как реакция на воздействие обучаемого. Представлена классификация информации, которую должен усвоить обучаемый. При по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.