7. Певцова Е. А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи: : дис... д-ра юрид. наук. М., 2006.
8. Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. Львов. 1985. С. 126-127.
9. Щегорцов В. А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. 174с.
10. Скакун О. Ф. , Овчаренко Н. И. Юридическая деонтология: учебник. Х., 1998.
Елизарова Марина Александровна, старший преподаватель,
[email protected], Россия, Тула, Тульский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.
SOCIAL-LEGAL POSITIONS OF LAW-STUDENTS
M. A. Elizarova
The author of the article considers the peculiarities of the professional thinking and lawyers' feeling for law and order. The stages, forms of the legal thinking are described in this article. The author pays much attention to the significance and ways of the development of law-students' legal thinking.
Key-words: legal thinking; professional feeling for law and order; professional activity; competences.
Marina Alexandrovna Elizarova, lecturer, [email protected], Russia, Tula, Tula branch of the Russian Law Academy, the Ministry of Justice of Russian Federation.
УДК 378.037.1
ПУТЬ К ПРОФЕССИИ КОСМОНАВТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПО НАУЧНОЙ ПРОГРАММЕ
О.Е. Захаров, Е.В. Попова, П.А. Сабуров
Рассматривается проблема профессионального самоопределения личности как процесса выбора профессии и самореализации в ней.
Анализируется работа со школьниками Космоцентра Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. В данной работе было использовано специальное тестирование, направленное на профессионализацию школьников, которое зачастую проводится в старших классах системы среднего образования.
Ключевые слова: профессия космонавт, процесс профессионализации школьников, ранная профессиональная ориентация.
В настоящее время интерес к космонавтике не только не снизился, но и продолжает возрастать. С каждым годом все большее количество детей из разных школ приезжают в Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЦПК) для ознакомления с профессиональными обязанностями и дисци-
плинами, необходимыми космонавтам. Сегодня в практике профессионализации школьников в системе обучения космонавтов накоплен обширный арсенал подходов и приемов для большего осмысления данной профессии. Для организации и проведения квалифицированного и качественного занятия со школьниками сотрудниками ЦПК используются уникальные тренажерные макеты орбитального комплекса «Мир» и специализированные классы, имеющиеся в Космоцентре ЦПК.
Интерес науки к изучению космоса не ослабевает, растет количество исследований и экспериментов в этой области. Изучение школьниками научной космической программы проходит с позиций формирования воспитания и развития мышления подростков в области космонавтики с целью ориентирования на работу в космической отрасли. На основе подготовки по российским научно-прикладным исследованиям и экспериментам (НПИиЭ) в космосе, с учетом программ подготовки экипажей МКС, сформирована программа подготовки подростков на базе Космоцентра, в которой указаны темы подготовки школьников, предлагается проведение тренингов по подготовке школьников к профессии космонавта. Она предназначена для ин-структорско-преподавательского состава ЦПК, а также для слушателей Космоцентра.
Учитывая тот факт, что космонавтика все больше включает в себя достижения различных отраслей знаний, расширяется научная программа, проводимая в космосе, в которой постоянно обогащаются и расширяются предметные направления. Таким образом, методология обучения старшеклассников в системе подготовки космонавтов по научной программе играет определяющую роль в психолого-педагогических подходах, повышает эффективность, профессиональную направленность. В современных условиях образование рассматривается как социокультурный процесс, в котором происходят формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции личности, развиваются способы деятельности, способствующие становлению системы жизненных ценностей школьников, определяются профессиональные и социальные перспективы личностного развития.
Особое внимание в данной работе уделено «Программе профессиональной ориентации слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам», разработанной и апробированной сотрудниками Научного управления ЦПК в 2012 году. В данной программе учитывались следующие направления НПИиЭ:
• физико-химические процессы и материалы в условиях космоса;
• биологические исследования;
• космическая биотехнология;
• технические исследования и эксперименты;
• исследование физических условий в космическом пространстве на орбите МКС;
• образование и популяризация космических исследований.
Целью подготовки слушателей Космоцентра в рамках предлагаемой Программы является формирование у подростков целостного представления о научной деятельности космонавта.
Задачи подготовки слушателей Космоцентра:
1. Ознакомить школьников с теоретическими и практическими аспектами космических экспериментов (КЭ).
2. Сформировать у школьников систему первоначальных знаний, необходимых для понимания задач и особенностей выполнения КЭ в условиях космического полета.
3. Актуализировать у школьников интерес к научным исследованиям и способность работы с научной аппаратурой.
Школьник, прошедший подготовку в Космоцентре, должен иметь представление о понятиях, объектах и предметах, используемых в КЭ, об основных принципах и закономерностях; обобщенной методике проведения КЭ; профессионально-этических, организационно-управленческих основах исследовательской культуры в космосе, а также получить первичные умения о способах обработки информации в рамках КЭ; способах проведения исследовательско-аналитической работы (анализ состояния исследуемых объектов и научной аппаратуры); организации исследовательской деятельности.
Объем и виды учебной работы в рамках реализации «Программы профессиональной ориентации слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам» Кос-моцентра представлены в табл. 1.
Таблица 1
Структура «Программы профессиональной ориентации слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам»
Виды учебной работы Объем, ч.
Лекции 18
Практические занятия 7
Подведение итогов полученных знаний в области научных исследований в космическом полете (игра-тренинг, тесты) 13
Всего 39
В результате реализации программы было проведено тестирование 84 школьников с разных школ. Из них 30 человек в возрасте 9-12 лет, 28 - 13-15 лет, 26 - 16-17 лет. При проведении исследования на профессионализацию школьников использовались тесты перед началом и в конце обучения. В исследовании использовались тесты, составленные сотрудниками ЦПК и включав-
шие в себя вопросы по космической тематике. Тест включал 14 вопросов и был рассчитан на выполнение за 10-15 мин. Данные тестирования показали, что дети младшей группы отвечали на поставленные вопросы более грамотно, чем старшеклассники. Из этого мы можем предположить, что дети в возрасте от 1415 лет, перестают интересоваться тематикой космонавтики. Результаты тестирования приведены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты тестирования школьников, обучающихся по «Программе профессиональной ориентации слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам»
Результат До лекций После лекций
9-12 лет 13-15 лет 16-17 лет 9-12 лет 13-15 лет 16-17 лет
Нет ошибок 4 чел. 1 чел. 0 чел. 7 чел. 4 чел. 0 чел.
1-2 ошибки 17 чел. 13 чел. 10 чел. 23 чел. 15 чел. 11 чел.
3-4 ошибки 3 чел. 3 чел. 5 чел. 0 чел. 1 чел. 13 чел.
5 и более ошибок 6 чел. 11 чел. 11 чел. 0 чел. 8 чел. 2 чел.
Всего 30 чел. 28 чел 26 чел. 30 чел. 28 чел 26 чел.
Мотивационный аспект заинтересованности школьников в профессии космонавта мы попытались выявить посредством отношения к практическим заданиям на самостоятельную работу в игровых тренингах. Давались задания с целью проверки использования полученных знаний в процессе подготовки. Содержательные характеристики подготовленности школьников определялись в ходе продуктивных организационно-деятельностных игр «Придумай свой космический эксперимент», «Станция будущего». Результат оценивался умением представить и защитить проект. Шкала оценки включала 3 уровня сформиро-ванности практической готовности к научно-творческой деятельности школьников: высокий, приближенный, низкий.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что процесс формирования знаний у школьников, участвующих в научной программе Космоцентра, даёт положительный результат и реализуется как познавательная деятельность, отвечающая требованиям субъективности и избирательности, а также характеру творческой индивидуальности школьника.
Захаров Олег Евгеньевич, начальник тренажерного отделения Космоцентра,[email protected], Россия, Московская область, г. Звездный городок, ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина».
Попова Елена Владимировна, начальник отделения,[email protected],Россия, Московская область, г. Звездный городок, ФГБУ ««Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина».
Сабуров Петр Алексеевич, начальник отдела,[email protected], Россия, Московская область, г. Звездный городок, ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина».
WAY TO THE TRADE THE COSMONAUT IN PREPARATION SYSTEM UNDER THE SCIENTIFIC PROGRAM
О.Е. Zaharov, E.V. Popova, P.A. Saburov
The article considers interest to a problem ofprofessional self-determination of the person as process of a choice of a trade and self-realization in it. In article is analyzed work with schoolboys of Cosmos Center preparations of cosmonauts by name J.A. Gagarin. In the given work the special tests directed on professionalizing of schoolboys which frequently are spent in the senior classes of system of secondary education have been used.
Key words: schoolboys, process of professionalizing of schoolboys, a trade the cosmonaut.
Zakharov Oleg Evgen'evich, chief of training office Cosmos Centre, ol.zah@,mail.ru, Russia, Moscow region, town Zvezdny gorodok, FSBI Research Test Center of Preparation of Astronauts by name Yu.A. Gagarin.
Popova Elena Vladimirovna, chief of office, lena_starcity@,mail.ru, Russia, Moscow region, town Zvezdny gorodok, FSBI Research Test Center of Preparation of Astronauts by name Yu.A. Gagarin.
Saburov Petr Alekseevich, head of departmentt, [email protected], Russia, Moscow region, town Zvezdny gorodok, FSBI Research Test Center of Preparation of Astronauts by name Yu.A. Gagarin
УДК 371.3.016.091.313:81
ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА МАТЕРИАЛЕ ЯЗЫКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПРЕДВУЗОВСКОГО ЭТАПА
Л. А. Константинова, О.Ю. Тихонова
Рассмотрены особенности обучения аудированию на материале языка специальности, механизмы аудирования, а также трудности, возникающие в процессе восприятия на слух устной профессионально ориентированной речи.
Ключевые слова: механизмы аудирования, трудности аудирования, «правила» учебного слушания.
Общеизвестно, что изучение русского языка является для иностранных студентов не самоцелью, а средством формирования языковой базы, которая позволила бы им активно участвовать в учебном процессе по избранной специальности. Поскольку фундамент будущих профессиональных знаний закладывается уже на начальном этапе, от успешного решения вопросов организации и