Научная статья на тему 'Профориентирование молодежи на участие в качестве заявителей в отборе космонавтов'

Профориентирование молодежи на участие в качестве заявителей в отборе космонавтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ КОСМОНАВТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Е. В., Сабуров П. А.

Посвящена некоторым практическим аспектам профессиональной ориентации учащейся молодежи на профессию космонавта, используемым ныне в деятельности Центра подготовки космонавтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH PROFESSIONAL ORIENTATION ON PARTICIPATION IN QUALITY OF APPLICANTS IN SELECTION OF COSMONAUTS

Article is devoted to some practical aspects of vocational guidance of studying youth on a profession of the cosmonaut, used nowadays in activity of the Center of preparation of cosmonauts.

Текст научной работы на тему «Профориентирование молодежи на участие в качестве заявителей в отборе космонавтов»

УДК 371.3.016

Е.В. Попова, нач. отделения, 8-985-389-17-03, lena starcity@mail.ru (Россия, Московская обл., Звездный городок, НИИ Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина),

П.А.Сабуров, нач. отдела; 8-916-211-27-38, petr.saburov@mail.ru (Россия, Московская обл., Звездный городок, НИИ Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина)

ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА УЧАСТИЕ В КАЧЕСТВЕ ЗАЯВИТЕЛЕЙ В ОТБОРЕ КОСМОНАВТОВ

Посвящена некоторым практическим аспектам профессиональной ориентации учащейся молодежи на профессию космонавта, используемым ныне в деятельности Центра подготовки космонавтов.

Ключевые слова: профориентация старшеклассников, профессиональная социализация молодежи, выбор профессии космонавта.

В настоящее время порядок исполнения государственной функции по обеспечению отбора и подготовки кандидатов в космонавты осуществляется Федеральным космическим агентством (Роскосмос). Отбор и подготовка космонавтов осуществляется через Научно-исследовательский центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (ЦПК). В качестве заявителей на участие в процессе отбора космонавтов выступают граждане России, к которым предъявляются особые требования не только в профессиональном направлении, но и в психолого-педагогическом отношении к космонавтике.

В современной подготовке космонавтов заметны тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу тех или иных явлений объективной научной реальности. В настоящее время, например, в психолого-педагогическом подходе к отбору космонавтов приветствуются знания в области кибернетики, математики, теории вероятности и других наук, ранее не претендовавших на основные направления. В связи с поменявшимися приоритетами принятия граждан в кандидаты в космонавты мы рассматриваем общую структуру изучаемых направлений, соответствующих профилю студенческого образования. Иными словами, на какие науки нынешним старшеклассникам необходимо делать акцент при выборе вузов для дальнейшего профориентирования на профессию космонавта.

Каждому человеку рано или поздно приходится определяться в своей профессии или специальности. Современное разделение труда объективно требует подготовки будущих рабочих и специалистов по тысячам профессий и специальностям, каждая из которых имеет свою специфику. Вполне понятно, что такое многообразие видов трудовой, профессиональной деятельности существенно усложняет проблему научного обоснования обучения, воспитания и развития учащихся на всех этапах профессиональ-

ного становления человека. Элементы такого становления просматриваются уже с самых первых шагов приобщения ребенка к окружающему его миру. Уже на уровне первоначальных знаний, навыков и умений, которыми овладевает ребенок в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательной школе, имеются «зачатки» тех или иных профессиональных компонентов, «эмбрионы» будущей трудовой деятельности человека, независимо от того, в какой сфере общественно полезного труда ему предстоит в дальнейшем реализовать свои индивидуальные интересы и способности.

За короткий срок произошла адаптация ранней профессионализации современных подростков к принципиально новым условиям политической и экономической жизни страны. В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что профессиональное образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [1, с. 78-79]. Система профориентации школьников - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества. В настоящий момент она включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация [2, с. 54].

С каждым годом все большее количество детей из разных школ приезжают в Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина для ознакомления с профессиональными обязанностями, дисциплинами, необходимыми для работы космонавтам. К нынешнему дню в практике по профессионализации школьников в системе обучения космонавтов накоплен обширный арсенал подходов и приемов для большего осмысления данной профессии. Для организации и проведения квалифицированного и

качественного занятия со школьниками сотрудниками Центра используются тренажерные макеты станции МКС, созданные в Космоцентре. Изучение научной космической программы проходит с позиций формирования воспитания и развития мышления подростков в области космонавтики с целью ориентирования на работу в космической отрасли.

Учитывая тот факт, что космонавтика все больше впитывает в себя достижения различных отраслей знания, усиливаются качество и количество научной программы в космосе, постоянно обогащая и расширяя свои предметные направления. Таким образом, методология обучения старшеклассников в системе подготовки космонавтов по научной программе играет определяющую роль в психолого-педагогических подходах, повышает эффективность, профессиональную направленность.

Сами программы обучения космонавтов стали более разнообразными по методам, усиливаются качество и количество, постоянно обогащается и расширяется предметная область космической подготовки. Методология отбора в кандидаты и подготовки, таким образом, играет определяющую роль в психолого-педагогических подходах к заявителям в космонавты. Из этого складывается картина, что основополагающим для заявителя в космонавты является формирование готовности будущего космонавта на стадии зарождения осмысленного выбора дальнейшей профессии, т.е. в подростковом возрасте. Здесь важна трактовка личности как такого уровня развития человека, на котором его поступки детерминируются не только теми или иными внешними обстоятельствами, но ведущими оказывается опосредование внутренними условиями: мировоззрением, целевыми установками. Поэтому определенный интерес представляет профориентация на профессию космонавта подростков в системе довузовского образования. На наш взгляд, необходимо на подростковой стадии смоделировать личность как космонавта, выявить основные параметры его квалификационной характеристики, определить условия, пути и средства ее реализации в системе отбора космонавтов.

Для исследования проблемы профориентирования подростков на профессию космонавт имеет существенное значение понимание категории знаний, необходимых в данной профессии. В перечень видов подготовки космонавтов (применительно ко всем этапам) входят:

• техническая подготовка по бортовым системам и оборудованию пилотируемых космических аппаратов (ПКА);

• подготовка космонавтов к выполнению научно-прикладных исследований, экспериментов и прикладных работ;

• комплексная подготовка экипажей ПКА;

• подготовка к внекорабельной деятельности (работе в открытом космосе);

• медико-биологическая подготовка;

• подготовка к действиям при посадке в экстремальных условиях различных климатогеографических зон;

• специальная подготовка в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;

• летная и специальная парашютная подготовка космонавтов;

• психологическая подготовка;

• гуманитарная подготовка.

В структуре профессионализма космической деятельности мы выделяем качества, необходимые для заявителя в кандидаты в космонавты: готовность и умение использовать систему знаний на практике; динамичность, справедливое самооценивание и оперативное устранение обнаружившихся личностных недостатков и пробелов, необходимых для космонавта. В структуре личности подростка или студента эти составляющие взаимосвязаны. Отсутствие одного из них влечет за собой несформирован-ность основ профессионализма космической деятельности.

Согласно временному положению по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов в космонавты в 2012 году претенденты были должны:

• обладать необходимым минимумом общих знаний в области основ пилотируемой космонавтики;

• иметь способности к изучению космической техники (продемонстрировать умение разобраться в основах и принципах построения технических систем, понимать их физическую сущность, уметь запоминать техническую информацию и технические характеристики);

• иметь способности к операторской деятельности (определяются по результатам специальных тестов). Претенденты, имеющие опыт испытательной работы, пользуются преимуществом;

• знания русского языка (письменно и устно) должны быть не ниже хороших, относительно требований средней школы Российской Федерации;

• знания английского языка на оценку не ниже «хорошо» по требованиям вузов Российской Федерации;

• умение пользоваться персональным компьютером, Интернетом, электронной почтой, антивирусными программами и др.;

• иметь необходимую осведомленность в области истории мировой и отечественной космонавтики;

• обладать необходимым минимумом общих знаний в области культурологи.

Таким образом, профориентация подростков на профессию космонавт представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем. В то же время все обучающиеся на определенной ступени образовательной системы характеризуются исходными общими и типичными для

них особенностями, чертами. Каждая образовательная ступень соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека. Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии и педагогики. В русле профориентации понимание возрастной смены можно рассматривать как новый тип строения личности с ее психическими и социальными изменениями и его отношение к выбираемой профессии.

В рамках программы профориентации на базе Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина создана платформа по проведению занятий со школьниками, студентами с целью ознакомления молодежи с профессией космонавт. Специалистами обеспечивается привлечение сотрудников структурных подразделений Учреждения к проведению отдельных видов теоретических и практических занятий со слушателями на базе КЦ и осуществляется по согласованию с начальниками соответствующих подразделений, в зависимости от персональной загрузки сотрудников и планов подготовки космонавтов.

Профессиональная ориентация и начальная подготовка молодых специалистов, студентов и школьников в области применения космической техники и технологий проходит на специальных тренажерах:

• комплекс полноразмерных макетов модулей орбитального комплекса «Мир»;

• реконфигурируемый тренажер самолетов и вертолетов (РТСВ);

• многофункциональный мультимедийный комплекс (ММК);

• специализированный тренажер «Виртуальный транспортный космический корабль «Союз-ТМА»;

• виртуальный Центр управления полетами (ЦУП);

• информационная зона.

Все указанные возможности Центра используются и эффективно помогают современной молодежи сориентироваться на выборе профессии.

Немаловажный аспект в выборе профессии играют приоритетные для подростка науки, причем каждый подросток выявляет уже в 14-15 лет склонность к определенным наукам. С позиции разных взглядов на современные профессии профессия космонавта часто является приоритетной у подростков. Но можно рассматривать возможность выбора профессии связанной с космонавтикой в качестве преподавателя, инструктора экипажей и т.д. Используя весь арсенал полученных знаний при профориентации и получив соответствующее образование, любой молодой человек при наличии соответствующего уровня и объема образования может попробовать свои силы на прохождение в кандидаты в космонавты. Но необходимо учитывать все сложности, которые встречаются на нелегком профессиональном пути космонавта.

Список литературы

1. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики: уч. пос. М.: Ассоциация «Профцентр», 2003.

2. Школа и выбор профессии» / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. М.: Педагогика, 2007.

Popova E.V., Saburov P.A.

YOUTH PROFESSIONAL ORIENTATION ON PARTICIPATION IN QUALITY OF APPLICANTS IN SELECTION OF COSMONAUTS

Article is devoted to some practical aspects of vocational guidance of studying youth on a profession of the cosmonaut, used nowadays in activity of the Center of preparation of cosmonauts.

Key words: vocational guidance of seniors, professional socialization of youth, choice of profession of the cosmonaut.

Получено 15.10.2012

УДК 371.3.016

Е.В. Попова, нач. отделения, 8-985-389-17-03, lena starcity@mail.ru (Россия, Московская обл., г. Звездный городок, НИИ Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина)

ПРОБЛЕМА РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Посвящена комплексному рассмотрению содержания понятия, педагогических целей, форм и средств профессионализации школьников старших классов как системы их ориентирования и морально-психологической подготовки к выбору будущей профессии.

Ключевые слова: профессионализация школьников, профессиональная социализация, выбор профессии, профессиональная ориентация и отбор.

Рассматривая проблему развития профессиональной направленности старшеклассников в условиях современного состояния образовательной системы и отраслевой профессиональной деятельности, важно определить, какие пути и технологии могут применяться для повышения качественного соответствия выбираемого молодыми людьми направления профессионального роста их личностным свойствам, а также, что может способствовать укреплению кадрового потенциала таких сложных и ответственных отраслей деятельности, как аэрокосмическая сфера.

Профессионализация в нашем понимании - это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер по по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.